ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1122/2024 от 12.02.2024 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-1122/2024

74RS0001-01-2023-005387-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2024 года г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Хабаровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Коростине Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «Россети Урал» о признании движимого имущества бесхозяйным и передаче в собственность,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Россети Урал» обратилось в Советский районный суд города Челябинска с заявлением о признании бесхозяйным и передаче в собственность ПАО «Россети Урал» следующего движимого объекта, расположенного на территории города <адрес>: оборудование распределительной подстанции <адрес>

В обоснование заявления заявитель указал, что на территории города Челябинска существует следующий электросетевой объект, участвующий в процессе энергоснабжения населения данного муниципального района и социально значимых объектов данного муниципального образования, не имеющий собственника, но находящийся во владении и эксплуатации ПАО «Россети Урал»: оборудование распределительной подстанции <адрес>

Вышеуказанное бесхозяйное имущество находится во владении и пользовании ПАО «Россети Урал», которое эксплуатирует его по прямому назначению и несет бремя содержания, что подтверждается Распоряжением заместителя главы города и по городскому хозяйству Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ; инвентарными карточками, актами

Данное имущество участвует в процессе передачи электроэнергии, но не имеет собственника.

Заявитель указывает, что доказательства, свидетельствующих о наличии прав собственности у какого - либо лица на указанное имущество отсутствуют, собственник объекта не известен, никто не заявил о своих правах на указанное имущество, в том числе органы муниципальной или государственной власти.

На запросы ПАО «Россети Урал» о принадлежности данных объектов Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях (№ от 24.11.2023), Министерство имущества Челябинской области (№ от 03.11.2023) указали на отсутствие объектов в реестре федеральной/государственной собственности.

Стороны в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3.2. Устава ПАО «Россети Урал» основным видом деятельности ПАО «Россети Урал» является оказание услуг по передаче электрической энергии по сетям, технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям общества.

ПАО «Россети Урал» является компанией с государственным участием, входит в холдинг ПАО «Россети», доля государства в уставном капитале последнего составляет 88,04% (Указ Президента РФ № 504 от 06.10.2015).

Указом Президента РФ от 22.11.2012 №1567 и решением Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 05.02.2015 № 1 ПАО «Россети» и входящие в его структуру компании отнесены к системообразующим организациям Российской Федерации как оказывающие существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность. Указом Президента РФ от 09.08.2017 № 370 ПАО «Россети» включено в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

В соответствие с Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации, разработанная на период до 2030 года во исполнение Указа Президента РФ от 22.11.2012 № 1567, охватывает основную деятельность электросетевого комплекса - передачу и распределение электрической энергии на территории России. В Стратегии особое внимание уделяется деятельности создаваемого открытого акционерного общества "Российские сети" и входящих в него организаций, контролирующих около 70 процентов распределительных и 90 процентов магистральных сетей в России. Основной целью (миссией) деятельности электросетевого комплекса является долгосрочное обеспечение надежного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей Российской Федерации путем организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктур.

В рамках основной деятельности ПАО «Россети Урал» – филиал «Челябэнерго» осуществляет функции «котлодержателя», (тарифно-балансовая модель «котел сверху») на территории Челябинской области утвержденной Постановлением РЭК №84/72 от 29.12.2021 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области». В соответствии с указанной тарифно-балансовой моделью на ПАО «Россети Урал» возложены обязательства по обеспечению передачи электрической энергии (мощности) перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) Челябинской области, переданы права на получение платы по единым (котловым) тарифам и обязанности по перераспределению полученных средств между прочими сетевыми организациями, задействованными в процессе передачи электрической энергии до точек поставки.

Соответственно, ПАО «Россети Урал» является сетевой организацией, основным видом деятельности которой согласно уставу является передача электрической энергии и мощности потребителям через собственные/арендованные электрические сети и электросетевое оборудование.

ПАО «Россети Урал» вступило во владение указанным бесхозяйным имуществом на основании акта принятия бесхозяйных объектов от 03.12.2021 и по настоящее время обеспечивает содержание, эксплуатацию и сохранность указанных энергообъектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно статье 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. Частью 2 данной статьи установлено, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В соответствии со статьей 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела о признании движимой вещи бесхозяйной относятся к делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства.

По правилам статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.

В силу статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью

Об отсутствии данных объектов в реестре муниципальной/государственной собственности свидетельствуют письма Межрегионального территориального управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях № от 24.11.2023 и Министерства имущества Челябинской области № от 03.11.2023.

Кроме того, о факте открытого владения и эксплуатации бесхозяйного имущества свидетельствует то, что данное имущество имеет технологическое подключение к объектам электросетевого хозяйства, находящимся на балансе ПАО «Россети Урал».

Владение и пользование объектами электросетевого хозяйства (КЛ) включает в себя не только права, но и предусмотренные действующим законодательством обязанности, обусловленные природой вещи. В рассматриваемой ситуации объекты электросетевого хозяйства –КЛ, являются источником повышенной опасности.

Законодателем придан особый статус электросетевому оборудованию, предусматривающий специальный порядок эксплуатации имущества.

Так, согласно:

- Правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 №229, на владельца электросетевого объекта возлагается обязанность по проведению периодических осмотров принадлежащих объектов, проведение плановых и внеплановых работ;

- Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок от 24.07.2013 № 328н при эксплуатации электроустановок к работе на электроустановках (сетях) допускаются исключительно работники организации, эксплуатирующей линию, с соблюдением порядка допуска к работам;

- приложению 81 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утв. Приказом Минэнерго РФ от 25.10.2017 № 1013, осмотры отдельных объектов проводятся инженерно-техническим персоналом не реже 1 раза в год.

С начала эксплуатации бесхозяйного имущества и по настоящее время действия, связанные с его эксплуатацией, производятся исключительно силами работников ПАО «Россети Урал», что подтверждается актом выполненных работ, инвентарными карточками, листами осмотра подстанции, в которых отражена информация о проведении тех или иных работ на бесхозяйном имуществе.

Пунктом 4 ст. 28 Закона Об электроэнергетике установлена обязанность организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, нести бремя содержания таких объектов. Дополнительно в этом же пункте закреплено, что экономически обоснованные расходы сетевых организаций, связанные с эксплуатацией бесхозяйного имущества, должны учитываться в полном объеме при установлении цен (тарифов) для организаций.

При этом, ПАО «Россети Урал» несет затраты, связанные с владением и эксплуатацией бесхозяйного имущества, что подтверждается актами выполненных работ, в которых приводится размер понесенных ПАО «Россети Урал»затрат, связанных с владением и эксплуатацией бесхозяйного имущества.

Спора о праве судом не установлено. Никто не заявил о своих правах на указанный объект, в том числе органы муниципальной или государственной власти.

Согласно ч. 1 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ПАО «Россети Урал» удовлетворить.

Признать бесхозяйным и передать в собственность ПАО «Россети Урал» следующее движимое имущество, расположенное на территории города <адрес>: оборудование распределительной подстанции <адрес>

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Хабарова

Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2024 года.

Судья: Л.В. Хабарова