ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1121/2021 от 01.06.2021 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

ФИО5-Посадский городской суд ФИО6<адрес> в составе:

председательствующего судьи Уваровой О.А.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «МосОблЭксплуатация» об обязании устранить неисправность системы отопления, возобновить подачу ФИО4 услуги, обязании согласовать работы по устранению неисправности системы отопления, произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, взыскании излишне уплаченной суммы за жилищно-коммунальные услуги, штрафа, убытков, обязании предоставить документы, обязании принять на баланс отопительные приборы квартиры,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, уточнив исковые требования, обратилась в суд с уточненным иском к ООО «МосОблЭксплуатация» об обязании устранить неисправность системы отопления, возобновить подачу ФИО4 услуги, обязании согласовать работы по устранению неисправности системы отопления, произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, взыскании излишне уплаченной суммы за жилищно-коммунальные услуги, штрафа, убытков, обязании предоставить документы, обязании принять на баланс отопительные приборы квартиры (л.д. 4-10, 48-49,113-120,150).

В судебном заседании представитель истца ФИО2ФИО3, допущенный судом к участию в деле по устному ходатайству истца, в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, уточненные исковые требования поддержал, пояснил, что ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: ФИО6<адрес>, город ФИО5, <адрес> армии, <адрес>. В управлении ООО «МосОблЭксплуатация» с 01.11.2017г. на основании протокола общего собрания собственников жилых и нежилых помещений находится дом по адресу: ФИО6<адрес>, ФИО5-<адрес>, г. ФИО5, пр-кт. Красной Армии, <адрес>. В связи с тем, что в отопительный сезон 2019-2020 гг. отопительная система квартиры не работала в нужном объёме, истцу приходилось использовать электрообогреватели. ФИО2 заблаговременно, ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в управляющую компанию «МосОблЭксплуатация» с заявлением принять меры, чтобы новый отопительный сезон 2020-2021 гг. начался своевременно. Указала что, согласно заявлению пресс-службы Минэнерго МО "...С 15 сентября начались пробные топки. Полностью отопление в Подмосковье запустят в конце сентября..." и в соответствии с постановлением Правительства РФ, отопительный сезон в регионе необходимо начинать, если в течение 5 дней среднесуточная температура наружного воздуха не превышает 8 градусов тепла. Согласно прогнозам Гидрометцентра, в Подмосковье такой климатический режим ожидается примерно с 28 сентября. Именно тогда начнется отопительный сезон. В начале октября истец неоднократно обращалась в диспетчерскую службу с жалобой на холодные батареи в квартире.ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в управляющую компанию с повторным заявлением, однако по заявлению никто не приходил, дату проведения проверки факта предоставления некачественных услуг никто не согласовывал, дату проведения ремонтных работ никто не установил, на что была направлена жалоба на портал «Добродел», которая была перенаправлена в управляющую компанию. ДД.ММ.ГГГГ на портал «Добродел» была отправлена еще одна жалоба с требованием перерасчёта за «отопление», которая также была перенаправлена в управляющую компанию. Ответ на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ был получен ДД.ММ.ГГГГ, работы по устранению неисправности были назначены на ДД.ММ.ГГГГ, заявка была закрыта. Ответ на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ был получен ДД.ММ.ГГГГ с отказом в перерасчёте, ссылавшимся на нормативные замеры температуры и Постановление Правительства РФ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", на что была направлена жалоба ГЖИ МО. В ГЖИ МО пояснили, что в управляющую компанию направлено требование о проведении сверки соответствия начислений и оплаты в платежных документах и рассмотрении вопроса о перерасчете потребителю размера платы за коммунальную услугу «отопление». ДД.ММ.ГГГГ был проведён повторный замер температуры в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ по заявке, в котором управляющая компания подтверждает, что теплоноситель в квартиру не подаётся из-за проблем ниже по стояку и требуется переборка стояка, при этом отказывает в перерасчёте на основании акта замера температуры. ДД.ММ.ГГГГ работы по переборке одного из трёх стояков были выполнены, и батареи на кухне стали греть, однако в комнатах батареи по-прежнему холодные. Просит суд обязать ответчика в кратчайшие сроки устранить неисправность системы отопления и возобновить подачу ФИО4 услуги «центральное отопление» надлежащего качества в квартире истца. Обязать ответчика согласовать работы по устранению неисправности системы отопления с истцом, с обязательным составлением плана мероприятий с указанием дат и времени их проведения, обязать информировать заинтересованное лицо (ФИО3) о ходе работ, а также предоставлять отчёты о выполненных работах с предоставлением заверенных копий всех документов, созданных в рамках устранения неисправности системы отопления. Обязать ответчика выполнить перерасчёт оплаты за услугу «центральное отопление» исключив из расчёта период некачественного предоставления данной услуги, а именно с ДД.ММ.ГГГГ до даты возобновления подачи ФИО4 услуги «центральное отопление» надлежащего качества. Взыскать с ответчика в пользу истца неустойку за некачественно оказанную услугу «центральное отопление» в размере 100% от суммы расчёта за период некачественного предоставления услуги "центральное отопление". Обязать ответчика выполнить перерасчёт оплаты за услугу "содержание и ремонт жилых помещений", исключив из расчёта период некачественного предоставления данной услуги, а именно с ДД.ММ.ГГГГ до даты "согласования работ". Взыскать с ответчика в пользу истца неустойку за некачественно оказанную услугу "содержание и ремонт жилых помещений" в размере 100% от суммы расчёта за период некачественного предоставления услуги «содержание и ремонт жилых помещений». Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 200 000 руб. Обязать ответчика в кратчайшие сроки устранить неисправность системы отопления, вплоть до замены отопительных приборов за счёт УК и с последующей регистрацией зоны ответственности по отопительным приборам за УК, и возобновить подачу ФИО4 услуги "центральное отопление" надлежащего качества в квартире истца. Взыскать с ответчика превышающую норму начислений зауслугу "отопление", оплаченную истцом в размере 33738 руб. 11 коп., штраф за необоснованное увеличение размера платы за услугу "отопление" в размере 16869 руб. 05 коп. Предоставить истцу заверенные документы подтверждающие, что отопительные приборы квартиры истца, расположенные в трёх комнатах находятся на балансе УК "МОСОБЛЭКСПЛУАТАЦИЯ". Взыскать с ответчика убытки, причинённые внесением платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества в размере 13413 руб., неустойку в размере 34491 руб.; сумму перерасчёта за некачественно оказанную услугу "содержание и текущий ремонт" в размере 4086 руб., неустойку в размере 11077 руб. путём уменьшения размера платы за соответствующую коммунальную услугу до уплаты общей суммы в полном объеме; сумму, превышающую норму начислений за услугу "отопление", в размере 24949 руб., штраф за необоснованное превышение суммы начислений в размере 50% от суммы этого превышения, в размере 12474 руб. Обязать ответчика взять на свой баланс отопительные приборы квартиры истца, расположенные в трех комнатах.

Представитель ответчика ООО «МосОблЭксплуатация», по доверенности ФИО8 в судебном заседании исковые требования ФИО2 не признала, по основаниям изложенным в письменном отзыве (л.д. 70-72, 139-143). Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что истец ФИО2 является собственником квартиры расположенной по адресу: ФИО6<адрес>, город ФИО5, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.13).

Управление домом 205 по адресу: ФИО6<адрес>, город ФИО5, <адрес> осуществляет управляющая компания ООО «МосОблЭксплуатация».

Управляющая компания с целью восстановления системы отопления в квартире истца в <адрес> по пр-ту Красной Армии выполнила работы по замене двух радиаторов, о замене радиаторов отопления свидетельствует заявка, подписанная ФИО2 (л.д. 87). Теплоснабжение в квартире истца соответствует нормативам, что подтверждается актом по замеру температуры воздуха в жилом помещении (л.д. 88).

Суд не соглашается с доводами истца об обязании ООО «МосОблЭксплуатация» произвести перерасчет оплаты за услугу «отопление» поскольку, управляющая компания не является поставщиком данной ФИО4 услуги. С июля 2019 года на основании протокола общего собрания собственников

осуществлен переход на прямые договоры сресурсоснабжающими организациями, в том числе с МУП «СП Теплосеть» - поставщиком тепловой энергии на нужды отопления. Начисления за услугу по отоплению, прием оплаты за услугу по отоплению, а также решение о перерасчете за услугу по отоплению принимает МУП «СП Теплосеть».

Из доводов представителя ответчика усматривается, что ООО «МосОблЭксплуатация» и жители многоквартирного <адрес> попр-ту Красной Армии не имеют договорных отношений на поставку тепловой энергии на нужды отопления, управляющая компания не производит начисления и не взимает плату, соответственно произвести перерасчет за указанную услугу не представляется возможным.

В соответствии со ст.156 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (п.7).

В соответствии с Решением Совета депутатов ФИО5-Посадского городского округа -МЗ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден тариф на «содержание и текущий ремонт жилых помещений», который включает в себя: содержание придомовой территории, санитарное содержание мест общего пользования, техническое обслуживание инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий, противопожарные мероприятия, текущий ремонт подъездов, прочий текущий ремонт, очистка вентканалов идымоходов, дератизацию, содержание лифтов, содержание мусоропроводов, содержание контейнерных площадок, услуги паспортного стола, услуги по приему платежей. Истцом не предоставлено доказательств того, что все перечисленные услуги не оказывались или оказывались не надлежащим образом.

В соответствии с п.6 ст.157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

Поскольку судом не установлено нарушение ответчиком порядка расчета платы за коммунальные услуги, то требования истца о перерасчете, взыскании штрафа, убытков, суммы, превышающей начисление за услугу «отопление», удовлетворению не подлежат.

Истец считает, что со стороны ответчика за отопление были начислены завышенные к оплате суммы.

С указанными доводами суд не соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида ФИО4 услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Истцом заявлены требования к ответчику, в том числе, о возложении обязанности произвести перерасчет за отопление.

Ссылки истца на необходимость произведения расчета за коммунальную услугу «отопление», учитывая заявленный период переплаты, являются несостоятельными.

В указанный период порядок расчета платы за отопление регулируется постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ признал взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце третьем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3).

При этом данный пункт регулирует порядок расчета платы за отопление в многоквартирных домах, подключенных к централизованной системе теплоснабжения.

Согласно абзацу 3 пункта 40 Постановления Правительства РФ потребитель ФИО4 услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

Министерство строительства и жилищно-ФИО4 Российской Федерации в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ-ОО/06 разъясняет, что положения Постановления Конституционного Суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ не распространяются на регулирование отношений по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирных домах с децентрализованной системой отопления и (или) горячего водоснабжения. При отсутствии централизованного теплоснабжения порядок определения размера платы за отопление регулируется пунктом 54 Правил .

С ДД.ММ.ГГГГ жители <адрес> г. ФИО5 перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией (л.д. 78-81). Расчет платы за отопление в многоквартирных домах производится по правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Размер платы зависит от многих факторов, в том числе: наличия или отсутствия общедомового и индивидуального приборов учета, периода оплаты за отопление, площади квартиры, типа жилого дома, выбранной методики расчета. В случае, если общедомового прибора учета нет, плата за отопление производится круглогодично по нормативам потребления. Норматив потребления N умножается на площадь квартиры и на тариф.

Применения дополнительных коэффициентов не требуется, так как на территории ФИО5-Посадского городского округа нормативы утверждены, исходя из 1/12 (Решение Совета депутатов городского поселения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ). Письмом Министерства Жилищно-ФИО4<адрес> от 28.01.2015г. Исх-347 было доведено до глав муниципальных образований ФИО6<адрес>, что «решение о переходе платы за отопление на территории муниципальных образований в отопительный период (с 1/12 на 1/7) в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, принимает орган государственной власти субъекта РФ - Министерство Жилищно-ФИО4<адрес>.» Этим же письмом предписано обеспечить «контроль за недопущением самостоятельного перехода платы за коммунальную услугу по отоплению с 1/12 на 1/7 без соответствующего нормативного правового акта Министерства жилищно-ФИО4<адрес>.» Таким образом, единственный государственный орган. уполномоченный определять порядок расчета услуги отопление на территории ФИО6<адрес> (Министерство ЖКХ ФИО6<адрес>), не только указал для ФИО6<адрес> порядок оплаты услуги равномерно в течение календарного года (1/12), но и запретил переход на 1/7.

Исходя из выписки из лицевого счета, за период с ноября 2017 года по июль 2019 года, когда ООО «МосОблЭксплуатация» было исполнителем ФИО4 услуги «отопление» начисления производились равными частями в течение календарного года (1/12) исходя из норматива, так как многоквартирный <адрес> по пр-ту Красной Армии не оборудован приборами учета тепловой энергии на нужды отопления.

В силу ч. 10 ст. 156 Жилищного кодекса РФ изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, которыми определены основания и порядок такого изменения.

Исходя из п. 15 Правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.

Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 16 Правил ).

В силу раздела X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ при обнаружении, как исполнителем, так и потребителем, факта нарушения качества ФИО4 услуги, проводится проверка качества предоставления ФИО4 услуги. По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества ФИО4 услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении к настоящим Правилам параметров качества ФИО4 услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил, который предусматривает проведение экспертизы качества ФИО4 услуги, инициированной любым заинтересованным участником проверки.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

При этом, в случае непроведения исполнителем проверки в установленный срок, а также в случае невозможности уведомления его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя.

В соответствии с п. 7 Правил , собственники и наниматели помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу.

Таким образом, из анализа указанных выше положений закона следует, что перерасчет платы за услуги и работы вследствие их ненадлежащего качества может быть произведен только на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом

Истцом представлен расчет, при этом постановлением Правительства РФ такая формула расчета платы за отопление не предусмотрена, в связи с чем, суд полагает, что данный расчет является неправильным, не соответствующим требованиям, предъявляемым к расчету платы за отопление, предусмотренным постановлением Правительства РФ . Учитывая вышеизложенное, оснований для перерасчета платы за отопление и "содержание и текущий ремонт" не имеется.

Судом установлено, что ООО «МосОблЭксплуатация» с целью восстановления отопления в <адрес>. 205 по <адрес> г. ФИО5<адрес> выполнило работы по замене двух радиаторов, теплоснабжение в квартире соответствует нормативам, что подтверждается актом замера температуры (л.д. 87-88). Таким образом, исковые требования ФИО2 к ООО «МосОблЭксплуатация» об обязании устранить неисправность системы отопления, возобновлении подачи ФИО4 услуги, обязании согласовать работы по устранению неисправности системы отопления – удовлетворению не подлежат.

Истцом заявлены требования об обязании ответчика предоставить заверенные документы, подтверждающие, что отопительные приборы в <адрес>. 205 по <адрес> г. ФИО5<адрес> находятся на балансе ООО «МосОблЭксплуатация», обязании принять на баланс отопительные приборы учета. Данноые требованиея удовлетворению не подлежит, как не основанное на законе. Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что управляющая компания обращалась к истцу с просьбой предоставить доступ в квартиру для демонтажа кранов на радиаторах, в доступе в квартиру было отказано. Документального подтверждения балансового разграничения в данном случае не предусмотрено, поскольку данный вопрос регламентируется нормативно-правовыми актами.

Следовательно, исковые требования ФИО2 к ООО «МосОблЭксплуатация» об обязании устранить неисправность системы отопления, возобновить подачу ФИО4 услуги, обязании согласовать работы по устранению неисправности системы отопления, произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, взыскании излишне уплаченной суммы за жилищно-коммунальные услуги, штрафа, убытков, обязании предоставить документы, обязании принять на баланс отопительные приборы квартиры – удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к ООО «МосОблЭксплуатация» об обязании устранить неисправность системы отопления, возобновить подачу ФИО4 услуги, обязании согласовать работы по устранению неисправности системы отопления, произвести перерасчет оплаты за коммунальную услугу, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, взыскании излишне уплаченной суммы за жилищно-коммунальные услуги, штрафа, убытков, обязании предоставить документы, обязании принять на баланс отопительные приборы квартиры - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ФИО6 областной суд через ФИО5-Посадский городской суд ФИО6<адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.А. Уварова