Дело № 2-1120/2023
УИД 86RS0007-01-2023-000875-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 апреля 2023 года г. Нефтеюганск. Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Колесниковой Ю.Г., с участием истца ФИО1, представителя ответчика - ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МУ «Администрация сельского поселения Салым» о признании права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, восстановлении на жилищном учете в прежней очереди,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику МУ «Администрация сельского поселения Салым» (далее также - Администрация), в котором просит признать за ней и право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, обязав Администрацию устранить допущенное нарушение ее жилищных прав путем восстановления на жилищном учете в прежней очереди с даты передачи списков очередников в Администрацию.
Свои требования истец мотивировала тем, что в 1992г. устроилась на работу в (иные данные) и сразу написала заявление на включение ее в очередь нуждающихся на улучшение жилищных условий по (иные данные). На заседании жилищно-бытовой комиссии лесхозы истца включили в общий список, который в 1996г. был передан в Администрацию (иные данные) для включения в общий список по поселку.
В 2007г. лесхоз купил двухкомнатную квартиру и общим собранием работников лесхоза, данная квартира была предоставлена истцу, как нуждающейся в жилом помещении и согласно списку очередности. Состав ее семьи на тот момент составлял 5 человек, с ними проживал отец мужа и дети (разнополые). Отец мужа относится к категории Репрессированных. В связи с тем, что данная квартира была оформлена с обременением (ипотека в силу закона) Департамент имущественных отношений выдал истцу доверенность на снятие обременения, после снятия которого в 2014г., она написала заявление о предоставлений данной квартиры в соцнайм, в чем ей отказали.
Начиная с 2014г. по настоящее время длилась переписка с Аппаратом управления Губернатора и Департаментам по управлению госимуществом, в которой указывались различные причины отказов истцу. В 2021г. этой квартире присвоили статус служебной и с нею заключили договор найма служебного жилья. После обращения к уполномоченному по правам человека в ХМАО -Югре все отказы объяснились тем, что она не состоит в списках очередности. (О чем она впервые узнала, так как была уверена в том, что она есть в списках очередников.) По какой причине истца исключили, она не знает, официального уведомления об исключении из списка не получала, заявлений на снятие с учета не писала.
На обращение в Администрацию о восстановлении на жилищном учете, истец получила ничем не мотивированный отказ. При этом, на заседание жилищной комиссии истца не приглашали, никаких документов не запрашивали и не рассматривали ее доказательства. Тем не менее, работники лесхоза, состоявшие в очереди до и после истца, получили квартиры, значит они были включены в общий список по Администрации.
В настоящее время истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, в собственности жилых помещений не имеет, с собственниками жилья не проживает, проживая в служебной квартире, находящейся в оперативном управлении КУ «Нефтеюганский лесхоз».
Истец является пенсионером, ветераном труда России, заслуженным работником лесной промышленности Нефтеюганского района и ей хотелось бы уже уйти на заслуженный отдых, но в таком случае, она будет вынуждена остаться на улице.
В судебном заседании истец свои требования вновь поддержала в полном объеме по доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными истцом требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что являясь работником Салымского лесхоза Управления Ханты-Мансийского автономного округа Федеральной службы лесного хозяйства России, истец ФИО1 22.04.1992 подала работодателю заявление на получение и улучшение жилых помещений по Салымскому лесхозу.
Ответчиком также не оспаривается, что 25.03.1996 Список очередности получения и улучшение жилых помещений по (иные данные) был передан в Администрацию поселения.
Ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР предоставлял гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, право состоять на учете одновременно по месту жительства и по месту работы, либо только по месту жительства, либо только по месту работы (статья 30).
Статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Статья 33 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривала, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Таким образом, как ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР, так и новый Жилищный кодекс РФ предусматривают постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента обращения с заявлением в соответствующий орган – орган исполнительной власти (в настоящее время - местного самоуправления) либо по месту работы; включение гражданина в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, по месту работы, не означает как одновременное включение его в аналогичный список в органе местного самоуправления по месту жительства, так и то, что учет по месту жительства и по месту работы велся одновременно.
В судебном заседании истец не отрицала, что с заявлением о принятии ее на учет в жилищные органы по месту жительства (на тот период исполнительный комитет местного Совета народных депутатов) она не обращалась и на таком учете не состояла.
Реализуя предоставленное жилищным законодательством право, истец встала на учет только по месту работы, самостоятельным правом состоять в общей очереди в органах исполнительной власти (в настоящее время местного самоуправления) не воспользовалась.
Доводы стороны истца о том, что сформированный работодателем список был передан в Администрацию и следовательно, указанные в нем очередники состояли на учете и в исполнительном комитете, не убедительны и не основаны на действующем, как в тот период, так и в настоящее время законодательстве.
В силу требований п. 19 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335, ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Предприятия, учреждения, организации не позднее 15 апреля уточненные списки направляют в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.
Таким образом, обязанность направления списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в исполнительный комитет была предусмотрена действовавшим законодательством, однако направление таких списков не свидетельствует о постановке лица на учет в исполнительном органе по месту жительства; ни положения Жилищного кодекса РСФСР, ни положения Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не указывают на это, в обоих нормативных актах содержится указание на заявительный характер постановки на учет и право заявителя выбрать орган, в котором он будет состоять на учете.
Жилищным кодексом РФ, введенным в действие с 01.03.2005, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (ст. ст. 14, 52 Жилищного кодекса РФ).
В силу ст. 5 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 названного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Федеральным законодательством, как относящимся к периоду постановки истца на учет по месту работы, так и действующим в настоящее время, вопрос передачи списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и стоявших на учете по месту работы, в органы местного самоуправления не урегулирован. На органы местного самоуправления не возложена обязанность принимать и учитывать граждан, состоявших на учете по месту работы, в списках нуждающихся, учитывавшихся по месту жительства, если эти граждане не обращались в администрацию в установленном порядке с заявлением о постановке их на учет.
Поскольку истец на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства не состояла, то право состоять на таком учете у нее не возникло. При этом, оснований для постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства с даты постановки на учет по месту работы не имеется, поскольку в тот период истец не обращалась с соответствующим заявлением в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2022 по делу N 88-3876/2022.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к МУ «Администрация сельского поселения Салым» о признании права состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, восстановлении в списках граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
В окончательной форме решение принято 13.04.2023.
СУДЬЯ: подпись.