Дело № 2-1710/2022
24RS0048-01-2021-011447-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2022 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Яниевой А.А.,
при секретаре Дядичкиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к акционерному обществу «Краслесинвест» об устранении нарушения лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к АО «Краслесинвест», требуя обязать последних произвести работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 36,7 га, расположенной в квартале №, выделах №,№, лесосеке № КГБУ «Байкитское лесничество», Ошаровское участковое лесничество в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения, мотивируя требования тем, что между агентством лесной отрасли Красноярского края и АО «Краслесинвест» заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ используемых для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов, в соответствии с которым ответчику в пользование переданы лесные участки, общей площадью 4 152 362 га, местоположение: <адрес>; лесничества: ФИО5 передан ответчику лесной участок №, расположенный по адресу: <адрес>. Заготовка древесины ответчиком производилась на основании лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ№ и изменением к ней от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. В ходе осмотра лесосеки выявлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в невыполнении работы по очистке лесосеки от порубочных остатков (не очистке) на площади 36,7 га. Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил. В связи, с чем считает, что ответчиком нарушены нормы лесного законодательства.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Краслесинвест»» - ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которого полагала, что истец ввел суд в заблуждение. Если обратится к данному акту, то становится очевидным, что осмотр проводился без представителя ответчика, в строке «извещенного о дате и месте осмотра» ничего не указано, в акте указан иной договор аренды лесного участка, договор (от ДД.ММ.ГГГГ№) отсутствует у ответчика. Кроме того, инициатором осмотра было некое третье лицо – Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов <данные изъяты>» (Взывающий). В акте уполномоченный сотрудник лесничества указывает, что при осмотре выявлены следующие нарушения – размещение в лесах отходов производства и потребления в количестве 36,7 га, отсутствие технологической карты, указано, что фактически вырублено 36,7 га, ущерб рассчитан с площади 36,7 га. (не соответствует действительности). Технологическая карта лесосечных работ имеется у ответчика. Однако осмотр лесосек проводился без технологической карты, что является грубым нарушением. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» (далее по тексту Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№) установлен порядок составления акта и осмотра лесосек. В соответствии с п.4 приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, лицо осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия. Сведения об извещении ответчика о проведении осмотра лесосеки № расположенной в квартале №, выделе №,№ отсутствуют в материалах дела. Таким образом, акт от ДД.ММ.ГГГГ, на котором истец основывает свои требования не является надлежащим доказательством. Так как составлен с нарушениями, в отсутствие ответчика, нет доказательств в материалах дела, что это именно лесосека №, расположенная в квартале №, выделах №,№. Кроме того, истец на основании данного акта привлекал ответчика к административной ответственности (постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанное постановление ответчик обжаловал в Советский районный суд г.Красноярска. Решением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ.постановление № от ДД.ММ.ГГГГ суд отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств. Следовательно, требование об устранении нарушений лесного законодательства в лесосеки №, расположенной в квартале №, выделах №, № Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество» на площади 36,7 га является незаконным и не подлежащим удовлетворению.
Представитель истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края – ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно, надлежащим образом, в исковом заявлении указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований КГБУ «Байкитское лесничество» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно, надлежащим образом, в ходе судебного разбирательства придавил заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реутилизации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса на основании ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.4 ЛК РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Распоряжением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения.
Постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края.
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Согласно ч.1 ст.60.12 ЛК РФ, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
При этом положения ст.13 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст.78 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно ст.2 ЛК РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с подп.«к» п.12 Приказа Минприроды России от 01.12.2020 №993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
В соответствии с приказом Минприроды России от 27.06.2016 №367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 №2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.20 Правил санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.26 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между агентством лесной отрасли администрации Красноярского края (арендодатель) и ЗАО «Краслесинвест» (арендатор) заключен договор аренды лесных участков № используемых для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (л.д.69-76).
По условиям договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование на срок 49 лет лесной участок площадью 4 152 362 га, находящийся в государственной собственности, для заготовки древесины с целью создания в <адрес> лесоперерабатывающего комплекса. Лесные участки, предоставленные в аренду, имеют следующее местоположение: район <адрес>.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 13 договора от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан осуществлять очистку мест порубок от порубочных остатков в соответствии с правилами пожарной безопасности.
На основании приказа министерства лесного хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ проведены совместные мероприятия КГБУ «Байкитское лесничество» по осмотру лесосек на территории КГБУ «Байкитское лесничество» (л.д.13).
По результатом проверки составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с приложением из которого следует, что при осмотре места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки) в квартале №, лесотаксационном выделе (ах) №,№ лесосеке №, выявлены нарушения: с заготовкой древесины не выполнены работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 36,7 га. (л.д.16-23).
Заготовка древесины в указанной лесосеке согласно лесной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ и изменением к ней от ДД.ММ.ГГГГ№ осуществлялась ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 24).
Согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства лесного хозяйства Красноярского края, АО «Краслесинвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д.106-109).
Решением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№-пст/лн, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КОАП РФ в отношении АО «Краслесинвест» отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление (л.д.101-105).
Доводы ответчика о том, что осмотр проводился без представителя ответчика, в строке «извещенного о дате и месте осмотра» ничего не указано, в акте указан иной договор аренды лесного участка, договор (от ДД.ММ.ГГГГ№) отсутствует у ответчика; а также, что Решением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ постановление №-пст/лн от ДД.ММ.ГГГГ суд отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств; не могут быть приняты судом во внимание в связи с тем, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд с исковым заявлением о признании акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ недействительным (ничтожным), составленным с нарушением действующего законодательства.
Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, руководствуясь положениями вышеуказанного законодательства, суд приходит к выводу, что АО «Краслесинвест» использовало предоставленный по договору № от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок с нарушением вышеуказанных требований лесного законодательства, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду, пожарную безопасности и экологическую безопасность в целом. Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, иными доказательствами, вопреки ст.56 ГПК РФ, не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, с учетом, установленного в ходе судебного разбирательства нарушения ответчиком требований лесного законодательства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом разумности, объема выполнения обязательных мероприятий, соблюдения баланса интересов сторон договора, полагает возможным установить срок исполнения обязательств по вывозу отходов лесопиления с занимаемого арендатором лесного участка в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу требований ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец, являющийся государственным органом, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 6 000 рублей (на основании пп.3 п.1 ст.333.19).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к акционерному обществу «Краслесинвест» об устранении нарушения лесного законодательства, – удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Краслесинвест» произвести работа по очистке лесосеки № от порубочных остатков на площади 36,7 га, расположенной в квартале №, выделе №,11 КГБУ «Байкитское лесничество» Ошаровского участкового лесничество, в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с акционерного общества «Краслесинвест» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Яниева
Дата изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.