89RS0001-01-2019-004032-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2020 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Акимовой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-111/2020 по иску ФИО1 к департаменту информационных технологий и связи в ЯНАО о взыскании задолженности по возмещению оплаты льготного проезда неработающих членов семьи, денежной компенсации за задержку выплат,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к департаменту информационных технологий и связи в ЯНАО о взыскании задолженности по возмещению оплаты льготного проезда неработающих членов семьи, денежной компенсации за задержку выплат.
В обоснование иска указано, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с департаментом информационных технологий и связи в ЯНАО в должности заместителя начальника отдела правового обеспечения и государственного заказа. С 13 сентября 2019 года по настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. ФИО1, на основании ст. 325 ТК РФ и Закона ЯНАО № 89-ЗАО от 16 декабря 2004 года «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», обратилась к работодателю с заявлением об оплате проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно ей и неработающим членам ее семьи и с заявлением о предварительной оплате расходов (аванс) в размере 33 000 рублей. Аванс выплачен не был. Частью 8 ст. 5 Закона ЯНАО № 89-ЗАО от 16 декабря 2004 года предусмотрено, что работник организации, финансируемой за счет средств окружного бюджета, расположенной на территории автономного округа, фонда обязательного медицинского страхования, имеющий право на оплату стоимости проезда и провоза багажа, может воспользоваться им при выезде в связи с отпусками по беременности и родам и по уходу за ребенком. В этом случае для окончательного расчета работник обязан в течение 3 рабочих дней с даты приезда к месту жительства представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника и (или) членов его семьи. Ст. 5 Закона ЯНАО № 89-ЗАО от 16 декабря 2004 года содержит закрытый перечень документов, предоставляемых с отчетом, предоставление иных документов не предусмотрено. ФИО1 был подготовлен авансовый отчет от 06 сентября 2019 года на сумму 54 047 рублей 00 копеек с приложением оригиналов посадочных талонов и копий электронных авиабилетов на нее и неработающих членов ее семьи (ФИО4, ДД.ММ.ГГГГФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.) и предоставлен работодателю 09 сентября 2019 года, т.е. в течении 3-х рабочих дней с даты приезда к месту жительства. В соответствии с Законом ЯНАО № 89-ЗАО от 16 декабря 2004 года и приказом работодателя от 29 декабря 2018 года № окончательный расчет с работником организации, финансируемой за счет средств окружного бюджета, расположенной на территории автономного округа, производится в течении месяца со дня предоставления отчета работником. До 10 октября 2019 года расчет произведен не был в связи с чем, ФИО1 обратилась в ГИТ ЯНАО. По результатам проверки инспекцией выявлено нарушение требований ст. 325 ТК РФ и Закона ЯНАО № 89-ЗАО от 16 декабря 2004 года. Денежные средства в размере 24 470 рублей 00 копеек перечислены работодателем 20 ноября 2019 года после получения распоряжения (приказа) ГИТ в ЯНАО о проведении внеплановой, документарной проверки от 12 ноября 2019 года. В декабре 2017 года ФИО1 было использовано право на оплачиваемый отпуск, в том числе неработающего члена семьи ФИО4, на основании авансового отчета работодателем был произведен расчет в полном объеме.
Просила взыскать с департамента информационных технологий и связи в ЯНАО 29 604 рубля 00 копеек, составляющих задолженность по возмещению оплаты льготного проезда неработающих членов семьи ФИО4, ДД.ММ.ГГГГФИО5, ДД.ММ.ГГГГ взыскать денежную компенсацию за задержку выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ в сумме 1 420 рублей 00 копеек.
В судебном заседании истец ФИО1 участия не принимала, направила представителя.
Представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований иска, выступила по доводам, приведенным в нем, а также по доводам, приведенным в письменном дополнении к исковому заявлению.
Представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска, выступил по доводам письменного отзыва на иск и письменных возражений на дополнения к иску.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующими основаниям.
Стороны не оспаривают, тот факт, что истец находится в трудовых отношениях с ответчиком.
В соответствии с приказом ответчика №-л от 24 апреля 2019 года, истцу предоставлен отпуск по беременности и родам с 10 апреля 2019 года по 27 августа 2019 года в количестве 140 календарных дней.
05 августа 2019 года истцом в адрес ответчика направлено заявление об оплате проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, в том числе в отношении неработающих членов семьи истца – несовершеннолетних детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГФИО5, ДД.ММ.ГГГГ
06 сентября 2019 года истцом в адрес ответчика предоставлен авансовый отчет.
Между сторонами имеется спор относительно права истца на компенсацию расходов по оплате льготного проезда неработающих членов семьи – несовершеннолетних детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГФИО5, ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 604 рублей 00 копеек.
Согласно ч.5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, а также гарантии и компенсации работникам при его предоставлении закреплены в ТК РФ.
К числу таковых относится и компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая предоставляется в целях обеспечения указанным работникам отдыха и оздоровления в более благоприятных природно-климатических условиях.
В соответствии со ст. 325 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Согласно Положению о департаменте информационных технологий и связи в ЯНАО, утвержденному постановлением Правительства ЯНАО от 08.07.2010 № 129-П, департамент информационных технологий и связи в ЯНАО является бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа.
Следовательно, в силу ст. 325 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации – ЯНАО.
Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в автономном округе и являющихся работниками органов государственной власти автономного округа и иных государственных органов автономного округа определены в Законе ЯНАО № 89-ЗАО от 16 декабря 2004 года «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
Так, согласно ч.1 ст.5 Закона ЯНАО № 89-ЗАО лица, работающие в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, расположенных на территории автономного округа, фонде обязательного медицинского страхования, имеют право на оплачиваемый один раз в два года, за счет средств работодателя, проезд к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов (сверх установленной соответствующим видом транспорта нормы бесплатного провоза багажа). Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации в порядке и на условиях, установленных настоящей статьей.
Согласно ч.4 ст.5 Закона ЯНАО № 89-ЗАО наряду с оплатой проезда самого работника работодатель один раз в два года оплачивает стоимость проезда к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно и провоза багажа весом до 30 килограммов (сверх установленной соответствующим видом транспорта нормы бесплатного провоза багажа) неработающим членам его семьи. К неработающим членам семьи относятся: фактически проживающие на территории автономного округа супруг (супруга), несовершеннолетние дети до 18 лет, дети, по отношению к которым работник является опекуном или попечителем, дети, достигшие возраста 18 лет, в течение трех месяцев с момента окончания общеобразовательных организаций, а также совершеннолетние члены семьи - неработающие инвалиды с детства I и II групп, имеющие противопоказания к труду либо неспособные к трудовой деятельности; дети, не достигшие возраста 23 лет и не вступившие в законный брак, осваивающие образовательные программы основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения, имеющие государственную аккредитацию.
Согласно ч.8 ст.5 Закона ЯНАО № 89-ЗАО работник организации, финансируемой за счет средств окружного бюджета, расположенной на территории автономного округа, фонда обязательного медицинского страхования, имеющий право на оплату стоимости проезда и провоза багажа, может воспользоваться им при выезде в связи с отпусками по беременности и родам и по уходу за ребенком. В этом случае для окончательного расчета работник обязан в течение 3 рабочих дней с даты приезда к месту жительства представить отчет о произведенных расходах в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Приказом ответчика №-о от 07 октября 2019 года отделу финансирования и бухгалтерского учета приказано произвести ФИО1 оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за период с 01 апреля 2017 года по 31 мая 2019 года, после предоставления подтверждающих документов.
Судом установлено, что в результате проведенной ГИТ в ЯНАО внеплановой документарной проверки по обращению ФИО1, было установлено, что ответчик в письменном виде обращался на имя истца по вопросу необходимости предоставления документов в подтверждение фактического проживания неработающих членов семьи (т.е. несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.) на территории ЯНАО.
Поскольку ФИО2 передала на рассмотрение суда возникший спор, суд приходит к выводу о том, что документы в подтверждение фактического проживания несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ ею не были представлены работодателю.
Согласно ч. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом ВС РФ 26.02.2014 ред. от 26.04.2017) размер компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно должен соответствовать предназначению данной компенсации, то есть гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик (работодатель) вправе проверить фактическое проживание членов семьи ФИО1 на территории ЯНАО, поскольку данная норма закреплена ч.4 ст.5 Закона ЯНАО № 89-ЗАО.
Согласно положениям ст. 3 ГПК РФ защите в судебном порядке подлежит лишь нарушенное право.
Поскольку ФИО1 не предоставила работодателю сведения относительно фактического проживания своих несовершеннолетних детей на территории ЯНАО, то правовых оснований для взыскания спорной денежной суммы в судебном порядке, не имеется.
Поскольку требования о взыскании денежной компенсации за задержку выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ являются производными от требования о взыскании задолженности по возмещению оплаты льготного проезда неработающих членов семьи, то оно также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к департаменту информационных технологий и связи в ЯНАО о взыскании задолженности по возмещению оплаты льготного проезда неработающих членов семьи, денежной компенсации за задержку выплат, - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2020 года