Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е 2-1121/11
Именем Российской Федерации
01 июня 2011 г. г. Уфа
Судья Ленинского районного суда г.Уфы Ильин А.Н.,
при секретаре Хамитовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МРИФНС №39 по РБ о признании незаконной регистрации КПКГ Кредит групп,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд к МРИФНС №39 по РБ о признании незаконной регистрации КПКГ Кредитгрупп в Орджоникидзевском районе г.Уфы, поскольку он зарегистрирован с нарушением Закона ФЗ-129 от 08.08.2001г., указывая, что руководство МРИФНС №39 по РБ как Гоструктура, вопреки требованию ст.1 глава 1 и ст.18 гл.1У ФЗ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» грубо нарушило порядок государственной регистрации юридических лиц, зарегистрировав кооператив «Кредитгрупп» (расположенный в Орджоникидзевском районе г.Уфы и поставленный на учет ДД.ММ.ГГГГ под №) и выдав мошенникам свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, форма № по поддельным заявлениям от имени студентов Уфимского педагогического колледжа № и по незаконно снятым копиям их паспортов, без засвидетельствования их в нотариальном порядке. По этому кооперативу заведено уголовное дело № по ст.159 ч.4 в Орджоникидзевском районном суде г.Уфы. В т.41 стр.133 отражен допрос учредителя кооператива «Кредитгрупп» ФИО2, где он сказал, что об этом кооперативе ничего не знает и заявления о вступлении в учредители не писал. Свой паспорт он потерял еще в ДД.ММ.ГГГГ. в электричке. Работал у владельца автостоянки М.П.С., который попросил его собрать паспорта у своих друзей и передать ему. Для каких целей он не сказал. Просьба была выполнена. Все это повлекло противозаконное создание указанного кооператива и как результат масштабные хищения средств со вкладов граждан в форме мошенничества. Регистрация кооператива и хищение средств вкладчиков находится в прямой причинно-следственной связи. Регистрация кооператива по времени предшествовала наступившим последствиям
В судебном заседании ФИО1 иск поддержал.
Представитель МРИФНС №39 ФИО3 с иском не согласен, просил отказать, заявил ходатайство о пропуске срока исковой давности.
3 лицо Конкурсный управляющий КПКГ Кредит групп ФИО4 извещен, в суд не явился.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кредитный потребительский кооператив граждан «Кредитгрупп» ОГРН № зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России №33 по РБ по адресу .
Согласно материалам регистрационного дела ДД.ММ.ГГГГ заявителем ФИО5 в ИФНС России по Орджоникидзевскому району г.Уфы были представлены следующие документы:
- Заявление по форме № о государственной регистрации юридического лицапри создании;
-Устав Кредитного потребительского кооператива граждан «Кредитгрупп», утвержденный Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов кооператива;
Учредительный договор от ДД.ММ.ГГГГ;
Постановление главы администрации г.Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ;
Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов кооператива;
документ об уплате госпошлины.
Согласно представленным документам учредители в количестве 15 человек на общем собрании членов кооператива ДД.ММ.ГГГГ приняли решение о создании Кредитного потребительского кооператива граждан «Кредитгрупп». Местом нахождения кооператива определили адрес: .
Ст.2. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
При этом в пункте «а» данной статьи указано, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных - документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на "момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Ст.23. Отказ в государственной регистрации
1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
(пп. "в" введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
(пп. "г" введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
(пп. "д" введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
(пп. "е" введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
(пп. "ж" введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 88-ФЗ)
з) наличие сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона.
(пп. "з" введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
1.1. Наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона для государственной регистрации.
4. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.
5. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Учитывая, что заявителем ФИО5 в регистрирующий орган были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, и основания для отказа в соответствии со ст.23 Закона о регистрации отсутствовали, ИФНС России по Орджоникидзевскому району г.Уфы принято законное решение о регистрации Кредитного потребительского кооператива граждан «Кредитгрупп» ОГРН № от ДД.ММ.ГГГГ
Подлинность подписи заявителя ФИО5 засвидетельствована в нотариальном порядке нотариусом ФИО6 (в реестре № от ДД.ММ.ГГГГ). При этом заявитель указал свои паспортные данные.
Материалами дела подтверждается, что заявителем представлен исчерпывающий перечень документов перечисленных выше, что подтверждается распиской, оснований в отказе в регистрации не имелось.
Таким образом, суд считает, что при регистрации КПКГ «Кредитгрупп» нарушений не установлено, оснований для удовлетворения иска по этим основаниям нет.
Уголовное дело № по ст.159 ч.4 рассмотрено в Орджоникидзевском районном суде г.Уфы и приговором от ДД.ММ.ГГГГ С.Р.Х., П.А.В. признаны виновными и им назначено наказание в виде реального лишения свободы, взыскан в порядке гражданского иска материальный ущерб 455 потерпевшим вкладчикам, в удовлетворении морального вреда потерпевшим отказано, во взыскании материального ущерба с Правительства РБ А.В.А., ФИО1 иск оставлен без рассмотрения. Кассационным определением ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ приговор частично изменен в части квалификации деяния осужденных и сроков наказания, в остальной части оставлен без изменения.
К показаниям ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что об «этом кооперативе ничего не знает и заявления о вступлении учредители не писал, паспорт он потерял еще в ДД.ММ.ГГГГ. в электричке, работал с ДД.ММ.ГГГГ. у владельца автостоянки М.П.С., который попросил его собрать паспорта у своих друзей-студентов и передать ему», суд относится критически, поскольку он фигурирует в учредительных документах КПКГ Кредитгрупп с ДД.ММ.ГГГГ., т.е. после первоначальной регистрации в ДД.ММ.ГГГГ., в период последующих перерегистраций (т.41 стр.133).
Как следует из материалов дела, показаний ФИО1 в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ он согласился стать членом КПКГ Кредитгрупп и вложить в кооператив принадлежащие ему денежные средства в сумме . в виде основных сбережений, паевого и вступительного взносов под 50% сроком на 1 год, в то время как в банках уровень ставок был 15-20%. ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что кооператив перестал выплачивать денежные средства, т.е. установлен день, когда были нарушены права ФИО1
Потребительским кооперативом в соответствии со ст.116 ПС РФ признается добровольное объединение граждан на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В соответствии со ст.4 Закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан» ФЗ №117 от 07.08.2001г., кредитным потребительским кооперативом граждан признается потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Основными принципами деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, в соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона, являются в том числе: добровольность вступления в кредитный потребительский кооператив граждан; личное участие членов кредитных потребительских кооперативов граждан в управлении кредитным потребительским кооперативом граждан.
Государственное регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан и их союзов, в соответствии со ст.27 Закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан», осуществляется в форме:
-регистрации кредитных кооперативов и их союзов;
-контроля деятельности кредитных кооперативов и их союзов в соответствие с законодательством РФ;
-применение мер ответственности к кредитным потребительским кооперативам и их союзам в случае несоблюдения ими требований законодательства РФ.
По показаниям ФИО1 в суде ДД.ММ.ГГГГ он вступил в кооперативы, изучил закон, регулирующий их деятельность, и он должен был понимать, что указанные КПКГ не имеют права осуществлять предпринимательскую деятельность и не могут всем членам кооперативов начислять проценты на вклады в размере 50% годовых, т.е. они работали по принципу финансовой пирамиды.
ФИО1 как член кооператива не участвовал в контроле за деятельностью руководства кооперативов.
Не создание уполномоченного федерального органа исполнительной власти для государственного регулирования деятельности КПКГ с правом принятия нормативных и правовых актов, имеющих обязательную силу в отношении деятельности КПКГ.(См. ст. 27,30 Федерального Закона №117 — ФЗ от 07.08.2001 года «О кредитных потребительских кооперативах граждан»), пробелы в законодательстве в Федеральном Законе №117 - ФЗ, так и в принимаемых в соответствии с ним в законах и иных нормативных правовых актах, ответственных лиц субъектов РФ, которые должны были разработать свои законы и иные нормативные правовые акты в части контроля и надзора за деятельностью КПКГ, не выполнение поручения президента РФ о приведении своих нормативных правовых законов в соответствие с Федеральным Законом №117 - ФЗ (См. п.4 ст.30 Федерального Закона №117 - ФЗ от 07.08.2001 года «О кредитных потребительских кооперативах граждан») и не принятие своевременных мер по предупреждению банкротства организаций (кооперативов).(См. ст.30, п.2, Федерального Закона№127- ФЗ от 26.10.2002 года, по мнению суда, не влечет последствий в виде признания иска о незаконности регистрации КПКГ.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в судерешение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего,если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправеобратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности органгосударственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу,государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно ч.3 ст.107 ГПК РФ течение процессуального срока, исчисляемого месяцами, начинается на следующий день после даты, которой определено его начало. В ч.1 ст.108 ГПК РФ указано, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, следовательно срок обращения в суд истек у ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ
С ходатайством о восстановлении пропущенного срока ФИО1 в суд не обращался, уважительных причин пропуска срока обращения в суд не имеется.
При таких обстоятельствах, согласно п.2 ст.256 ГПК РФ причины пропуска 3 месячного срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления и суд считает возможным отказать ФИО1 в удовлетворении иска об обжаловании действий по регистрации КПКГ и в связи с пропуском срока исковой давности.
Как следует из справок ИФНС № от ДД.ММ.ГГГГ последний отчет КПКГ сдан за 9 месяцев ДД.ММ.ГГГГ., кооператив неоднократно проходил перерегистрацию и список учредителей согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ по сравнению с первоначальным изменился, принимались новые члены, исключались члены кооператива.
Кроме того, решением Ленинский районный суд г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска ФИО1 к Правительству РФ в лице УФК по РБ, МФ РФ о возмещении ущерба, причиненного бездействием органов государственной власти отказано.
Судом установлено, что заявителем не представлены доказательства того, что:
- действия Правительства были совершены с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- наличие самого вреда;
- в действиях Правительства Российской Федерации присутствует вина;
- действия Правительства Российской Федерации с неизбежностью причинили вред (т.е. наличие причинно следственной связи).
Не установлена неправомерность действий причинителя вреда, которая устанавливается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, незаконность действий (бездействий) Правительства Российской Федерации по данному делу в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В действиях Правительства Российской Федерации отсутствует элемент неправомерности - который является одним из оснований возникновения права требования возмещения вреда в соответствии со ст.1069 ГК РФ.
Истцом не доказано, что установленный законом порядок регистрации кооператива со стороны ИФНС и хищение средств вкладчиков находятся в прямой причинно-следственной связи.
Действия же по регистрации КПКГ в ДД.ММ.ГГГГ. и наступившие негативные последствия в ДД.ММ.ГГГГ. находятся только во временной последовательности, но не в причинно-следственной связи.
В приговоре Орджоникидзевского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, кассационном определении ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ также отсутствуют такие выводы.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска ФИО1 к МРИФНС №39 о признании незаконной регистрации КПКГ Кредитгрупп в
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МРИФНС №39 о признании незаконной регистрации КПКГ Кредитгрупп в Орджоникидзевском районе г.Уфы отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: А.Н.Ильин
Решение в законную силу не вступило на 10.06.2011г.