ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1121/2010 от 01.02.2011 Меленковского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2 - 37 за 2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Меленковский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Агашиной М.Ю.,

с участием представителя истца ФИО5,

представителя ответчика ФИО6,

при секретаре Понявиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации МО <адрес> о признании незаконным решения комиссии администрации <адрес> в части отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты за утраченное жилое помещение, признании права на получении данной компенсации и включении в списки жителей <адрес> для предоставления единовременной компенсационной выплаты за утраченное жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес>, и просит:

- признать незаконным решение комиссии по рассмотрению заявлений граждан по предоставлению единовременной компенсационной денежной выплаты администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты за утраченное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>;

- признать за ней право на получение единовременной компенсационной денежной выплаты за утраченное в результате природного пожара указанное жилое помещение;

- обязать ответчика включить ее в списки жителей <адрес> лишившихся жилых помещений в результате лесных пожаров в 2010 году, для предоставления указанной денежной компенсации.

В обоснование иска указала, что она является единственным собственником жилого дома по адресу в <адрес>, уничтоженного в результате лесного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, она обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о получении единовременной денежной компенсации в связи с утратой жилого помещения в результате природных пожаров. Однако, решением комиссии по рассмотрению заявлений граждан по предоставлению единовременной компенсационной денежной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано в предоставлении данной компенсационной выплаты. Полагает, что она имеет право на получение указанной компенсации за утраченное в результате природного массового лесного пожара жилого дома, поэтому просит признать решение комиссии незаконным, нарушающим ее права собственника жилого помещения в получении денежной компенсации. На рассмотрение комиссии ею были представлены все необходимые документы, которые подтверждают ее право на получение компенсации.

В судебное заседание истец не явилась и доверила представление своих интересов ФИО5

В судебном заседании представитель истца ФИО5 ( по доверенности) требования ФИО2 поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям и добавила следующее. Полагает, что факт предоставления жилого помещения взамен утраченного, другому гражданину, который был зарегистрирован и проживал в этом жилом доме, не может служить основанием для отказа в предоставлении денежной компенсации собственнику ФИО2

Представитель ответчика ФИО6 ( по доверенности) исковые требования не признал. Пояснил, что в сгоревшем в результате лесных пожаров жилом доме, по адресу: <адрес>, был зарегистрирован и проживал ФИО7, которому было предоставлено за счет средств федерального бюджета вновь выстроенное жильё в <адрес>, взамен утраченного в результате лесных пожаров. Сгоревший жилой дом принадлежал на праве собственности ФИО2, которая обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о получении компенсации за указанное сгоревшее жилое помещение, предоставив необходимые документы. Решением комиссии по рассмотрению заявлений граждан по предоставлению единовременной компенсационной денежной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в выплате компенсации за сгоревшее жильё, поскольку оказание мер социальной поддержки гражданам, за одно утраченное в результате лесных пожаров жилое помещение осуществляется либо в форме предоставления жилья, либо в форме компенсации. Гражданам не являющимся собственниками сгоревших жилых помещений, которые являлись для них постоянным местом жительства, предоставлялись вновь построенные жилые дома, что и было сделано в отношении ФИО7. Поскольку ФИО2 не была зарегистрирована в сгоревшем жилом доме, оснований для предоставления ей компенсационной выплаты отсутствуют.

Представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры администрации <адрес>, в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания извещены. Просят суд рассмотреть дело в их отсутствие, иск оставили на усмотрение суда.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся – истца ФИО2, представителя третьего лица Департамента архитектуры и строительства администрации <адрес>.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ -р от ДД.ММ.ГГГГ бюджету <адрес> оказана финансовая помощь за счет предоставления из федерального бюджета дотаций в целях ликвидации последствий природных пожаров. Указанные дотации, согласно п.1 распоряжения, следует использовать на восстановление, строительство и приобретение жилья взамен утраченного в целях предоставления его гражданам, лишившимся жилья, либо для осуществления компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка предоставления единовременной компенсационной денежной выплаты гражданам за жилое помещение, утраченное в результате природных (массовых торфяных, лесных и полевых) пожаров, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и в условиях действия чрезвычайной ситуации» определены условия предоставления единовременной компенсационной денежной выплаты гражданам, лишившимся жилого помещения в результат природных пожаров на территории <адрес>.

В силу п.1 «Порядка предоставления единовременной компенсационной денежной выплаты …», к категории граждан, лишившихся жилого помещения в результате природного пожара на территории <адрес>, относятся собственники жилых помещений вне зависимости от продолжительности, периодичности пользования жилыми помещениями, места постоянного проживания.

Согласно п.3 «Порядка предоставления единовременной компенсационной денежной выплаты …» гражданин, лишившийся жилого помещения в результате природного пожара, и изъявивший желание получить единовременную компенсационную денежную выплату, подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление, к которому прилагается паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, документ, удостоверяющий право собственности пострадавшего гражданина на жилое помещение, утраченное в результате пожара, и справку о пожаре, выданная отделом Государственного пожарного надзора по району Главного управления МЧС по <адрес>.

В соответствии с п.4, и п.8 «Порядка предоставления единовременной компенсационной денежной выплаты …», списки граждан - получателей единовременной компенсационной денежной выплаты формируются и утверждаются постановлением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в течение 3 рабочих дней со дня обращения граждан и направляются в департамент строительства и архитектуры администрации области.

Основанием для отказа в предоставлении гражданам единовременной компенсационной денежной выплаты является непредоставление документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

Судом установлено, что жилой дом, располагавшийся в <адрес> принадлежал на праве собственности ФИО2, о чем свидетельствует договор дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.5 ), справка администрации МО Даниловское сельское поселение ( л.д.7).

По месту жительства в данном жилом доме были регистрированы и проживали ФИО7 и ФИО8, умершая ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют данные похозяйственной книги (л.д. 40-42).

ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный в <адрес>, был уничтожен пожаром (л.д.8).

ФИО7, как гражданину, потерявшему жилье в результате пожара, было предоставлено вновь выстроенное жилье, о чем свидетельствует решение жилищно- бытовой комиссии администрации <адрес>.

ФИО2 обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной денежной выплаты за жилое помещение, утраченное в результате природного пожара.

Комиссия по рассмотрению заявлений граждан по предоставлению единовременной компенсационной денежной выплаты за жилое помещение, утраченное в результате природного пожара и предоставлении жилого помещения гражданам, лишившихся его в результате природного пожара, руководствуясь постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка предоставления единовременной компенсационной денежной выплаты гражданам за жилое помещение, утраченное в результате природных (массовых торфяных, лесных и полевых) пожаров, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и в условиях действия чрезвычайной ситуации», вынесла решение от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО2 в предоставлении указанной компенсационной выплаты, поскольку вопрос о предоставлении указанной компенсации собственникам домов, не зарегистрированных в них, в домах которых были зарегистрированы граждане не являющиеся собственниками домовладения, действующими законодательными актами не урегулирован (л.д. 9,10).

Данные доводы, послужившие основанием для отказа ФИО2, суд признает необоснованными, так как они не соответствуют законодательству.

Как следует из приведенных нормативных документов, наличие регистрации по иному месту жительства у собственника сгоревшего жилого помещения, и наличие в сгоревшем жилом доме регистрации по месту жительства иного гражданина, не являющегося собственником данного жилого помещения, не может служить основанием для отказа в предоставлении единовременной компенсационной денежной выплаты гражданам за жилое помещение, находящееся у них в собственности и утраченное в результате природных пожаров.

Вывод комиссии нарушает право гражданина, являющееся собственником жилого дома, на получение соответствующей денежной компенсации.

Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривается, что ФИО2 при обращении за компенсацией за сгоревшее жилое помещение предоставляла ответчику документы, необходимые для получения спорной компенсационной выплаты за утраченное в результате пожара жилое помещение. В частности ею был подтвержден факт принадлежности сгоревшего жилого дома на праве собственности, согласно вышеуказанному договору дарения.

Таким образом, оценив в совокупности изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что комиссия по рассмотрению заявлений граждан по предоставлению единовременной компенсационной денежной выплаты за жилое помещение, утраченное в результате природного пожара и предоставлении жилого помещения гражданам, лишившимся его в результате природного пожара администрации <адрес>, при вынесении решения ДД.ММ.ГГГГ, неправомерно отказала ФИО2 в предоставлении единовременной компенсационной выплаты за утраченное в результате природного пожара жилого помещения и не включила ее в список граждан для предоставления указанной компенсационной выплаты, тем самым лишив истицу права на ее получение, поскольку истец является собственником сгоревшего после ДД.ММ.ГГГГ в результате природных пожаров жилого помещения

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать решение комиссии администрации <адрес> по рассмотрению заявлений граждан по предоставлению единовременной компенсационной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в предоставлении ФИО2 единовременной компенсационной выплаты за утраченное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, незаконным.

Признать за ФИО2 право на получение единовременной компенсационной выплаты за утраченное в результате природного пожара жилое помещение площадью 54 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию МО <адрес> включить ФИО1 в списки жителей <адрес> лишившихся жилых помещений в результате лесных пожаров в 2010 году, для предоставления единовременной компенсационной выплаты за утраченное жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней во Владимирский областной суд со дня изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: