Новотроицкий городской суд Оренбургской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Новотроицкий городской суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1120\2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2010 года.
Суд г.Новотроицка Оренбургской области
В составе:
председательствующего судьи Ю.А. Белоусова
с участием прокурора Быстровой С.И.
при секретаре Бердниковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – Администрации муниципального образования город Новотроицк
УСТАНОВИЛ
Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском об оспаривании бездействия к Администрации муниципального образования город Новотроицк указывая на то, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением государственного инспектора по охране природы Артемьева В.Г., в присутствии специалиста 1 категории отдела коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования г. Новотроицк Сыромицкой И.А. проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в водоохраной зоне водных объектов бассейна реки Урал на территории муниципального образования «Город Новотроицк».
В соответствии с Актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории муниципального образования город Новотроицк на расстоянии примерно 10м по направлению на север от территории горпищекомбината с почтовым адресом: , на расстоянии примерно 20м по направлению на запад от ручья , в его водоохраной зоне расположена несанкционированная свалка отходов.
Свалка представляет собой земельный участок без твердого покрытия (асфальта, бетона и др.) площадью около 30м? (схема места расположения свалки прилагается). На территории несанкционированной свалки преимущественно размещены бытовые отходы, ветки деревьев, коробки бумажные, отходы бумаги, полиэтилена, стеклянные и полиэтиленовые бутылки.
Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. № 607-ст), несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Установлено, что данная территория для складирования отходов не предназначена, относится к землям муниципального образования город Новотроицк. Названная свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, что свидетельствует о нарушении п.1 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действующей редакции). Свалка не отвечает требованиям ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в действующей редакции) и СанПиН-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
В нарушение п.1 ст.35, п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, допущен сброс отходов производства и потребления на почву. Свалка находится в водоохраной зоне ручья Известковый лог, чем нарушены требования п.2 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ.
В нарушение ч.3ст.7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в границах городского округа не проводится организация мероприятий по охране окружающей среды, должным образом не организованы сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.
Исходя из требований ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору…, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения. Проверкой установлено, что указанные положения законодательства грубым образом нарушаются при размещении указанной свалки.
Вместе с тем, в соответствии с п.п. 11, 24, 25, 26 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории округа; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. Часть 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (в действующей редакции) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами также относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержит ч.3 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действующей редакции). В силу ст.ст.12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Указанные требования законодательства не исполняются органом местного самоуправления – администрацией муниципального образования город Новотроицк, а именно, не предпринимается необходимых мер по ликвидации данной несанкционированной свалки, либо приведению ее в соответствие с экологическими требованиями, что нарушает предусмотренные ст.42 Конституции РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан – неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. В то время как размещение данной несанкционированной свалки на территории городского округа в непосредственной близости от жилых домов создает угрозу нарушения указанных прав.
В соответствии с ч.3 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объеме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда.
В соответствии с ч.1ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере экологических отношений.
В силу ст. 254 ГПК РФ, бездействие органов местного самоуправления может быть оспорено в суде.
Просит признать незаконным бездействие администрации города Новотроицк по неприятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Город Новотроицк». Обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем принятия мер к ликвидации указанной несанкционированной свалки в водоохраной зоне ручья Известковый лог по адресу: , и приведения состояния занимаемого земельного участка в соответствие с требованиями законодательства.
В судебном заседании пом. Орского межрайонного природоохранного прокурора Быстрова на иске настаивала подтвердив обстоятельства изложенные в исковом заявление. Уточнила срок до какого необходимо обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк, устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан т.е до ДД.ММ.ГГГГ Несколько дней назад в прокуратуру поступило сообщение о том, что в указанное в Акте место пищекомбинат свалил отходы строительного производства. По данному факту будет проводится проверка.
Представитель Администрации МО город Новотроицк Сыромицкая И.А. действующая на основании доверенности с иском не согласилась указывая на то, что основанием для обращения прокурора в суд с исковым заявлением является акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленный по результатам проведенной помощником Орского межрайонного природоохранного прокурора внеплановой выездной проверки в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Администрация считает процедура проведения этой проверки не соответствует названному ФЗ № 294-ФЗ.
Так, согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), указываются:
1.)наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального
контроля;
2)фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц,
уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки
экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального
предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке
обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Заверенные печатью копии названного выше распоряжения или приказа вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц может быть проведена по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, органами государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц (ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Согласно пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки» проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.
Частью 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
1) ч. 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), ч. 12 ст. 9 и ч. 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) ст. 10 Закона N 294-ФЗ;
2) п. 2 ч. 2, ч. 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), ч. 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства) ст. 10 Закона N 294-ФЗ;
3) ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ (в части нарушения сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);
. 4) ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);
5) п. 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), п. 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) ст. 15 Закона N 294-ФЗ;
6) ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ (в части непредставления акта проверки).
Также необходимо отметить, что Закон N 294-ФЗ вступил в силу с 1 мая 2009 г., за исключением положений, для которых ст. 27 Закона N 294-ФЗ предусмотрены иные сроки вступления их в силу (ч. 1 ст. 27 Закона N 294-ФЗ).
Учитывая изложенное, контролирующие органы, проводящие проверки, обязаны составлять распоряжение или приказ о проведении проверки, акт проверки, заявление о согласовании с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки. Данные документы должны содержать вышеуказанные обязательные реквизиты. Результаты таких проверок в случаях проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, а также проведения проверки без согласования с органом прокуратуры, когда такое согласование является обязательным, подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В этой связи, администрация считает акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ не является надлежащим доказательством несоблюдения требований закона администрацией в области охраны природы и размещения отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах») объектом размещения отходов
является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов
(полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Согласно ст. 12
ФЗ «Об отходах» создание объектов размещения отходов допускается на основании
разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области обращения с
отходами, при этом положительное заключение государственной экологической экспертизы
(при наличии геологических и иных исследований) выдаётся на этапе определения места
строительства объектов размещения отходов. В данном случае, указанная прокурором
территория как «объект размещения отходов» в рамках ФЗ «Об отходах» не создавалась^
полигоном твердых бытовых отходов не является. Земельный участок в установленном
порядке под свалку не отводился.
Таким образом, свалка является несанкционированной, она не может отвечать указанным в заявлении прокурора нормативным правовым актам, Санитарным правилам, устанавливающим требования по проектированию, строительству, реконструкции, ликвидации, эксплуатации объектов размещения отходов, а также требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов.
В соответствии с п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об
общих принципах...» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и
промышленных отходов относится к вопросам местного значения. Кроме того, согласно ст. 8
ФЗ «Об отходах» органы местного самоуправления городских округов в области обращения
с отходами организуют сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных
отходов.
В этой связи необходимо обратить внимание, что на территории муниципального образования город Новотроицк действуют Правила санитарного содержания, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Новотроицк, принятые решением городского Совета депутатов от 28.02.2006 № 13, устанавливающие требования к санитарному содержанию территории муниципального образования. Названные Правила обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений, действующие на территории муниципального образования, а также индивидуальных предпринимателей и граждан. Кроме того, в настоящее время в стадии согласования находятся новые правила санитарного содержания территории муниципального образования город Новотроицк в чистоте, в которых более детально прописаны мероприятия в части обеспечения органами местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами.
Решение вопросов, обозначенных в исковом заявлении прокуратуры, требуют временных и финансовых затрат. Ежегодно администрация заключает муниципальные контракты на сбор мусора, в том числе и в районе ручья ». Регулярно проводятся проверки данной территории.
В связи с изложенным, администрация не согласна с выводом прокуратуры о бездействии администрации по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.
Прокурор просит принять решение о ликвидации свалки в срок до ДД.ММ.ГГГГ Исполнить данное решение в столь короткие сроки не представляется возможным. Администрация муниципального образования город Новотроицк является бюджетным учреждением. Согласно статье 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых, согласно законодательству РФ, договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. Поскольку бюджет на 2010 год утвержден и исполняется, изыскать дополнительные средства для исполнения требований прокуратуры в срок, установленный в исковом заявлении, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, ввиду дефицита бюджета.
Необходимо отметить, что в отношении данной свалки в адрес администрации муниципального образования город Новотроицк ни со стороны жителей, ни со стороны юридических лиц жалоб, а также со стороны природоохранной прокуратуры представлений об устранении нарушений закона в сфере санитарного, экологического и природоохранного законодательства не поступало. Акт от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению администрации не является надлежащим доказательством. В связи с отсутствием информации о наличии этой свалки у администрации отсутствовала возможность для проведения соответствующих мероприятий по прекращению размещения данной свалки.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие возможности для принятия соответствующих мер по ликвидации свалки, принимая во внимание то, что поводом для обращения прокурора в суд послужил акт проверки, составленный с нарушением требований закона, утверждение прокурора о незаконном бездействии администрации, выразившееся в непринятие мер по устранению данной свалки, считает неправомерными. Кроме того. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступило телефонное сообщение от жителя города о том, что в указанное в Акте место пищекомбинат свалил отходы строительного производства.
В судебном заседание государственный инспектор Оренбургской области по охране природы ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» Артемьев В.Г., пояснил, что про указанию директора Госинспекции по охране окружающей среды Оренбургской области Антонова С.В. принимал участия в качестве специалиста в внеплановой проверки проводимой Орской межрайонной природоохранной прокуратурой. О предстоящей проверке была поставлена в известность администрация МО г. Новотроицк, в проверке принимал участие её представитель По результатам проверки был составлен Акт.
Суд, выслушав помощника природоохранного прокурора Быстрову С.В., специалиста Артемьева В.Г., представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления… если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям ( бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления… относятся коллективные и единоличные решения и действия ( бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 11, 24, 25, 26 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории округа; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. Часть 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (в действующей редакции) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами также относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержит ч.3 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действующей редакции). В силу ст.ст.12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из письма прокуратуры Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на 1 полугодие 2010 г. запланировано проведение проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды в водоохранных зонах водных объектов бассейна реки Урал.
Из письма прокуратуры Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № г. следует, что Орской природоохранной межрайонной прокуратуре предлагается провести повторную, плановую, проверку проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды в водоохранных зонах водных объектов бассейна реки Урал.
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ директора ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды по Оренбургской области Антонова С.В. следует. что для проведения проверок Орской межрайонной природоохранной прокуратурой выделяется госинспектор Артемьев В.Г.
В судебном заседании установлено, Орской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением государственного инспектора Оренбургской области по охране природы ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» Артемьева В.Г., специалиста оперативного отдела администрации муниципального образования г. Новотроицк Сыромицкои И.А., проведена проверка соблюдения МО г. Новотроицк законодательства об отходах производства и потребления.
Актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 09.07.2010г. установлено, что на территории муниципального образования город Новотроицк на расстоянии примерно 80м по направлению на восток от остановочного павильона, расположенного между жилыми домами с почтовым адресом: в непосредственной близости от ручья , в его водоохраной зоне расположена несанкционированная свалка отходов.
Свалка представляет собой земельный участок без твердого покрытия (асфальта, бетона и др.) площадью около 30м? с уклоном в сторону ручья (схема места расположения свалки прилагается). На территории несанкционированной свалки преимущественно размещены бытовые отходы, ветки деревьев, коробки бумажные, отходы бумаги, полиэтилена, стеклянные и полиэтиленовые бутылки.
Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. № 607-ст), несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное -для размещения отходов
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 5 ст. 12 Закона, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых зонах. Частью 1 статьи 13 указанного закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Часть 2 ст. 13 предусматривает, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проверкой установлено, что территория, на которой обнаружена несанкционированная свалка, для складирования отходов не предназначена, относится к землям муниципального образования г. Новотроицк.
Указанная несанкционированная свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, что свидетельствует о нарушении п.1 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действующей редакции), не отвечает требованиям ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в действующей редакции) и СанПиН-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
В нарушение п.1 ст.35, п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, допущен сброс отходов производства и потребления на почву. Указанная свалка находится в водоохраной зоне.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Устава МО г. Новотроицк, принятого решением городского Совета депутатов от 27 декабря 2005 года № 75, с изменениями и дополнениями, муниципального образование город Новотроицк наделено статусом городского округа.
Частью 3 статьи 2 Устава установлено, что в состав муниципального образования город Новотроицк входят город Новотроицк, сельский поселок Аккермановка, сельский поселок Новорудный, село Новоникольск, станция Губерля, село Хабарное, поселок старая Аккермановка.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Устава муниципального образования г.Новотроицк Оренбургской области, утвержденного решением городского Совета депутатов 22.07.2008 г. № 85, администрация является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования город Новотроицк и осуществляет свою деятельность под руководством главы муниципального образования город Новотроицк.
В соответствии ч.1 главы 3 «Правил санитарного содержания, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования », являющимися приложением к решению городского Совета депутатов от 28.02.2006 г. № 13, местная администрация муниципального образования город Новотроицк организует содержание территории МО г. Новотроицк и несет ответственность за ее содержание в пределах муниципальных границ. В соответствии с п. 3 ч. 1 главы 2 Правил санитарное содержание территории заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих организацию уборки территории МО г. Новотроицк от мусора, отходов, своевременного вывоза мусора.
В силу ст.ст. 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и
потребления», создание объектов размещения отходов допускается на
основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной
власти в области обращения с отходами в соответствии со своей
компетенцией, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Указанные требования законодательства администрацией МО г. Новотроицка не исполняются, что нарушает предусмотренные ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан -неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. В то время как эксплуатация данной несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв за землях соответствующих категорий.
В соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1 (с изменениями от 31 декабря 2005 г., граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий быта.
Анализируя изложенное суд приходит к выводу о том, что проведенная прокуратурой проверка являлась законной, проведена в пределах её компетенции с привлечение специалиста в следствии чего утверждение ответчика о её незаконности является необоснованным. Администрация МО город Новотроицк обязана была предпринять указанные выше действия по прекращению размещения, эксплуатации несанкционированной свалки бытовых и строительных отходов,.
Администрация МО г.Новотроицк не представила суду доказательств, свидетельствующих о том, что такие меры конкретно к этой свалке принимались, что подтверждает доводы природоохранного прокурора о бездействии Администрации МО город Новотроицк о прекращении размещения, эксплуатации свалки.
Прекращение в полном объеме размещения и эксплуатации этой свалки возможно, поскольку на территории муниципального образования в его северо-восточной части расположена свалка, под которую отведен земельный участок площадью 8,5 га и распоряжением Администрации г. Новотроицка от ДД.ММ.ГГГГ №р предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МУП «Городское коммунальное хозяйство» г. Новотроицка.
Бездействием Администрации МО город Новотроицк по прекращению и размещению свалки, нарушаются права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации города Новотроицк по неприятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Город Новотроицк». Обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем принятия мер к ликвидации указанной несанкционированной свалки в водоохраной зоне ручья по адресу: , и приведения состояния занимаемого земельного участка в соответствие с требованиями законодательства.
Председательствующий : Ю.А. Белоусов Решение вступило в законную силу 24.09.2010г.