ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11232/2021 от 28.02.2022 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-1710/2022

24RS0048-01-2021-011447-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2022 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Яниевой А.А.,

при секретаре Дядичкиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к акционерному обществу «Краслесинвест» об устранении нарушения лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к АО «Краслесинвест», требуя обязать последних произвести работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 36,7 га, расположенной в квартале , выделах ,, лесосеке КГБУ «Байкитское лесничество», Ошаровское участковое лесничество в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения, мотивируя требования тем, что между агентством лесной отрасли Красноярского края и АО «Краслесинвест» заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ используемых для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов, в соответствии с которым ответчику в пользование переданы лесные участки, общей площадью 4 152 362 га, местоположение: <адрес>; лесничества: ФИО5 передан ответчику лесной участок , расположенный по адресу: <адрес>. Заготовка древесины ответчиком производилась на основании лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ и изменением к ней от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. В ходе осмотра лесосеки выявлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в невыполнении работы по очистке лесосеки от порубочных остатков (не очистке) на площади 36,7 га. Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил. В связи, с чем считает, что ответчиком нарушены нормы лесного законодательства.

В судебном заседании представитель ответчика АО «Краслесинвест»» - ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которого полагала, что истец ввел суд в заблуждение. Если обратится к данному акту, то становится очевидным, что осмотр проводился без представителя ответчика, в строке «извещенного о дате и месте осмотра» ничего не указано, в акте указан иной договор аренды лесного участка, договор (от ДД.ММ.ГГГГ) отсутствует у ответчика. Кроме того, инициатором осмотра было некое третье лицо – Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов <данные изъяты>» (Взывающий). В акте уполномоченный сотрудник лесничества указывает, что при осмотре выявлены следующие нарушения – размещение в лесах отходов производства и потребления в количестве 36,7 га, отсутствие технологической карты, указано, что фактически вырублено 36,7 га, ущерб рассчитан с площади 36,7 га. (не соответствует действительности). Технологическая карта лесосечных работ имеется у ответчика. Однако осмотр лесосек проводился без технологической карты, что является грубым нарушением. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» (далее по тексту Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ) установлен порядок составления акта и осмотра лесосек. В соответствии с п.4 приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, лицо осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия. Сведения об извещении ответчика о проведении осмотра лесосеки расположенной в квартале , выделе , отсутствуют в материалах дела. Таким образом, акт от ДД.ММ.ГГГГ, на котором истец основывает свои требования не является надлежащим доказательством. Так как составлен с нарушениями, в отсутствие ответчика, нет доказательств в материалах дела, что это именно лесосека , расположенная в квартале , выделах ,. Кроме того, истец на основании данного акта привлекал ответчика к административной ответственности (постановлением от ДД.ММ.ГГГГ). Указанное постановление ответчик обжаловал в Советский районный суд г.Красноярска. Решением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ.постановление от ДД.ММ.ГГГГ суд отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств. Следовательно, требование об устранении нарушений лесного законодательства в лесосеки , расположенной в квартале , выделах , Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество» на площади 36,7 га является незаконным и не подлежащим удовлетворению.

Представитель истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края – ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно, надлежащим образом, в исковом заявлении указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований КГБУ «Байкитское лесничество» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно, надлежащим образом, в ходе судебного разбирательства придавил заявление о рассмотрении дела в отсутствие.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реутилизации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса на основании ст.167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст.42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.4 ЛК РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Распоряжением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения.

Постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края.

Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.

Согласно ч.1 ст.60.12 ЛК РФ, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

При этом положения ст.13 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со ст.78 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно ст.2 ЛК РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В соответствии с подп.«к» п.12 Приказа Минприроды России от 01.12.2020 №993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).

В соответствии с приказом Минприроды России от 27.06.2016 №367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.

Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 №2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с п.20 Правил санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с п.26 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между агентством лесной отрасли администрации Красноярского края (арендодатель) и ЗАО «Краслесинвест» (арендатор) заключен договор аренды лесных участков используемых для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (л.д.69-76).

По условиям договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование на срок 49 лет лесной участок площадью 4 152 362 га, находящийся в государственной собственности, для заготовки древесины с целью создания в <адрес> лесоперерабатывающего комплекса. Лесные участки, предоставленные в аренду, имеют следующее местоположение: район <адрес>.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 13 договора от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан осуществлять очистку мест порубок от порубочных остатков в соответствии с правилами пожарной безопасности.

На основании приказа министерства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ проведены совместные мероприятия КГБУ «Байкитское лесничество» по осмотру лесосек на территории КГБУ «Байкитское лесничество» (л.д.13).

По результатом проверки составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с приложением из которого следует, что при осмотре места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки) в квартале , лесотаксационном выделе (ах) , лесосеке , выявлены нарушения: с заготовкой древесины не выполнены работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 36,7 га. (л.д.16-23).

Заготовка древесины в указанной лесосеке согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ и изменением к ней от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 24).

Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ Министерства лесного хозяйства Красноярского края, АО «Краслесинвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д.106-109).

Решением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ-пст/лн, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КОАП РФ в отношении АО «Краслесинвест» отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление (л.д.101-105).

Доводы ответчика о том, что осмотр проводился без представителя ответчика, в строке «извещенного о дате и месте осмотра» ничего не указано, в акте указан иной договор аренды лесного участка, договор (от ДД.ММ.ГГГГ) отсутствует у ответчика; а также, что Решением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ постановление -пст/лн от ДД.ММ.ГГГГ суд отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств; не могут быть приняты судом во внимание в связи с тем, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд с исковым заявлением о признании акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ недействительным (ничтожным), составленным с нарушением действующего законодательства.

Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, руководствуясь положениями вышеуказанного законодательства, суд приходит к выводу, что АО «Краслесинвест» использовало предоставленный по договору от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок с нарушением вышеуказанных требований лесного законодательства, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду, пожарную безопасности и экологическую безопасность в целом. Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, иными доказательствами, вопреки ст.56 ГПК РФ, не опровергнуты.

При таких обстоятельствах, с учетом, установленного в ходе судебного разбирательства нарушения ответчиком требований лесного законодательства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом разумности, объема выполнения обязательных мероприятий, соблюдения баланса интересов сторон договора, полагает возможным установить срок исполнения обязательств по вывозу отходов лесопиления с занимаемого арендатором лесного участка в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу требований ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что истец, являющийся государственным органом, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 6 000 рублей (на основании пп.3 п.1 ст.333.19).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к акционерному обществу «Краслесинвест» об устранении нарушения лесного законодательства, – удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Краслесинвест» произвести работа по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 36,7 га, расположенной в квартале , выделе ,11 КГБУ «Байкитское лесничество» Ошаровского участкового лесничество, в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с акционерного общества «Краслесинвест» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Яниева

Дата изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.