Дело № 2 - 111/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Советская Гавань 07 марта 2018 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе
председательствующего судьи Абубакировой М.В.
при секретаре Шороховой О.У.
с участием представителей истца администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района ФИО1, действующей по доверенности от 07.03.2018 года, выданной сроком до 31.12.2018 года, ФИО2, действующей по доверенности от 07.03.2018 года, выданной сроком до 31.12.2018 года, ФИО3, действующей по доверенности от 29.01.2018 года, выданной сроком до 31.12.2018 года,
ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края к ФИО4 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с иском к ФИО4 о взыскании денежные средств. В обоснование иска указала, что на основании постановления муниципальной избирательной комиссии городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» 20.09.2013 № 60 «О регистрации избранных депутатов Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича», решения Совета депутатов от 30.09.2013 № 1 «Об избрании Председателя Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» ФИО4 с 01.10.2013 года осуществлял полномочия председателя Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича». В период с 01.10.2013 года по 06.06.2017 года ФИО4 являясь выборным должностным лицом муниципального образования - Председателем Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича», осуществлял свои полномочия на постоянной основе, что предусмотрено ч. 1 ст. 25 Устава городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича». 05.06.2017 года решением Совета Депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» № 323 принято решение о самороспуске Совета Депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича». Данное решение опубликовано, в соответствии с Уставом городского поселения, в газете «Советская Звезда» 07 июня 2017 года. В соответствии со ст. 35.1 Устава городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Совет депутатов является самостоятельным юридическим лицом. Частью 1 ст. 18 Устава предусмотрено, что Совет депутатов входит в структуру органов местного самоуправления. На основании ст. 36.1 Устава городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Председатель Совета депутатов имеет право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, размер и условия выплаты которого, определяются органами местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края и ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания и порядок его выплаты устанавливаются решением Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» от 10.04.2009 г. № 9. При этом Председатель Совета депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов (п.1 ч. 6 ст. 25 Устава городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича»). Учет рабочего времени осуществлялся председателем Совета депутатов самостоятельно. ФИО4 самостоятельно издает распоряжения о предоставлении себе отпуска. Работодателя у Председателя Совета депутатов не имеется. После подписания распоряжения о предоставлении отпуска ФИО4 передал его в финансово-экономический сектор Администрации для выплаты отпускных денежных средств. На основании распоряжения Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» от 15.05.2017 года ФИО4 были выплачены отпускные авансом за период с 01.10.2016 г. по 30.09.2017 г. Отпуск за предыдущие годы им использован полностью. Закон предоставляет право расходовать бюджетные средства только на оплату труда депутатов, исполняющих свои полномочия на постоянной основе. 05.06.2017 года решением Совета Депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» № 323 принято решение о самороспуске Совета Депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича». В связи с чем, Председатель Совета депутатов ФИО4 прекратил осуществление своих полномочий, сократился проработанный период и образовалась переплата отпускных денежных средств размере 67 185 руб. 25 коп. Являясь председателем Совета депутатов и обладая полномочиями на издание распоряжений, являющихся основанием для начисления и выплаты из средств бюджета поселения денежных выплат, ФИО4 превысил количество дней для предоставления отпуска, чем нанес ущерб бюджету городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» размере 67 185 руб. 25 коп. Просят взыскать с ФИО4 в пользу администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» денежные средства в размере 67 185 руб. 25 коп.
В судебном заседании представители истца администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» исковые требования поддержали в полном объеме, по обстоятельствам изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить их в полном объеме, уточнив их в части, просили взыскать с ФИО4 денежные средства в размере 67 185 руб. 25 коп. в бюджет муниципального образования городское поселение «Рабочий поселок Заветы Ильича».
Ответчик ФИО4 с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что администрация городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» является ненадлежащим истцом по настоящему делу, поскольку Совет депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем администрация поселения лишена возможности обратиться в суд с иском о взыскании с него денежных средств. Просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Выслушав доводы представителей истца, доводы ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов (ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).
В соответствии с уставом городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края № 12 от 16.06.2005 года, в соответствии с Законом Хабаровского края "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ, муниципальное образование "Рабочий поселок Заветы Ильича" наделено статусом городского поселения.
Согласно п. 1 ч.1 ст.5 Устава, к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета городского поселения, утверждение и исполнение бюджета городского поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского поселения.
Согласно ч.1 ст. 18 Устава, структуру органов местного самоуправления составляют Совет депутатов городского поселения, глава городского поселения, администрация (исполнительно-распорядительный орган городского поселения), контрольно-счетный орган городского поселения, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом городского поселения и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.5 ст. 18 Устава, финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст. 19 Устава, Совет депутатов городского поселения является представительным органом городского поселения, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории городского поселения.
Согласно федеральному закону Совет депутатов обладает правом юридического лица (ч.4 ст. 19 Устава).
Расходы на обеспечение деятельности Совета депутатов предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджета Российской Федерации (ч.5 ст. 19 Устава).
В исключительной компетенции Совета депутатов находится в том числе, утверждение бюджета городского поселения и отчета о его исполнении (ст. 20 Устава).
Организацию деятельности Совета депутатов в соответствии с настоящим Уставом осуществляет председатель Совета депутатов, избираемый Советом депутатов из своего состава тайным голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов. Председатель Совета депутатов исполняет свои обязанности на постоянной основе (ст. 25 Устава).
В соответствии о ст. 30 Устава, Глава городского поселения входит в структуру органов местного самоуправления городского поселения, является высшим должностным лицом городского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава городского поселения возглавляет местную администрацию на принципах единоначалия.
Глава городского поселения представляет городское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского поселения, и является распорядителем средств бюджета городского поселения (ст. 31 Устава).
В соответствии по ст. 30 Устава, Администрация городского поселения является исполнительно-распорядительным органом городского поселения. Администрация является юридическим лицом.
В соответствии со ст. 34 Устава, Администрация осуществляет в том числе полномочия по обеспечению исполнительно-распорядительных функции по эффективному решению вопросов местного значения городского поселения в соответствии со статьей 5 настоящего Устава в интересах населения городского поселения; разрабатывает для представления Главой городского поселения в Совет депутатов проект местного бюджета, после утверждения местного бюджета организует его исполнение и готовит отчет о его исполнении.
Органы местного самоуправления как юридические лица от имени городского поселения вправе приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава администрации городского поселения, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом городского поселения.
Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и Уставом городского поселения наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Совет депутатов городского поселения и администрация городского поселения как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав городского поселения и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение Совета депутатов городского поселения об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим Советом депутатов городского поселения по представлению главы администрации городского поселения (ст. 35.1 Устава).
Экономическую основу местного самоуправления городского поселения составляют находящееся в собственности городского поселения имущество, средства бюджета городского поселения, а также имущественные права городского поселения (ст.43 Устава).
В собственности городского поселения может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ (ст. 44 Устава).
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.45 Устава).
Городское поселение имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 48 Устава).
Как установлено судом, на основании постановления муниципальной избирательной комиссии городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» 20.09.2013 № 60 «О регистрации избранных депутатов Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича», решения Совета депутатов от 30.09.2013 № 1 «Об избрании Председателя Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» ФИО4 с 01.10.2013 года осуществлял полномочия председателя Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича».
В период с 01.10.2013 года по 06.06.2017 года ФИО4 являясь выборным должностным лицом муниципального образования - Председателем Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича», осуществлял свои полномочия на постоянной основе, что предусмотрено ч. 1 ст. 25 Устава городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича».
05.06.2017 года решением Совета Депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» № 323 принято решение о самороспуске Совета Депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича». Данное решение опубликовано, в соответствии с Уставом городского поселения, в газете «Советская Звезда» 07 июня 2017 года.
На основании ст. 36.1 Устава городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Председатель Совета депутатов имеет право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, размер и условия выплаты которого, определяются органами местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края и ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания и порядок его выплаты устанавливаются решением Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» от 10.04.2009 г. № 9.
При этом Председатель Совета депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов (п.1 ч. 6 ст. 25 Устава городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича»). Учет рабочего времени осуществлялся председателем Совета депутатов самостоятельно.
ФИО4 самостоятельно издавал распоряжения о предоставлении себе отпуска. Работодателя у Председателя Совета депутатов не имеется. После подписания распоряжения о предоставлении отпуска ФИО4 передал его в финансово-экономический сектор Администрации для выплаты отпускных денежных средств.
Согласно распоряжения Председателя Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" № 2 от 04.05.2017 года, Председателю Совета депутатов ФИО4 был предоставлен отпуск за проработанный период с 01.10.2016 года по 30.09.2017 года, с 11.05.2017 года по 25.07.2017 года.
Согласно распоряжения Председателя Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" № 3 от 10.05.2017 года, распоряжение № 2 было отменено.
На основании распоряжения Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» от 15.05.2017 года Председателю Совета депутатов ФИО4 был предоставлен отпуск за проработанный период с 01.10.2016 года по 30.09.2017 года, с 29.05.2017 года по 13.08.2018 года.
01.02.2017 года между Советом депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" и администрацией городского поселдения "Рабочий поселок Заветы Ильича" заключен договор об оказании услуг на ведение бухгалтерского учета.
Согласно записок расчетов, а также расчетных ведомостей за май 2017 года, ФИО4 была произведена оплата очередного отпуска за период с 01.10.2016 года по 12.05.2017 года.
Как установлено в судебном заседании, истцом ФИО4 были выплачены отпускные авансом за период с 01.10.2016 г. по 30.09.2017 г.. Отпуск за предыдущие годы ФИО4 был использован полностью, данные обстоятельства установлены судом, и сторонами не оспаривались.
05.06.2017 года решением Совета Депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» № 323 принято решение о самороспуске Совета Депутатов городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича». В связи с чем, Председатель Совета депутатов ФИО4 прекратил осуществление своих полномочий, сократился проработанный период и образовалась переплата отпускных денежных средств размере 67 185 руб. 25 коп.
Являясь председателем Совета депутатов и обладая полномочиями на издание распоряжений, являющихся основанием для начисления и выплаты из средств бюджета поселения денежных выплат, ФИО4 превысил количество дней для предоставления отпуска, чем нанес ущерб бюджету городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» размере 67 185 руб. 25 коп..
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание вышеизложенные положения закона, разъяснения содержащихся в нем правовых норм и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района о взыскании с ФИО4 в бюджет муниципального образования городское поселение "Рабочий поселок Заветы Ильича" денежных средств в размере 67 185 руб. 25 коп. подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика ФИО4 о том, что администрация городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района является ненадлежащим истцом по настоящему гражданскому делу суд находит не состоятельными, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства.
На основании ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Советско-Гаванского муниципального района в размере 2 215 руб. 55 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края к ФИО4 о взыскании денежных средств, удовлетворить.
Взыскать с ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в бюджет муниципального образования городское поселения "Рабочий <адрес>" денежные средства в размере 67 185 (шестьдесят семь тысяч сто восемьдесят пять) рублей 25 копеек.
Взыскать с ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в местный бюджет государственную пошлину в размере 2 215 (две тысячи двести пятнадцать) рублей 55 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2018 года.
Судья М.В. Абубакирова
Копия верна. Судья: М.В. Абубакирова