Решение
Именем Российской Федерации
10 апреля 2014 года Таштыпский районный суд Республики Хакасия
в селе Таштып
в составе: председательствующего судьи Кузнецовой С.А.
при секретаре Тюмерекове В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каукина <данные изъяты> к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Центр занятости населения Таштыпского района» о признании отказа незаконным, признании права и возложении обязанности,
Установил:
Каукин Е.А. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Центр занятости населения Таштыпского района» (далее по тексту ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района») о признании отказа в постановке на учет в качестве безработного незаконным, признании права на постановку на учет в качестве такового и возложении обязанности постановить его на учет в качестве безработного с момента подачи первого заявления от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что при подаче ответчику заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ им были представлены все необходимые документы, в т.ч. паспорт, адресный листок убытия и справка, подтверждающая место его проживания, однако ответчиком ему отказано в праве на защиту от безработицы и получения пособия, с чем он не согласен, поскольку является гражданином РФ и имеет место постоянного проживания.
В судебном заседании истец Каукин Е.А. свои требования поддержал по указанным в заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился на прием к специалисту ЦЗН с вопросом о постановке его на учет в качестве безработного, на что ему устно был дан ответ о том, что из-за отсутствия регистрации в качестве безработного его на учет не поставят, при этом ничего другого не разъясняли, не предлагали зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы. В тот же день он подал письменное заявление о постановке на учет в качестве безработного, приложил необходимые документы, не помнит когда на это заявление получил ответ, с которым был не согласен, поэтому повторно с таким же заявлением обратился ДД.ММ.ГГГГ, представил документы, при этом специалист ему не говорил, что документов недостаточно, только сказал, что ответ придет по почте через 2 недели, и что его на учет в качестве безработного не поставят в связи с отсутствием прописки. Письменного ответа на свое заявление от ДД.ММ.ГГГГ он не получил, поэтому в январе 2014 года обратился на прием к директору ЦЗН, и только после этого ему выдали письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ года. С отказом ответчика он не согласен, поскольку имеет постоянное место жительства, где проживает с 2006 года, несмотря на то, что до 2012 г. был зарегистрирован по другому адресу. Дом, в котором проживает, он приобрел в собственность по расписке, но зарегистрироваться там не может в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, пытался через суд признать право собственности на дом, но ему в этом тоже было отказано, но факт его проживания подтверждается Администрацией Имекского сельсовета. При обоих обращениях специалисты ЦЗН ему ничего не объясняли, не приглашали на перерегистрацию, не определяли день явки, поэтому он туда не приходил.
Представитель ответчика ГКУ РХ «ЦЗН <адрес>» Бутанаев В.Г. требования истца Каукина Е.А. не признал, поскольку ДД.ММ.ГГГГ последний обратился в ЦЗН за оказанием услуги- консультации, которая ему была оказана. В течение того же дня Каукиным было подано письменное заявление о постановке его на учет в качестве безработного, на которое ему в тот же день был подготовлен и почтой отправлен ответ. ДД.ММ.ГГГГ Каукин вновь обратился в ЦЗН о регистрации его в целях поиска подходящей работы, в качестве такого он был зарегистрирован, его данные внесены в программно- аппаратный комплекс, заведено личное дело, заявитель получил все необходимые услуги. ДД.ММ.ГГГГ после оказания услуги Каукин дополнительно обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве безработного, но для этого его необходимо было признать безработным, но т.к. у него отсутствовала регистрация, подтверждающая наличие места жительства, то на признание его безработным Каукин права не имеет. Указанный истцом адрес, по его (Бутанаева В.Г.) мнению, является местом пребывания. Считает, что действиями специалистов ЦЗН права истца не нарушены. Кроме того, Каукин при повторном обращении в ЦЗН представил не полный пакет документов, в связи с чем инспектором ему был продлен срок на 1 месяц.
Суд, заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам:
Согласно заявлению истца Каукина Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района» в тот же день, истец просил поставить его на учет в качестве безработного, при этом приложил справку, подтверждающую место его жительства.
ДД.ММ.ГГГГ Каукин Е.А. повторно обратился в ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района» с заявлением, в котором указал о своем несогласии с отказом в признании его безработным по причине отсутствия регистрации, т.к. он имеет место жительства, все необходимые для регистрации в качестве ищущего работу документы не были приняты сотрудниками ЦЗН по причине отсутствия регистрация. Готов предоставить все документы для рассмотрения его в качестве безработного.
Обращение истца Каукина Е.А. к ответчику ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района» в указанные даты подтверждается представленной ответчиком выпиской из Журнала обращений граждан.
При этом заявителем ДД.ММ.ГГГГ в ЦЗН были представлены документы: справка МО Имекский сельсовет, адресный листок убытия и заявление о постановке на учет.
ДД.ММ.ГГГГ заявителю Каукину Е.А. подготовлен ответ ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района» о том, что решение о признании его безработным не может быть принято в связи с отсутствием регистрации.
Указанный ответ, по утверждению представителя ответчика, заявителю был отправлен почтой, однако фактически был получен последним ДД.ММ.ГГГГ года.
20м декабря 2013 года датирован ответ директора ЦЗН Бутанаева В.Г. заявителю Каукину Е.А., в котором разъяснялось действующее законодательство, предусматривающее порядок признания гражданина безработным (по месту жительства), Правила регистрации, и тем самым фактически было отказано в признании его безработным. Данный ответ заявителем фактически был получен ДД.ММ.ГГГГ года.
Из Журнала регистрации исходящей корреспонденции ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района» (<данные изъяты>) следует, что ответ Каукину, датированный ДД.ММ.ГГГГ г., в журнале был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), ответ, датированный ДД.ММ.ГГГГ с исходящим номером <данные изъяты> якобы отправленный почтой, был фактически зарегистрирован в журнале только ДД.ММ.ГГГГ года, что объективно свидетельствует о том, что ответы заявителю Каукину Е.А. ответчиком ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района» фактически вручались только после его повторных устных обращений в ЦЗН.
Как следует из объяснений истца Каукина Е.А. в Таштыпский район на постоянное место жительства он прибыл в 2006 году, и без регистрации стал проживать по адресу: д.Нижний Имек <адрес> РХ, что подтверждается справками Администрации Имекского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г., выданными на основании данных Похозяйственной книги Номер лицевой счет <данные изъяты>; ответом и.о. главы МО Имекский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ г., которым истцу отказано в регистрации по месту жительства в дер.Н-Имек по <адрес> в связи с отсутствием документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение; а также постановлением Администрации МО Имекский сельсовет Номер от ДД.ММ.ГГГГ года, которым Каукин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в качестве такового.
Вступившим в законную силу решением Таштыпского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Каукину Е.А. отказано в иске о признании права собственности на жилой дом, расположенный в дер.Н-Имек <адрес> РХ, и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства в связи с отсутствием у продавца правоустанавливающих документов на данный жилой дом.
Согласно данным паспорта истца Каукина Е.А. в <адрес> он был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>, откуда снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, что согласуется с объяснениями истца в этой части.
О том, что место жительства истца Каукина Е.А. не совпадает с местом регистрации было известно ответчику ГКУ РХ «ЦЗН <адрес>» еще с ДД.ММ.ГГГГ г., когда он обратился в ЦЗН с заявлением- анкетой о предоставлении ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, что следует из личного дела Номер получателя государственных услуг Каукина Е.А., которым был указан адрес места жительства: с.Н-Имек <адрес>, этот же адрес внесен в карточку персонального учета, и подтверждался справкой Администрации Имекского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной на основании данных Похозяйственной книги Номер лицевой счет <данные изъяты>, согласно которой, несмотря на регистрацию по адресу: <адрес>, фактически Каукин Е.А. проживает по адресу: дер.Нижний Имек <адрес>.
Из личного дела Номер получателя государственных услуг Каукина Е.А. усматривается, что дело начато ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ Каукин обратился в ЦЗН за консультацией (карточка Номер от ДД.ММ.ГГГГ г.), данная государственная услуга ему была предоставлена, о чем свидетельствует подпись Каукина от ДД.ММ.ГГГГ г.); ДД.ММ.ГГГГ Каукин Е.А. вновь обратился в ЦЗН, о чем свидетельствует заявление- анкета о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы от ДД.ММ.ГГГГ г..
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РХ «ЦЗН <адрес>» принято решение о снятии Каукина Е.А. с учета в связи с длительной (более месяца) неявки гражданина в СЗ без уважительных причин.
Согласно данным, изложенным в карточке персонального учета, сведения о стаже работы истца Каукина Е.А. внесены на основании трудовой книжки, фактическое посещение клиента имело место ДД.ММ.ГГГГ г., однако из личного дела заявителя не усматривается установленные ему даты явки в службу занятости, и его последующая неявка.
Доводы истца Каукина Е.А. о том, что таковые ему не устанавливались подтверждаются показаниями свидетеля- инспектора ГКУ РХ «ЦЗН <адрес>» Свидетель 1, кроме того, суду показавшей, что при обращении Каукина ДД.ММ.ГГГГ с заявлением с целью поиска подходящей работы выяснилось, что у него нет регистрации, в связи с чем она ему в тот же день разъяснила, что безработным он признан не будет. Зарегистрировав его в целях поиска подходящей работы, внесла Каукина в регистр получателей государственных услуг, но даты посещений ему не установила, не считая это нужным в связи с отсутствием регистрации, по этой же причине в последующем не назначила дату признания его безработным.
Свидетель Свидетель 2 суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ в период ее работы в должности инспектора ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района» к ней на устный прием обращался Каукин Е.А. с целью получения информации о вакансиях, получении консультации, при этом он представил трудовую книжку, паспорт и справку о заработной плате за последние 3 месяца. Однако при этом он не просил о постановке его на учет в качестве безработного.
С показаниями свидетеля Свидетель 2 истец Каукин Е.А. не согласился, настаивая на том, что целью обращения к ответчику явилась именно постановка его на учет в качестве безработного, что указанный свидетель отрицает, однако суд полагает убедительными объяснения истца в этой части, поскольку это подтверждается заявлением последнего от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просит поставить его на учет в качестве безработного.
Из п.п. 2.1 и 2.2 Устава ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района» следует, что предметом деятельности Учреждения является осуществление мероприятий в сфере занятости населения РХ. Основными целями деятельности Учреждения являются: обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения, оказание в соответствии с законодательством РФ и РХ государственных услуг в сфере занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции.
Из представленных истцом Каукиным Е.А. документов: трудовой книжки, уведомления Межрайонной ИФНС России Номер по РХ от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ, уведомления Межрайонной ИФНС России Номер по РХ от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета физического лица в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Каукин Е.А. на дату обращения в ЦЗН не был трудоустроен, т.е. по смыслу статье 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" не являлся занятым, поскольку занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).
Согласно статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту от безработицы.
В соответствии с преамбулой вышеуказанного Закона настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Статьей 3 Закона определены порядок и условия признания граждан безработными, согласно которой безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
В силу пунктов 3, 5, 6, 7, 8, 9, 14, 15 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:
а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет.
Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
При постановке на регистрационный учет граждане письменно (под роспись) уведомляются о том, что они зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в государственном учреждении службы занятости населения.
Трудоспособным гражданам, за исключением граждан, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления документов.
Сведения об установленной дате посещения зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц. Зарегистрированные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате посещения указанного учреждения для подбора подходящей работы.
Снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях:
а) трудоустройство;
б) длительная (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы) неявка в государственное учреждение службы занятости населения;
в) осуждение к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
г) отказ от посредничества государственного учреждения службы занятости населения (по личному письменному заявлению гражданина);
д) смерть гражданина.
Сведения о дате и причине снятия с регистрационного учета зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891 утверждены Правила регистрации безработных граждан, согласно пунктам 1 и 2 которых настоящие Правила регулируют порядок регистрации безработных граждан. Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Статьей 15 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» определены задачи деятельности государственной службы занятости населения, полномочия в части истребования сведений, необходимых для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.
Статьей 15.1 Закона установлены федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, представляющие собой совокупность требований, обязательных при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в области содействия занятости населения органами службы занятости.
Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения должны обеспечивать:
1) единство предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения в Российской Федерации;
2) полноту и качество предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения;
3) равную доступность государственных услуг в области содействия занятости населения.
Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения включают в себя требования к:
1) порядку предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения и критериям принятия решений;
2) составу, последовательности и срокам выполнения административных процедур (действий) при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в области содействия занятости населения, в том числе к особенностям выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
3) порядку и формам контроля за предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций в области содействия занятости населения;
4) иным условиям и способам предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения.
Совокупность исследованных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что истец Каукин Е.А. после повторного обращения в ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района» ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы, однако в дальнейшем в нарушение требований п.2 ст.3 Федерального закона «О занятости населения» ответчик в установленном п.3 ст.3 Закона порядке и срок не разрешил вопрос о признании его безработным либо отказе в этом. Ссылки представителя ответчика о правомерности действий работников ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района», ограничившихся вручением истцу ответов на его заявления, как и устные уведомления заявителя о том, что из-за отсутствия регистрации он не будет признан безработным, судом во внимание не принимаются, поскольку действующий Закон о занятости населения и приведенные выше Правила не предусматривают такой порядок разрешения заявлений граждан о признании их безработными.
Доводы представителя ответчика о том, что данный граждан не может быть признан безработным в связи с отсутствием у него регистрации по месту жительства судом также во внимание не принимаются, как основанные на неверном истолковании действующего законодательства, поскольку положения п.2 ст.3 Федерального закона Номер предусматривают определенный порядок разрешения данного вопроса, основания для отказа гражданину в признании его безработным определены п.3 ст.3 и расширительному толкованию не подлежат, приведенного стороной ответчика основания (отсутствие регистрации по месту жительства) законодателем вообще не предусмотрено.
Представитель ответчика, объясняя причину, по которой в установленном Законом порядке и срок не был разрешен вопрос о признании Каукина безработным либо отказе в этом неправомерно ссылается на п.2 ст.3 Закона о том, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработными принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина, а таковое у истца Каукина отсутствует, с чем суд не может согласиться, поскольку согласно статье 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из ответа директора ГКУ "ЦЗН <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу Каукину Е.А. отказано в признании его безработным в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Однако в ходе судебного разбирательства установлено, что на самом деле истец имеет место жительства в д. Н- Имек, <адрес> РХ, на территорию которого распространяется юрисдикция ответчика, что Каукин Е.А. при обращении к ответчику подтвердил справкой Администрации Имекского сельсовета. Само по себе отсутствие регистрации по месту жительства, определенному истцом Каукиным, и, вопреки доводам стороны ответчика, подтвержденным органом местного самоуправления, не свидетельствует о том, что место жительства у истца отсутствует, либо расположено за пределами <адрес>, а указанный им адрес является местом пребывания, последнее является предположением ответчика, не нашедшим своего объективного подтверждения в судебном заседании. Между тем как из объяснений истца Каукина Е.А. в судебном заседании усматривается, что с 2006 года до настоящего времени он постоянно проживает по указанному им адресу, что нашло свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства по делу, что кроме того, подтверждается и записями в трудовой книжке истца, согласно которым в 2006 г. он работал в НП «Звенящие кедры Хакасии», в 2009 году в АМО Имекский сельсовет, затем в рамках программы содействия самозанятости безработных граждан в 2011 году им было создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что стороной ответчика не опровергнуто.
Представитель ответчика Бутанаев В.Г. в подтверждение своих доводов ссылается на Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №105-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина <данные изъяты> на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в котором Конституционный Суд указал, что введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы, а напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает, а также с целью способствования беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключения возможности злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства. Однако при этом не учитывает позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", согласно которой конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями. Кроме того, Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 199-О указал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
По смыслу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства, о чем указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №4-П..
Из исследованных материалов дела следует, что истец Каукин Е.А. определил место своего жительства, ответчик располагал достоверными данными о месте жительства истца, не доверять которым у него оснований не имелось, не подвергает их сомнению и суд. При этом данными о том, что у Каукина Е.А. имеется иное место жительства, Центр занятости населения не располагал и не располагает в настоящее время, поскольку доказательств этому ответчиком суду не представлено.
Ссылка представителя ответчика ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района» Бутанаева В.Г. на то, что одним из оснований для отказа Каукину Е.А. в признании его безработным послужило отсутствие документов, материалами дела не подтверждается, в связи с чем этот довод стороны ответчика суд полагает надуманным, представленными сторонами доказательствами, в т.ч. показаниями свидетелей, подтверждается, что основанием для отказа в признании истца безработным явилось исключительно отсутствие у него регистрации по месту жительства.
Отсутствие надлежащим образом оформленного отказа ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района» в признании истца Каукина Е.А. безработным не препятствует в удовлетворении исковых требований последнего, поскольку о наличии такого отказа объективно свидетельствует ответ на заявление Каукина, датированный ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных выше обстоятельствах, суд находит требования истца Каукина Е.А. подлежащими удовлетворению в части признания незаконным отказа ГКУ РХ «ЦЗН Таштыпского района» от ДД.ММ.ГГГГ в признании его безработным, признании за ним права на признание безработным, возложении на ответчика обязанности поставить его на учет в качестве безработного в соответствии с требованиями п.2 ст.3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» после регистрации его в целях поиска подходящей работы, имевшей место ДД.ММ.ГГГГ, а поскольку судом установлено, что возможность предоставления органами службы занятости Каукину подходящей работы отсутствовала, то он подлежит признанию безработным с первого дня предъявления документов, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Однако при этом суд не находит правовых оснований о возложении на ответчика обязанности поставить Каукина Е.А. на учет в качестве безработного с момента подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку принятие решение о признании гражданина безработным может иметь место только при условии, что гражданин зарегистрирован в целях поиска подходящей работы, а таковое при первоначальном общении истца к ответчику ДД.ММ.ГГГГ места не имело. В связи с чем в удовлетворении требований истца в этой части суд полагает необходимым отказать.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем в пользу истца с ответчика подлежит взысканию <данные изъяты>- в возмещение понесенных истцом расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд.
В соответствии со ст.199 ГПК РФ в судебном заседании оглашена резолютивная часть решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Требования Каукина <данные изъяты> удовлетворить в части:
Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения Таштыпского района» от ДД.ММ.ГГГГ в признании Каукина <данные изъяты> безработным.
Признать за Каукиным <данные изъяты> право на признание его безработным в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации».
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Центр занятости населения Таштыпского района» поставить Каукина <данные изъяты> на учет в качестве безработного в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации».
В удовлетворении требований Каукина <данные изъяты> о возложении на Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Центр занятости населения Таштыпского района» обязанности поставить его на учет в качестве безработного с момента подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения Таштыпского района» в пользу Каукина <данные изъяты> судебные расходы в размере <данные изъяты>.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Таштыпский районный суд.
Председательствующий судья __________________
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2014 года