ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1120/19 от 30.04.2019 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2-1120/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Крымск «30» апреля 2019 г.

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Серомицкого С.А.

при секретаре Саввиди А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области,

установил:

Кировское областное государственное казенное учреждение «Дорожный комитет Кировской области» обратилось в Крымский районный суд с иском к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области.

Свои требования мотивирует тем, что 21.05.2018 ответчиком осуществлялась перевозка груза на транспортном средстве: тягач ФРЕЙТЛАЙНЕР государственный регистрационный знак , полуприцеп GS MEPPEL государственный регистрационный знак , по маршруту движения: г.Москва-гр.Нижегородской обл-г.Яранск-г.ФИО4-г.ФИО2 по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения в нарушение действующего законодательства Российской Федерации и нормативно правовых актов Правительства Кировской области. Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 05.12.2017, действовавшей на дату совершения нарушения) относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (п.1 ст.12); определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения (п.7 ст.12); государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.1 ст.13.1). В том числе, к числу полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится принятие решения о временных ограничениях движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения. В целях реализации Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, Закон Кировской области от 02.12.2010 №581-30 «О разграничении полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере регулирования дорожной деятельности на территории Кировской области» установил порядок осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и относит к ведению Правительства Кировской области в сфере регулирования дорожной деятельности следующие полномочия: установление порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (п.7.1 ст.3); определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения (п.8 ст.3); определение уполномоченного органа исполнительной власти Кировской области, осуществляющего полномочия в сфере регулирования дорожной деятельности (п.20 ст.3). Постановлением Правительства Кировской области от 07.09.2009 №23/285 «Об утверждении порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения» определен круг мероприятий, направленных на обеспечение сохранности автомобильных дорог, в том числе: проверка соблюдения весовых и габаритных параметров транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, включая периоды временного ограничения движения транспортных средств (п.2). Постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 №145/164, в целях реализации ч.2.1 ст.30 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, п.18 ст.3 Закона Кировской области от 02.12.2010 №581-30, утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения. П.4.4 Порядка предусматривает, что в период введения временного ограничения движения (весенний и осенний периоды) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств. В соответствии с ч.1 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Согласно ч.6 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусматривает, что для получения специального разрешения, требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством. Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.12 ст.31 ФЗ-257). Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда. Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (п.2 Правил). Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (п.3). Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п.5). Постановление Правительства Кировской области от 02.02.2015 №23/35 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения» предусматривает, что КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» является уполномоченным органом на осуществление проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств. Постановлением Правительства Кировской области от 27.02.2018 №98-П «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2018 года» с 23 апреля по 22 мая 2018 года введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Во исполнение пункта 9 Постановления, подрядной организации направлено письмо №703 от 22.03.2018 с требованием об установке аншлагов и дорожных знаков на период весеннего ограничения движения в 2018г. Данные работы организацией - подрядчиком осуществлены. Постановление опубликовано в официальных источниках информации - на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, 01.03.2018, на официальном интернет-портале правовой информации http:www.pravo.go.ru, 02.03.2018. Данным Постановлением КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» уполномочено: обеспечивать проверку соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств, осуществлять расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а так же осуществлять выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств в период временного ограничения. Постановлением утверждены предельно допустимые значения нагрузки на каждую ось транспортного средства в 2018 году и размеры возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения предельно допустимых значений нагрузки на каждую ось транспортного средства. В нарушение требований данных нормативных правовых актов, при перевозке груза на транспортном средстве: тягач ФРЕЙТЛАЙНЕР государственный регистрационный знак , с полуприцепом GS MEPPEL государственный регистрационный знак , по маршруту движения: г.Москва-гр.Нижегородской обл-г.Яранск-г.ФИО4-г.ФИО2 ответчиком было допущено превышение установленных Постановлением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2018 году. Всего расстояние, пройденное автомобилем ответчика по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, составило 277 км. Данное расстояние рассчитано на основании Постановления Правительства Кировской области от 29.05.2009 №13/130 «Об автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения». Транспортное средство проехало по двум автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения: -Яранск - Кикнур - граница Нижегородской области протяженностью 75,156 км до ФАД «Вятка»; -ФИО2 - ФИО4 - Яранск протяженностью 205,347 км до границы города Кирова Кировской области. Постановлением Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Кировской области рекомендовано оказывать содействие уполномоченному органу КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» при осуществлении им проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств. В рамках мероприятий по оказанию содействия КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по проверке соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых параметров транспортных средств при осуществлении расчета, начисления платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, в целях установления владельца (собственника) транспортного средства и маршрута движения транспортного средства сотрудниками Управления ГИБДД УВД по Кировской области от водителя транспортного средства были затребованы и предоставлены сотрудникам истца: свидетельство о регистрации транспортного средства (на автомобиль седельный тягач) ; свидетельство о регистрации транспортного средства (на полуприцеп) ; водительское удостоверение ; транспортная накладная от 18.05.2018 ; сертификат качества . Согласно свидетельствам о регистрации транспортных средств, собственником и владельцем транспортных средств является ФИО1. Согласно ч.2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934, «вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств». 26.07.2018 истцу от ФИО1 поступило письмо, в котором ФИО1 сообщает о том, что на дату совершения нарушения автомобиль тягач ФРЕЙТЛАЙНЕР государственный регистрационный знак , с полуприцепом GS MEPPEL государственный регистрационный знак , находился в безвозмездном пользовании у ООО «КНАПЕР» на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с 01.12.2017 бессрочно. 17.08.2018 за истцом ответчику направлен ответ на письмо, в котором ФИО1 разъяснено, что поскольку право владения на вышеуказанный автомобиль договором не передано, то и возмещение вреда, причиненного автомобильным дорогам Кировской области подлежит владельцем транспортного средства, то есть ФИО1 Наличие права владения на транспортное средство у ФИО1 подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства. Ответчиком не предоставлено документов о переходе права владения от ответчика к иному лицу, следственно, у истца не имеется оснований для предъявления исковых требований к иному лицу. Маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок, указанный в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 21.05.2018, не противоречит данным о маршруте, имеющимся в материалах дела, соответствуют сопроводительным документам. Данные нарушения со стороны ответчика были выявлены истцом в ходе мероприятий по измерению весовых параметров автотранспортных средств в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам, на 137 км автомобильной дороги ФИО2 -ФИО4 - Яранск в г.Советске и зафиксированы в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 21.05.2018. Для проверки соблюдения весовых параметров транспортного средства были использованы весы автомобильные переносные . Весы были использованы надлежащим образом, в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации . Весы автомобильные переносные в установленном порядке прошли поверку (свидетельство о поверке , выдано ООО «ТЕСТ-НН-СЕРВИС» 29.09.2017 и действительно до 28.09.2018). Кроме того, в установленном законом порядке ответчиком не был согласован маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку с превышением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2018 году, и не было получено специальное разрешение на перевозку, осуществляемую с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Размер вреда, причиненного транспортным средством ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, составил 121419 рублей, и подлежит взысканию с ответчика на основании ст.1064, ст.15 и ст.1079 Гражданского кодекса Российской Федерации. Экземпляр акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 21.05.2018 был получен лицом, управляющим транспортным средством, которое было ознакомлено с данным актом. Акт содержит банковские реквизиты для оплаты, а также предусматривает срок оплаты – не позднее 30 дней с даты составления акта. 28.06.2018 за исх№1348 ответчику была направлена претензия о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального и межмуниципального значения, которая им получена. Вместе с тем, причиненный вред не возмещен со стороны ответчика до настоящего времени. На основании вышеизложенного, просит суд взыскать с ФИО1 в пользу КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в качестве возмещения вреда, причиненного его транспортным средством автомобильным дорогам <адрес> регионального или межмуниципального значения денежные средства в сумме 121 419 рублей.

В судебное заседание представитель истца Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В поданном в адрес суда исковом заявлении представитель истца по доверенности ФИО3 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца. В соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного разбирательства по делу не ходатайствовал, документов, подтверждающих уважительность причин неявки, суду не представил. В соответствии с ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Организация перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, а также условия перевозки грузов урегулированы «Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 15.04.2011 №272. Под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 (пункт 5 Правил).

В соответствии с ч.12 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934.

Согласно пункту 2 указанных Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов - вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Пункт 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов - размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от: превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

Согласно п. 2 ч. 13 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

На основании п. 7 ст.12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Кировское областное государственное казенное учреждение «Дорожный комитет Кировской области» указывает на причинение вреда ответчиком в связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства при отсутствии специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза. Правоотношения, связанные с возмещением вреда автомобильным дорогам, регулируются как вышеприведенными нормами закона и подзаконных актов, так и общими правилами гражданского законодательства.

В соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно п.1 ст.1079 Гражданского кодекса Российской Федерации - юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств…), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 05.12.2017, действовавшей на дату совершения нарушения) относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (п.1 ст.12); определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения (п.7 ст. 12); государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.1 ст. 13.1). В том числе, к числу полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится принятие решения о временных ограничениях движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения.

Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции от 26.07.2017, действовавшей на дату совершения нарушения) в целях обеспечения безопасности дорожного движения, уполномочивает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимать решения о временных ограничениях движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения (п.3 ст.6).

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», временное ограничение движения транспортных средств на дорогах регионального или межмуниципального значения осуществляются соответственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основания временного ограничения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Согласно ст.30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам может устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог; при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целях реализации Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Кировской области от 02.12.2010 №581-ЗО «О разграничении полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере регулирования дорожной деятельности на территории Кировской области» устанавливает порядок осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и относит к ведению Правительства Кировской области в сфере регулирования дорожной деятельности установление порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (пп.7.1 ст.3); определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения (п.8 ст.3); определение уполномоченного органа исполнительной власти Кировской области, осуществляющего полномочия в сфере регулирования дорожной деятельности (п.20 ст.3).

Постановлением Правительства Кировской области от 07.09.2009 №23/285 утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения», которым в том числе определен круг мероприятий, направленных на обеспечение сохранности автомобильных дорог, в том числе: проверка соблюдения весовых и габаритных параметров транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, включая периоды временного ограничения движения транспортных средств (п.2 Порядка).

Постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 №145/164, в целях реализации ч.2.1 ст.30 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, п.18 ст.3 Закона Кировской области от 02.12.2010 №581-ЗО, утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения.

На основании с п.4.4 указанного Порядка - в период введения временного ограничения движения (весенний и осенний периоды) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.

Согласно ч.2 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

В соответствии ч.6 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - для получения специального разрешения, требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Согласно п.3 ч.10 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог.

При этом в соответствии с п.2 ч.13 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

Согласно указанных Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов - вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (п.2 Правил). Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (п.3). Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п.5).

Правительство Кировской области, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Кировской области, руководствуясь п.8 ст.3 Закона Кировской области от 02.12.2010 №581-ЗО, устанавливает порядок определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Постановлением Правительства Кировской области от 02.02.2015 №23/35 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения» предусмотрено, Кировское областное государственное казенное учреждение «Дорожный комитет Кировской области» является уполномоченным органом на осуществление проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств.

Постановлением Правительства Кировской области от 27.02.2018 №98-П «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2018 года» с 23 апреля по 22 мая 2018 года введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

Во исполнение пункта 9 данного Постановления, подрядной организации направлено письмо №703 от 22.03.2018 с требованием об установке аншлагов и дорожных знаков на период весеннего ограничения движения в 2018. Данные работы организацией - подрядчиком осуществлены.

Постановление Правительства Кировской области от 27.02.2018 №98-П опубликовано в официальных источниках информации - на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo/gov.ru/

Данным Постановлением Кировское областное государственное казенное учреждение «Дорожный комитет Кировской области» уполномочено: обеспечивать проверку соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств, осуществлять расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а так же осуществлять выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств в период временного ограничения.

Постановление устанавливает, что обеспечение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств осуществляется уполномоченным органом при применении оборудования для измерения весовых параметров транспортных средств, предназначенного для проведения контроля за соблюдением пользователями автомобильных дорог требований нормативных правовых актов в области перевозок грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам.

Постановлением утверждены предельно допустимые значения нагрузки на каждую ось транспортного средства в 2018 году и размеры возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения предельно допустимых значений нагрузки на каждую ось транспортного средства.

Согласно Распоряжению Департамента государственной собственности Кировской области от 04.03.2016 №04-180 «О передаче автомобильных дорог», автомобильные дороги общего пользования закреплены за Кировским областным государственным казенным учреждением «Дорожный комитет Кировской области» на праве оперативного управления.

Как следует из представленных материалов дела, в нарушение требований вышеуказанных нормативных правовых актов, при перевозке грузов на транспортном средстве: тягач ФРЕЙТЛАЙНЕР государственный регистрационный знак , полуприцеп GS MEPPEL государственный регистрационный знак , по маршруту движения: г.Москва-гр.Нижегородской обл-г.Яранск-г.ФИО4-г.ФИО2 по автомобильным дорогам Кировской области, было допущено превышение установленных в 2018 году предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств.

Данные нарушения были выявлены истцом в ходе мероприятий по измерению весовых параметров автотранспортных средств в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам, на автомобильной дороге ФИО2-ФИО4-Яранск, 137 км, пост ДПС, г. ФИО4 и зафиксированы в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 21.05.2018.

Проверка соблюдения весовых параметров транспортного средства была осуществлена уполномоченным органом, Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии водителя транспортного средства, подтвердившего своей подписью зафиксированные в Акте обстоятельства без каких-либо возражений и замечаний, и получившего копию акта на руки.

Для проверки соблюдения весовых параметров транспортного средства надлежащим образом, в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации , были использованы весы автомобильные переносные , которые в установленном порядке прошли поверку (свидетельства о поверке , выданные ООО «ТЕСТ-НН-СЕРВИС» 29.09.2017 и действительные до 28.09.2018).

Установленные в результате проверки истцом весовых параметров транспортного средства на оборудовании, прошедшем поверку в установленном порядке, значения осевых нагрузок являются объективными и достоверными.

Согласно свидетельствам о регистрации транспортных средств, собственником транспортных средств – тягач ФРЕЙТЛАЙНЕР государственный регистрационный знак , и полуприцеп GS MEPPEL государственный регистрационный знак , является ФИО1.

В установленном законом порядке ответчиком ФИО1 не был согласован маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку с превышением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2018 году, и не было получено специальное разрешение на перевозку, осуществляемую с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Доказательств иного ответчиком суду не представлено.

Доводы ответчика, изложенные в направленном в адрес истца ответе о передаче им указанных транспортных средств ООО «КНАПЕР» по Договору безвозмездного пользования от 01.12.2017, не могут повлиять на выводы суда при принятии решения по делу и освобождении ответчика от возмещения вреда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, так как в силу ст.697 Гражданского кодекса Российской Федерации - ссудодатель отвечает за вред, причиненный третьему лицу в результате использования вещи, если не докажет, что вред причинен вследствие умысла или грубой неосторожности ссудополучателя или лица, у которого эта вещь оказалась с согласия ссудодателя.

Таким образом, судом установлено, что на момент причинения ущерба автомобильной дороге, имевшем место 21.05.2018, транспортные средства автомобиль тягач ФРЕЙТЛАЙНЕР государственный регистрационный знак , полуприцеп GS MEPPEL государственный регистрационный знак , находились в собственности ФИО1, в связи с чем, суд считает, что именно на него должна быть возложена ответственность по возмещению ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения при перевозке тяжеловесного груза.

Всего расстояние, пройденное автомобилем ответчика по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, рассчитано на основании Постановления Правительства Кировской области от 29.05.2009 №13/130 «Об автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения», и составило 277 км..

При этом транспортное средство проехало по двум автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения: Яранск – Кикнур – граница Нижегородской области протяженностью 75,156 км (идентификационный номер, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 29.05.2009 №13/130 - 33 ОП РЗ 33P-015) до ФАД «Вятка»; ФИО2 – ФИО4 - Яранск протяженностью 205,347 км (идентификационный номер, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 29.05.2009 №13/130 - 33 ОП РЗ ЗЗР-008) до границы города Кирова Кировской области.

Маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок, указанный в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 21.05.2018, согласуется с маршрутом движения, указанном в транспортной накладной.

Размер вреда, причиненного транспортным средством ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, согласно представленному истцом расчету составил 121419 рублей. Судом проверен представленный истцом расчет причиненного вреда, который выполнен верно.

28.06.2018 за исх. ответчику была направлена претензия о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения. Претензия ответчиком получена, что подтверждается отчетом с официального сайта Почты России.

Вместе с тем, как указывается истец, вред причиненный транспортными средствами ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, не возмещен со стороны ответчика, и доказательств обратного ФИО1 суду не представлено.

В результате ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком нарушены имущественные права Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный комитет Кировской области».

Учитывая установленные судом обстоятельства, суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца 121 419 рублей в счет возмещения причиненного вреда.

В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 9 п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ – в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины – по нормативу 100% по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

При подаче иска в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем на основании ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.п.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика, как с лица, не освобожденного законом от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 628 рублей 38 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области – удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с ФИО1 в пользу Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» в счет возмещения ущерба, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения денежные средства в размере 121 419 (сто двадцать одна тысяча четыреста девятнадцать) рублей.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме 3628 рублей (три тысячи шестьсот двадцать восемь) рублей 38 копеек с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район Краснодарского края в соответствии с правилами ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Крымский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: С.А. Серомицкий