ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-111/20 от 10.03.2020 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело

УИД RS0-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2020 года. Октябрьский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего Кириленко И.В.,

помощника судьи ФИО3,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО Банк ФК «Открытие»» о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО Банк ФК «Открытие», в котором просит суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в ненаправлении ему письменного ответа на его заявление от 04.09.2018г.

В обоснование иска указано, что 04.09.2018г. им, на имя руководителя ПАО Банк ФК «Открытие» было направлено письменное заявление (обращение) по вопросу извещения его по фактам поступления денежных средств. Однако, до настоящего времени ФИО1 от ответчика не получил никакой письменной информации.

Просит суд признать неправомерным бездействие ответчика и обязать ПАО Банк ФК «Открытие» направить ему письменный ответ на заявление от 04.09.2018г. по всем поставленным в обращении вопросам.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО5 заявленные требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности ФИО6 просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что ПАО Банк ФК «Открытие» возражает против удовлетворения требований ФИО1, указанное в исковом заявление обращение от ДД.ММ.ГГГГ в Банк не поступало. Истец не указал способ отправки данного обращения и в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не приложил к исковому заявлению документы, подтверждающие отправку.

По смыслу абз-. 4 п.2 ст. 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ» О защите прав потребителей» потребитель имеет право знать о размере своей задолженности перед банком, сумме уплаченных процентов, предстоящих платежей с раздельным указанием суммы процентов, подлежащих уплате и оставшейся суммы кредита.

В соответствии со ст.7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу положений ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть представлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть пре5доставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

В соответствии со ст.26 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа- органами предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Учитывая приведенные нормы права, к информации, составляющей банковскую тайну, относятся сведения об операциях, счетах, вкладах клиентов и корреспондентов, в том числе банковских картах, а также сведения о клиенте. Таким образом, с учетом положений ст. 857 ГК РФ и статьи 26 Закона РФ «О банках и банковской деятельности», истец, предъявив документы, удостоверяющие личность, не лишен возможности лично обраться в любое отделение банка для получения информации, составляющей банковскую тайну, поскольку у банка отсутствует обязанность по предоставлению запрашиваемой истцом информации на основании направленного почтой заявления, так как в данном случае не представляется возможным установить личность заявителя.

Заявление ФИО1 от 04.09.2018г. не позволяет в предусмотренном законном порядке установить и идентифицировать личность заявителя, что в свою очередь является необходимым условием обеспечения и гарантией банковской тайны. 28.08.2018г. ФИО1 и ПАО Банк ФК «Открытие» заключили договор, состоящий из заявления-анкеты, тарифов и правил предоставления и использования банковских расчетных карт ПАО Банк ФК «Открытие» для физических лиц.

Договор является смешанным договором в соответствии со ст. 421 ГК РФ, так как содержит в себе условия договора банковского счета, договора о выдаче и использований банковской расчетной карты и кредитного договора.( п.1.11 Правил). Способы получения информации клиентом определены условиями Договора.

Согласно п. 10.17 Правил клиент вправе получить бесплатно и любое количество раз информацию о размере текущей задолженности, датах и размерах произведенных и предстоящих платежей, об операциях по СКС, проведенных в любой промежуток времени, и иные сведения, указанные в договоре, как при личном обращении в офис Банка, так и при обращении в контакт-центр Банка по телефону.

В соответствии с п. 18.15 Правил клиент вправе отказаться от получения услугиSMS-инфо, отключив данную услугу путем подачи письменного заявления в Банк или путем обращения в контакт-центр Банка. Предоставление услуги прекращается за днем подачи письменного заявления в Банк/обращение в контакт-центр Банка. Клиент самостоятельно по каждой действующей Карте в банкомате/ «Открытие onlaine»/ мобильном банке в настройках карты в разделе «Уведомление» может:

- подключить предоставление Услуги SMS-инфо на указанный клиентом номер телефона сотовой связи;

- отключить предоставление УслугиSMS-инфо от указанного Клиентом номера телефона сотовой связи (если ранее Услуга SMS-инфо предоставлялась по карте. Однако, истец по его утверждению, направил заявление на имя руководителя ПАО Банка ФК Открытие не предусмотренный условиями Договора способом, при этом Банк не имел возможность в надлежащей мере идентифицировать личность лица, подписавшего такое заявление.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из искового заявление ФИО1 04.09.2018г. направил заявление на имя руководителя ПАО Банк ФК Открытие по вопросу извещения по фактам поступления денежных средств на его счет.

Между тем, судом установлено, что 28.08.2018г. ФИО1 и ПАО Банк ФК «Открытие» заключили договор, состоящий из заявления-анкеты, тарифов и правил предоставления и использования банковских расчетных карт ПАО Банк ФК «Открытие» для физических лиц. Договор является смешанным договором в соответствии со ст. 421 ГК РФ, так как содержит в себе условия договора банковского счета, договора о выдаче и использований банковской расчетной карты и кредитного договора. ( п.1.11 Правил).

Способы получения информации клиентом определены условиями Договора. Согласно п. 10.17 Правил клиент вправе получить бесплатно и любое количество раз информацию о размере текущей задолженности, датах и размерах произведенных и предстоящих платежей, об операциях по СКС, проведенных в любой промежуток времени, и иные сведения, указанные в договоре, как при личном обращении в офис Банка, так и при обращении в контакт-центр Банка по телефону. В соответствии с п. 18.15 Правил клиент вправе отказаться от получения услугиSMS-инфо, отключив данную услугу путем подачи письменного заявления в Банк или путем обращения в контакт-центр Банка. Предоставление услуги прекращается за днем подачи письменного заявления в Банк/обращение в контакт-центр Банка. Клиент самостоятельно по каждой действующей Карте в банкомате/ «Открытие onlaine»/ мобильном банке в настройках карты в разделе «Уведомление» может:

- подключить предоставление Услуги SMS-инфо на указанный клиентом номер телефона сотовой связи;

- отключить предоставление УслугиSMS-инфо от указанного Клиентом номера телефона сотовой связи (если ранее Услуга SMS-инфо предоставлялась по карте.

Между тем, истец направилзаявление на имя руководителя ПАО Банк ФК «Открытие» в <адрес> не предусмотренном условиями Договора способом, при этом Банк не имел возможности в надлежащей мере идентифицировать личность, подписавшего такое заявление.

Исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителей настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

ФИО1 основывает свои требования положениями Закона РФ "О защите прав потребителей", в частности ст. 10.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что действия изготовителя (исполнителя, продавца) по предоставлению потребителю соответствующей информации в отношении предоставляемых услуг (реализуемого товара) подпадают под действие Закона РФ "О защите прав потребителей" на стадии заключения соответствующих договоров.

Ответственность за не предоставление надлежащей информации указанным Законом также предусмотрена в случае, если эта информация не предоставлена потребителю на момент заключения договора, что лишило его возможности правильного выбора предлагаемых услуг (товара), либо отсутствие такой информации впоследствии повлекло причинение ущерба потребителю.

Также указанные нормы не содержат понятия разумности срока получения ответа на обращение потребителя и соответственно не содержат ответственности за нарушение данных сроков.

Истец ссылается на 10-дневный срок удовлетворения отдельных требований потребителя (ст. 22 Закона "О защите прав потребителей").

Исходя из смысла данной статьи, в 10-дневный срок должны быть удовлетворены следующие требования: о соразмерном уменьшении покупной цены товара, о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, о возврате уплаченной за товар денежной суммы, о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре.

Однако ни одно из указанных требований ФИО1 не заявлено.

В данном случае предъявление иска вызвано не наличием претензий по качеству предоставляемых услуг, а фактом неполучения ответа на заявление.

Ответственность за непредоставление надлежащей информации Законом о защите прав потребителей также предусмотрена в случае, если эта информация не предоставлена потребителю на момент заключения договора, что лишило его возможности правильного выбора предлагаемых услуг (товара) либо отсутствие такой информации впоследствии повлекло причинение ущерба потребителю.

В соответствии с п.16 подписанного истцом Заявления-Анкеты, Клиент (истец) подтверждает наличие у него второго экземпляра заявления -Анкеты, правил, Тарифов и тог, что ему предоставлена исчерпывающая информация о предоставляемых услугах и полностью разъяснены вопросы, имевшиеся по условиям заключения и исполнения Договора.

Обращение истца к ответчику имело место в период действия уже сложившихся правоотношений по предоставлению банковских продуктов, предусмотренное Законом о защите прав потребителей право потребителя на своевременное получение информации на него не распространяется.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к ПАО Банк ФК «Открытие» о признании незаконным бездействия по направлению в адрес истца письменного ответа на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу извещения о поступлении денежных средств на его счет путем направления СМС на телефон истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий