Дело № 2-111/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 г. г.Мичуринск
Мичуринский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.В.,
при секретаре Акмаевой О.В.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к ИП ФИО1 чу в защиту интересов неопределенного круга потребителей о прекращении противоправных действий при производстве пищевой продукции,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в защиту интересов неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к ИП ФИО1 о прекращении противоправных действий при производстве пищевой продукции без необходимой и достоверной информации о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также об обязании ИП ФИО1 в установленный судом срок довести решение суда до потребителей через средства массовой информации (еженедельная газета) или на сайте организации (при наличии).
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес> в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ИП ФИО2 установлены следующие нарушения: колбасные изделия в отделе мясотоваров, расположенном в гипермаркете «Линия» по адресу: <адрес>, упакованные изготовителем под вакуумом в потребительские упаковки не имели необходимых сведений о составе, энергетической ценности, месте регистрации изготовителя, что нарушает предусмотренные ст. 10 Закона РФ от 07.10.1992г. № «О защите прав потребителей» права неопределенного круга потребителей на своевременное получение необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора, а также требования статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция
в части ее маркировки»/ далее ТР №/, в нарушение которой маркировка колбасных изделий не содержит полных сведений о составе продукции: у пищевой добавки «Соль нитритная» не указано ее функциональное назначение./ ч. 4.1, ч. 4.4 /, маркировка колбасных изделий не содержит полных сведений о месте нахождения изготовителя: в адресе изготовителя не указана страна. / ч. 4.1, ч. 4.8/ и маркировка колбасных изделий не содержит сведений об энергетической ценности (калорийности) в джоулях/ч. 4.1, ч. 4.9/.
Представитель истца ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, иск поддержал, указал, что в настоящее время нарушения, указанные в иске, не устранены ответчиком должным образом, так в представленных истцу термочеках, пищевая и энергетическая ценности указаны одним списком. Содержание белков, жиров и углеводом не являются показателями энергетической ценности 100 гр. продукта. Ответчику необходимо указать: «Пищевая ценность 100 гр. продукта: белки.., жиры.., углеводы.., энергетическая ценность/ или калорийность/.. кКал/.. кДж».
Представитель ответчика ФИО1, действующий по доверенности, в судебном заседании иск признал частично, пояснил, что в настоящее время указанные истцом нарушения устранены: в термочеках пищевой продукции указан адрес регистрации производителя и страна РФ, в составе продукции указана соль нитратная и ее функциональное назначение, указана калорийность в килокалориях и джоулях. Согласны исправить допущенное нарушение в указании энергетической ценности так, как указал истец.
Выслушав ответчика, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О
защите прав потребителей», федеральный государственный надзор в области
защиты прав включает в себя организацию и проведение проверок
соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами,
уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора; а также обязательных требований к товарам.
Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять
потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Как следует из материалов дела, распоряжением органа государственного контроля/надзора/ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>№ от 21.08.2018г. специалистам Управления Роспотребнадзора по <адрес> было предписано провести внеплановую выездную проверку в отношении ИП ФИО2 по факту соблюдения последним обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно акту проверки № от 04.09.2018г. и протоколу осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 22.08.2018г, в ходе проведенной 22.08.2018г. внеплановой выездной проверки в отношении ИП ФИО2 по адресу: <адрес> были установлены следующие нарушения: в продаже находилась пищевая продукция, изготовленная ИП ФИО1, маркировка которой не содержала обязательную информацию, предусмотренную законодательством РФ: так, колбаса «Москвичка», рулет «Суздальский», рулет «Диетический», сервелат «Тирольский» не содержали в маркировке необходимых сведений о составе / в состав входит пищевая добавка «соль нитритная», однако не указано ее функциональное значение/, энергетической ценности в джоулях, месте регистрации изготовителя /в адресе не указана страна/. Указанная информация до потребителя не доведена. Вышеуказанные товары замаркированы знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Как следует из проведенной проверки, ИП Самченко не предоставил потребителям необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, чем нарушил положения ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», и требования статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»
В соответствии с частью 4.1 ТР № маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать в том числе сведения о составе пищевой продукции, наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции, показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
Согласно пункта 6 части 4.4 ТР № при наличии пищевой добавки в составе пищевой продукции должно быть указано функциональное
(технологическое) назначение (регулятор кислотности, стабилизатор, эмульгатор, другое функциональное (технологическое) назначение) и наименование пищевой добавки, которое может быть заменено индексом пищевой добавки согласно Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (Е). Если пищевая добавка имеет различное функциональное назначение, указывается функциональное назначение, соответствующее цели ее использования.
В соответствии с пунктом 2 части 4.8 ТР № в информации, предоставляемой потребителю (приобретателю), следует использовать официально зарегистрированное наименование и место нахождения (адрес, включая страну) изготовителя.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 части 4.9 ТР № Пищевая ценность пищевой продукции, указываемая в ее маркировке, включает следующие показатели:
энергетическую ценность (калорийность);
количество белков, жиров, углеводов;
количество витаминов и минеральных веществ.
Пищевая ценность пищевой продукции должна быть приведена в расчете на 100 граммов или 100 миллилитров и (или) на одну порцию (определенное количество пищевой продукции, указанное в ее маркировке как одна порция при обязательном указании количества такой порции) пищевой продукции.
Энергетическая ценность (калорийность) пищевой продукции должна быть указана в джоулях и калориях или в кратных или дольных единицах указанных величин.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000г. пищевые продукты, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации, не могут находиться в обороте, признаются некачественными и опасными, и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно ст. 46 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Судом установлено, что ответчиком в добровольном порядке до вынесения решения суда устранены следующие нарушения, допущенных при маркировке пищевой продукции: указано функциональное назначение пищевой добавки «Соль нитритная» - соль, фиксатор окраски-нитрит натрия, и указана страна производителя - РФ, что подтверждается представленными суду термочеками, в связи с чем, исковые требования о прекращении противоправных действия в этой части удовлетворению не подлежат.
Суд удовлетворяет исковые требования о прекращении противоправных действий, связанных с отсутствием на маркировке сведений об энергетической ценности продуктов, поскольку до настоящего времени это нарушение надлежащим образом не устранено ответчиком, что следует из требований истца.
Суд, в силу ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязывает ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> удовлетворить частично.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 ча прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей при производстве пищевой продукции
- колбасных изделий, связанные с отсутствием на маркировке полных сведений об энергетической ценности продукта.
В удовлетворении исковых требований в части возложения на индивидуального предпринимателя ФИО1 ча обязанности прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей при производстве пищевой продукции
- колбасных изделий, связанные с отсутствием на маркировке полных сведений о составе продукта и месте нахождения изготовителя, отказать.
Обязать ИП ФИО1 ча довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ИП ФИО1 ча в бюджет Муниципального образования <адрес> госпошлину в сумме 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мичуринский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
судья Н.В. Попова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.