ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-112-2015 от 28.10.2015 Навлинского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-112-2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Навля Брянской области, ул.Р.Люксембург д.6 28 октября 2015 года

Навлинский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи - Мазовец В.А.

при секретаре - Исаевой Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянского транспортного прокурора Московской региональной транспортной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации к ФИО2 о понуждении к совершению действий по демонтажу и сносу нежилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Брянский транспортный прокурор Московской региональной транспортной прокуратуры, выступая в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к ФИО2, в котором просит обязать ФИО2 освободить часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного в полосе отвода железной дороги в <адрес> путем демонтажа и сноса нежилого помещения, в течение 10 дней после вступления решения в законную силу. В случае не исполнения решения суда в установленный срок, предоставить ОАО РЖД право произвести демонтаж и вывоз вышеуказанного строения самостоятельно или с привлечением третьих лиц, с возмещением расходов с ФИО2 по предоставлению финансовых документов.

ДД.ММ.ГГГГ Брянский транспортный прокурор Московской региональной транспортной прокуратуры уточнил свои исковые требования, просил принять решение об освобождении ФИО2 земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного в полосе отвода железной дороги, являющегося частью земель федеральной собственности с кадастровым номером в пгт. <адрес> путем демонтажа и сноса нежилого строения размером 10х20, в течение 10 дней после вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Брянской транспортной прокуратуры ФИО3, действующий по доверенности, уточнил исковые требования в части срока демонтажа и сноса нежилого строения вместо 10 дней, просит предоставить срок в течение 1 месяца, в остальной части уточненные исковые требования поддержал, и суду пояснил, что по обращению гражданин- жителей <адрес> была проведена проверка о защите их прав, в ходе которой было установлено, что предоставленная ОАО «РЖД» в полосе отвода железной дороги в субаренду ФИО2 часть земельного участка в <адрес> находится в федеральной собственности, относится к землям промышленности и иного специального назначения. Указанная земля с кадастровым номером на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. передана ТУ Министерства имущественных отношений РФ – ОАО «РЖД» на 49 лет.

В соответствии с договором субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ. заключенным между ОАО «РЖД» (Арендатор) и ФИО2 (Субарендатор), последнему предоставлен участок для организации автостоянки для пользователей услугами железнодорожного транспорта без права строительства капитальных объектов.

Однако ФИО2 использовал арендованный земельный участок в нарушение условий договора, возвел на нем строение, имеющее признаки капитального строения, что подтверждается заключением эксперта АНО ФИО1 отДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.9.1 Договора субаренды ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» направило ФИО2 уведомление о расторжении договора субаренды и об освобождении земельного участка от принадлежащего ФИО2 имущества в месячный срок с момента получения уведомления. Указанное уведомление было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, договор субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ является расторгнутым с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако ответчик ФИО2 земельный участок не освободил и не произвел демонтаж возведенного строения до настоящего времени, нарушает права собственника земельного участка – РФ, в связи с чем, просит принять решение об освобождении ФИО2 земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного в полосе отвода железной дороги, являющегося частью земель федеральной собственности с кадастровым номером в пгт. <адрес> путем демонтажа и сноса нежилого строения размером 10х20, в течение 30 дней после вступления решения в законную силу.

Допрошенный в судебном заседании ответчик ФИО2 с заявленным иском <данные изъяты> согласен, свое согласие выразил в письменном виде, которое приобщено к материалам дела.

Извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание без уважительных причин не явились представители ответчика ФИО4 адвокат Круговых С.В., своих возражений суду не представили.

Допрошенный в судебном заседании представитель ОАО «РЖД» ФИО5, действующий по доверенности, считает исковые требования Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обоснованными и поддерживает их в полном объеме, поскольку между ОАО «РЖД» и ФИО2 был заключен договор субаренды от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым последнему был предоставлен земельный участок для организации стоянки для пользования услугами железнодорожного транспорта без права строительства капитальных объектов. С признанием ответчиком иска согласен.

Извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился представитель третьего лица Территориального Управления Росимущества по Брянской области, предоставили отзыв в котором просили дело рассмотреть в отсутствии их представителя, по существу заявленных исковых требований пояснили следующее.

Земельный участок с кадастровым номером , относящийся к землям промышленности и иного специального назначения является федеральной собственностью и на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ передан ОАО «РЖД» на 49 лет.

В соответствии со ст.615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим кодексом, другим законом или иными правовыми актами.

Земельный участок с кадастровым номером расположен в полосе отвода Московской железной дороги. Полоса отвода (также как и примыкающие к ним охранные зоны железных дорог) входит в состав земель железнодорожного транспорта, предназначена для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта либо организацией осуществляющей строительство пути или инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Согласно ст.2 Федерального закона от 10.01. 2003 №17 - ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта - земли транспорта используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в т.ч. земельные участки, расположенные в полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, противопожарным и иным законодательством.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006г. №611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» полосы отвода (так же, как и примыкающие к ним охранные зоны железных дорог) входят в состав земель железнодорожного транспорта, предназначены для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и имеют специальный режим использования.

В границах полосы отвода нельзя размещать капитальные здания и сооружения, многолетние насаждения и другие объекты, ухудшающие видимость железнодорожного пути и иным образом создающие угрозу безопасности движения. Размещение в полосе отвода инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газопроводов и нефтепроводов и других линейных сооружений допускается только по согласованию с организацией железнодорожного транспорта либо организацией, осуществляющей строительство пути или инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - заинтересованная организация).

В соответствии с Земельным кодексом РФ свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог могут использоваться для целей, прямо не связанных с эксплуатацией железнодорожного транспорта, - они могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для складирования грузов, оказания услуг пассажирам, сельскохозяйственного использования и иных целей. Правила дополнили перечень целей, в которых может использоваться полоса отвода, разрешив размещать на условиях договора на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах железнодорожного транспорта в границах полосы отвода наружную рекламу.

Таким образом, законодательством РФ не допускается строительство капитальных строений в пределах полос отвода и охранных зон железных дорог.

На основании изложенного ТУ Росимущества считает требования заявленные Брянским транспортным прокурором Московской межрегиональной транспортной прокуратуры подлежащими удовлетворению.

В порядке ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителя ТУ Росимущества по Брянской области, представителей ответчика ФИО4 и адвоката Круговых С.В..

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьями 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. Согласно ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные ст. ст. 301 - 304 Кодекса, принадлежит также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющим имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо иному основанию, предусмотренному законом. На основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В силу положений статьи 4 Федерального закона от 27.02.200 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте (магистральных железнодорожных линий со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки и т.д.), а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 10.01.2003года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.

На основании статьи 2 указанного Федерального закона, земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах; полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Судом установлено, что на земельном участке площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером в полосе отвода железной дороги, по адресу: пгт. <адрес>, имеется нежилое строение размером 10х20 метров.

Собственником указанного земельного участка является Российская Федерация.

На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Брянской области передало указанный земельный участок с кадастровым номером ОАО «РЖД», срок аренды 49 лет (л.д. 39-41). Назначение земельного участка: под объекты транспорта- железнодорожного, в границах, указанных в кадастровой карте-плане (л.д.144--145).

Земельный участок имеет кадастровый и является полосой отвода железной дороги, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.143).

Согласно договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-50) ОАО «РЖД» (Арендатор) предоставило ФИО2 (Субарендатору) земельный участок с кадастровым номером из земель промышленности, площадью 1000 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> в границах, указанных в проекте границ, прилагаемом к настоящему договору и являющегося его неотъемлемой частью.

Согласно п.1.3 Указанного Договора субаренды участок предоставляется для организации автостоянки для пользователей услугами железнодорожного транспорта без права строительства капитальных объектов, права на которые подлежат государственной регистрации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ №169-ФЗ от 17.11.1995 года «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Наличие разрешения собственника земельного участка на строительство на своем участке другими лицами зданий и сооружений предусмотрено ст. 263 ГК РФ.

Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги », утвержденными Положением «О порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог » и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006г. №264, предусмотрена возможность предоставления предприятиями железнодорожного транспорта свободных земельных участков, находящихся в полосе отвода, принадлежащих к землям железнодорожного транспорта, на условиях срочного (временного) пользования. В судебном заседании установлено, что на земельном участке площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером в полосе отвода железной дороги, по адресу: пгт. <адрес> ответчиком ФИО2 выстроено нежилое помещение размером 10х20 метров, имеющее признаки капитального объекта без разрешительной документации.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ АНО «ФИО1» (л.д.182-200), строение, возведенное на земельном участке, переданном по договору субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенное в <адрес>, в полосе отвода железной дороги, не является временной постройкой, мобильным (инвентарным) зданием, его невозможно переместить без соразмерного ущерба, и оно не является навесом, киоском и другой подобной постройкой, а при его возведении выполнены строительно-монтажные работы по устройству заглубленных фундаментов, возведению несущих конструкций и ограждающих конструкций, подводке инженерных коммуникаций, то есть данное строение является капитальным.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно поступившему от ФИО2 заявлению ответчик признал иск в полном объеме.

В связи с тем, что ответчик признал иск о сносе и демонтаже возведенного строения, стороны согласны с заявленным ходатайством, права третьих лиц признанием иска не нарушены, в связи с чем суд считает возможным принять признание иска и удовлетворить заявленный Брянским транспортным прокурором иск.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой был освобожден истец, при подаче искового заявления в суд. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.173, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Брянского транспортного прокурора Московской региональной транспортной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации к ФИО2 о понуждении к совершению действий по демонтажу и сносу нежилого помещения – удовлетворить.

ФИО2 освободить часть земельного участка площадью 1000 кв.м, переданного по договору субаренды № / от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного в полосе отвода железной дороги, являющегося частью земель федеральной собственности с кадастровым номером в пгт. Навля, <адрес>, путем демонтажа и сноса нежилого строения размером 10х20 м., в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В случае неисполнения решения суда в установленный срок, предоставить ОАО РЖД право произвести демонтаж и вывоз нежилого строения самостоятельно или с привлечением третьих лиц, с возмещением расходов с ФИО2 по предоставлению документов.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 ( Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий В.А. Мазовец

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.