Дело № 2- 67/2022г.
03RS0033-01-2021-001290-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2022 года г. Благовещенск РБ
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Хисматуллиной И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Мухамадиевой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «ТСЖ», Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ, Администрации муниципального района Благовещенский район РБ о признании права собственности на комнату,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ТСЖ» о признании права собственности на комнату № в <адрес> Башкортостан.
В обоснование иска указано, что в 2000 году ФИО1 трудоустроился на Благовещенский арматурный завод, где проработал до ДД.ММ.ГГГГ. Истцу было предоставлено койко – место в комнате № в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес>, в которой он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. По договору коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ комната № по адресу <адрес> была передана в пользование истца. Истец зарегистрирован в вышеназванном объекте недвижимости, ранее правом на приватизацию не пользовался. В связи с чем, просит признать право собственности на комнату № общей площадью 13,4 кв.м. по адресу: <адрес> порядке приватизации.
В ходе подготовки к судебному разбирательству к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Администрация городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ, Администрация муниципального района Благовещенский район РБ, в качестве третьего лица АО «Благовещенский арматурный завод».
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ответчика ООО «ТСЖ» извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, о причине неявки не известил.
Представители ответчиков Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ, Администрации муниципального района Благовещенский район РБ, представитель третьего лица АО «Благовещенский арматурный завод» извещены о времени и месте судебного заседания, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.
Третье лицо ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей А.К.В., А.Э.В., А.Э.В., А.Я.В. в судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствии.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, установив все значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст.9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и ст.18 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий, или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан. Таким образом, законодательно установлено, что в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий жилищный фонд не переходит в собственность вновь образованных юридических лиц, так как такая передача связана с ущемлением жилищных прав граждан, а лишь передается им в хозяйственное ведение или оперативное управление (ст.294 - 296 ГК РФ) или в ведение органов местного самоуправления.
В п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Вопреки указанным нормам, что следует из Плана приватизации государственного производственного предприятия «Благовещенский арматурный завод», согласованного с Фондом Имущества РБ от 08.07.1993г. и утвержденного Государственным комитетом по управлению государственной собственностью Республики Башкортостан от 02.09.1993г., общежитие Благовещенского арматурного завода, расположенное по адресу: <адрес>, было включено в состав имущества ОАО «БАЗ» и оформлено в собственность ОАО «БАЗ» от 01.12.2003г. на основании плана приватизации.
Внесение ОАО «БАЗ» здания общежития в уставный капитал ООО «Наш дом» оформлено заключенным между ОАО «БАЗ» и ООО «Наш дом» договором № 842-05 от 01.08.05г. «О передаче в качестве доли участия в собственность общества с ограниченной ответственностью «Наш дом» имущества ОАО «БАЗ».
Исходя из требований Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», Указа Президента РФ от 10.01.1993г. «Об использовании объектов социально-культурного назначения и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», Указа Президента РФ от 01.07.1992г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» передача зданий общежитий государственных предприятий в уставной капитал создаваемых в процессе приватизации акционерных обществ исключалась. То обстоятельство, что здание общежития государственного предприятия Благовещенский арматурный завод незаконно включил в уставной капитал ОАО «БАЗ», а в последующем передал в качестве вклада в уставный капитал ООО «Наш дом», который продал общежитие в ООО «Регион- Сервис», а затем в ООО «ТСЖ» не может ограничивать права граждан, проживающих в данных общежитиях по сравнению с правами граждан, проживающих в зданиях общежитий государственных или муниципальных предприятий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, поскольку на отношения пользования указанными жилыми помещениями, в соответствии со ст.7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма и которые в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане вправе приобрести их в собственность.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии со ст. 2 данного Закона граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную и долевую.
В договор приватизации включаются члены семьи нанимателя, имеющие право пользования жилым помещением, проживающие в нем, либо не утратившие право пользования им. Соответственно, приобретение в собственность жилых помещений возможно только с согласия всех совместно проживающих членов семьи.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и М.З.Р. заключили брак. После заключения брака жене присвоена фамилия ФИО3.
ФИО1 и ФИО2 являются родителями А.К.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., А.Э.В.ДД.ММ.ГГГГ.р., А.Я.В.ДД.ММ.ГГГГ.р., А.Э.В.ДД.ММ.ГГГГ.р.
Судом установлено, что ФИО1 был принят на ОАО «Благовещенский арматурный завод» ДД.ММ.ГГГГ, уволен ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается копией трудовой книжки.
ФИО1 было выделено койко-место в комнате № в общежитии ОАО «БАЗ» на основании решения администрации завода. После регистрации брака ФИО1 была выделена комната №.
Согласно справке ООО «Наш город» № от ДД.ММ.ГГГГ в комнате <адрес> зарегистрированы ФИО1, ФИО2, А.К.В., А.Э.В., А.Я.В., А.Э.В.
Третье лицо ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей А.К.В., А.Э.В., А.Э.В., А.Я.В. отказалась от права приватизации, не возражала против приватизации жилого помещения ФИО1
Согласно данным Выписки из ЕГРН комната №<адрес> изолированная, имеет общую площадь 13,4 кв.м.
Согласно Уведомлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимости отсутствуют.Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.11.2007г. иск прокурора РБ к ОАО «БАЗ», ООО «Наш дом», Министерству имущественных отношений РБ удовлетворен частично. Сделка по внесению в уставный капитал ООО «Наш дом» здания общежития общей площадью 3584 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, оформленная договором № от 01.08.2005г. « О передаче в качестве доли участия в собственность ООО «Наш дом» имущества ОАО «Благовещенский арматурный завод» и актом приема-передачи б/н от 01.08.2005г. в части передачи здания общежития в части передачи здания общежития общей площадью 3584 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в уставный капитал ООО «Наш дом» признана недействительной (ничтожной). Постановлением от 09.01.2008г. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд решение арбитражного суда от 02.11.2007г. оставил без изменения. Постановлением от 16.04.2008г. Федерального арбитражного суда Уральского округа решение Арбитражного суда РБ от 02.11.2007г., постановление 18 арбитражного апелляционного суда от 09.01.2008г. по вышеуказанному делу оставлены без изменения.
Таким образом, включение в уставный капитал вновь создаваемых обществ объектов жилищного фонда противоречит положениям ст. 1 Закона РСФСР от 03.07.1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», а также п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1992 г. № 721, п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий».
Истец просит признать право собственности на спорную комнату №, ссылаясь на то, что все сделки по переходу общежития в частную собственность от государства к ОАО «БАЗ», ООО «Наш дом», ООО «Регион-Сервис», ООО «Легис-Аудит», ООО «ТСЖ» являются ничтожными, и не порождают юридических последствий.
В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительная с момента ее совершения.
Поскольку ОАО «БАЗ» приобрело объект недвижимости – здание общежития на основании ничтожной сделки приватизации, оно не могло быть отчуждено никому. Поэтому сделка по внесению общежития в уставный капитал ООО «Наш дом» и последующие сделки по продаже общежития ООО «Регион-Сервис», ООО «ТСЖ» и переход права собственности от ООО «ТСЖ» к ООО «Легис-Аудит» также являются ничтожными сделками.
Исходя из требований Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. "Об использовании объектов социально-культурного назначения и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", Указа Президента РФ от 1.07.1992 г. "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" передача зданий общежитий государственных предприятий в уставный капитал создаваемых в процессе приватизации акционерных обществ исключалась. То обстоятельство, что здания общежития государственного предприятия «БАЗ» незаконно было включено в уставный капитал ОАО «БАЗ», а в последующем переданы в качестве вклада в уставный капитал ООО «Наш дом», затем переданы в собственность других лиц, не может ограничивать права граждан, проживающих в данных общежитиях по сравнению с правами граждан, проживающих в зданиях общежитий государственных или муниципальных предприятий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, на отношения, пользования которых жилыми помещениями, в соответствии со ст.7 ФЗ "О введение в действие ЖК РФ" применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, и которые, в соответствие со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", вправе приобрести их в собственность.
При этом не имеет значение наличие государственной регистрации права собственности на здание общежития у ОАО «БАЗ», а в последующем у ООО «Регион-Сервис», ООО «ТСЖ», ООО «Легис-Аудит», поскольку нахождение здания в собственности частного предприятия незаконно, и в силу ст.166 ГК РФ не требуется признания незаконности совершенных сделок по отчуждению здания общежития.
ОАО «БАЗ», ООО «Регион-Сервис», ООО «ТСЖ», ООО «Легис-Аудит» не могут быть признаны добросовестными приобретателями спорного жилого помещения, поскольку незаконность нахождения общежития в собственности частного предприятия следует из вышеприведенных Законов и, исходя из презумпции знания законов, приобретая здание общежития, построенное государственным предприятием и при приватизации предприятия подлежащее передаче в муниципальную собственность, должны были знать о незаконном владении зданием (общежитием) частным собственником.
Истец вправе избрать такой способ защиты своего права как передача ему занимаемого жилого помещения в собственность, исходя из наличия права на приватизацию. Не могут быть ущемлены права истца, в связи с тем, что здание находится в частной собственности и не передано в муниципальную собственность, поскольку соответствующие распоряжения об этом не изданы, так как реализация прав граждан не может быть поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующим предприятием и органами власти.
Согласно ст.7 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. С учетом этого, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, несут все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения, в том числе, и право приобрести их в собственность.
Из содержания абзаца 1 п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ" следует, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе на право бесплатной приватизации жилья. Следовательно, положения ст.7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» подлежат применению и в тех случаях, когда жилые помещения, расположенные в домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, при приватизации указанных предприятий были переданы в уставной капитал акционерных обществ, поскольку включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия, не должно влиять на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан по основаниям ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
Как было указано выше, исходя из положений ст.7 ФЗ "О введение в действие ЖК РФ", то есть, в силу прямого указания в законе к отношениям по пользованию жилыми помещениями в общежитиях применяются нормы о договоре социального найма. При отсутствие такого указания в законе, отношения по пользованию жилым помещением не могли быть квалифицированы как социальный наем, поскольку ЖК РСФСР, действовавший на момент вселения истца в общежитие, содержал специальные нормы о пользовании жилым помещением в общежитии.
Указанные обстоятельства не лишают истца права требования передачи ему спорного жилого помещения в собственность. Поскольку общежитие было построено до приватизации и акционирования государственного предприятия, при этом, истцы вселены в спорное жилое помещение до передачи общежития в частную собственность, поэтому они имеют право на приватизацию.
Истец проживает в общежитии постоянно с 2000года. Спорные правоотношения являются длящимися и на требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации исковая давность распространяться не может. Реализация права на приватизацию зависит от волеизъявления гражданина. Гражданин вправе обратиться с соответствующей просьбой в течение срока установленного законодателем для приватизации жилых помещений. Также следует принять во внимание, что приватизация жилых помещений, расположенных в общежитиях, стала возможной только с 1 марта 2005 года с принятием ФЗ «О введение в действие ЖК РФ».
При таких обстоятельствах, суд считает, что требование о признании за истцом права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ООО «ТСЖ», Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ, Администрации муниципального района Благовещенский район РБ о признании права собственности на комнату, удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на комнату № в <адрес> Республики Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.
Судья: И.А.Хисматуллина