ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1120/2013 от 19.11.2013 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Приморско-Ахтарск 19 ноября 2013 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кучуковой Н.В.,

с участием прокурора Врублевской Г.А.,

при секретаре Качановой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Приморско-Ахтарского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, выразившегося в неисполнении своих полномочий по организации доступности дополнительного образования для детей на всей территории района и обязании администрации установить реальную потребность детей, проживающих в сельских поселениях на территории Приморско-Ахтарского района, в услугах учреждений дополнительного образования, определить необходимые виды услуг. Организовать подвоз детей из отдаленных населенных пунктов в учреждения дополнительного образования детей, с использованием специально оборудованных автобусов. Установить срок исполнения судебного решения.

Впоследующем исковые требования были уточнены и дополнены – обязать администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район организовать подвоз детей из отдаленных населенных пунктов в учреждения дополнительного образования детей, с использованием специально оборудованных автобусов, либо создать учреждения дополнительного образования в сельских поселениях или филиалы действующих учреждений, либо организовать деятельность существующих учреждений по новым адресам в сельских поселениях с соблюдением лицензионных требований и условий.

В судебном заседании прокурор Врублевская Г.А. уточненные и дополненные исковые требования поддержала и в их обоснование суду пояснила, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района была проведена проверка исполнения законодательства о дополнительном образовании детей.

Проведенный прокуратурой района анализ состояния законности в сфере дополнительного образования детей показал, что в настоящее время имеется необходимость в качественной и структурной переоценке принимаемых мер по соблюдению требований законодательства, защите прав и законных интересов несовершеннолетних в данной сфере.

На территории Приморско-Ахтарского района деятельность по дополнительному образованию детей осуществляют следующие учреждения: МБОУ ДОД СЮТ, МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД «Родничок», МБОУ ДЮСШ. В общих образовательных учреждениях обучается 4887 школьников, из них лишь 1615 воспитанников вовлечено в освоение дополнительных образовательных программ, что составляет 33,1%. В сельских поселениях учреждения, осуществляющие деятельность по дополнительному образованию детей отсутствуют, организована работа секций и кружков на базе общеобразовательных учреждений. Администрацией муниципального образования анализ реальной потребности у детей, проживающих на территории района, в том числе в сельских поселениях, в тех или иных видах услуг дополнительного образования, их актуальность и востребованность, не проводился.

Согласно информации, предоставленной администрацией МО Приморско-Ахтарский район на реализацию мероприятий по дополнительному образованию детей в 2012 году выделено – 31322,8 тыс.рублей, в 2013 году выделено – 32039,8 тыс. рублей. Денежные средства, выделенные из бюджета МО Приморско-Ахтарский район, были израсходованы на содержание зданий и помещений учреждений дополнительного образования детей, а также на материально-техническое обеспечение учебного процесса. Кроме этого, денежные средства были направлены на оплату услуг связи, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, заработную плату работников учреждений.

Вместе с тем, администрацией МО Приморско-Ахтарский район не реализованы полномочия по организации доступности дополнительного образования детей, проживающих на территории района.

Так, проведенной проверкой было установлено, что на платной основе в учреждениях дополнительного образования детей обучается 1615 человек, что составляет 37,9%.

Также в ходе проверки было установлено, что согласно приказа управления образования от 04.09.2012 года № №, деятельность МБОУ ДОД ДЮСШ приостановлена, в связи с необходимостью проведения реконструкции, учебно-воспитательный процесс МБОУ ДОД ДЮСШ организован на базах образовательных учреждений района в спортивных залах и на спортивных площадках. Вместе с тем, количество детей, вовлеченных в дополнительное образование детей по указанному направлению сократилось, по причине затягивания сроков направления документов для оформления проектно-сметной документации, а также отсутствие финансирования на проведение капитального ремонта в учреждении.

Также установлено, что при администрации МО Приморско-Ахтарский район создана комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, функциями которой является координация деятельности органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих. Вместе с тем, на учете в органах системы профилактики на различных видах учета состоит 194 несовершеннолетних, из них вовлечено в освоение дополнительных образовательных программ 38 человек, что составляет 11,3%. Из чего следует, что КДН и ЗП не в полной мере реализуются полномочия по координации деятельности органов системы профилактики по организации досуговой деятельности несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах.

Пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2012 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к образовательным учреждениям относятся, в том числе учреждения дополнительного образования детей.

Однако органами местного самоуправления меры по развитию сети учреждений дополнительного образования, не принимаются. Выделяемых муниципальным образованием денежных средств на развитие инфраструктуры дополнительного образования и содержание учреждений дополнительного образования детей недостаточно, что способствует нарушению прав детей на доступность образования. Данные нарушения стали возможны по причине ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей должностными лицами, ответственными за организацию предоставления дополнительного образования детей.

Статьей 45 ГПК РФ закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которым является несовершеннолетние, проживающие на территории муниципального образования Приморско-Ахтарский район и круг которых постоянно изменяется.

Поэтому прокурор Врублевская Г.А. просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район, выразившееся в неисполнении своих полномочий по организации доступности дополнительного образования для детей на всей территории района. Обязать администрацию установить реальную потребность детей, проживающих в сельских поселениях на территории Приморско-Ахтарского района, в услугах учреждений дополнительного образования, определить необходимые виды услуг. Организовать подвоз детей из отдаленных населенных пунктов в учреждения дополнительного образования детей, с использованием специально оборудованных автобусов, либо создать учреждения дополнительного образования в сельских поселениях или филиалы действующих учреждений, либо организовать деятельность существующих учреждений по новым адресам в сельских поселениях с соблюдением лицензионных требований и условий. Установить срок исполнения судебного решения.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район – ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и суду пояснил, что 27 сентября 2013 года управлением образования администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район и администрациями учреждений дополнительного образования проведено совместное совещание, определены мероприятия в учреждениях дополнительного образования по увеличению охвата воспитанников, доведению количества детей до плановых показателей муниципальных заданий на 2013 год. В период с 25 сентября по 3 октября проведен мониторинг охвата детей внеурочной деятельностью, спортивной, кружковой работой в школах и учреждениях дополнительного образования, занятость в музыкальной, художественной школах, в сельских домах культуры. Кроме этого, по школам района изучен вопрос о потребности в дополнительном образовании детей, о необходимости подвоза школьников к месту занятий дополнительным образованием, о занятости школьников, состоящих на профилактическом учете.

По результатам мониторинга выявлено следующее:

-всего обучающихся в ОУ района - 4745;

-занятых во внеурочной деятельности школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта - 1637;

-занятых школьников в кружках в ОУ - 1641;

занятых детей кружковой, секционной деятельностью в учреждениях культуры - 946;

-занятых детей в школьных спортивных секциях и клубах - 1982;

-занятых в музыкальной и художественной школах - 519 (335 и 184 соответственно);

-количество детей, состоящих на профилактическом учете и занятых дополнительным образованием - 34.

Потребность в дополнительном образовании детей по всем школам района составляет 89 учащихся по таким направлениям, как хоккей, фигурное катание, конный спорт, плавание. Культивирование этих видов дополнительного образования невозможно ввиду отсутствия соответствующей материально-технической базы.

Количество детей, имеющих потребности в дополнительном образовании в сельских школах, составляет 46. Для восполнения данной потребности необходимо наличие соответствующего кадрового потенциала. УДО имеют потребности в узких специалистах дополнительного образования.

Контингент обучающихся в учреждениях дополнительного образования на 10 октября 2013 г. составляет:

ДДТ - 546 учащихся;

РСЮТ - 440 учащихся;

ДЮСШ - 1645 учащихся.

В системе образования района ДДТ «Родничок» является автономным образовательным учреждением. В соответствии с действующим законодательством автономные учреждения вправе сверх установленного муниципального задания оказывать гражданам, юридическим лицам услуги, относящиеся к основным видам деятельности учреждения, за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях из средств субсидий, предоставленных из бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район. На платной основе дополнительным образованием охвачено 80 детей - воспитанников Дома детского творчества, занимающихся в 23 объединениях (57 групп). Этот вид деятельности позволил дополнительно привлечь в 2012 году средств в размере 259 488 р 50 коп., в 1-м квартале 2013 года - 137 798 р 91 коп. на укрепление материально- технической базы ДДТ и возможности работы учреждения по новым востребованным направлениям.

В связи с аварийностью здания ДЮСШ образовательный процесс в нем не ведется. Занятия вынесены на другие адреса, которые в 2012 году были пролицензированы. Таким образом, деятельность ДЮСШ осуществляется и в 2013-2014 учебном году. В октябре 2013 г. занятсть детей в ДЮСШ соответствует плановому показателю муниципального задания - 1645 учащихся.

На профилактических учетах состоят 40 школьников, из них ВШУ - 25, ОПДН - 15. Занятость кружковой работой этой категории учащихся составляет : в школах - 25, в учреждениях дополнительного образования - 15, т.е. 100% занятость дополнительным образованием учащихся, состоящих па профилактических учетах.

Вопрос организации дополнительного образования детей в ОУ и УДО находится на контроле управления образования.

В МБОУ ДОД ДМШ на платной основе обучается 395 учащихся, из них 83 ученика имеют льготы – 50% по оплате, 25 учащихся обучаются бесплатно.

В 2013 году из бюджета МО Приморско-Ахтарский район были выделены средства на заработную плату работников школы, коммунальные услуги и частично на услуги связи в сумме 13083700, 00 рублей. Денежные средства, от приносящей доход деятельности в размере 1062500, 00 рублей направляются на расходы, связанные с содержанием, функционированием и производственной деятельностью учреждения в соответствии с Уставом.

В МБОУ ДОД ДХШ на платной основе обучается 184 учащихся, из них имеют льготы: 15 учащихся – 50%. 2 учащихся обучаются бесплатно.

В 2013 году из бюджета были выделены субсидии на выполнение муниципального здания, на содержание имущества – 2349100,00 рублей: на заработную плату, прочие выплаты, начисления на выплаты по оплате труда, услуги связи, коммунальные услуги, работы, услуги по содержанию имущества, прочие работы и услуги, прочие расходы, увеличение стоимости материальных запасов. Бюджет района не финансирует расходы на командировочные нужды, на курсы повышения квалификации преподавателей, на выставочно-конкурсную деятельность школы, на приобретение методических – наглядных пособий и др. Все эти расходы закладываются финансовым управлением администрации МО Приморско-Ахтарский район от приносящей доход деятельности и составляют 455151, 96 рублей.

В школе обучается 18 детей из сельских поселений, что составляет 9,78% от общего количества обучающихся.

На начало 2013-2014 учебного года в ДХШ был увеличен набор учащихся, что повлекло за собой увеличение контингента учащихся от 160 до 184 человек, что составляет прирост контингента на 15%.

Отдел культуры направляет списки несовершеннолетних в МБОУ ДОД ДХШ, состоящих на учете в органах системы профилактики. Администрация МБОУ ДОД ДХШ проводит работу с родителями этих несовершеннолетних, которые подходят по возрастной категории, для обучения в школе.

Таким образом, установлена реальная потребность детей, проживающих в сельских поселениях на территории Приморско-Ахтарского района, в услугах учреждений дополнительного образования, определены необходимые виды услуг.

Поэтому представитель ответчика ФИО1 просит суд в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – представитель Управления образования администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район – ФИО2, действующий на основании доверенности, привлеченный к участию в деле определением Приморско-Ахтарского районного суда от 28.10.2013 года, исковые требования прокурора не признал и просит суд в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании незаконным бездействия, подлежат удовлетворению на основании следующего.

Пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2012 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к образовательным учреждениям относятся, в том числе учреждения дополнительного образования детей.

Как установлено в судебном заседании, проведенный прокуратурой района анализ состояния законности в сфере дополнительного образования детей показал, что в настоящее время имеется необходимость в качественной и структурной переоценке принимаемых мер по соблюдению требований законодательства, защите прав и законных интересов несовершеннолетних в данной сфере.

На территории Приморско-Ахтарского района деятельность по дополнительному образованию детей осуществляют следующие учреждения: МБОУ ДОД СЮТ, МБОУ ДОД ДМШ, МБОУ ДОД ДХШ, МАОУ ДОД «Родничок», МБОУ ДЮСШ. В общих образовательных учреждениях обучается 4887 школьников, из них лишь 1615 воспитанников вовлечено в освоение дополнительных образовательных программ, что составляет 33,1%. В сельских поселениях учреждения, осуществляющие деятельность по дополнительному образованию детей отсутствуют, организована работа секций и кружков на базе общеобразовательных учреждений. Администрацией муниципального образования анализ реальной потребности у детей, проживающих на территории района, в том числе в сельских поселениях, в тех или иных видах услуг дополнительного образования, их актуальность и востребованность, не проводился.

Согласно информации, предоставленной администрацией МО Приморско-Ахтарский район на реализацию мероприятий по дополнительному образованию детей в 2012 году выделено – 31322,8 тыс.рублей, в 2013 году выделено – 32039,8 тыс. рублей. Денежные средства, выделенные из бюджета МО Приморско-Ахтарский район, были израсходованы на содержание зданий и помещений учреждений дополнительного образования детей, а также на материально-техническое обеспечение учебного процесса. Кроме этого, денежные средства были направлены на оплату услуг связи, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, заработную плату работников учреждений.

Вместе с тем, администрацией МО не реализованы полномочия по организации доступности дополнительного образования детей, проживающих на территории района.

Так, проведенной проверкой было установлено, что на платной основе в учреждениях дополнительного образования детей обучается 1615 человек, что составляет 37,9%.

Также в ходе проверки было установлено, что согласно приказа управления образования от 04.09.2012 года № № деятельность МБОУ ДОД ДЮСШ приостановлена, в связи с необходимостью проведения реконструкции, учебно-воспитательный процесс МБОУ ДОД ДЮСШ организован на базах образовательных учреждений района в спортивных залах и на спортивных площадках. Вместе с тем, количество детей, вовлеченных в дополнительное образование детей по указанному направлению сократилось, по причине затягивания сроков направления документов для оформления проектно-сметной документации, а также отсутствие финансирования на проведение капитального ремонта в учреждении.

Также установлено, что при администрации МО Приморско-Ахтарский район создана комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, функциями которой является координация деятельности органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих. Вместе с тем, на учете в органах системы профилактики на различных видах учета состоит 194 несовершеннолетних, из них вовлечено в освоение дополнительных образовательных программ 38 человек, что составляет 11,3%. Из чего следует, что КДН и ЗП не в полной мере реализуются полномочия по координации деятельности органов системы профилактики по организации досуговой деятельности несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах.

Органами местного самоуправления меры по развитию сети учреждений дополнительного образования, не принимаются. Выделяемых муниципальным образованием денежных средств на развитие инфраструктуры дополнительного образования и содержание учреждений дополнительного образования детей недостаточно, что способствует нарушению прав детей на доступность образования. Данные нарушения стали возможны по причине ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей должностными лицами, ответственными за организацию предоставления дополнительного образования детей.

Статьей 45 ГПК РФ закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которым является несовершеннолетние, проживающие на территории муниципального образования Приморско-Ахтарский район и круг которых постоянно изменяется.

Поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район, выразившееся в неисполнении своих полномочий по организации доступности дополнительного образования для детей на всей территории района.

Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район в срок до 31.12.2013 года установить реальную потребность детей, проживающих в сельских поселениях на территории Приморско-Ахтарского района, в услугах учреждений дополнительного образования, определить необходимые виды услуг. Организовать подвоз детей из отдаленных населенных пунктов в учреждения дополнительного образования детей, с использованием специально оборудованных автобусов, либо создать учреждения дополнительного образования в сельских поселениях или филиалы действующих учреждений, либо организовать деятельность существующих учреждений по новым адресам в сельских поселениях с соблюдением лицензионных требований и условий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в месячный срок со дня его вынесения.

Судья:    Н.В.Кучукова