Дело №2-111/207-2023
УИД:46RS0027-01-2023-000105-31
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Черемисиново
Черемисиновского района
Курской области «18» октября 2023 года
Черемисиновский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Баркова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем - Пахомовой Г.О.,
с участием: истца – помощника прокурора
Черемисиновского района Курской области - Григорьевой Г.Ю.,
лица, в чьих интересах подан иск - Степкиной Г.А.,
представителя ответчика – Министерства образования и науки
Курской области - Горбенко Д.В.,
принимающего участие в деле на основании доверенности от 19.04.2023 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному иску прокурора Черемисиновского района Курской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Степкиной Галины Алексеевны к Министерству образования и науки Курской области, Администрации муниципального образования «Черемисиновский район» Курской области, Муниципальному казенному образовательному учреждению «Черемисиновская СОШ имени Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова», о признании за Степкиной Г.А. права на получение мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Прокурор Черемисиновского района Курской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к указанным ответчикам в защиту прав, свобод и законных интересов Степкиной Г.А., указав, что последняя до октября 2022 года получала компенсацию по расходам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, однако с 01.10.2022 по решению директора МКОУ «Черемисиновкая СОШ им. Героя Советского союза И.Ф.Алтухова» выплата данной компенсации, финансируемой за счет выделяемых средств через Администрацию муниципального образования «Черемисиновский район» Курской области, была прекращена. Основанием для прекращения выплаты компенсации Степкиной Г.А. послужило принятие Закона Курской области от 14.12.2021 №125-ЗКО «О мерах социальной поддержки и установлением денежной выплаты, связанной с компенсацией расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг работникам областных государственных организаций социального обслуживания, внесения изменений в отдельные законодательные акты Курской области…», которым внесены изменения в ст.11 Закона Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО «Об образовании в Курской области». В частности, по мнению ответчика, Степкина Г.А., работая более 10-и лет в должности библиотекаря в МКОУ «Черемисиновкая СОШ им. Героя Советского союза И.Ф.Алтухова», не являлась педагогическим работником, и утратила право на получение такой компенсации, в связи с принятием вышеприведенного закона в Курской области.
Прокурор в иске указал, что из буквального толкования приведенных правовых норм у Степкиной Г.А. не усматривается право на получение указанной ежемесячной выплаты, однако просит учесть определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 №965-О-П, в котором указано, что работники библиотек образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, входят в единую категорию библиотечных работников, и отнесены к работникам культуры, а не педагогическим работникам. Работники же культуры, согласно ст.2 Закона Курской области от 14.12.2021 №125-ЗКО – специалисты и киномеханики областных государственных и муниципальных учреждений культуры, к которым прокурор относит должность Степкиной Г.А., как библиотекаря образовательного учреждения, не утратили право на получение такой выплаты в связи с выходом на пенсию.
Полагая необходимым соблюдение принципа равенства между библиотекарями – работниками государственных и муниципальных образовательных организаций, и библиотекарями – специалистами государственных и муниципальных учреждений культуры, просит признать за бывшим библиотекарем Степкиной Г.А. право на получение меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Курской области - по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и возобновить выплату с 01.10.2022.
В судебном заседании истец – помощник прокурора Черемисиновского района Курской области уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Степкина Г.А. в судебном заседании уточненный иск поддержала, просила о его удовлетворении. Пояснила, что она работала библиотекарем в МКОУ «Черемисиновкая СОШ им. Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова» более 10 лет (с 1993 по 2014гг.), имеет стаж работы 21 год, с 2005 года получала указанную компенсацию, которая была предоставлена в школе, по месту её работы. Однако с 01.10.2022 приказом директора МКОУ «Черемисиновская СОШ им. Героя Советского союза И.Ф.Алтухова» Фоминой Е.В., выплата была прекращена ввиду принятия ЗКО от 02.12.2021 №125-ЗКО «О мерах социальной поддержки…», так как она не относится к педагогическому составу. Считает прекращение указанной выплаты незаконным и просит иск прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации муниципального образования «Черемисиновский район» Курской области Павличенко Н.И. в судебное заседание не явилась, в предыдущих судебных заседаниях поясняла о признании уточненного иска прокурора в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39, 173 ГПК РФ ей были разъяснены и понятны. Письменный отзыв аналогичного содержания от 13.07.2023 приобщен к материалам дела.
Представитель ответчика – Министерства образования и науки Курской области Горбенко Д.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, просил в его удовлетворении отказать. Пояснил, что правовое регулирование отношений по выплате компенсации является прерогативой регионального законодательства, и действующими законами Курской области такая выплата вышедшим на пенсию библиотечным работникам образовательных организаций не предусмотрена. В случае удовлетворения иска ответчик будет лишен возможности производить выплату, которая не предусмотрена соответствующим бюджетом, что может повлечь административную ответственность ответчика за нецелевое использование бюджетных средств. В ранее представленном отзыве на иск также указал, что иск не признает полностью, поскольку министерство не обладает компетенцией по координации деятельности муниципальных образовательных систем по соблюдению бюджетной и финансовой дисциплины в отношении муниципальных образовательных организаций, в том числе по обеспечению мерами социальной поддержки, а органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения их деятельности. В силу принятых законодательных актов Курской области - Положения, утвержденного Постановлением Администрации Курской области от 01.04.2022 №362-па, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением ежемесячной денежной компенсации, осуществляется муниципальными образованиями за счет средств субвенций местным бюджетам – администрации Черемисиновского района Курской области на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения. Министерство образования и науки Курской области как исполнительный государственный орган не наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, а лишь связан обязательствами, вытекающими из норм регионального законодательства, поэтому министерство не может являться ответчиком по иску и требования прокурора не могут быть удовлетворены в связи с неправильным определением прокурором юридически значимых обстоятельств. Ранее также указывал, что исковые требования основаны на неправильном толковании и применении норм материального права – ч.1 ст.11 Закона Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО «Об образовании в Курской области». Считает, что право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения при выходе на пенсию сохраняется только за педагогическими работниками, а библиотечные работники образовательных организаций таким правом при выходе на пенсию не обладают.
Представитель ответчика - МКОУ «Черемисиновкая СОШ им. Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова» Фомина Е.В. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В обоснование позиции по иску представила письменное мнение, согласно которому Степкина Г.А., как библиотекарь, в период работы - до 2014 года и после выхода на пенсию - до 01.10.2022 пользовалась льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Закона Курской области от 23.12.2005 №100-ЗКО «О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг». На основании Закона Курской области от 14.12.2021 №125-ЗКО «О мерах социальной поддержки и установлением денежной выплаты, связанной с компенсацией расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг работникам областных государственных организаций социального обслуживания, внесения изменений в отдельные законодательные акты Курской области…», льгота Степкиной Г.А. была отменена, поскольку в ст.5 п.3 данного закона поясняется, что право на «…предоставление ежемесячной денежной компенсации сохраняется за вышедшими на пенсию педагогическими работниками муниципальных образовательных организаций…», а Степкина Г.А. не является педагогическим работником. Должность «библиотекарь», которую занимала Степкина Г.А., не относится к педагогическому персоналу.
Третье лицо – Министерство финансов и бюджетного контроля Курской области своего представителя в судебное заседание не направило, 01.09.2023 представило отзыв на уточненное исковое заявление прокурора, в котором указало, что региональным законодательством не предусмотрено предоставление мер социальной защиты такой категории лиц, как вышедшие на пенсию библиотечные работники областных государственных и муниципальных образовательных организаций, и что установление такой льготы отдельным категориям граждан является правом субъекта РФ, просило в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо – ОКУ «Центр социальных выплат» своего представителя в судебное заседание не направило, просило о рассмотрении иска в отсутствие представителя, решение оставлял на усмотрение суда. Представило отзывы на иск от 14.09.2023, 04.10.2023 в которых указало о получении Степкиной Г.А. с 01.11.2022 компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» в соответствии с Законом Курской области от 01.12.2004 №58-ЗКО «О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 2.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев… и ветеранов труда».
Третье лицо – Министерство культуры Курской области в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление от 14.09.2033 и 11.10.2023, в котором указало на право библиотечных работников государственных и муниципальных библиотек на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения при выходе на пенсию в соответствии с Законом Курской области от 05.03.2004 №9-ЗКО «О библиотечном деле Курской области».
Принимавшее ранее участие в деле в качестве ответчика, исключенное из числа ответчиков в результате уточнения прокурором иска - Муниципальное казенное учреждение «Центр бюджетного учета», представителя в судебное заседание не направило, 12.10.2023 представило отзыв на иск, в котором указало, что в силу положений законодательства Курской области за Степкиной Г.А. при выходе на пенсию не сохраняется право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Степкиной Г.А. ошибочно начислялась и выплачивалась такая выплата с момента выхода на пенсию в 2014 году по 01.10.2022.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Проверив материалы дела, выслушав мнения участвовавших при рассмотрении сторон и их представителей, оценив представленные доказательства с учетом требований об относимости, допустимости и достоверности, суд пришел к следующему.
Степкина Г.А., согласно записям в её трудовой книжке АТ-I №5793792, была принята 08.08.1993 на работу в МОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа» (в настоящее время правопреемником которой является Муниципальное казенное образовательное учреждение «Черемисиновская СОШ имени Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова»), в качестве библиотекаря (запись №21), проработала в указанном общеобразовательном учреждении по 23.08.2014 с расторжением трудового договора по инициативе работника – п.3 ст.77 Трудового кодекса РФ (запись №29) (приказ от 23.08.2014 №109, согласно которому с последней прекращен трудовой договор с 23.08.2014 как с библиотекарем школы (выход на пенсию по старости).
Согласно трудовому договору от 07.12.2011 №65, имеющемуся в личном деле, Степкина Г.А. принята на работу по должности библиотекаря. В должностной инструкции, с которой ознакомлена Степкина Г.А., утвержденной директором школы, функциями Степкиной Г.А. являлись осуществление творческо-производственной деятельности библиотеки, обеспечение эффективного использования материальных, финансовых ресурсов библиотеки, формирование библиотечного фонда.
Степкиной Г.А., как библиотекарю муниципального общеобразовательного учреждения, по месту работы – в Черемисиновской СОШ Курской области в 2005 году была предоставлена льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, однако в материалах личного дела Степкиной Г.А. отсутствует соответствующий приказ, но данное обстоятельство никем в судебном заседании не оспаривается.
Приказом от 10.11.2022 №244/1 ответчика - МКОУ «Черемисиновская СОШ имени Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова» в отношении Степкиной Г.А. прекращена выплата указанной компенсации за коммунальные услуги, так как Степкина Г.А. не относится к педагогическому составу.
На эти обстоятельства указано ответчиком МКОУ «Черемисиновская СОШ им. Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова» в отзыве на иск, а именно, что Степкиной Г.А., занимавшей должность библиотекаря муниципальной общеобразовательной организации, в соответствии с Законом Курской области от 23.12.2005 N 100-ЗКО "О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", была установлена ежемесячная мера социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая отменена приказом ответчика от 10.11.2022 №244/1.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
До 01 января 2005 года жилищно-коммунальные льготы в сельской местности работающим квалифицированным специалистам, в том числе работникам народного образования, предоставлялись на основании ранее действовавших союзных, федеральных и республиканских нормативных правовых актов.
Пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусматривалось, что квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и рабочих поселках предоставлялись бесплатные квартиры с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" признано утратившим силу.
Право библиотечных работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением нашло закрепление в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года N 384 "О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках", статье 59 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года, а также в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года N 31 "О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках" (в установленном законодательством порядке не признано утратившим силу).
Действовавший до 01.01.2005 Закон РСФСР от 21 декабря 1990 N438-1 "О социальном развитии села", в ст.24 предусматривал, что на все категории работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности распространяются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса, в том числе по первоочередному обеспечению жильем, продуктами питания.
Статья 59 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР. Данная норма также являлась отсылочной, не устанавливала категорий специалистов, имеющих право на соответствующие льготы, и не возлагала на органы местного самоуправления обязанность предоставлять такие льготы.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 г. был признан утратившим силу Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села", а также внесены изменения в ст. 55 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", из которой были исключены положения о правах специалистов организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, на льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса.При этом каких-либо норм, возлагающих обязанность на органы местного самоуправления предоставлять иные меры социальной поддержки специалистам организаций культуры, этим законом не было предусмотрено.
Дальнейшее правовое регулирование осуществлялось в соответствии с Законом Курской области от 23.12.2005 N100-ЗКО «О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".
Согласно Закону Курской области от 23.12.2005 N100-ЗКО «О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений со Степкиной Г.А., руководители, заместители руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций, руководители структурных подразделений государственных и муниципальных образовательных организаций и их заместители, педагогические работники (далее - педагогические работники), медицинские и библиотечные работники государственных и муниципальных образовательных организаций (далее - образовательные организации), проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также проживающие с ними члены их семей, обладали правом на получение социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.1 п.1).
Также специальным нормативно-правовым актом Курской области был определен перечень как должностей, так и организаций, учреждений, которые вправе пользоваться вышеуказанной льготой.
В соответствии с ранее действовавшим во время спорных отношений со Степкиной Г.А. постановлением Правительства Курской области от 17.04.2006 N88 "Об утверждении перечней должностей специалистов и работников в образовательных организациях, медицинских организациях, учреждениях культуры, организациях социального обслуживания населения и учреждениях государственной ветеринарной службы, при замещении которых работникам и специалистам, проживающим в сельской местности (сельских населенных пунктах), рабочих поселках и поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", были определены должности педагогических, медицинских и библиотечных работников образовательных организаций, при замещении которых работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках и поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Разделом 2 вышеприведенного постановления Правительства Курской области от 17.04.2006 №88 «Общеобразовательные организации» (ранее «общеобразовательные учреждение всех типов») должность «библиотекарь» была отнесена к должностям педагогических, медицинских и библиотечных работников образовательных организаций, при замещении которых работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках и поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, учитывая дискрецию законодателя, должность, которую занимала библиотекарь Степкина Г.А. в момент возникновения спорных правоотношений, была законодательно отнесена к должности «библиотечных работников образовательных организаций».
Запись в трудовой книжке (запись №27) о прекращении с 16.09.2008 со Степкиной Г.А. трудового договора по должности завхоза и оставлении Степкиной Г.А. на должности помощника библиотекаря школы, суд находит ошибочной, поскольку по штатному расписанию должность «помощник библиотекаря» в МКОУ «Черемисиновская СОШ» отсутствовала, имелась только должность «библиотекарь», против чего стороны также в судебном заседании не возражали. Таким образом Степкина Г.А. с 16.09.2008 также состояла в должности «библиотекарь», которая относилась к должности библиотечных работников образовательных организаций, вплоть до прекращения с нею 23.08.2014, как с библиотекарем школы, трудовых отношений.
Кроме того, Законом Курской области от 23.12.2005 N100-ЗКО «О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", помимо «библиотечных работников образовательных организаций», предусматривалось право социальной поддержки и в отношении других должностей библиотечных работников: специалистов и киномехаников учреждений культуры, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (ст.4 приведенного закона), библиотечных работников организаций социального обслуживания, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа (ст.5 приведенного закона).
Так, согласно тому же ранее действовавшему постановлению Правительства Курской области от 17.04.2006 N88 "Об утверждении перечней должностей…» должность «библиотекарь» библиотек указана в перечне должностей специалистов и киномехаников областных государственных и муниципальных учреждений культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, при замещении которых работникам и специалистам предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п.1 перечня).
Также должность «библиотекарь» была указана в перечне должностей социальных, медицинских, педагогических и библиотечных работников организаций государственного сектора социального обслуживания, при замещении которых работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Однако, согласно второй статье Закона Курской области от 23.12.2005 N100-ЗКО «О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения сохранялось только за перешедшими на пенсию специалистами и киномеханиками, в учреждениях «библиотеки» по должности «библиотекарь», проработавшим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках) не менее 10 лет, и проживающими с ними членами семей при условии, что пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в организациях культуры, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), и проживающими там (ч.2 ст.4 вышеприведенного закона).
За библиотечными работниками образовательных организаций, библиотечными работниками организаций социального обслуживания, такое право при выходе на пенсию не сохранялось (ч.2 ст.2, ст.5 Закона от 23.12.2005 №100-ЗКО).
В соответствии со ст.11 Закона Курской области от 09.12.2013 N121-ЗКО "Об образовании в Курской области" (как в первоначальной, так и действующей редакциях), меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением предоставлялись библиотечным работникам, которые проживали и работали в сельских населенных пунктах, рабочих поселках и поселках городского типа, но не сохранялись при выходе на пенсию.
Законом Курской области от 14.12.2021 N 125-ЗКО "О мерах социальной поддержки и установлении ежемесячной денежной выплаты, связанной с компенсацией расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг работникам областных государственных организаций социального обслуживания, внесении изменений в отдельные законодательные акты Курской области по вопросам установления ежемесячной денежной выплаты, связанной с компенсацией расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и особенностях применения законодательства Курской области о предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", были внесены изменения в Закон Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО «Об образовании в Курской области», в котором библиотечным работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций право на предоставление ежемесячной денежной выплаты, связанной с компенсацией расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, предоставлялось на период проживания и работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и в силу ч.1.1 ст.11 за библиотечными работниками образовательных организаций при выходе на пенсию такая льгота не сохранена.
Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации педагогическим, медицинским и библиотечным работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций утвержден Правительством Курской области - постановлением Администрации Курской области от 01.04.2022 N 362-па (ред. от 15.03.2023) "О мерах по реализации частей 1 - 1.2 статьи 11 Закона Курской области от 9 декабря 2013 года N 121-ЗКО "Об образовании в Курской области", согласно которому правом на предоставление ежемесячной денежной выплаты, связанной с компенсацией расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения пользуются библиотечные работники образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Пунктом третьим указанного постановления также не предусмотрено сохранение такой льготы за вышедшими на пенсию библиотечными работниками образовательных организаций.
Таким образом, региональное законодательство, как действовавшее до прекращения трудовых отношений со Степкиной Г.А. (2014г.), так и действующее в настоящее время не предоставляет Степкиной Г.А., как библиотечному работнику образовательной организации, право на назначение ежемесячной денежной выплаты, связанной с компенсацией расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в случае выхода на пенсию.
Однако п.1 ч.2.1 статьи 12 Закона Курской области от 05.03.2004 N 9-ЗКО (ред. от 10.11.2022) "О культуре" сохраняет в настоящее время право на предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения за вышедшими на пенсию специалистами и киномеханиками областных государственных и муниципальных учреждений культуры, которые проработали в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, при условии, что пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в учреждениях культуры, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), и проживающими там, которые до дня выхода на пенсию пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения в соответствии с нормативными правовыми актами Курской области, действовавшими до 1 марта 2022 года, или которые являлись получателями ежемесячной денежной компенсации в соответствии с настоящим Законом.
Вместе с тем, статья вторая федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О библиотечном деле" включает в законодательство о библиотечном деле основы законодательства Российской Федерации о культуре, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела.
При этом в преамбуле указанного закона к библиотечному делу относится отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.
В своем Определении от 04.12.2007 №965-О-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что указанными нормативными правовыми актами работники библиотек образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, входящие в единую категорию библиотечных работников, отнесены к работникам культуры, а не к педагогическим работникам.
Вместе с тем нормативными актами Курской области - частью второй ст.4 Закона Курской области от 23.12.2005 N100-ЗКО «О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" за специалистами и киномеханиками учреждений культуры, к которым отнесены работники библиотек по должности «библиотекарь», при выходе на пенсию сохранено право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения которые проработали в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках) не менее 10 лет, и проживающими с ними членами семей при условии, что пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в организациях культуры, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), и проживающими там.
То есть, учитывая дискрецию законодателя (субъекта РФ – Курской области), законодательно установлена льгота в отношении вышедших на пенсию работников культуры – библиотекарей, отнесенных к библиотечным работникам органов культуры, что с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 №965-О-П, равнозначно должности, которую занимала Степкина Г.А. как библиотечный работник общеобразовательного учреждения – «библиотекарь».
Как указал Конституционный суд РФ, действующее правовое регулирование в полной мере должно распространяться на работников библиотек образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, поскольку в силу действующего законодательства они относятся к работникам культуры, - в противном случае имела бы место необоснованная дифференциация предоставления льгот работникам библиотек, расположенных в сельской местности, в зависимости от того, работают они в учреждениях культуры или в образовательных учреждениях.
Поскольку работники библиотек образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, принадлежат к той же категории специалистов, что и работники расположенных в сельской местности учреждений культуры (библиотек), которым ранее предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а именно к работникам культуры учреждений, расположенных в сельской местности, они, а также пенсионеры из их числа должны иметь право на эти льготы. Иное означало бы нарушение требований статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и основанной на них приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ – соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, что означает запрет вводить такие различие в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации, в силу положений Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) "О Конституционном Суде Российской Федерации", обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Степкина Г.А. осуществляла свою трудовую деятельность как библиотечный работник образовательной организации в должности библиотекаря Черемисиновской СОШ с 1993 года, проработала в сельском населенном пункте более 10 лет (до 2014 года), являлась получателем социальной выплаты в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения с 2005 года в соответствии с нормативными правовыми актами Курской области, действовавшими до 01.03.2022, пенсия Степкиной Г.А. была назначена непосредственно по окончании работы в организации, расположенной в сельской местности – п.Черемисиново Курской области в 2014 году, в настоящее время Степкина Г.А. продолжает проживать в сельском населенном пункте, следовательно Степкина Г.А. имеет право на получение указанной меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
С доводами ответчика - МКОУ «Черемисиновская СОШ им. Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова», не признавшего иск, а также третьих лиц, возражавших против удовлетворения иска, суд согласиться не может по изложенным выше основаниям, поскольку такие доводы основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Мнение ответчика – Министерства образования и науки Курской области о несостоятельности иска в части его предъявления к указанному ответчику, ввиду неправильного определения прокурором юридически значимых обстоятельств, связанных с тем, что учредителем и собственником имущества ответчика МКОУ «Черемисиновская СОШ имени Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова» является ответчик – Администрация МО «Черемисиновский район» Курской области, суд находит ошибочным, поскольку Министерством образования и науки Курской области осуществляется контроль за выполнением отдельных государственных полномочий и, как верно указано в отзыве на иск, такая деятельность связана с обязательствами, вытекающими из норм регионального законодательства, отнесенных к его полномочиям, в том числе обеспечением граждан мерами социальной поддержки, исходя из действующего регионального законодательства - Закона Курской области от 09.12.2013 N121-ЗКО (в действующей редакции) "Об образовании в Курской области".
Довод представителя ответчика - Министерства образования и науки Курской области о наступлении для Министерства неблагоприятных последствий в случае удовлетворения иска в виде осуществления нецелевого расходования денежных средств, и возможного привлечения Министерства к административной ответственности, суд считает безосновательными, носящими надуманный характер, и не основанными на нормах действующего законодательства.
Социальная выплата в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, которую Степкина Г.А. получала до 01.10.2022, финансируется за счет средств областного бюджета (ч.3 ст.11 Закона Курской области от 09.12.2013 N121-ЗКО "Об образовании в Курской области"), поступающих в виде субвенций Администрации муниципального образования «Черермисиновский район» Курской области, на основании документов, подлежащих оформлению в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Курской области – п.3.2 постановления Администрации Курской области от 01.04.2022 N 362-па "О мерах по реализации частей 1 - 1.2 статьи 11 Закона Курской области от 9 декабря 2013 года N121-ЗКО "Об образовании в Курской области" - организацией по основному месту работы Степкиной Г.А. - ответчиком МКОУ «Черемисиновская СОШ им. Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова».
Таким образом, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора Черемисиновского района, действующего в интересах Степкиной Г.А. о восстановлении права Степкиной Г.А. на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации оплаты жилого помещения и коммунальных услуг с 01.10.2022.
В порядке ст.103 ГПК РФ с ответчиков - Министерства образования и науки Курской области и МКОУ «Черемисиновская СОШ им. Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова» подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования «Черемисиновский район» Курской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск прокурора Черемисиновского района Курской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Степкиной Галины Алексеевны, удовлетворить полностью.
Признать за Степкиной Галиной Алексеевной право на получение ежемесячной денежной выплаты, связанной с компенсацией расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, с 01 октября 2022 года за счет средств областного бюджета.
Взыскать с ответчиков - Министерства образования и науки Курской области и МКОУ «Черемисиновская СОШ им. Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова» государственную пошлину с каждого по 150 (сто пятьдесят рублей) в доход МО «Черемисиновский район» Курской области.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Черемисиновский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 20 октября 2023 года.
Председательствующий А.В.Барков