ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1122/2016 от 14.11.2016 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-1122/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2016 года г.Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Л.Ф. Шустовой,

при секретаре Т.А. Александровой,

с участием представителей:

истца А.Л. Собко,

ответчика МУП «Наш дом» В.А. Чарушниковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию «Наш дом» по закону о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, собственник <адрес> 20 сентября 2016 года обратился в суд с исковым заявлением по закону о защите прав потребителей, просил признать услугу МУП «Наш дом» по уборке и содержанию придомовой территории, услугой ненадлежащего качества, обязать ответчика ликвидировать лужу перед средним (вторым) подъездом дома и принять меры по приведению дороги, идущей вдоль придомовой территории дома в надлежащее состояние.

В обоснование искового заявления указал, что зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> расположен впритык к дому и фактически получается как одно здание, хотя дома разные. От <адрес> к названным домам ведут две дороги. Одна дорога бетонированная, идет вдоль фасада домов. Данная дорога разбита, после дождя на ней постоянно стоят лужи, и без резиновых сапог не пройдешь. Возле подъезда, в котором проживает истец, в любую погоду стоит постоянная лужа, которую приходится обходить по отмостке дома. На обращение к мэру Корсаковского городского округа 14.09.2016г. с жалобой, в которой он просил заасфальтировать или хотя бы сделать ямочный ремонт, в том числе дороги, идущей вдоль фасада домов <адрес>, был получен ответ о включении асфальтирования дворовых территорий указанных домов в план капитального ремонта дворовых территорий и подъездов к дворовым территориям на 2015-2019 годы, выполнение работ запланировано на 2016 год. Аналогичные ответы на свои обращения ФИО1 получил из Правительства Сахалинской области, из Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области. В начале августа 2016 года ему стало известно, что глава администрации Корсаковского городского округа исключил придомовые территории домов <адрес> из плана капитального ремонта на 2016 год. С учетом этого, 01.09.2016 г. ФИО1 обратился в МУП «Наш дом» с претензией, в которой просил ликвидировать лужу напротив его подъезда. МУП «Наш дом» письмом от 09.09.2016 г. сообщил, что услуги управляющей компании оказываются по договору согласно перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Не оспаривая, что ликвидация луж не включена в перечень обязательных работ и услуг, истец полагает, что в уборку придомовой территории, включенную в перечень, входит и ликвидация луж, поскольку ремонт и содержание дворовой территории входит в обязанности управляющей компании за счет средств текущего ремонта. Считает оказание услуги по уборке и содержанию придомовой территории, услугой ненадлежащего качества, что противоречит ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей».

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в иске, уточнив требование за , просила обязать МУП «Наш дом» принять меры по приведению участка дороги перед средним (вторым) подъездом <адрес> на придомовой территории в надлежащее состояние, исключающее образование луж.

Представителем МУП «Наш дом» Чарушниковой В.А., действующей на основании доверенности, в письменном отзыве на исковое заявление указано, что исковые требования не подлежат удовлетворению, так как в перечне обязательных работ и услуг в разделе «уборка придомовой территории» отсутствует условие о ликвидации луж. Заявлений, обращений от собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома по спорному требованию в МУП «Наш дом» не поступало. Полагает, что требование искового заявления изложено некорректно.

В судебном заседании представитель МУП «Наш дом» Чарушникова В.А., действующая на основании доверенности, против исковых требований возражала, уточнив, что <адрес> были приняты в муниципальную собственность от ГУ «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны ФСБ РФ» в неудовлетворительном состоянии, кроме домов в муниципальную собственность переданы кабельные линии и линии тепло- водоснабжения, канализации. Придомовые территории в акте приема- передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства не указаны. Предусмотренные договором на обслуживание МКД услуги управляющей организацией оказываются в полном объеме с надлежащим качеством, а для выполнения дополнительных услуг необходимо решение собрания собственников помещений МКД.

В письменных возражениях на исковое заявление представитель департамента городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа ФИО3, действующая на основании доверенности, отметила, что истец неправомерно указал в качестве третьего лица департамент городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа, без обоснования того, что судебное постановление по делу может повлиять на права и обязанности третьего лица по отношению одной из сторон. Не усматривая таких оснований, автор возражений, ссылаясь на требования жилищного законодательства и договор управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, подчеркнула, что согласно кадастровому паспорту, земельному участку, расположенному под многоквартирным домом <адрес>, общей площадью 3016+-19 кв.м. присвоен кадастровый , его правообладателями являются собственники помещений, доля в праве пропорциональна размеру общей площади помещения. Подъездные пути к многоквартирным домам <адрес> располагаются на земельных участках под многоквартирными домами, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, которые несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и могут принять соответствующее решение на общем собрании.

В судебное заседание представитель третьего лица - департамента городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа, надлежаще извещенного о предмете, месте и времени судебного разбирательства, не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как указано в исковом заявлении, подтверждено представленными истцом доказательствами, и не опровергнуто ответчиком, придомовая территория <адрес> имеет ямы и выбоины, требует ремонта, что послужило основанием для обращения истца в сентябре 2015 года в администрацию Корсаковского городского округа, а также в Правительство Сахалинской области и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области.

Дворовая территория и проезд к домам <адрес> были включены в План капитального ремонта дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов Корсаковского городского округа в 2016 году, утвержденный постановлением главы администрации Корсаковского городского округа от 26.02.2016 г.. Постановлением исполняющего обязанности главы администрации Корсаковского городского округа от 20.10.2016 г. <адрес> исключены из плана на 2016 год, капитальный ремонт придомовых территорий указанных домов запланирован на 2017 год. Действия(бездействие) администрации Корсаковского городского округа, выразившиеся в исключении из плана ремонта и дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов Корсаковского городского округа домов и по <адрес> в 2016 году оспорены ФИО1 в порядке административного судопроизводства. Решением Корсаковского городского суда от 21.10.2016 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано в полном объеме. Решение обжаловано административным истцом, и административное дело находится в стадии подготовки для направления в апелляционную инстанцию.

В соответствии со статьей 161 ЖК Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управление многоквартирным домом <адрес> г.Корсакове осуществляет Муниципальное унитарное предприятие «Наш дом» на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25 мая 2012 года.

Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом на основании договора управления, заключаемого собственниками помещений многоквартирного дома с управляющей организацией.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, среди прочего, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно кадастровому паспорту, земельный участок, расположенный под многоквартирным домом <адрес>, общей площадью 3016 кв.м. имеет кадастровый , его правообладателями являются собственники помещений, доля в праве которых пропорциональна размеру общей площади помещения, что отражено в выписке из государственного кадастра недвижимости от 17.03.2011 года .

Пунктами 24, 25 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 определены работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года, а именно: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд. Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года: подметание и уборка придомовой территории; очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома; уборка и выкашивание газонов; прочистка ливневой канализации; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.

Договор с собственником жилого помещения на управление, содержание и ремонт общего имущества и обеспечение коммунальными услугами многоквартирных домов с муниципальной долей заключен МУП «Наш дом»(Управляющая организация) и ФИО1(Собственник)13 января 2014 года. По Договору управления многоквартирным домом Управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги, выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность(п.2.1. Договора). Пунктом 2.3. Договора определено, что перечень обязательных работ и услуг, а также перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме указаны в приложениях 1, 2 к настоящему Договору, являющихся неотъемлемой частью Договора(изменения и дополнения перечня принимаются Общим собранием Собственников многоквартирного дома). Изменения в указанный перечень вносятся путем заключения дополнительного Соглашения между Собственником и Управляющей организацией. Порядок проведения Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме утверждается на Общем собрании собственников. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на Общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме с учетом предложений Управляющей организации и устанавливается на срок не менее года(п.2.6 Договора). В силу п. 2.7 Договора управления капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет средств собственников по отдельному договору на основании решения Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении и оплате расходов на капитальный ремонт, принимаемого с учетом предложений Управляющей организации о необходимости и сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме и стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Прилегающий земельный участок в установленных границах с элементами озеленения и благоустройства включен в состав общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, что отражено в Приложении к Договору с собственником жилого помещения.

В Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, содержащийся в приложении к Договору управления, включена уборка придомовой территории, в том числе: подметание территории в летнее время; уборка мусора с газонов; уборка контейнерных площадок; покос травы; подметание территории в дни без снегопада; сдвигание свежевыпавшего снега; очистка территории от наледи; посыпка территории при гололеде.

При отсутствии в исковом заявлении сведений и доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем выполнении управляющей организацией обязательных работ и услуг по содержанию и уборке придомовой территории, оснований для признания услуги МУП «Наш дом» по уборке и содержанию придомовой территории, услугой ненадлежащего качества у суда не имеется.

Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с частью 3 данной статьи правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (в том числе придомовой территории) путем внесения платы на содержание и ремонт.

В соответствии с пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Ремонт дорожного покрытия придомовой территории в Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> не включен. Решение о дополнительных видах работ по содержанию и ремонту придомовой территории, их объеме, периодичности выполнения и стоимости общим собранием собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома не принималось. Не принималось решение и о капитальном ремонте придомовой территории.

При таких обстоятельствах требования истца о возложении на МУП «Наш дом» обязанности ликвидировать лужу перед средним (вторым) подъездом дома и принять меры по приведению участка дороги перед средним (вторым) подъездом <адрес> на придомовой территории в надлежащее состояние, исключающее образование луж, не подлежат удовлетворению, поскольку в обязанности управляющей организации в соответствии с договором на управление многоквартирным домом и решением общего собрания собственников многоквартирного дома указанные виды работ не входят.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу п. 6 ст. 3 и ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

В соответствии с договором управления на ответчика возложена обязанность по содержанию общего имущества собственников многоквартирного жилого дома, в том числе уборка придомовой территории. Следовательно, управляющая организация не несет ответственность за ремонт дорог.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании услуги МУП «Наш дом» по уборке и содержанию придомовой территории, услугой ненадлежащего качества, о возложении на МУП «Наш дом» обязанности ликвидировать лужу перед средним(вторым) подъездом и принять меры по приведению участка дороги перед средним(вторым) подъездом <адрес> на придомовой территории в надлежащее состояние, исключающее образование луж, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Л.Ф.Шустова