ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-111/2014 от 04.02.2014 Ольского районного суда (Магаданская область)

 Дело № 2-111/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 пос.Ола                                4 февраля 2014 года

     Ольский районный суд Магаданской области

 в составе: председательствующего судьи Ярославцевой Е.Н.,

 при секретаре Соколовой Л.Ю.,

 с участием помощника прокурора Ольского района Игумнова А.Г.,

 представителя заинтересованного лица - Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» Заварухиной Ю.А., действующей на основании доверенности № 01-10/28 от 27.01.2014 года,

 представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Ольский район» Поповой В.Г., действующей на основании доверенности № 01-15/370 от 04.02.2014 года,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Ольского района Магаданской области о признании противоречащей закону и неподлежащей применению части 1 статьи 14 Устава муниципального образования «Ольский район», в части слов «если иное не предусмотрено настоящим Уставом или решениями Собрания представителей»,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Ольского района обратился в суд с заявлением о признании недействующей и неподлежащей применению ч.1 ст.14 Устава муниципального образования «Ольский район» (далее Устав), принятого Решением Ольской районной Думы от 29.11.2005 года № 194. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с ч.1 ст.14 Устава отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования, осуществляются Администрацией (в части осуществления исполнительно-распорядительной деятельности), если иное не предусмотрено настоящим Уставом или решениями Собрания представителей. Полагая, что ч.1 ст.14 Устава не соответствуют требованиям ст.7, ч.10 ст.35, ч.6 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просил признать не действующей и не подлежащей применению часть 1 статьи 14 Устава.

 Определением от 13.01.2014 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования «Ольский район».

 В ходе судебного разбирательства прокурор Ольского района представил ходатайство об уточнении заявленных требований, пояснив, что формулировка части 1 статьи 14 Устава не отвечает требованиям ясности и определенности, поскольку предусматривает возможность осуществления отдельных государственных полномочий иными, кроме местной администрации, органами местного самоуправления, если это предусмотрено Уставом или Решением Собрания представителей. На основании изложенного, просил признать противоречащей закону и неподлежащей применению часть 1 статьи 14 Устава муниципального образования «Ольский район», в части слов: «если иное не предусмотрено настоящим Уставом или решениями Собрания представителей».

 В судебном заседании участвующий в деле прокурор настаивал на заявленных требованиях, обосновав доводами, изложенными в заявлении. Пояснил, что первоначальный текст Устава муниципального образования «Ольский район» был опубликован в издании «Рассвет Севера», № 49, от 09.12.2005 года. Решение Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 11.01.2008 г. № 121-РН, в соответствии с которым оспариваемая норма части 1 статьи 14 Устава изложена в настоящей редакции, опубликовано в издании «Рассвет Севера», № 8 (6018), от 22.02.2008 года. Просил признать противоречащей закону и неподлежащей применению часть 1 статьи 14 Устава муниципального образования «Ольский район», в части слов: «если иное не предусмотрено настоящим Уставом или решениями Собрания представителей», со дня приятия данной нормы.

 Представитель заинтересованного лица - Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» Заварухина Ю.А. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, пояснив следующее. В муниципальном образовании «Ольский район» помимо представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации и контрольно-счетного органа образованы в соответствии с действующим законодательством дополнительно два органа местного самоуправления района, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия в случае наделения их данными полномочиями федеральным или региональным законодательством. Федеральными и региональными законами, наделяющими органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, не указывается (не конкретизируется) наименование органов местного самоуправления районов, а лишь устанавливается наименование того или иного муниципального образования в целом, органы местного самоуправления которого наделяются отдельными государственными полномочиями. Законодатель четко установил, что наделение местной администрации полномочиями по решений вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, осуществляется именно уставом муниципального образования, не установив при этом каких-либо запретов на осуществление отдельных государственных полномочий иными органами местного самоуправления. Полагает, что в силу определения именно в Уставе полномочий, вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления, а также отсутствия какого-либо запрета на принятие решений представительным органом по вопросам реализации отдельных государственных полномочий, именно муниципалитет (в данном случае Собрание представителей) имеет право на муниципальном уровне определять Уставом орган местного самоуправления, осуществляющий (реализующий) переданные федеральным либо региональным законодательством отдельные государственные полномочия. Считает, что ч.1 ст.14 Устава муниципального образования «Ольский район» соответствует действующему законодательству.

 Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Ольский район» Попова В.Г. с требованиями прокурора не согласилась по основаниям, изложенным представителем Собрания представителей муниципального образования «Ольский район». Пояснила, что все муниципальные правовые акты проходят юридическую экспертизу в подразделениях Минюста России. Во исполнение ч.1 ст.14 Устава муниципального образования «Ольский район» отдельные государственные полномочия переданы Управлению образования муниципального образования «Ольский район» и Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Ольский район», которые на протяжении длительного времени осуществляют эти полномочия. В связи с чем, признание части 1 статьи 14 Устава муниципального образования «Ольский район» противоречащей закону и неподлежащей применению повлечет значительные последствия для их деятельности.

 Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В силу ч.1 ст. 251 ГПК РФ, полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе оспорить в суде нормативный правовой акт в порядке, предусмотренном гл.24 ГПК РФ.

 В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 Согласно п.п. 9, 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

 Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Судом установлено и следует из материалов дела, что Решением Ольской районной Думы от 29.06.2005 года № 194 принят Устав муниципального образования «Ольский район», который опубликован в издании «Рассвет Севера», № 49, от 09.12.2005 года.

 Согласно ч.2 ст.136 Устава Ольская районная Дума, сформированная до вступления в силу настоящего Устава, продолжала осуществлять полномочия в качестве Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» первого созыва до начала работы Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» нового созыва.

 Принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» (ч.1 ст.29 Устава).

 Таким образом, Устав муниципального образования «Ольский район» принят в пределах полномочий представительного органа муниципального образования и обнародован в установленном законом порядке.

 В соответствии с ч.1 ст.14 Устава (в ред. Решения Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 11.01.2008 года № 121-РН) отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования, осуществляются Администрацией (в части осуществления исполнительно-распорядительной деятельности), если иное не предусмотрено настоящим Уставом или решениями Собрания представителей.

 Вышеназванное Решение Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 11.01.2008 года № 121-РН «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Ольский район», которым внесены указанные изменения в часть 1 статьи 14 Устава, опубликовано в издании «Рассвет Севера», № 8 (6018), от 22.02.2008 года.

 В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст.34 Закона).

 Согласно ч.1 ст.37 указанного Федерального закона полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется уставом муниципального образования местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

 Полномочиями по изданию постановлений местной администрации по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделен глава местной администрации (ч.6 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).

 Приведенные положения федерального законодательства не учтены представительным органом муниципального образования «Ольский район» при внесении 11.01.2008 года изменений и дополнений в часть 1 статьи 14 Устава и наделении иных, кроме местной администрации, органов местного самоуправления правом осуществления отдельных государственных полномочий.

 Доводы заинтересованных лиц об отсутствии в федеральном и региональном законодательстве запрета на принятие представительным органом решений по вопросам реализации отдельных государственных полномочий признаются несостоятельными, поскольку согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется именно местная администрация, а не иные органы местного самоуправления.

 Таким образом, часть 1 статьи 14 Устава муниципального образования «Ольский район», в части слов «если иное не предусмотрено настоящим Уставом или решениями Собрания представителей», противоречит требованиям Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

 На основании изложенного, суд находит требования прокурора в указанной части подлежащими удовлетворению.

 Разрешая вопрос о времени, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в данной части подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению, суд приходит к выводу о признании его недействующим в указанной части со дня вступления решения в законную силу, поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Требования прокурора Ольского района Магаданской области удовлетворить.

 Признать недействующей и не подлежащей применению часть 1 статьи 14 Устава муниципального образования «Ольский район», в части слов «если иное не предусмотрено настоящим Уставом или решениями Собрания представителей», со дня вступления решения суда в законную силу.

 По вступлении решения в законную силу, направить выписку из решения для опубликования в газете «Рассвет Севера».

 Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

 Установить день изготовления мотивированного решения – 9 февраля 2014 года.

 Судья                    подпись        Е.Н.Ярославцева

 Копия верна: судья                        Е.Н.Ярославцева