ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-111/2013 от 25.01.2013 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 Дело № 2-111/2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 25 января 2013г.                                г. Советский

     Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в составе:

 председательствующего судьи             Янишевского В.Е.,

 с участием заявителя                     ФИО1,

 представителя заинтересованного лица         ФИО2,

 при секретаре                         Махмутовой А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании решения Департамента социального развития (наименование) об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» необоснованным,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании решения Департамента социального развития (наименование) об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» необоснованным в связи с тем, что решением Департамента социального развития (наименование) (дата) ФИО1 было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года» не был включен в Перечень наград почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ. (Дата) заявитель, работая воспитателем детского сада (номер) ФИО43, за успехи в труде была награждена почетным знаком «Победитель социалистического соревнования 1979 года». Полагает, что законодатель субъекта РФ незаконно сузил перечень лиц относящихся к категории «Ветеран труда» в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». ФИО1 просит признать данное решение необоснованным и обязать Департамент социального развития (наименование) учесть знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года» как ведомственный знак отличия в труде и признать за ней право на получение звания «Ветеран труда».

 Заявитель ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.

 Представитель заинтересованного лица – Департамента социального развития (наименование) ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований.

 Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению.

 В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией РФ как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

 Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции РФ принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

 Согласно ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29.06.2004г. № 58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ)  ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определялся Президентом РФ.

 Указом Президента РФ от 25.09.199г. № 1270 (утратил силу с 12.06.2006г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 12.06.2006г. № 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.

 Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Нормы ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.

 Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

 Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон № 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания «Ветеран труда», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом № 5-ФЗ.

 Ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда: соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке; награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 02 марта 1994г. № 442.

 Наряду с орденами, медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.

 Согласно п. 2 Положения о едином общесоюзном знаке «Победитель социалистического соревнования» 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 08 апреля 1977г., награждение знаком «Победитель социалистического соревнования» от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года – за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств.

 Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение знаком «Победитель социалистического соревнования» от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе администрации предприятия и профсоюзного комитета предприятия, и соответствовало действовавшему на тот период законодательству.

 Правовой смысл подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

 Как следует из материалов дела, (дата) ФИО1 от имени Министерства и ЦК профсоюза награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1979 года», что подтверждается удостоверением от (дата) и копией свидетельства о заключении брака (серия, номер).

 Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда», при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ.

 Из письма заместителя директора Департамента социального развития (наименование) от (дата, номер) и письменных возражения Департамента социального развития (наименование) на заявление ФИО1 следует, что основанием для отказа заявителю в присвоении звания «Ветеран труда» послужило то обстоятельство, что знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года» не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005г. № 103-п.

 Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», в результате чего лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания «Ветеран труда», гарантированного ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», что недопустимо.

 Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

 Такие законы, согласно ст. 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в п. 4 Постановления от 31.10.1995г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

 Учитывая изложенное суд полагает, что отказ Департамента социального развития (наименование) в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» (от (дата), протокол (номер)), является неправомерным, и в соответствии с положениями ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, принимает решение об обязанности указанного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, п. 9 ст. 264 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление ФИО1 удовлетворить, признать решение Департамента социального развития (наименование) (протокол (номер) от (дата)) об отказе в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» необоснованным.

 Обязать Департамент социального развития (наименование) учесть нагрудный знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года» как ведомственный знак отличия в труде и признать за ФИО1 право на получение звания «Ветеран труда».

 Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Федеральный суд ХМАО – Югры через Советский районный суд ХМАО – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Федеральный судья                          В.Е. Янишевский