ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-111/2014 от 18.03.2014 Саракташского районного суда (Оренбургская область)

  д.№2-111/2014г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 18 марта 2014 года п. Саракташ

 Саракташский районный суд Оренбургской области в составе судьи Абросимова А.М., при секретаре Гува А.А., с участием представителя истца – заместителя прокурора Саракташского района Оренбургской области Хабибуллина А.Д., представителя ответчика администрации Саракташского района – Ганчарова А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Саракташского района Оренбургской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Саракташский район» Оренбургской области о признании незаконным бездействия Администрации «Саракташский район» и обязании разработать, утвердить и обеспечить финансирование комплексной программы по противодействию экстремистским проявлениям на территории Саракташского района,

 Установил:

 Прокурор Саракташского района Оренбургской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

 В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что в ходе проведения прокурорских проверок соблюдения законодательства в сфере противодействия экстремистских проявлений выявлены негативные тенденции, потенциально способные повлиять на возникновение радикальных течений как в сфере мусульманского, так и в сфере православного экстремизма.

 1. Увеличение количества иностранных лиц, пребывающих на территорию района. Одна из основных негативных тенденций, имеющих место на территории района, - значительное количество пребывающих из республик Закавказья и Средней Азии мигрантов, прежде всего Азербайджана, Узбекистана. По информации отделения в Саракташском районе Управления ФМС по Оренбургской области количество иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территорию района, ежегодно существенно увеличивается, а именно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - поставлено на учет по месту пребывания (то есть впервые прибывшие на срок до 90 суток) 1407 лиц, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 1689 лиц, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 1989 лиц, таким образом, в динамике прирост лиц, впервые прибывших на территории района, за три года увеличился на 25%.

 При этом организации, привлекающие к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на основании выделенных квот, на территории районы отсутствуют.

 Учитывая, что основной поток миграции составляют неквалифицированные работники, которые приезжают на территорию района именно в целях поиска работы, имеет место нелегальное использование дешевой рабочей силы, что потенциально создает социальную напряженность среди лиц коренного населения.

 2. Увеличение количества преступлений, совершенных иностранными гражданами. По данным МО МВД России «Саракташский» в 2013 году произошел рост преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, по сравнению с 2012 годом, а именно, с 5 преступлений до 7.

 3. Усиление влияния представителей азербайджанской диаспоры на политические и экономические процессы в районе. В частности, ряд проведенных прокуратурой «общенадзорных» проверок, материалы доследственных проверок и уголовных дел указывают на присутствие представителей азербайджанской диаспоры при незаконном «обналичивании» средств материнского капитала (уголовное дело в отношении Р.Е.Ш. по ч.3 ст. 159 УК РФ, исковое заявление прокурора к А.А.Я. о взыскании сумм неосновательного обогащения), а также незаконной регистрации сделок с земельными участками (исковое заявление прокурора к М.Ш.Г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка).

 4. Отсутствие статуса «общественной организации» у мусульманских религиозных организаций. В настоящее время в реестре некоммерческих организаций Управления Минюста по Оренбургской области указаны только 4 мусульманских религиозных организаций, в то время как фактически осуществляют свою деятельность 9 мусульманских организаций (молельных домов). Главная причина исключения из реестра некоммерческих организаций - это не своевременное представление сведений в Управление министерства юстиции по Оренбургской области о продолжении своей деятельности ввиду отсутствия квалифицированных кадров и финансирования. Органы местного самоуправления не оказывают достаточной помощи мусульманским религиозным организациям, минимально необходимой им для сохранения официального статуса религиозных организаций. Исчезновение официальных религиозных организаций в таких мононациональных селах как Шишма, Биктимирово, Карагузино, Сунарчи жители которых преимущественно проповедуют традиционный ислам, может образовать религиозный вакуум, который потенциально может быть заполнен, в том числе, мусульманским экстремизмом.

 5. Наличие на территории района жилых помещений («резиновых» квартир), в которых официально зарегистрировано более 10 человек. В частности, в одном из домов <адрес> официально зарегистрирован 301 человек, что неминуемо может повлечь за собой возникновение социальной напряженности в местах анклавного проживания этнических представителей других государств.

 В сложившейся ситуации особую значимость приобретает профилактическая работа правоохранительных и контролирующих органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

 В Саракташском районе действует Комплексная программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью, предусматривающая, в том числе, мероприятия по предупреждению проявлений экстремизма. Программа предусматривает источники финансирования запланированных мероприятий, однако объем финансовых затрат не регламентирован. Фактически все программные мероприятия реализованы за счет средств исполнителей программы.

 В то же время администрацией муниципального образования не обеспечено планирование мероприятий, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

 В сложившейся ситуации, по их мнению, необходимо принятие комплексной программы по противодействию экстремизму и профилактике терроризма на территории муниципального образования, учитывающей развитие негативных тенденций в заявленной сфере правоотношений, а также содержащей конкретные меры по недопущению ухудшения обстановки.

 Просит суд признать незаконным бездействие администрации Саракташского района, выразившееся в отсутствии принимаемых мер по разработке, утверждению и обеспечению финансирования исполнения правовых актов о противодействии экстремистским проявлениям на территории Саракташского района. Обязать администрацию Саракташского района разработать, утвердить и обеспечить финансирование комплексной программы по противодействию экстремистским проявлениям на территории Саракташского района.

 В судебном заседании заместитель прокурора Хабибуллин А.Д., уточнил исковые требования, а именно просит признать незаконным бездействие администрации Саракташского района, выразившееся в отсутствии принимаемых мер по разработке, утверждению и обеспечению финансирования комплексной программы по противодействию экстремистским проявлениям на территории Саракташского района. Обязать администрацию Саракташского района разработать, утвердить и обеспечить финансирование комплексной программы по противодействию экстремистским проявлениям на территории Саракташского района.

 Представитель ответчика Администрации Саракташский район Оренбургской области – Ганчаров А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по следующим основаниям.

 В соответствии с п.6.1, 6.2 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся:

 - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а так же в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

 - разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

 Не оспаривая актуальности вопроса о необходимости противодействия экстремизму и его проявлениям, администрация района не согласна с позицией истца, который просит суд признать незаконным бездействие администрации Саракташского района, выразившееся в отсутствии принимаемых мер по разработке, утверждению и обеспечению финансирования исполнения правовых актов о противодействии экстремистским проявлениям на территории Саракташского района.

 Доводы истца не подтверждены доказательствами.

 Наоборот, администрацией района суду представлены документы, подтверждающие, что на территории Саракташского района приняты и реализуются правовые акты о противодействии экстремистским проявлениям.

 Так, согласно реестру при администрации Саракташского района распоряжениями главы района создано 39 комиссий, из них 8 комиссий прямо или косвенно направлены на противодействие экстремистским проявлениям. (Антитеррористическая комиссия Саракташского района, Общественно-политический совет при главе муниципального образования Саракташский район, Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений МО Саракташский район, Межведомственная комиссия по вопросам миграции Саракташского района и т.д.)

 В районе действует ряд Программ, в которых предусмотрены мероприятия, направленные на профилактику терроризма и экстремизма, в т.ч. в молодежной среде:

 1. Комплексная программа профилактики правонарушений в
муниципальном образовании Саракташский район на 2012-2014 годы.

 2. Программа по борьбе с преступностью на 2010-2012 годы.

 3. Целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупот­реблению наркотическими средствами и их незаконному обороту».

 4. Целевая Программа «Развитие образования в Саракташском районе на 2011-2014 годы».

 5. Программа «Дети Саракташского района на 2010-2012 годы».

 6. Программа «Развитие физической культуры, спорта и туризма в
Саракташском районе на 2011-2015 годы.

 7. Районная целевая Программа «Патриотическое воспитание граждан Саракташского района на 2012-2015 годы».

 8. Программа развития гражданского общества в Саракташском районе на 2012-2015 годы «Я- гражданин России, я Саракташец».

 В разработке вышеуказанных программ принимали участие соответствующие организации, учреждения, правоохранительные органы, все программы утверждены решениями Совета депутатов района. Несмотря на то, что целевые программы по противодействию терроризма и экстремизма в муниципальном образовании Саракташский район не принимались, в районе уделяется большое внимание выполнению конкретных антитеррористических мероприятий и их финансированию.

 Так, в 2012 году в районе запланировано и освоено <данные изъяты> на мероприятия по противодействию терроризма, особое внимание уделяется потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения, находящимся на территории Саракташского района.

 В соответствии с действующим федеральным законодательством о противодействии терроризму создана и действует межведомственная антитеррористическая комиссия, которая координирует взаимодействие органов местного самоуправления, исполнительных органов власти с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти в осуществлении предупредительно-профилактических мероприятий по предупреждению террористических актов.В 2012 году комиссией проедены четыре плановых заседания, где рассмотрены вопросы по выполнению мероприятий антитеррористической безопасности в период подготовки и проведения мероприятий с массовым пребыванием граждан.

 Так, 21.02.2012г. проведено заседание антитеррористической комиссии Саракташского района с повесткой дня «О дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической безопасности на территории Саракташского района в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации», где принято ряд конкретных мер, направленных на проведение антитеррористических мероприятий в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации.

 На заседании антитеррористической комиссии 30 мая 2012 года рассмотрены вопросы усиления мер антитеррористической защиты мест проведения мероприятий в рамках районного Дня защиты детей, выпускных экзаменов и вечеров в общеобразовательных учреждениях района (Решение антитеррористической комиссии от 30.05.2012г. № 2).

 На заседании антитеррористической комиссии района (Решение антитеррористической комиссии № 3 от 25 декабря 2012 года) рассмотрены вопросы о дополнительных мерах по усилению антитеррористической защищенности и соблюдения требований противопожарной безопасности на потенциально-опасных объектах, объектах жизнеобеспечения и местах массового пребывания людей в период новогодних и рождественских праздников.

 Необходимо отметить, что важную роль в мероприятиях антитеррористической направленности отводится ДНД, казачьим дружинам и другим общественным формированиям правоохранительной направленности.

 Правоохранительными органами в районе принят комплекс мер, направленных на предотвращение террористических актов и минимизации возможности их совершения.

 1. Проинформированы руководители органов местного самоуправления, соответствующих предприятий, организаций и учреждений о сохранении террористической угрозы, необходимости повышения
бдительности.

 2. В ОВД установлены круглосуточные телефоны доверия,
сотрудниками полиции организованы ОРМ, направленные на получение
упреждающей информации.

 3. Маршруты патрулирования наружных служб полиции приближены к объектам особой важности, организовано оперативное прикрытие этих объектов.

 4. Силами ОУУП, ОУР ежедекадно проверяются общежития, гостиницы, дачные массивы, заброшенные дома, подвалы на предмет установление незаконно проживающих лиц, обнаружения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

 5. Проводится работа по установлению лиц, включая учащихся старших классов средних школ, ПУ-56, придерживающихся нетрадиционных религиозных убеждений, сторонников экстремистских организаций.

 6. С руководителями местных СМИ проведена рабочая встреча по недопущению фактов передачи СМИ непроверенных сведений, а так же призывов, направленных на разжигание межэтнической, религиозной и расовой розни.

 В 2012 году на территории Саракташского района не было допущено несанкционированных митингов, шествий, демонстраций. Не выявлено так же неформальных объединений национального толка. Объектов экономики находящихся в собственности, либо под контролем этнических группировок на территории Саракташского района не выявлено.

 В то же время на территории района выявлены существенные недоработки в антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием граждан.

 Так, в ходе обследования были выявлены недостатки в освещении улиц многих населенных пунктов района, а так же объектов с массовым пребыванием граждан: магазины, кафе и т.д.

 В большей части школ района отсутствует система видеонаблюдения, отсутствуют стационарные, переносные металлодетекторы и тревожная сигнализация.

 Одной из причин вышеуказанных недостатков является отсутствие надлежащего финансирования мероприятий, направленных на противодей­ствие терроризма.

 Большое внимание в районе уделяется комплексной работе по профилактике экстремизма среди подростков и молодежи. В этой деятельности определены следующие направления.

 1. Проведение мероприятий в образовательных учреждениях района (СОШ, ООШ, школа-интернат, ПУ-56, православная гимназия) культуры и спорта, направленных на формирование толерантности.

 Так, в ГАОУ НПО Профессиональное училище № 56 п.Саракташ прошли открытые уроки по изучению Конвенции о правах ребёнка с участием педагогов и психологов, в библиотеке училища работала книжная выставка «Закон и порядок».

 Кроме того, во всех образовательных учреждениях района были проведены мероприятия «Мир твоих прав» - правовой лекторий, «Мои права и обязанности» (Воздвиженская СОШ, Екатериновская ООШ);

 - аукцион правовых знаний (Желтинская СОШ);

 - театрализованное представление «Путешествие в страну права» (Надеждинская СОШ);

 - деловая игра «Закон для нас, закон внутри нас» (Бурунчинская СОШ).

 Во всех школах прошли классные часы по правовому просвещению.

 Так же в школах и школьных библиотеках были оформлены тематические выставки «Правовое воспитание школьников», «Школьникам о праве», стенды «Подросток и закон».

 В рамках проведения мероприятий по повышению информационной культуры среди молодежи ежемесячно выходит молодежная газета «Друг», где помещаются статьи, направленные на формирование норм социального поведения и воспитание учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности.

 Кроме того, на Интернет-сайтах размещается информация, направленная на формирование у молодежи чувства патриотизма гражданственности, а так же информации этнокультурного характера.

 Постановлением главы администрации района от 15.06.2012 года № 1074-п создан координационный Совет по патриотическому воспитанию граждан Саракташского района, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о координационном Совете.

 В рамках реализации целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Саракташского района Оренбургской области на 2012 - 2015 годы» проводится работа по развитию в районе молодежного самоуправления, молодежного парламентаризма, волонтерских объединений, молодежных общественно-политических движений.

 На основе анализа результатов военно-патриотической работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии:

 1. Проводится работа по развитию в районе молодежного самоуправления, молодежного парламентаризма, волонтерских движений, молодежных общественно-политических движений, спортивных, творческих молодежных союзов и объединений.

 Согласно календарного плана, утвержденного Правительством Оренбургской области, реализуется проект «Молодежный парламентаризм: кадры для будущего».

 12 декабря на территориях муниципальных образований состоялся единый день голосования по выборам молодежных общественных палат. В голосовании участвовали молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.

 По итогам голосования был избран молодежный парламент района в количестве 15 человек.

 Активно действует в районе Российский Союз молодежи. Члены РСМ активно участвуют в общественно-политической жизни района. Активисты организации оказывают помощь ветеранам войны и труда, проводят трудовые десанты по благоустройству.

 Отдел по делам молодежи проводит работу по развитию волонтерского движения. К волонтерской деятельности учащаяся и работающая молодежь, молодые семьи, которые являются участниками программы по обеспечению жильем.

 В районе по патриотическому воспитанию отдел молодежи сотрудничает с районным советом ветеранов войны и труда, с районным советом участников боевых действий.

 Ежегодно волонтерами организуется участие в областной акции «Георгиевская ленточка», приуроченная ко Дню Победы. В феврале традиционным стало проведение районного месячника, посвященного Дню защитника Отечества. В ходе месячника организуются встречи молодежи с участниками боевых действий, в библиотеках оформляются тематические выставки, посвященные героической истории нашей страны.

 Ко дню вывода советских войск из Афганистана каждый год проходит районный слет участников боевых действий. К 23-й годовщине вывода советских войск из Афганистана в районе вышла книга о саракташцах, воевавших в Афганистане. Силами волонтеров в районе проводится работа по благоустройству памятников погибшим в годы войны.

 В дни особых торжеств, проводимых в муниципальных образованиях, около памятников выставляется почетный караул из числа воспитанников военно-патриотических объединений.

 Одним из направлений деятельности является подготовка молодежи к

 службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации. Традиционно в районе весной и осенью проводится День призывника.

 Одной из форм подготовки юношей к военной службе является проведение районных соревнований «А, ну-ка, парни!».

 Ежегодно в мае проводится военно-спортивная игра «Зарница». Важным моментом является отчет о работе поисковых групп в школах «Вахта памяти». Данная работа способствует воспитанию у молодежи чувства патриотизма, любви к своей Родине, укреплению связи между поколениями.

 Составной частью патриотического воспитания молодёжи и гражданственности саракташцев является проведение мероприятий по поддержке национальных культур, проведение праздников и юбилеев сёл.

 Силами учреждений культуры в районе ежегодно готовятся и проводятся районные фестивали национальной песни «Соловей в душе поёт» и праздничные концерты, посвященные мусульманским праздникам Курбан-Байрам и Ураза-Байрам.

 В марте 2012 года в районе проводился день татарской культуры для детей, а так же вечер отдыха на татарском языке. В рамках цикла праздники были проведены – День русской культуры, «Мы русские», Дни татарской и башкирской культуры.

 В селах района стало доброй традицией проводить праздники сел:

 - «Живи, живи, село родное» - 270 лет с.Желтое;

 - «Мы живем в селе Петровском, там где Родина моя» - 210 лет с.Петровское;

 -«Я здесь родился, вырос и живу» -110 лет с.Николаевка,

 -«Собрались здесь гости желанные» - 270 лет с.Воздвиженка;

 -«Край любимый, край заветный» - 210 лет с.Каратузино.

 Определенную работу проводит администрация района по противодействию распространения экстремистских проявлений в религиозной среде.

 Проводятся совместные проверки сотрудниками прокуратуры с ведущими специалистами администрации района на предмет наличия в мечетях и мусульманских молельных домах экстремистских материалов.

 Вышеизложенное свидетельствуют о том, что в Саракташском районе органами местного самоуправления совместно с правоохранительными органами, с территориальными структурами Федеральных органов исполнительной власти, общественными формированиями проводится активная работа, направленная на противодействие экстремистским проявлениям.

 Необходимо отметить, что отсутствие в Саракташском районе, каких либо проявлений экстремистского характера, в том числе в подростковой и молодежной среде, свидетельствуют об успешности предпринимаемой работы.

 Увеличение количества иностранных граждан на территории района не влечет какой либо напряженности среди населения, имеющиеся незначительные конфликты не имеют национальной подоплеки.

 Удельный вес преступлений совершенных иностранными гражданами по сравнению с общим числом преступлений совершаемых в районе очень низкий.

 Участие в политической и экономической жизни района представителей разных национальностей не является проявлением экстремизма. Все приведенные истцом лица являются гражданами РФ. Российская Федерация – многонациональная страна, представители любой национальности имеют право участвовать в политической, общественной и экономической жизни района.

 По поводу отсутствия статуса у мусульманских религиозных организаций, пояснил, что Российская Федерация это светское государство, у администрации района нет каких либо законных методов воздействия на религиозные организации.

 Наличие на территории района жилых помещений, в которых зарегистрировано более 10 иностранных граждан подтвердил. Однако администрация района не может контролировать данный процесс, поскольку ранее существовал упрощенный порядок регистрации иностранных граждан. Почему указанные лица работают без квот и разрешений на работу, пояснить не может, поскольку данный вопрос не входит в их компетенцию, а относится к компетенции миграционной службы и прокуратуры.

 В связи с изложенным, полагает, что снований для принятия специальной комплексной программы противодействия экстремизма не имеется.

 Кроме того, истец не указал материальный закон, обязывающий администрацию Саракташского района разработать, утвердить и обеспечить финансирование комплексной программы по противодействию экстремистским проявлениям на территории Саракташского района.

 Просит суд исковые требования прокурора Саракташского района оставить без удовлетворения.

 Представители третьих лиц – МО МВД РФ «Саракташский» и ОУФМС России АО Оренбургской области в Саракташском районе в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне и месте рассмотрения дела.

 Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования Прокурора Саракташского района подлежат отклонению по следующим основаниям:

 В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

 В соответствии со ст. 14 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится участие органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения.

 Из п.7 ч.1 ст.5 Главы 1 Устава Муниципального образования Саракташский района Оренбургской области, следует, что к вопросам местного значения на территории Саракташского района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

 Таким образом к вопросам местного значения администрация МО Саракташского района, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах Саракташского района Оренбургской области.

 Как следует из материалов дела администрацией Саракташского района осуществляются профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

 Указанные обстоятельства подтверждаются реестром комиссий, созданных при администрации Саракташского района, планом работы межведомственной комиссии по профилактике правонарушений МО Саракташский район на 2013 год, планом работы межведомственной комиссии по профилактике правонарушений МО Саракташский район на 2014 год, протоколом заседаний указанной комиссии от 10.12.2013 года, Постановлением администрации Саракташского района от 14.11.2012 года №1993-п «Об утверждении Программы по борьбе с преступностью в Саракташском районе на 2013-2015 годы», Постановлением администрации Саракташского района от 11.10.2013 года №1619-п «Об утверждении муниципальной Программы профилактики правонарушений в муниципальном образовании Саракташский район Оренбургской области на 2014-2015 годы», информацией о проведении проверок мечетей и мусульманских молельных домов на предмет наличия в них экстремистских материалов.

 Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.

 Статья 12 Конституции Российской Федерации устанавливает принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

 Вопросы участия органов местного самоуправления в профилактике экстремизма регулируются ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», уставом органа местного самоуправления.

 Однако ни в указанных, ни в иных нормативно правовых актах, не указано на обязанность администраций муниципальных районов по разработке и принятию именно комплексной программы по противодействию экстремистским проявлениям.

 Кроме того, вопросы разработки и принятия долгосрочных целевых программ регулируются ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 В силу указанной статьи БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

 Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

 Таким образом, разработка и принятие целевой программы, направленной на профилактику экстремизма является правом, а не обязанностью администрации муниципального образования.

 При таких обстоятельствах, учитывая, что действующее законодательство обязанность по разработке и принятию комплексной программы по противодействию экстремистским проявлениям, на органы местного самоуправления не возлагает, требования прокурора удовлетворению не подлежат.

 На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

 Решил:

 В удовлетворении исковых требований Прокурора Саракташского района Оренбургской области к администрации МО «Саракташский район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии принимаемых мер по разработке, утверждению и обеспечению финансирования комплексной программы по противодействию экстремистским проявлениям на территории Саракташского района и обязании разработать, утвердить и обеспечить финансирование комплексной программы по противодействию экстремистским проявлениям на территории Саракташского района - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

 Судья: А.М.Абросимов

 Решение в окончательной форме изготовлено 24 марта 2014 года.

 Судья: А.М.Абросимов