ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-111/2017 от 22.03.2017 Олекминского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-111-2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Олекминск 22 марта 2017 года

Олекминский районный суд РС (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Максимовой В.Н.

при секретаре Борисовой Г.Н.

с участием истца ФИО2

представителей ответчика ФИО3 и ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации муниципального района «Олекминский район» РС (Я) о включении в муниципальный стаж периода работы в качестве секретаря избирательной комиссии для установления пенсии по выслуге лет, и о перерасчете суммы пенсионной выплаты,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, которым просит возложить на Администрацию МР «Олекминский район» обязанность включить в муниципальный стаж период её работы в качестве секретаря избирательной комиссии муниципального района для установления пенсии по выслуге лет, и о перерасчете суммы пенсионной выплаты.

В ходе судебного разбирательства ФИО2 поддержала исковое заявление в части. Пояснила, что согласно решению Олекминского районного суда от 26 августа 2016 года о включении в стаж муниципальной службы периода её работы в качестве секретаря горсовета, райсовета, райфинотдела администрации Олекминского района она обратилась с заявлением в администрацию района об установлении пенсии по выслуге лет согласно аналогии права по стажу, с дополнительной просьбой о включении в стаж муниципальной службы период работы из 6 месяцев в качестве секретаря избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» (далее-ИКМР). Это необходимо было ей для того, чтобы дополнить до полного года недостающие до полного стажа 21 год 2 месяца 5 дней. Ранее представить в суд документы о работе в ИКМР не могла, так как считала их утерянными. На заявление о включении в стаж периода её работы в качестве секретаря было получено с администрации письмо о том, что включение данного периода работы в муниципальный стаж невозможно по причине того, что должность секретаря ИКМР не включена в Реестр муниципальных служащих, подлежащих пенсионному обеспечению по выслуге лет, с чем она не согласна. Согласно Закону РС (Я) «О муниципальных выборах в РС (Я)» на избирательную комиссию возлагаются особые полномочия, предоставленные представительным органом МО, являющегося юридическом лицом согласно Уставу. Представительные органы наделены правом юридического лица и решение райсовета МР является фактически для неё договором на выполнение государственной и одновременно и общественной работой с доплатой к основной заработной плате, за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. Избирательная комиссия является вышестоящей для участковых избирательных комиссий, состав избирательной комиссии избирается на 4 года, на проведение каких либо единичных выборов нигде нет специальной избирательной комиссии. Все члены ИКМР работают, обеспечивая выборы местных органов власти, по избранию глав и депутатов представительных органов, обеспечивают реализацию избирательных прав граждан, осуществляют подготовку и проведение муниципальных выборов на основании ст.46 Устава МР. Секретарь ИКМР избирается тайным голосованием из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, что является фактическим назначением на должность для работы в аппарате ИКМР. После увольнения с основной работы она продолжала работать с полным рабочим днем в аппарате ИКМР. Работая в администрации города на муниципальной службе, она была рекомендована своим коллективом в состав ИКМР, практически для исполнения своих профессиональных обязанностей, как муниципальный служащий с опытом и стажем работы, не по собственному волеизъявлению, и конкретно на выборной работе, так как ранее неоднократно избиралась в члены комиссий на выборах разных уровней. Затем была включена в состав ИКМР решением уполномоченного на то органом муниципального района. Для работы в избирательной комиссии MP в качестве ответственного секретаря необходимы специальные познания и опыт работы с документацией. Необходимый опыт работы у неё имелся. Также имеет юридическое образование. Ссылаясь на Закон РС (Я) «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в РС (Я)», считает, что отсутствие в Реестре муниципальных должностей должности секретаря ИКМР не является основанием для отказа во включении ей дополнительных месяцев работы, фактически и реально отработанных с полным рабочим днем. Считает, что за ней должно было сохраниться рабочее место с сохранением зарплаты по основной работы на весь период общественной работы согласно ст.170 ТК РФ, но фактически её рабочее место не сохранилось, зарплату там не получала с 1 февраля 2008 года. Работа в ИКМР требовала её присутствия в течении целого дня и на основной работе глава требовал её присутствия, отпуск ей не давали, выплатили компенсацию за неиспользованный отпуск. По оплате работы в ИКМР претензий не имеет, поскольку оплату она получила. Ей было выдано удостоверение на период действия ИКМР с 28 декабря 2007 года до 29 декабря 2011 года, т.е. на 4 года. Она фактически работала с 1 февраля 2008 по 31 апреля 2008 года и с 29 декабря 2008 по 31 марта 2009 года, документы об этом она представляла в комиссию. По результатам выборов вся документация, поступившая от участковых избирательных комиссий, подлежала переработке для сдачи номенклатурных выборных документов в архив, чем она занималась после выборов. За работающими в ИКМР сохраняется прежнее рабочее место и заработная плата. Ее прежнее рабочее место специалиста Администрации города (муниципального служащего) не было сохранено, в связи с уходом на пенсию и ей была выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 80 календарных дней. За этот период из суммы отпускной компенсационной выплаты и были перечислены страховые взносы в Пенсионный фонд. Потому считает, что период фактической работы в аппарате ИКMP согласно представленных справок от 31 марта 2008 года и от 7 мая 2009 года подлежит зачету в стаж муниципальной службы. Спора о неполучении заработной платы не было. Оплата работы была из бюджетных средств, выделенных на соответствующую выборную компанию, и она в реальном времени исполняла возложенные на неё полномочия. Невключение в стаж муниципальной службы работу в аппарате ИКМР считает необоснованным. После выхода на пенсию она продолжала работать на муниципальной службе, исполняя работу на муниципальной должности. Потому просит удовлетворить требование о включении в муниципальный стаж периода её работы в качестве секретаря ИКМР. На рассмотрении требования о перерасчете суммы пенсионной выплаты в настоящее время не настаивает, поскольку ей необходимы дополнительные документы. Потому просит оставить данное требование без рассмотрения.

Представители ответчика по доверенности ФИО4 и ФИО3 в суде требования ФИО2 полностью не признали, указывая на то, что согласно Указу Президента РС (Я) № 1734 от 24 декабря 2009 года, определяющему численность и наименование муниципальных должностей и должностей муниципальной службы члены избирательной комиссии не входят в численность органов местного самоуправления. На основании Закона о реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы- должности муниципальной службы замещаются путем заключения трудового контракта, что возможно только на должности муниципальной службы, которые определены на постоянной основе. ИКМР не является органом, работающим на постоянной основе. На основании Закона «Об основных гарантиях избирательны прав» - ИКМР не является постоянным органом, образуется на определенный срок и на основании Устава возможно предание ей статуса юридического лица. В ст.18 Закона «О муниципальных выборах» закреплен порядок формирования ИКМР, срок полномочий. Согласно ст.22 Устава МО «Олекминский район» РС (Я) в структуру органов местного самоуправления Олекминского района ИКМР не входит. Статуса юридического лица у ИКМР согласно уставу тоже нет. Кроме того, согласно ст.29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательного права» - секретарь ИКМР может работать на постоянной основе, если комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом. ИКМР на постоянной основе не работала, была избрана на определенный срок, что подтверждается решением райсовета 2007 года. Кроме того, для определения стажа на основании Закона о муниципальной службе РФ и Реестра должностей необходимо заключение трудового контракта, что истцом не был представлен, отсутствует запись в трудовой книжке. Потому работа секретаря и председателя ИКМР является добровольной, оплачивается в качестве вознаграждения в пределах сметы, определенной на выборы и работа в ИКМР не может быть включена в стаж для установления пенсии за выслугу лет. Реестр муниципальных должностей и должностей муниципальной службы МР «Олекминский район», утвержденный решением сессии райсовета № 9 от 27 мая 2008 года, постановлением главы муниципального района № 42 от 13 мая 2014 года, не содержит должностей муниципальной службы в избирательной комиссии. Потому оснований для включения в стаж муниципальной службы годы работы истца ФИО2 в качестве секретаря избиркома МР «Олекминский район» не имеется. По оставлению требования истца о перерасчете пенсии без рассмотрения не возражают.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу:

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно ч.2 ст. 6 указанного Федерального закона должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» и ч.1 ст. 21 Закона РС (Я) «О муниципальной службе в РС (Я)», в редакциях, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, в стаж муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.21 Закона РС (Я) «О муниципальной службе в РС (Я)», в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в ч.1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и муниципальными правовыми актами.

Таким законом являлся Закон РС (Якутия) от 10 июля 2003 г. 46-З № 93-III «О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих РС (Я) и муниципальной службы муниципальных служащих в РС (Якутия)».

В ст. 2 данного Закона указаны периоды службы (работы), подлежащие включению в стаж муниципальной службы муниципальных служащих в РС (Я), дающий право на получение льгот, предусмотренных для государственных и муниципальных служащих в РС (Я), назначение пенсии за выслугу лет и выплату единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, в том числе периоды замещения должностей муниципальной службы.

В ст.3 Закона также указаны иные периоды, подлежащие включению в стаж муниципальной службы муниципальных служащих в РС (Я), помимо периодов службы (работы), включаемых в стаж в соответствии со ст.2 данного закона.

Согласно ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 19 и 20 Закона РС (Якутия) от 11.07 2007 г. № 480-З№975-III «О муниципальной службе в РС (Якутия)» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами РС (Якутия). Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяется нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Согласно п.2 ч.2 ст. Закона Республики Саха (Якутия) «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в РС (Я)» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Из материалов дела установлено, что истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> ЯАССР, является получателем пенсии по возрасту, пенсия назначена ей с ДД.ММ.ГГГГ, выдано пенсионное удостоверение ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно последней записи трудовой книжки - ФИО2 работала в МУ Администрация МО «Город Олекминск» - городское поселение специалистом I разряда, референтом муниципальной службы I класса, уволена с работы ДД.ММ.ГГГГ по ст.80 ТК РФ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию на основании распоряжения главы № 4-дс от 31 января 2008 года.

Решением главы района № 14 от 12 декабря 2007 года сформирован состав избирательной комиссии МР «Олекминский район» в составе из 7 человек, в том числе ФИО2 – от избирателей по месту работы МУ Администрация МО «Город Олекминск».

Согласно выписке из решения избирательной комиссии МР «Олекминский район» №6/4 от 2 февраля 2008 года - секретарь ФИО2 утверждена освобожденным секретарем ИКМР с ДД.ММ.ГГГГ с полным рабочим днем. Из текста данной выписки видно, что ФИО2 фактически приступила к работе с ДД.ММ.ГГГГ на полный рабочий день, постоянной работы не имеет, с прежней работы уволилась в связи с выходом на пенсию. Потому необходимо её считать освобожденным секретарем ИКМР с полным рабочим днем в связи с большим объемом работы в комиссии.

Из справок, выданных председателем ИКМР ФИО1 от 7 мая 2008 года и от 31 марта 2009 года видно, что ФИО2 в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в полный рабочий день в качестве освобожденного секретаря с правом решающего голоса в ИКМР по выборам депутатов представительного органа МР «Олекминский район».

Имеется также удостоверение, выданное ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2 о том, что она является секретарем ИКМР «Олекминский район» РС (Я).

26 августа 2016 года ФИО2 обратилась с заявлением в Администрацию Олекминского района, которым просила установить её муниципальную пенсию по выслуге лет на основании решения Олекминского районного суда от 27 мая 2016 года. Данным же заявлением просила включить дополнительно в муниципальный стаж работу в качестве секретаря ИКМР Олекминского района в 2008-2009 годы.

Письмом № 53 от 23 сентября 2016 года было отказано истцу в назначении пенсии за выслугу лет, с ссылкой на то, что ИКМР не входит в структуру органов местного самоуправления МР «Олекминский район», члены избирательной комиссии не входят в численность органов местного самоуправления, и в реестре должностей муниципальной службы нет должностей избирательной комиссии.

Таким образом, установлено, что истец ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ8 года по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала секретарем ИКМР «Олекминский район». Данную работу истец, считая, что она относится к должностям муниципальной службы, просит дополнительно включить в муниципальный стаж для расчета пенсии по выслуге лет, а именно недостающие до полного стажа 21 год 2 месяца 5 дней.

Между тем, Законом «О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих РС (Я) и муниципальной службы муниципальных служащих в РС (Якутия)» работа истца в должности секретаря ИКМР к числу периодов, подлежащих включению в стаж муниципальной службы муниципальных служащих, не предусмотрена.

Кроме того, согласно ст.3 Закона РС (Якутия) «О реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в РС (Я) и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы в РС (Я) № 535 № 1073-III от 26 декабря 2007 года - реестр включает муниципальные должности, устанавливаемые уставом муниципального образования для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления - выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, учреждаемые органами местного самоуправления для обеспечения исполнения их полномочий, замещаемые путем заключения трудового договора (контракта).

Решением IV сессии районного Совета МР «Олекминский район» № 9 от 27 мая 2008 года утвержден Реестр муниципальных должностей и должностей муниципальной службы МР «Олекминский район» РС (Я).

Согласно данному Реестру в Перечень должностей муниципальной службы муниципального района указаны должности муниципальной службы в районной администрации: высшая должность – управляющий администрацией и первый заместитель управляющего администрацией; главная должность – управляющий делами: ведущая должность- заместитель управляющего администрацией, начальник управления и начальник отдела и старшая должность – главный специалист и ведущий специалист.

Решением IХ cессии районного Совета МР «МР «Олекмнский район» № 12 от 26 декабря 2008 года, отменивший вышеуказанный Реестр, утвержден новый реестр муниципальных должностей и должностей муниципальной службы МР «Олекминский район» РС (Я).

Согласно данному Реестру в Перечень должностей муниципальной службы муниципального района также указаны должности муниципальной службы в районной администрации: высшая должность – первый заместитель главы администрации; главная должность – заместитель главы администрации, управляющий делами: ведущая должность - начальник управления и начальник отдела и старшая должность – главный и ведущий специалисты.

Сведений о включении в должности муниципальной службы должностей муниципальной службы в избирательной комиссии муниципального района данный реестр также не содержит.

Тем самым, работа истца в качестве секретаря избирательной комиссии муниципального района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к должностям муниципальной службы МР «Олекминский район» не относится.

Доказательств том, что должность секретаря ИКМР относится к должностям муниципальной службы, в частности доказательства о заключении с ФИО2, как с муниципальной служащей, трудового контракта, распоряжения об увольнении с муниципальной должности, о распространении на неё и предъявлении к ней ограничений, связанных с муниципальной службой, о сдаче истцом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не имеется и не представлено. В трудовой книжке истца - записи о её работе в качестве секретаря ИКМР, как должности отнесенной к должностям муниципальной службы, также не имеется.

Указом Президента № 1532 от 19 января 2007 года «Об исчислении стажа государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ» утвержден Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ…»

Согласно п.12 в данный Перечень включены периоды замещения на постоянной (штатной) основе муниципальных должностей (должностей депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса).

Между тем, согласно Уставу МР «Олекминский район», действовавшей на момент спорных периодов работы истца, избирательная комиссия муниципального района в структуру органов местного самоуправления не входила, юридическим лицом не являлась и доказательств о том, что ИКМР действовала на постоянной основе, тоже нет. Из материалов дела - справок, выданных председателем ИКМР ФИО1 от 7 мая 2008 года и от 31 марта 2009 года о периодах работы ФИО2 в ИКМР в качестве секретаря избирательной комиссии, решения № 14 от 12 декабря 2007 года «О формировании состава ИКМР» и протокола заседаний ИКМР о результатах выборов главы муниципального района видно, что ИКМР была создана в связи с проведением выборов на должность главы муниципального района, а также по выборам депутатов представительного органа муниципального района «Олекминский район».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что работа ФИО2 в качестве секретаря ИКМР носила не постоянный характер.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 не имеется.

Требование ФИО2 о перерасчете пенсии согласно её ходатайству с учетом мнения стороны ответчика подлежит оставлению без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО2 к Администрации МР «Олекминский район» РС (Якутия) о включении в муниципальный стаж периода работы в качестве секретаря в избирательной комиссии муниципального района «Олекминский район» РС (Якутия) для установления пенсии по выслуге лет - отказать.

Требование истца о перерасчете суммы пенсионной выплаты оставить без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РС (Якутия) через Олекминский район в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья: п./п.

Копия верна

Судья Олекминского районного

суда Республики Саха (Якутия): В.Н. Максимова