Дело № 2–112 ххх 2013г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ххх ххх 2013 года г.Новоржев
Новоржевский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи – Гвоздевой Г.В.,
с участием прокурора Новоржевского района – Шевченко Е.Н.,
при секретаре - Александрович Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Прокурора Новоржевского района Псковской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения «ххх волость» и муниципальному предприятию Новоржевского района «ххх» о возложении обязанности восстановить холодное водоснабжение, |
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новоржевского района обратился в суд с обозначенным выше, иском. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района, в связи с обращением ххх и ххх проведена проверка исполнения жилищного законодательства Муниципальным предприятием Новоржевского района «ххх» (МП «ххх») и Администрацией сельского поселения «ххх волость». В результате проверки установлено, что ФИО1 и ФИО2 проживают в индивидуальных жилых домах № ххх и № ххх в д. ххх Новоржевского района, которые не оборудованы внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения. До ххх года водоснабжение этих домов осуществлялось посредством колодца, находившегося вблизи от них. При этом водоразборная колонка, обеспечивающая подачу воды из колодца, демонтирована еще ранее. В соответствии с распоряжением Администрации Новоржевского района от ххх года № 561-р «Об изъятии объектов водоснабжения СПК «ххх» и передаче в хозяйственное ведение на баланс МП Новоржевского района «ххх» и актом приема-передачи, система водоснабжения в д. Подмежье Новоржевского района находится в хозяйственном ведении МП «ххх». В ххх году, в связи с неисправностью трубопровода линия водопровода, которая обеспечивала поступление питьевой воды в колодец, расположенный у домов Карповой и Петровой, МП «ххх» отключена. В связи с чем, в настоящее время они вынуждены получать питьевую воду из водоразборной колонки, находящейся в центре деревни, на удалении свыше ххх метров от их жилых домов.
В связи с этим, прокурор просил суд признать действия МП «ххх» по прекращению предоставления услуги холодного водоснабжения членам семей ххх и ххх незаконными и обязать его восстановить этим семьям в срок до ххх года, а так же признать бездействие Администрации сельского поселения «ххх волость», выразившееся в неисполнении полномочия по организации водоснабжения в границах поселения с использованием общественных колодцев, применительно к членам семей ххх и ххх, признать незаконным и обязать Администрацию организовать водоснабжение членов этих семей в срок до ххх года.
В судебном заседании прокурор в полном объеме поддержал изложенные исковые требования, но счел возможным исполнить их месяцем позднее - ххх года.
Представители ответчиков – Администрации сельского поселения «ххх волость» - ФИО3 и муниципального предприятия Новоржевского района «ххх» - ФИО4, исковые требования признали в полном объеме и согласились со сроком их исполнения – ххх ххх ххх года.
Представитель третьего лица – Администрации Новоржевского района - ФИО5 так же согласился с заявленными требованиями и сроком их исполнения.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ, коммунальные услуги включают в себя горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Согласно части ч. 1 ст. 157 этого же Кодекса, Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время отношения, складывающиеся в связи с предоставлением коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.
Пунктом 2 этих Правил определено, что под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений … а так же земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Подпунктом «б» пункта 3 Правил установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Согласно пп. «а» пункта 4 Правил, под холодным водоснабжением понимается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), …, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Пунктом 2.2 Устава МП «ххх» установлено, что предприятие оказывает жилищно-коммунальные услуги, производит строительство и техническое обслуживание водонапорных сетей и сооружений, санитарно-технических узлов и оборудования, осуществляет обеспечение водой потребителей.
Таким образом, МП «ЖКО» является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно п.п. «а» пункта 31 Правил исполнитель коммунальных услуг, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, пунктом 33 данных Правил установлено, что потребитель вправе получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 123 Правил определено, что предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку производится в соответствии с настоящими Правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с потребителем.
При этом оговорено пунктом 7 Правил, что потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 124 Правил, обеспечение надлежащего технического состояния водоразборных колонок и их безопасная эксплуатация осуществляются исполнителем, а в случае нахождения водоразборной колонки в собственности потребителя - потребителем самостоятельно или на основании соответствующего договора, заключаемого с исполнителем или с иной организацией, оказывающей такого рода услуги.
Частью 4 статьи 3 ЖК РФ определено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке предусмотренными федеральными законами.
Подпунктом «в» пункта 3 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Согласно приложению № 1 к Правилам, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения.
Возможность полного прекращения предоставления коммунальных услуг не предусмотрена действующим законодательством и является незаконной.
Согласно справки, предоставленной МП «ххх» от ххх года (л.д.24), линия водопровода, обеспечивающего водоснабжение семей ххх и ххх, отключена по причине неисправности. МП «ххх» не располагает средствами на прокладку новой линии водопровода, и потому считает возможным не восстанавливать подачу воды до указанных домовладений, поскольку холодное водоснабжение обеспечивается посредством функционирования водоразборной колонки, находящейся в центре дер. ххх ххх района. Нормативными правовыми актами минимальное расстояние от жилых домов до водоразборных колонок не установлено.
Вместе с тем, согласно пункту 11.19 Свода правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденного приказом Минрегион России от 29.12.2011 года № 635/14 (СП 31.13330.2012), радиус действия водозаборной колонки должен быть не более 100 м.
При проверке установлено, что в дер. ххх Новоржевского района действующая водоразборная колонка находится на удалении в 235 метров от дома ххх и в ххх метрах от дома ххх. Ранее действующая водоразборная колонка, радиус действия которой охватывал указанные домовладения, демонтирована и линия водопровода, питающая ее, отключена.
Вышеуказанные фактические обстоятельства свидетельствуют о полном прекращении МП «ххх» предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения семьям ххх и ххх, что противоречит требованиям части 4 статьи 3 ЖК РФ и пункту 11.19 СП 31.13330.2012.
Вместе с этим, усматривается факт бездействия уполномоченных органов местного самоуправления, в части принятия мер по организации водоснабжения в границах сельского поселения «ххх волость».
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения, в частности, водоснабжения населения и водоотведения.
В соответствии с соглашением о передаче Администрацией сельского поселения «ххх волость» отдельных полномочий по решению вопросов местного значения Администрации Новоржевского района от ххх года (в редакции от ххх года), полномочия по организации в границах водоснабжения населения, за исключением водоснабжения с использованием общественных колодцев, передано Администрации Новоржевского района.
Соответственно, в настоящее время полномочие по организации водоснабжения в границах поселения, осуществляемого с использованием общественных колодцев, находится в пределах компетенции Администрации сельского поселения «ххх волость».
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 года N52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с пунктом 5.4 Порядка организации в границах поселений Новоржевского района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, утвержденных постановлением Администрации ххх района от ххх года № 25, закреплено, что при отсутствии централизованных систем на территориях поселений водоснабжение населения осуществляется путем устройства сооружений (колодцев), предназначенных для общего пользования.
Положения изложенных норм обязывают органы местного самоуправления обеспечить питьевой водой население в границах муниципального образования.
Согласно п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, относится принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Аналогичные положения содержаться в пункте 3.1 Порядка организации в границах поселений Новоржевского района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, утвержденных постановлением Администрации Новоржевского района от 10.04.2012 года № 25.
Вместе с тем, несмотря на фактическое прекращение МП «ххх» водоснабжения части населения дер. ххх ххх района, Администрацией сельского поселения «ххх волость» каких-либо мер по восстановлению водоснабжения не принимается, чем нарушаются права граждан, в том числе несовершеннолетних.
Таким образом, требование прокурора Новоржевского района, выступающего в защиту интересов неопределённого круга лиц, о признании действий МП «ххх» по прекращению предоставления услуги холодного водоснабжения членам семей ФИО1 и ФИО2 незаконными и признании бездействия ххх сельского поселения «ххх волость» по организации водоснабжения в границах поселения незаконным, а так же возложении на них обязанности по устранению допущенных нарушений, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, суд полагает возможным установить срок для устранения допущенных нарушений, в связи с прекращением предоставления услуги холодного водоснабжения членам семей ххх и ххх до ххх года, который является разумным и позволит ответчикам исполнить решение суда.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части требований.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Исходя из этого, государственная пошлина взысканию с Администрации сельского поселения «ххх волость» Новоржевского района Псковской области не подлежит.
Соответчиком по делу является МП Новоржевского района «ххх», которое не освобождено от уплаты судебных расходов, потому с предприятия подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Новоржевского района Псковской области – удовлетворить в полном объеме.
1. Признать действия Муниципального предприятия Новоржевского района «ххх» (МП «ЖКО») по прекращению предоставления услуги холодного водоснабжения членам семей ххх и ххх, незаконными.
2. Обязать МП «ххх» восстановить предоставление услуги холодного водоснабжения указанным семьям, проживающим в д.ххх Новоржевского района в срок до ххх ххх ххх года.
3. Признать бездействие Администрации сельского поселения «ххх волость» Новоржевского района, выразившееся в неисполнении полномочий по организации водоснабжения в границах поселения, применительно к членам семей ххх и ххх, незаконным.
4. Обязать Администрацию сельского поселения «ххх волость» организовать водоснабжение домов семей ххх и ххх, проживающих в д.ххх ххх района, в срок до ххх ххх ххх года.
Взыскать с Муниципального предприятия Новоржевского района «ххх» (МП «ххх») в бюджет муниципального образования «ххх район» государственную пошлину в размере ххх рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд Псковской области в течение месяца со дня его вынесения, подачей жалобы через Новоржевский районный суд Псковской области.
СУДЬЯ: ГВОЗДЕВА Г.В.
Решение не обжаловано. Вступило в законную силу.