ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-111/2012 от 11.03.2012 Осинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-111/2012 мотивированное решение изготовлено 11.03.2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Оса 07.03.2012 года

Осинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Н.С.Шабунина,

при секретаре В.,

с участием прокурора Селивановой Л.И.,

истца И.,

представителя истца М. (по доверенности),

представителя ответчика П. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района в интересах истца И., к администрации муниципального образования «Осинское городское поселение», администрации муниципального образования «Осинский муниципальный район», о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения,

установил:

Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах И.к администрации Осинского городского поселения, Администрации Осинского муниципального района, в котором просит: обязать администрацию муниципального образования «Осинский муниципальный район» за счет средств бюджета Пермского края, приобрести благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципальное образование «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенное для предоставления И.и передать его в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение»; обязать администрацию муниципального обрзования «Осинское городское поселение предоставить благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям МО «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в черте МО «Осинское городское поселение», общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на условиях договора социального найма И.

В обоснование своих требований прокурор указал следующее: И., дата рождения, является лицом, из числа детей-сирот. Его мать Н. умерла 25.07.2009 г., отец С. умер 01.12.1999 г. Постановлением администрации Осинского муниципального района № 584 от 07.09.2009 г. над И. была учреждена опека. Жилое помещение за ним не закреплялось. И. состоит на учете лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, номер по списку № 168. Постановка его на данный учет была осуществлена в соответствие с постановлением Межведомственной комиссии администрации Осинского муниципального района 17.11.2009 г. И. не имеет в собственности жилое помещения, проживает и зарегистрирован в квартире бывшего опекуна Б. и бабушки А. адресу: <адрес>. После прекращения попечительства 27.01.2011 г. органами местного самоуправления И. в установленном порядке не был обеспечен жилым помещением. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами. Согласно подпункта 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам оставшихся без попечения родителей жилые помещения предоставляются по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т. ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в соответствие с действующим законодательством и охраняются государством. Согласно ч. 2 ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждении всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствие со ст. 5, п. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Таким образом, согласно вышеуказанных норм закона, а также ч. 3 ст. 49 ЖК РФ обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В соответствие с частью 6 статьи 19 данного закона наделение органов государственной власти отдельными государственными полномочиями, субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые должны содержать ряд строго определенных требований, в т.ч. предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. Согласно п. 5 Положения о порядке распределения и использования средств, преду смотренных па приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, субсидии на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитываются исходя из расчета средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади по муниципальным районам (городским округам) Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утверждаемого распоряжением Правительства Пермского края, действующей на дату распределения средств, субсидий и нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. м. В соответствие с распоряжением Правительства Пермского края от 04.03.2011 г. № 35-рп «Об утверждении на второй квартал 2011 г. корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским округам) Пермского края, средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений» средняя расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Осинскому муниципальному району на 2 квартал 2011 г. составляет 21629 рублей. Согласно п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение м строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение и строительство жилья, с последующим предоставлением по договору социального найма детям-си ротам, не имеющим закрепленного жилья. При этом пунктом 9 указанного порядка прямо предусмотрено, что средства субсидий, полученные органами местного самоуправления на приобретение и строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которым на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. В соответствие с пунктом 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. Согласно подпункта 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного поселения относится вопрос обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствие с жилищным законодательством. Исходя из указанных норм обязанность по приобретению жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лежит на органах местного самоуправления - муниципальных районах и округах. Приобретенные за счет средств бюджета Пермского края жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилым помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством, органами местного самоуправления - поселениями. Таким образом, указанные органы местного самоуправления обязаны за счет средств краевого бюджета приобрести и предоставить И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит вопрос о внеочередном предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Бездействием ответчиков нарушено право И.на внеочередное предоставление жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда по договору социального найма.

И..обратился в прокуратуру Осинского района с заявлением о защите его прав на жилище в судебном порядке. Прокурор, в соответствии со ст.45 ГПК РФ реализует предусмотренное законом право предъявить иск в интересах истца.

Представитель ответчика - администрация Осинского городского поселения с иском не согласилась, указав в письменном заявлении в обоснование своих возражений следующее:истец относится к категории граждан, которому жилое помещение по договору социального найма по основаниям, предусмотренным п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ предоставляется вне очереди, поскольку истец был поставлены на учет, как нуждающийся в жилом помещении будучи лицом, оставшимися без попечения родителей.Согласно статье 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Для реализации данных дополнительных гарантий постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которое определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с частью 2 указанного Положения перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее -местные бюджеты) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края. То есть согласно действующему законодательству средства, субсидии на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, перечисляются бюджетам муниципальных районов (в данном случае в бюджет Осинского муниципального района Пермского края):Далее, орган местного самоуправления Осинского муниципального района использует полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 19 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется вышеуказанным федеральным законом. Однако, на сегодняшний день в Пермском крае отсутствует закон, предусматривающий передачу органам местного самоуправления государственных полномочий и соответственно предоставление субвенций на осуществление таких полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями во внеочередном порядке. На сегодняшний день администрация Осинского городского поселения не наделена государственными полномочиями по выделению денежных средств на приобретение жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей, и в связи с этим не имеет законного права на выделение денежных средств из бюджета Осинского городского поселения. Бюджет Осинского городского поселения, в соответствии с действующим законодательством утверждается на один финансовый год и расходование денежных средств осуществляется в пределах целевых расходных обязательств.

В соответствии с действующим законодательством администрация Осинского городского поселения имеет полномочия только по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма (статья 14 № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления»), лицам, признанным в установленном законом порядке малоимущими (нуждающимися) в жилых помещениях (то есть только в отношении тех лиц которые состоят в общей очереди на получение жилья по договору социального найма) полномочий по приобретению за счет средств краевого бюджета жилых помещений администрация Осинского городского поселения не имеет, данные средства, субсидии перечисляются непосредственно в бюджет Осинского муниципального района Пермского края. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края с иском не согласилось, указав в письменном заявлении в обоснование своих возражений следующее: ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края (далее - Министерство социального развития) сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Постановление № 16-п) Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края. Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год. После принятия распоряжения Правительства Пермского края Министерство ЖКХ перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Таким образом, если средства из федерального бюджета не поступили, и отсутствует распоряжение Правительства Пермского края о выделении субсидий бюджетам муниципальных районов, Министерство ЖКХ не может перечислить муниципалитету целевые бюджетные средства. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. В 2011 году на основании распоряжения Правительства Пермского края от 24.03.2011 г. № 52-рп Муниципальному образованию «Осинский муниципальный район» для приобретения жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, были перечислены 2747,8 тысяч рублей за счет средств краевого бюджета. Распоряжением Правительства Пермского края от 04.08.2011 г. № 153-рп Муниципальному образованию «Осинский муниципальный район»из бюджета Пермского края дополнительно выделены денежные средствана приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в размере 2331,7 тысяч рублей за счет средств краевого бюджета. Более того, распоряжением Правительства Пермского края от 26.09.2011 г. № 188-рп Муниципальному образованию «Осинский муниципальный район»из бюджета Пермского края также выделены денежные средствана приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в размере 4085,9 тысяч рублей. В соответствии с п. 10 Положения средства, субсидии, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели после подтверждения главным администратором доходов бюджета Пермского края наличия потребности в указанных средствах, субсидиях на основании уведомления по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам. Согласно п. 9 Положения средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. На основании Постановления № 16-п средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края является ненадлежащими ответчиками по данному делу, свои обязательства по выделению денежных средств из бюджета Пермского края Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края исполняют ежегодно.Просит отказать истцу в части возложения обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение И.

В судебное заседание представители администрация Осинского муниципального района, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом о причинах неявки суду не сообщил.

Учитывая, что в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствии, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства социального развития Пермского края.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Истец И. поддержал требования прокурора, дополнительно пояснил, что своего жилья не имеет.

Представитель истца М. исковые требования истца поддержала, просила иск удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика П. просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, заслушав истца, представителя истца, прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что И., дата рождения, является лицом, из числа детей-сирот. Его мать Н. умерла 25.07.2009 г., отец С. умер 01.12.1999г. Постановлением администрации Осинского муниципального района № 584 от 07.09.2009 г. над И. была учреждена опека. Жилое помещение за ним не закреплялось. Соколов И.Н. состоит на учете лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, номер по списку № 168. Постановка его на данный учет была осуществлена в соответствие с постановлением Межведомственной комиссии администрации Осинского муниципального района 17.11.2009 г. И. не имеет в собственности жилое помещения, проживает и зарегистрирован в квартире бывшего опекуна Б. и бабушки А. адресу: <адрес>. После прекращения попечительства 27.01.2011 г. органами местного самоуправления И. в установленном порядке не был обеспечен жилым помещением.

Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество, справке Осинского филиала ГУП «ЦТИ», следует, что за И.не зарегистрированы какие-либо права на недвижимое имущество.

Ответчиками не отрицается то обстоятельство, что И. после окончания обучения не было представлено жилое помещение.

Таким образом, из материалов дела достоверно следует, что И. являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, и по настоящее время ему не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

Оценивая доводы сторон, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки И. на жилищный учет, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных и муниципальных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В силу ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» № 189-ФЗ, к жилищным отношениям длящегося характера, применяются аналогичные нормы Жилищного Кодекса РФ.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, положения ст.57 ЖК РФ распространяются на правоотношения связанные с обеспечением жилья И.

Пунктом 6 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Аналогичные полномочия поселения установлены п.5 ч.1 ст.14 ЖК РФ.

Согласно п.2 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000г. №170 - данная категория детей имеет право на внеочередное получение жилого помещения.

В соответствии с п.3 Правил, обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.

Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, согласно п.4 Правил, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Постановка на учет детей, оставшихся без попечении родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего Указа.

Постановление о постановке на учетИ. сторонами не оспариваются и не являются предметом иска какой-либо из сторон. И. в установленном законом порядке, уполномоченным органом, был признан оставшейся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подразумевает под собой отсутствие у него права собственности либо права пользования жилым помещением родителей.

Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе и детям, оставшимся без попечения родителей согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ должно осуществляться поселением. В случае рассматриваемого спора - Осинским городским поселением, на территории которого поставлен на учет истец.

Учитывая, что истец являясь лицом, оставшимися без попечения родителей, до 18 лет встал на учет для обеспечения жильем в <адрес>, закрепленного жилья не имеет, не был обеспечен жильем, суд считает обоснованными исковые требования прокурора к администрации Осинского городского поселения о возложении обязанности предоставления И., вне очереди, по договору социального найма, благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления.

Вместе с тем оценивая доводы представителя ответчика администрации Осинского городского поселения о невозможности самостоятельного приобретения жилья детям-сиротам, суд считает их частично обоснованными.

Так, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно ст. 5 указанного ФЗ предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Согласно п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью.

Согласно п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.

При этом пунктом 9 указанного Порядка прямо предусмотрено, что средства субсидий, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

Исходя из указанных норм, обязанность по приобретению жилья для детей сирот возложена на органах местного самоуправления - муниципальных районах и округах. Приобретенные за счет средств бюджета Пермского края жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

Вместе с тем, в силу п.3 ч.2 ст. 50 ФЗ №131 от 16.09.2003. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться: … жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Ст.50 ФЗ №131 не предусмотрено нахождение в муниципальной собственности жилого фонда. Аналогичные положения содержатся в статье 52 Устава Осинского муниципального района, ст.4 Положения об управлении и распоряжении имуществом Осинского муниципального района (утвержденным Решением Земского собрания Осинского муниципального района №335 от 31.01.2008.) которыми также не предусмотрена муниципальная собственность Осинского муниципального района на жилые помещения.

Из указанных норм следует, что жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения исполнения установленных законом полномочий по обеспечению жильем граждан по договорам социального найма, в том числе и для предоставления детям-сиротам могут принадлежать лишь муниципальным поселениям. Наличие жилого фонда в собственности муниципальных районов, и в частности Осинского муниципального района действующим законодательством и собственными муниципальными актами не предусмотрено.

Из указанных положений следует, что администрация муниципального образования «Осинский муниципальный район» обязана за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, приобрести жилое помещение и передать его муниципальному образованию «Осинское городское поселение» для предоставления истцу по договору социального найма.

Администрация муниципального образования «Осинское городское поселение», в свою очередь, обязана за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, после передачи жилых помещений, представить их истцу, вне очереди, по договору социального найма жилого помещения. Поскольку полномочия по приобретению жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, подлежат возложению на администрацию муниципального образования «Осинский муниципальный район» и передаче его муниципальному образованию «Осинское городское поселение» для предоставления истцу по договору социального найма, поэтому на Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края возложение этих обязанностей в силу закона не предусмотрено.

Оценивая доводы ответчика - администрации Осинского городского поселения об отсутствии действующей процедуры передачи имущества суд исходит из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий и являться основанием для ограничения прав истца и отказа в удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Осинский муниципальный район» за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, приобрести благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенного для предоставления И. и передать его в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение».

Обязать администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение» за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, после передачи благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления, предназначенного для предоставления И. собственность Осинского городского поселения, представить И., вне очереди, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Н.С.Шабунин