Дело № 2-1122/2019 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (полный текст) председательствующего – судьи Лемешко А.С., при секретаре – Федоровой Л.С., с участием представителя истца – ФИО1, ответчика – ФИО2 И-В. представителя ответчика – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя к Бинали ФИО14, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Бинали ФИО15, Бинали ФИО16, Бинали ФИО17 о возложении обязанности совершить определенные действия и по встречному иску Бинали ФИО18, третьи лица, заявляющие самостоятельные требований относительно предмета спора на стороне истца ФИО4 ФИО19, Бинали ФИО20, Бинали ФИО21 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя о признании права собственности на реконструированный объект недвижимости, УСТАНОВИЛ: Истец Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя (далее по тексту - Госжилнадзор) обратилась с иском в суд к ответчику Бинали ФИО22 и просит обязать ответчика в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, исполнить требования предписания от 31.10.2018 года, а именно: привести помещение кухни в квартире <адрес> и фасад здания со стороны дворового фасада в районе квартиры №<адрес> в соответствии с техническим паспортом на квартиру и здание. Требования мотивированы тем, что по результатам внеплановой выездной проверки гр. ФИО2 И-В вынесено предписание от 31.10.2018 №19.10-10-В3/18/764-ПР с требованием привести помещение кухни в квартире №<адрес> и фасад со стороны дворового фасада в районе квартиры <адрес> в соответствии с техническими паспортами на квартиру и здание, в срок до 24.12.2018. Данное предписание ответчиком не обжаловалось, с ходатайством о продлении срока исполнения предписания ответчик не обращался. 01.11.2018 Госжилнадзором Севастополя в отношении гр. ФИО2 И-В. составлен протокол №505 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 7.21 КоАП РФ. Постановлением Госжилпадзора от 07.11.2018 гр. ФИО2 И-В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.21 КоАП РФ. Данное постановление установленным порядком не обжаловалось и вступило в законную силу. 25.12.2018 в целях проверки исполнения предписания от 31.10.2018 Госжилнадзором проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что требования предписания ответчиком не исполнены, а именно: помещение кухни в квартире №<адрес> и фасад со стороны дворового фасада и, районе квартиры <адрес> не приведены в соответствие с техническими паспортами на квартиру и здание, а связи с чем истец обратился с данным иском в суд. Определением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 25.04.2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены Бинали ФИО23, Бинали ФИО24, Бинали ФИО25. Определением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 25.06.2019 года были объединены в одно производство данное гражданское дело и гражданское дело по иску Бинали ФИО26 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании права собственности на реконструированное жилое помещение и к участию в деле в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца привлечены Бинали ФИО27, Бинали ФИО28, Бинали ФИО29. Требования истца ФИО2 И-В. мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на жильё от 17.05.1994, кадастровый номер №. В целях улучшения жилищно-бытовых условий, истцом за собственные средства были произведены работы по строительству пристройки к квартире <адрес> согласно разрешения на проектирование, выданное Нахимовским районным Советом народных депутатов г. Севастополя от 28.03.1995 года, рабочего проекта, решения Нахимовского районного Совета народных депутатов исполнительного комитета г. Севастополя от 23.05.1995 года №10/395. С целью сохранения квартиры в реконструированном состоянии, истец 11.10.2018 г. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя с письменным заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: устройство остеклённого балкона, расположенного по адресу: г. <адрес>, однако получил решение об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, просил их удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований просил отказать. Ответчик по первоначальному иску и его представитель в судебном заседании исковые требования не признали, просили в его удовлетворении отказать, поддержали требования, изложенные во встречном иске, просили признать за истцом права собственности на реконструированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Суд, исследовав представленные в деле доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего. Судом установлено, что истец Бинали ФИО30 и третьи лица Бинали ФИО31, Бинали ФИО32, Бинали ФИО33 являются собственниками квартиры № в доме <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на жилье от 17.05.1994 года, копия которого представлена в материалы дела. В целях улучшения жилищно-бытовых условий, истцом за собственные средства были произведены работы по строительству пристройки к квартире <адрес> согласно разрешения на проектирование, выданное Нахимовским районным Советом народных депутатов г. Севастополя от 28.03.1995 года, рабочего проекта, решения Нахимовского районного Совета народных депутатов исполнительного комитета г. Севастополя от 23.05.1995 года №10/395. С целью сохранения квартиры в реконструированном состоянии, истец 11.10.2018 г. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя с письменным заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: устройство остеклённого балкона, расположенного по адресу: <адрес> 25.10.2018 Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя вынес решение об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> Из представленного технического паспорта на спорую квартиру усматривается, что при обследования помещений выявлено изменение конфигурации и планировки помещений, а именно: в помещении кузни произведена перепланировка помещения путем демонтажа оконного и подоконного блока с обустройством дверного проема (арки), возведена пристройка капитального характера площадью 19,3 кв.м. со стороны дворового фасада в районе жилых комнат и кухни. Согласно части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. В силу части 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Абзацем третьим пункта 1.7.1. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" предусмотрено, что перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. В "Ведомственных строительных нормах (ВСН) 61-89 (р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования", утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 26 декабря 1989 года N 250 (далее - ВСН 61-89 (р), дано понятие реконструкции жилого дома, которое включает в себя, в том числе, изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований - частичную разборку здания. В соответствии с частью 1 статьи 26, статьей 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацем первым пункта 1.7.1., пунктами 1.7.2., 1.7.3. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. Согласно пункту 4.2.4.9 указанного выше Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки, а также самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства. Разрешение на реконструкцию, согласно пункту 5 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдает орган местного самоуправления в соответствии с требованиями статей 51, 52, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 3.1.16 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 16 марта 2015 года N 171-ПП, к функциям Департамента отнесено принятие решений о проведении работ по переустройству и/или перепланировке жилых помещений в жилых домах на территории города Севастополя в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Кроме того, следует отметить, что статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. На основании частей 1, 4 статьи 36, части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном дом, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно статье 46 Жилищного Кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Определением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 17.05.2019 года суд обязал истца ФИО2 И-В. Предоставить в срок до 13.06.2019 года актуальные сведения о зарегистрированных правах собственников квартир в многоквартирном доме, сведения о количестве квартир в многоквартирном доме. Таких доказательств истцом суду не представлено. Из предоставленной истцом по встречному иску выписки из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме №<адрес> в форме очно-заочного голосования №1 от 27.01.2019 года не усматривается согласие всех собственников многоквартирного жилого дома №<адрес>. Поскольку разрешение на возведение пристройки со стороны дворового фасада в районе жилых комнат и кухни отсутствует, а также отсутствует согласие всех сособственников общего имущества, суд приходит к выводу о том, что к квартире <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.12 произведено присоединение части общего имущества, без получения истцом соответствующего разрешения для производства работ по реконструкции, согласия всех сособственников помещений в многоквартирном доме, выраженного в предусмотренной законодательством форме. При таких обстоятельствах, учитывая требования закона, и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что квартира истца подвергнута реконструкции, а именно: возведена пристройка со стороны дворового фасада в районе жилых комнат и кухни, а также фактически увеличена в размерах площадь квартиры, что не относится к внутренней перепланировке квартиры, не регулируется положениями Жилищного Кодекса РФ о перепланировке, в связи с чем исковые требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат. Требования истца по основному иску подлежат удовлетворению, исходя из следующего. Согласно ч.4 ст.17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно пп «в» п.2 раздела I Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность". В состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции). Судом установлено и подтверждено материалами гражданского дела, по результатам внеплановой выездной проверки гр. ФИО2 И-В вынесено предписание от 31.10.2018 №19.10-10-В3/18/764-ПР с требованием привести помещение кухни в квартире <адрес> и фасад со стороны дворового фасада в районе квартиры <адрес> в соответствии с техническими паспортами на квартиру и здание, в срок до 24.12.2018. Данное предписание ответчиком не обжаловалось, с ходатайством о продлении срока исполнения предписания ответчик не обращался. 01.11.2018 Госжилнадзором Севастополя в отношении гр. ФИО2 И-В. составлен протокол №505 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 7.21 КоАП РФ. Постановлением Госжилпадзора от 07.11.2018 гр. ФИО2 И-В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.21 КоАП РФ. Данное постановление установленным порядком не обжаловалось и вступило в законную силу. 25.12.2018 в целях проверки исполнения предписания от 31.10.2018 Госжилнадзором проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что требования предписания ответчиком не исполнены, а именно: помещение кухни в квартире <адрес> и фасад со стороны дворового фасада и, районе квартиры <адрес> приведены в соответствие с техническими паспортами на квартиру и здание. 25.12.2018 Госжилнадзором Севастополя в отношении гр. ФИО2 И-В. составлен протокол №596 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ. 15.02.2019 постановлением мирового судьи Нахимовского судебного района г. Севастополя судебного участка №19 ФИО2 И-В. Признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Исходя из представленных суду доказательств, а также требований закона, суд приходит к выводу о том, что своими действиями ответчик ФИО2 И-В. нарушает права жильцов многоквартирного дома, а также иных граждан, в связи с чем, требований истца в части возложения обязанности на ответчика привести помещение кухни в квартире <адрес> здания со стороны дворового фасада в районе квартиры <адрес> в соответствии с техническим паспортом на квартиру и здание. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6000 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя - удовлетворить. Обязать Бинали ФИО34 в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, исполнить требования предписания от 31.10.2018 года, а именно: привести помещение кухни в квартире №<адрес> и фасад здания со стороны дворового фасада в районе квартиры <адрес> в соответствии с техническим паспортом на квартиру и здание. Взыскать с Бинали ФИО35 в пользу местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей. В удовлетворении встречного иска Бинали ФИО36, третьи лица, заявляющие самостоятельные требований относительно предмета спора на стороне истца Бинали ФИО37, Бинали ФИО38, Бинали ФИО39 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя о признании права собственности на реконструированный объект недвижимости – отказать. Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 23 июля 2019 года. Судья Нахимовского районного суда г. Севастополя А.С. Лемешко |