Дело №2-79/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2021 года г. Советская Гавань
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Недведской В.А.,
при секретаре Лубягиной Ю.С.,
с участием истца - ФИО2,
представителя истца – ФИО8, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика – ФИО7, действующей на основании доверенности,
третьего лица – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Управдомус-ДВ» о признании установки автономного отопления в жилом помещении законным, признании произведенных начислений платы за центральное отопление незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление, снятии начисление платы за отопление жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился к ООО «Управдомус-ДВ» с исковыми требованиями о признании установки автономного отопления в жилом помещении законным, признании произведенных начислений платы за центральное отопление незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление, снятии начисление платы за отопление жилого помещения, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что истец со своей мамой ФИО3 являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, где зарегистрированы и проживают. Собственниками указанного многоквартирного дома в качестве способа управления выбрана управляющая компания ООО «Управдомус - ДВ». В принадлежащей им квартире с 2006 года установлено на законных основаниях автономное отопление, которое официально зарегистрировано в техническом паспорте на квартиру. Данные обстоятельства указаны в выписке из протокола заседания межведомственной комиссии №. С момента установления автономного отопления они за центральное отопление не платили, и представителями управляющей компании, на том момент, был зафиксирован факт установки автономного отопления и составлен ДД.ММ.ГГГГ акт предоставления коммунальных услуг. После того, как ООО «Управдомус - ДВ» стало управляющей компанией, ответчик стал выставлять им счета за отопление в квартире, то есть за фактически не оказываемую услугу. Данные действия ООО «Управдомус - ДВ» считает незаконными, т.к. в квартире оборудовано автономное отопление. Распоряжением Главы Советско-Гаванского муниципального района № 360 - р от 29.03.2005 органом администрации, осуществляющим функции но разрешению перепланировки жилых помещений было определено Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального района, куда они и обратились в 2005 г, по вопросу установки автономного отопления. ДД.ММ.ГГГГ им были выданы технические условия на электроснабжение квартиры для применения электроэнергии для отопления (автономное отопление). ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт на скрытые работы по устройству отдельного фазного ввода. ДД.ММ.ГГГГ им была выдана справка начальником УЖКХ о том, что технические условия по монтажу отдельного ввода квартиры в соответствии с установленными требованиями Технических условий выполнены. ДД.ММ.ГГГГ им после проверки, было выдано заключение межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по ДФО, о том, что электроустановка «автономное отопление <адрес>» смонтировано в соответствии с технической документацией, отвечает требованиям СНИП, «ПУЭ» 10. Кроме этого ими дополнительно получена по рекомендации архитектурного отдела администрации городского поселения «Город Советская Гавань» проектная документация, Техническое заключение № СТЭ 132-2020, решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а также получен в городской администрации акт о завершении переустройства, что еще раз подтверждает законность установки автономного отопления. Таким образом в 2006 году квартира истца перешла на индивидуальное автономное отопление, внесены соответствующие изменения в технический паспорт жилого помещения (квартиры), в связи с чем считает, что начисление платы за центральное отопление им является незаконным. ДД.ММ.ГГГГг., он направлял претензию в ООО «Управдомус-ДВ» с требованием прекратить начисления за не оказываемые услуги отопления и произвести перерасчет. На претензию пришел ответ с отказом в удовлетворении требований со ссылкой на то, что для переустройства отопления требуется решение общего собрания собственников помещений. Кроме этого от ответчика поступило предписание об устранении нарушений, вновь переоборудовать жилое помещение, несмотря на всю документацию и изменения, внесенные в законном порядке в технический паспорт жилого помещения. В квитанции за октябрь 2020 г. ответчик выставил оплату коммунальных услуг на сумму 3 854,00 руб., в том числе 516,99 руб. за отопление. В данной квитанции ответчик указывает задолженность за предыдущие периоды в сумме 30 088 рублей. Поскольку все коммунальные услуги кроме отопления оплачивают своевременно, то сумма начислений за отопление с учетом октября 2020 г. составляет 30 605 рублей 58 копеек. Верховный Суд РФ в решении от 22.09.2009 проанализировав положения п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 во взаимосвязи с подпунктом «д» и п. 2 и п. 5 Правил № 491 пришел к выводу о том, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры. Находящиеся в квартире обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 ЖК РФ). Таким образом, переустройство системы отопления в установленном ст. 26 ЖК РФ порядке, т. е. по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. без согласования с другими собственниками возможно в случае, если это касается радиаторов отопления, находящихся в жилом помещении, и имеющих отключающие устройства. Установленный ч. 2 ст. 26 ЖК РФ исчерпывающий перечень представляемых для проведения переустройства отопления документов не содержит указаний на предоставление в согласующий орган какого-либо решения общего собрания собственников. Просят суд признать установку автономного отопления в жилом помещении по адресу; <адрес> законной; признать все начисления, произведённые ООО «Управдомус-ДВ» за услуги центрального отопления по жилому помещению по адресу: <адрес> незаконными; возложить обязанности на ООО «Управдомус - ДВ» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению и снять начисления в сумме 30 605 рублей 58 копеек за не оказываемую услугу по отоплению жилого помещения по <адрес> лицевого счета истца.
Кроме того, истцом представлены дополнительные письменные пояснения, согласно которым, с момента установки автономного отопления истец от оплаты центрального отопление был освобожден, т.к. представителями управляющей компании, на том момент, был зафиксирован факт установки автономного отопления и составлен ДД.ММ.ГГГГ представителями МУП «ГЖЭК» «Службы заказчика» Акт по предоставлению коммунальных услуг, в котором было отмечено, что произведен демонтаж радиаторов отопления и установлено автономное отопление, технические условия подписаны и выполнены, снять с оплаты начислений за централизованное отопление. Отсоединение радиаторов от внутридомовой системы отопления в квартире ФИО10 было произведено таким образом, чтобы не нарушить циркуляцию теплоносителя поступающего на отопление соседних квартир. Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. По смыслу указанных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения. Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры. Аналогичная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. № ГКПИ09-725 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № КАС09-547, а также в письме Минстроя России от 01.04.2016 N 9506- АЧ/04. Так как обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), находящиеся в <адрес> обслуживали всего одну квартиру, имели запорную арматуру, они не входили в состав общего имущества дома. Отсоединение радиаторов от существующих стояков, не привело к уменьшению размера общего имущества многоквартирного дома, общедомовая система отопления никаких изменений не претерпела, поэтому согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме для демонтажа радиаторов в квартире не требовалось. По результатам переустройства <адрес> была осуществлена строительно-техническая экспертиза специалистом Экспертного бюро «Решение», получено техническое заключение № СТЭ 132-2020 о соответствии выполненных работ требованиям СНиП и СанПин и полной их безопасности. Со стороны ресурсоснабжающих и управляющих компаний не предъявлялось никаких претензий и не выставлялось счетов на отопление до того момента, как к управлению МКД приступило ООО «Управдомус-ДВ, начало выставлять истцу счета за централизованное отопление, т. е. за фактически не оказываемую услугу. Считает, что данные действия ООО «Управдомус ДВ» незаконными, т.к. в квартире оборудовано автономное отопление. Истец был вынужден в сентябре 2020 г. обратиться в администрацию <адрес> с заявлением, в котором просил подтвердить законность ранее произведенного в <адрес> переустройства, предоставили все необходимые документы по переустройству и технический паспорт квартиры, в котором указан вид отопления «электрические конвекторы». Никаких претензий со стороны Администрации истцу по поводу какого-либо незаконного переустройства не предъявлялось. В подтверждение своей позиции ссылается на прецеденты о признании фактов переустройства системы отопления в квартирах даже без согласования с государственными органами (судебные решения по делу № 2-276/08 и № 2-1173/2019 г. Советско-Гаванского городского суда и по незаконному начислению платы за отопление при автономном отоплении (судебное решение по делу № 2-337/2015 Явлинского районного суда Кировской области). Кроме этого в соответствии с информацией от действующей в настоящее время ресурсоснабжающей организации АО «Дальневосточная генерирующая компания», последней были представлены в целях урегулирования вопросов по автономному отоплению все запрошенные ей документы и 10 февраля 2021 г. представителями АО «ДГК» было обследована квартира и составлен акт обследования состояния теплоснабжения и теплопотребления, согласно которому: «радиаторы в жилом помещении отсутствуют, стояки заизолированы полиуретаном толщиной 7 мм, врезка по ГВС оборудована ИПУ. Стояки проходят транзитом». Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. Дополнил, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности его и третьего лица – ФИО3 До 2006 года в квартире было централизованное отопление, в 2006 году перешли на автономное отопление, установлены электрические конвекторы. С 2006 года за услугу отопление плата не начислялась до момента заключения договора управления многоквартирным домом с ООО «УПРАВДОМУС-ДВ». Переустройство в указанной квартире системы отопления было оформлено надлежащим образом, согласно выданными техническим условиям, были получены все необходимые согласования, было получено разрешение на снятие радиаторов отопления. Пояснил, что общий стояк отопления проходит через квартиру, но он заизолирован.
Представитель истца на основании доверенности ФИО8 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить заявленные требования. Дополнив, что в 2006 году при переходе указанного жилого помещения на автономное отопление все необходимые требования и условия были выполнены, был составлен акт, что все выполнено в соответствии с требованиями, сняты все начисления за отопление. С 2016 года начали истцу приходить квитанции с указанием суммы оплаты за отопление. Исходя из разъяснений Конституционного суда РФ, никаких начислений платы за отопление не должно быть, если все условия соблюдены и разрешения получены. Все изменения по квартире истца внесены в технический паспорт на основании документов. Указал, что обогревающие одно жилое помещение элементы системы отопления не относятся к общедомовому имуществу. С 2006 года никаких жалоб от соседей по автономному отоплению в квартире истца не поступало.
Представитель ответчика - ответственностью «Управдомус-ДВ» ФИО7 исковые требования не признала в полном объеме, поддержала письменные возражения на исковое заявление, согласно которым ООО «Управдомус-ДВ» осуществляет управление МКД № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пп. «в» п. 35 Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом. В соответствии с п.1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. Согласно п.15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно ст.36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Такого решения общее собрание собственников МКД № по <адрес> не принимало. Указала, что представленный истцом пакет документов был рассмотрен, рабочий проект представлен в отношении электрических сетей, техническое заключение не содержит указание на демонтаж радиаторов. Разрешение на переустройство жилого помещения истцом не получено, отсутствует решение по данному вопросу всех собственников многоквартирного дома. Система отопления дома едина, радиатора отопления относятся к общему имуществу собственников. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель третьего лица – администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные пояснения, согласно которым администрация не возражает против удовлетворения заявленных требований, оспаривание ответчиком правомерности произведенного истцом переустройства отопительной системы со ссылкой на нарушение норм жилищного законодательства не имеет правового значения для рассматриваемого дела и основанием для признания законными действий управляющей компании по начислению платы за отопление послужить не может, поскольку юридически значимым для правильного разрешения спора является факт не потребления истцом коммунальной услуги.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, разрешая заявленные требования в их пределах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса РФ решение о согласовании перепланировки и переустройства является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии решения о согласовании.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения между энергоснабжающей организацией и абонентом-потребителем являются договорными.
Пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Отношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении».
В силу пунктов 4 и 14 статьи 2 указанного Закона система теплоснабжения - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии, а под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Как правило, нахождение транзитного трубопровода является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома. Транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) дома.
Пунктом 15 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 года.
На основании пункта 1.7.1 Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Согласно пункта 1.7.2 указанного Постановление Госстроя РФ переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
При этом, Федеральным законом от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп. 21 п. 2 ст. 2). Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 г. отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие Приказом Росстандарта от 30 июня 2015 г. №823-ст).
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (п. 1.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. №46-П).
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 и ФИО3 являются собственниками <адрес> в <адрес>, что подтверждается представленным договором на передачу квартиры в собственность граждан, свидетельством о государственной регистрации права,
Из материалов дела следует, что жилое помещение - <адрес> в <адрес> расположена на четвертом этаже пятиэтажного панельного жилого дома, 1982 года постройки. Данный многоквартирный дом оборудован системой центрального отопления.
Согласно технического паспорта <адрес> в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении произведена перепланировка, вид отопления – «электрические конвекторы, стояки центрального отопления».
Распоряжением главы Советско-Гаванского муниципального района от 29.03.2005 №360-р, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района определено органом администрации, осуществляющим функции по разрешению на перепланировки жилых помещений и переводу жилых помещений в нежилые.
В материалы дела представлен акт на скрытые работы по устройству отдельного 1фазного ввода от 15.05.2006 по адресу: <адрес>.
Начальником УЖКХ <адрес> 20.05.2006 составлена справка о выполнении технических условий по монтажу отдельного ввода указанной квартиры в соответствии с установленными требованиями технических условий сетедержателя №347 от 05.07.2005, ГОСТ Р 50571.1 «Электроустановки зданий», ГОСТ 23274 «Здания мобильные. Электроустановки. Общие тех. условия».
В материалы дела в обоснование заявленных исковых требований представлен Технический отчет №26 от 22.05.2006 Испытательной лаборатории ООО «Хамаль Плюс» по проведенным испытания и электрическим измерениям в электроустановке до 1 000 В в <адрес>, согласно которому выбранный тип защиты оборудования удовлетворяет требованиям ПУЭ.
Согласно представленного заключения государственного инспектора по энергетическому надзору Комсомольского отдела по надзору в электроэнергетике межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по ДФО от 04.10.2006 электрооборудование объекта смонтировано в соответствии с «Правилами устройства электроустановок», паспортной документацией и эксплуатируется в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей». Электроустановка «Автономное отопление <адрес>» <адрес> смонтировано в соответствии с технической документацией, отвечает требованиям СНиП, «ПУЭ».
Согласно акта предоставления жилищно-коммунальных услуг от 16.10.2006, составленного инженером МУП «Городская жилищно-эксплуатационная компания», в результате осмотра <адрес> установлено, что на четырех стояках отопления произведен демонтаж радиаторов, стояки отопления закольцованы, установлено автономное отопление, технические условия подписаны и выполнены, снять с оплаты начисления за централизованное отопление.
Как усматривается из представленной выписки из протокола №13 от 09.11.2019 заседания межведомственной комиссии по переводу жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, перепланировке и (или) переустройству жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, приемке в эксплуатацию после перепланировки и (или) переустройства жилых, нежилых помещений администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, комиссией принято решение об отсутствии необходимости дополнительного согласования органом местного самоуправления на выполнение работ по переустройству и приемке выполненных работ в указанном жилом помещении, в связи с тем, что в технический паспорт <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес> внесены изменения о переустройстве (устройство автономного отопления).
Согласно выводов технического заключения Экспертного бюро «Решение» №СТЭ 132-2020 от 22.09.2020, выполненное переустройство в квартире, выраженное в демонтаже приборов, принимающих тепловую энергию (радиаторов) от внутридомовой системы отопления для перехода на индивидуальное отопление (электрические конвекторы), по адресу: <адрес> - полностью безопасно. Выполненное переустройство, выраженное в демонтаже приборов, принимающих тепловую энергию (радиаторов) от внутридомовой системы отопления для перехода на индивидуальное отопление (электрические конвекторы), по адресу: <адрес> - полностью соответствует, по своим конструктивным элементам, объёмнопланировочному и инженерно-техническому решениям, санитарно-бытовым, противопожарным и экологическим нормам - требованиям строительных норм и правил СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с Изменением № 1)», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (с изменениями на 27 декабря 2010 года). Использование помещений по своему прямому назначению, после выполненного переустройства, в квартире, выраженное в демонтаже приборов, принимающих тепловую энергию (радиаторов) от внутридомовой системы отопления для перехода на индивидуальное отопление (электрические конвекторы), по адресу: <адрес> - возможно.
Истцом в материалы дела представлен Рабочий проект переустройства <адрес>, составленный ООО «СК АКВИЛОН ПЛЮС» от 09.09.2020.
01.01.2020 администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края ФИО3 и ФИО2 выдано решение № о согласовании переустройства в <адрес> в <адрес>.
Согласно акта о завершении переустройства жилого помещения - <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, приемочной комиссией принято решение считать работы по переустройству жилого помещения выполненными.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в ООО «Управдомус-ДВ» прекратить выставление счетов за не оказываемые услуги за отопление и произвести перерасчет, снять все незаконные начисления в отношении указанной квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором Общества ФИО2 был дан ответ на претензию, согласно которому поскольку ответчик не может считать произведенное переустройство в квартире законным, расчеты производятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, как для квартиры с централизованным отоплением.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управдомус-ДВ» ФИО3 направлено предписание привести часть инженерной системы отопление МКД, проходящей в указанной квартире, в первоначальное (проектное) состояние.
Согласно акта АО «ДГК» от ДД.ММ.ГГГГ, в результате обследования <адрес> в <адрес> установлено, что радиатора в жилом помещении отсутствуют, стояки заизолированы полиуретаном, толщиной 7 мм, врезка по ГВС оборудована ИПУ, стояки проходят транзитом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2006 году в отдельной <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес> произведено переустройство, выраженное в демонтаже приборов, принимающих тепловую энергию (радиаторов) от внутридомовой системы отопления, установлено индивидуальное отопление (электрические конвекторы).
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в совокупности, руководствуясь положениями ЖК РФ, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», Федеральным законом от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», суд приходит к выводу о том, что в спорной <адрес> в <адрес> были выполнены работы по демонтажу приборов, принимающих тепловую энергию (радиаторов отопления) и установке электрических конвекторов в нарушение установленного законом порядка, действовавшего на момент его проведения, в том числе в отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного дома на осуществление работ, затрагивающих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, демонтаж радиаторов внутридомовой системы отопления и переход на индивидуальное отопление приводит к изменению параметров инженерной системы отопления, поскольку при переходе на индивидуальное отопление хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, что, ведет к нарушению в работе инженерных систем и, как следствие, нарушает права и законные интересы иных собственников помещений в многоквартирном доме.
Вопреки доводам истца и представителя истца, произведенное переустройство в спорной квартире затрагивает общедомовые инженерные сети, что препятствует возможности замены одного вида отопления на другой. Отключение квартиры в многоквартирном доме от центрального отопления с установкой альтернативного вида отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества, уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством демонтажа радиаторов в квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 36 ЖК Российской Федерации).
Представленное в материалы дела техническое заключение Экспертного бюро «Решение» №СТЭ 132-2020 от 22.09.2020, согласно выводам которого выполненное переустройство в квартире полностью соответствует, по своим конструктивным элементам, объёмно планировочному и инженерно-техническому решениям, санитарно-бытовым, противопожарным и экологическим нормам - требованиям строительных норм и правил, суд не принимает во внимание, поскольку произведенное переустройство в спорной квартире затрагивает общедомовые инженерные сети, что препятствует возможности замены одного вида отопления на другой.
Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, - потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Проверяя законность данной нормы, Верховный Суд Российской Федерации указал, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем, Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении (решение Верховного Суда РФ от 07.05.2015 г. №АКПИ15-198, апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27.08.2015 г. №АПЛ15-330).
Такой вывод о содержании нормативного регулирования, подлежащего применению к спорным отношениям, Верховный Суд Российской Федерации сделал на основании анализа, в том числе, ч. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении», предусматривающей общий запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Учитывая, что система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды, отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды. Кроме того, в принадлежащем истцу жилом помещении имеются элементы центральной системы отопления, теплоотдача которых обогревает также и ее квартиру. К расходам на оплату услуги теплоснабжения относятся связанные с этим теплопотери, а также расходы на передачу тепловой энергии по транзитным магистралям системы теплоснабжения дома, проходящим внутри конкретного жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.
Отапливаемыми следует считать помещения, в которых для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких или ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети.
Согласно пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В письме Минстроя России от 1 апреля 2016 г. №9506-АЧ/04 «По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов» указано, что обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир, включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в случае определения объема тепловой энергии потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления.
Доказательства демонтажа системы отопления, в <адрес> в <адрес> в установленном законом порядке, суду не представлено.
Ссылка представителя истца на судебную практику по аналогичным вопросам, не может быть принята во внимание, поскольку не имеет преюдициального значения в настоящем деле.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании установки автономного отопления в <адрес> в <адрес>, законным.
Установка в жилом помещении автономной отопительной системы, без соблюдения установленного законом порядка переустройства, не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственников жилого помещения от обязанности по оплате отопления жилого помещения, следовательно начисление собственникам <адрес> платы за теплоснабжение, как принадлежащего истцу жилого помещения, так и по отоплению мест общего пользования многоквартирного дома производится ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований и для удовлетворения заявленных требований о признании произведенных начислений платы за отопление незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление, обязании снятия начисление платы за отопление жилого помещения, в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного,
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Управдомус-ДВ» о признании установки автономного отопления в жилом помещении законным, признании произведенных начислений платы за центральное отопление незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление, снятии начисление платы за отопление жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края.
Судья В.А. Недведская
Резолютивная часть решения объявлена 16.03.2021
Мотивированный текст решения составлен 24.03.2021