ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1120/20 от 23.01.2020 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело 23 января 2020 года

В окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе

Председательствующего судьи Феодориди Н. К.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <адрес> Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании предоставить социальную помощь,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к <адрес> Санкт-Петербурга и просит признать незаконными и отменить решения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении экстренной социальной помощи в связи с пожаром, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> яд. 6 <адрес> ком. 28; обязать ответчика выплатить экстренную социальную помощь в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» в сумме 100 000 руб. В обоснование требований указывает, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ проживала в комнате, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> яд. 6 <адрес> ком. 28.

ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении произошел пожар, в результате которого были сильно повреждено практически все имущество, принадлежащее истцу. Материальный ущерб составил 200 000 руб. На неоднократные обращения о предоставлении экстренной социальной помощи ответчиком было отказано в связи с тем, что у истца отсутствует постоянное место жительство в Санкт-Петербурге. Действия ответчика полагает незаконными.

Истец в судебное заседание явился, требования поддержал.

Представитель ответчика в суд явился, с исковыми требованиями не согласен, ранее представил письменный отзыв.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО4 заключен договор аренды комнаты 28 в <адрес>. 6 по <адрес> сроком на 11 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении произошел пожар, что подтверждается донесением о пожаре.

Из объяснений истца усматривается, что уничтожено и повреждено ее личное имущество на общую стоимость 200 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в <адрес> Санкт-Петербурга по вопросу оказания ей экстренной социальной помощи, в связи с утратой всего или значительной части имущества в результате возникновения пожара.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в предоставлении экстренной социальной помощи в связи с тем, что у заявителя отсутствует место жительство в Санкт-Петербурге.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 была зарегистрирована по месту пребывания: Санкт-Петербург, <адрес>.

Местом постоянной регистрации истца является <адрес>.

Согласно ст. 117.7 Социального кодекса Санкт-Петербурга, утвержденного законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 728-132 (далее - Социальный кодекс), экстренная социальная помощь предоставляется гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, находящимся в кризисной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, в случае: потери кормильца; необходимости использования дорогостоящих видов медицинских услуг по жизненным показаниям; необходимости применения дорогостоящих лекарственных препаратов; утраты всего или значительной части имущества в результате возникновения пожара; утраты всего или части имущества в результате аварий тепло-, газо-, водо-, электроснабжения.

Согласно ст. 117.8 Социального кодекса экстренная социальная помощь предоставляется в виде: социального пособия; денежной компенсации.

В силу ст. 117.9 Социального кодекса размер экстренной социальной помощи устанавливается с учетом конкретной кризисной жизненной ситуации в соответствии с порядком, определяемым Правительством Санкт-Петербурга. Порядок и условия предоставления экстренной социальной помощи определяются Правительством Санкт-Петербурга. Экстренная социальная помощь, предусмотренная настоящей главой, предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период.

В силу п. 1.6 Порядка предоставления экстренной социальной помощи в Санкт-Петербурге, являющегося приложением к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 620 (далее, Порядка), в целях предоставления экстренной социальной помощи в администрациях районов создаются комиссии по предоставлению экстренной социальной помощи.

Согласно п. 1.2.4. Порядка, экстренная социальная помощь предоставляется гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, находящимся в кризисной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, в случае утраты всего или значительной части имущества в результате возникновения пожара.

Согласно ст. 27 ч. 1 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть 1 статьи 3).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

В данном случае истцом требований об установлении факта постоянного проживания в Санкт-Петербурге заявлено не было.

Как усматривается из Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях обеспечения максимально возможного уровня социальной защиты граждан предусматривается право органов государственной власти субъекта РФ устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ.

В связи с этим, во всех нормативных правовых актах, регулирующих предоставление гражданам мер социальной поддержки за счет средств субъекта РФ, одним из условий является наличие места жительства в этом субъекте. Место жительства гражданина подтверждается сведениями органов регистрационного учета.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и, согласно Закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Свободы выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Вместе с тем Закон возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства.

Кроме того, согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Статьей 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Следовательно, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Таким образом, понятие "регистрация по месту жительства" не тождественно понятию "место жительства" и наличие или отсутствие таковой не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В данном случае суд исходит из того, что на дату отказа истцу в предоставлении мер социальной поддержки, <адрес> Санкт-Петербурга не обладала сведениями о месте жительства истца в Санкт-Петербурге, ФИО1 соответствующих требований в ходе судебного рассмотрения не заявляла, соответственно, доказательства, обосновывающие указанный факт при рассмотрении требований о законности действий ответчика, судом не исследовались и не оценивались.

Наличие договора аренды жилого помещения на момент возникновения пожара, не может являться достаточным основанием для получение государственной помощи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к <адрес> Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании предоставить социальную помощь оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Городской суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.

Н. К. Феодориди