ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1123/2021 от 25.04.2022 Томского районного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего –

судьи Томского районного суда Пелипенко А.А.

при секретаре Пятиненко С.А.,

помощник судьи Борисова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2 гражданское дело № 2-65/2022 (№ 2-1123/2021) по исковому заявлению Муниципального предприятия Зональненское сельское поселение «Служба коммунального сервиса» к ФИО3 о взыскании задолженности за коммунальные услуги,

установил:

муниципальное предприятие Зональненское сельское поселение «Служба коммунального сервиса» (далее МП Зональненского сельского поселения «СКС») обратилось в суд с исковым заявление (с учетом уточнения исковых требований) к ФИО3 о взыскании задолженности по коммунальным услугам (холодное водоснабжение, водоотведение) за период с 01.03.2018 по 28.02.2021 в размере 38 013 рублей 20 копеек, пени за период с 26.04.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 28.02.2022 в размере 11 509 рублей 38 копеек.

В обоснование заявленного требования указано, что ФИО3 является собственником <адрес>, назначение: жилое, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно справке Администрации Зональненского сельского поселения № 322 от 21.02.2018 в указанной квартире состоят на регистрационном учете по месту жительства ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8ФИО9, ФИО10 МП Зональненского сельского поселения «СКС» создано для предоставления жилищно-коммунальных услуг населению и организациям. МП «СКС» с октября 2014 года и по настоящее время оказывает гражданам, проживающим в <адрес>, коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению. 29.11.2019 определением мирового судьи судебного участка № 4 Томского судебного района Томской области отменен судебный приказ № 2-2221/2019 от 19.11.2019 о взыскании с ФИО3 в пользу МП Зональненского сельского поселения задолженности по коммунальным услугам, заявителю разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО3, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика ФИО2 против удовлетворения исковых требований возражала. Полагала, что истцом пропущен срок исковой давности, неверно произведен расчет задолженности.

Представитель третьего лица Жилищного кооператива «<...>», уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд на основании ч.ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, оценив их по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение требований ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).

Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Из материалов дела следует, что ФИО3 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 24.11.2017 № 70/097/001/2017-4187).

В соответствии с абз. седьмым и семнадцатым п. 2 Правил № 354 «исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «ресурсоснабжающая организация» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).

Представленными в материалы дела уставом МП Зональненского сельского поселения «СКС», постановлениями главы Администрации Зональненского сельского поселения от 10.10.2014 № 315, от 19.09.2014 № 298/1, лицензией на пользование недрами серии ТОМ № 01908 подтверждается, что истец является организацией, осуществляющей продажу в <адрес> холодной воды и услуг по отведению сточных вод, т.е. является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, в том числе по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов.

Согласно п. 15 Правил № 354 товарищество или кооператив приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.

С 01.07.2015 МП Зональненского сельского поселения «СКС» непосредственно осуществляет поставку коммунального ресурса потребителям в многоквартирном доме № 6а по ул. Совхозная в пос. Зональная Станция, осуществляет расчет и принимает плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению.

Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

В соответствии с подп. «и» п. 34 Правил № 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 60 Правил № 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подп. «б» п. 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно пункту 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента.

Согласно подп. «б» п. 59 Правил № 354 в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период – начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, – то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.

Согласно п. 61 Правил № 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

В соответствии с Приложением № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4: Pi = nixNjxTкр, где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;

Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги.

Учитывая изложенное, юридически значимыми обстоятельствами являются: наличие или отсутствие прибора учета холодной воды в квартире ответчика и определение количества граждан, постоянно и временно проживающих в нём в спорный период времени.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по адресу <адрес> ранее установлен прибор учета – счетчик холодной воды № 988270 дата поверки 06.04.2015, окончание 06.04.2021, а также счетчик холодной воды № 10-338751, дата поверки 03.11.2017, окончание 03.11.2023, что подтверждается актами ввода приборов учета потребления воды (счетчика воды) в эксплуатацию от 30.01.2018.

Как следует из материалов дела 19.02.2018 сотрудниками МП Зональненского сельского поселения «СКС» по адресу: <адрес> была произведена проверка индивидуальных приборов учета расхода холодной воды, в результате которой было зафиксировано, что на приборе учета ITELMA, заводской номер 10-338751, показания - 00279 куб.м, контрольная пломба на соединительных гайках отсутствует, межповерочный интервал просрочен; на приборе учета ITELMA, заводской номер 10-361914, показания - 00004 куб. м, контрольная пломба на соединительных гайках отсутствует, межповерочный интервал просрочен; на приборе учета ITELMA, заводской номер 15-983270, показания 00032 куб.м, контрольная пломба на соединительных гайка отсутствует; на приборе учета ITELMA, заводской номер 15-983270, показания 00032 куб.м, контрольная пломба на соединительных гайка отсутствует; прибор учета ITELMA, заводской номер 10-0361922, показания 00013 куб.м, пломба свинец, межпроверочный интервал просрочен.

Согласно актам ввода приборов учета потребления воды (счетчика воды) в эксплуатацию от 28.02.2018 приборы учета № 983270 и № 10-338751 были приняты в качестве приборов учета, на основании которых производится начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение.

Актом проверки от 06.03.2019 по адресу: <адрес> зафиксированы следующие показания приборов учета: ПУ ХВС ITELMA, заводской номер 10-338751, показания 00315 куб.м, пломба № 04321832, ПУ ХВС ITELMA, заводской номер 10-361914, показания 00004 куб.м, пломба № 04321831, ПУ ХВС ITELMA, заводской номер 15-983270, показания 00037 ку.м, пломба № 04321833, ПУ ХВС ITELMA, заводской номер 10-0361922, показания 00013 куб.м, пломба свинец.

В марте 2019 года на основании на основании п. 61 Правил № 354 произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний прибора учета, а именно списаны начисления по нормативу за период с февраля 2018 года по февраль 2019 года в сумме 46 608 рублей 71 копейка и произведено начисление исходя из показаний приборов учета, указанных в акте от 06.03.2019.

В период с 01.04.2019 по 30.06.2019 начисления производились на основании переданных показаний учета.

Начиная с июля 2019 года ответчиком показания приборов учета не передавались, начисления произведены МП Зональненского сельского поселения «СКС» в соответствии с пп. «б» п.59, п. 60 Правил № 354 исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.

В январе, марте, апреле 2020 года ФИО3 были переданы показания приборов учета, однако не был представлен акт осмотра приборов учета с контрольными показаниями, на что указано в уведомлении от 22.04.2020.

В период с мая 2020 года по январь 2021 года показания приборов учета не передавались, начисления произведены МП Зональненского сельского поселения в соответствии с п. 60 Правил № 354.

ФИО3 в МП Зональненского сельского поселения «СКС» подано заявление с просьбой произвести перерасчет потребления холодного водоснабжения в соответствии с фактическими показаниями приборов учета с приложением акта осмотра от 26.01.2021.

Как следует из указанного акта ввода в эксплуатацию/осмотра индивидуальных приборов учета холодной воды от 26.01.2021 произведен осмотр приборов холодного водоснабжения собственника жилого помещения по адресу: <адрес>. Установлено, что узел учета горячего/холодного водоснабжения соответствует требованиям П 683 и принимается в эксплуатацию для коммерческого расчета. Указаны приборы учета ITELMA, заводской номер 983270, показания 59 куб.м, пломба № 04321833, место установки кухня, ITELMA, заводской номер 10-033375, показания 415 куб.м, пломба № 09056099, место установки санузел. При этом в примечание содержится отметка: повторное опломбирование (срыв пломбы).

В материалы дела представлен акт срыва пломбы прибора учета холодной воды по адресу: <адрес> от 25.01.2021, из которого следует, что произведен демонтаж пломбы с прибора учета холодного водоснабжения в ванне в связи с аварийной ситуацией. № снятой пломбы 04321832, место установки: санузел, показания ИПУ 415 куб.м.

С 26.01.2021 приборы учета №983270 и №10-033375 приняты для осуществления коммерческого учета.

23.02.2021 ФИО3 повторно обратился в МП Зональненского сельского поселения «СКС» с заявлением о производстве перерасчета потребления холодного водоснабжения в соответствии с фактическими показаниями приборов учета.

Как следует из пояснений представителя ответчика, пломба была сорвана в связи с аварийной ситуацией 25.01.2021, вновь установлена 26.01.2021, однако перерасчет так и не был произведен.

Как следует из ответа на запрос суда председателя ЖК «Зональная Станция» от 28.02.2022 в жилищном кооперативе отсутствует журнал обращений собственников/нанимателей МКД, подлинники заявок и заказов-нарядов на проведение работ в <адрес> под указанной квартирой в 2019-2020 годах. В жилищном кооперативе отсутствуют работники, поэтому соответственно отсутствуют трудовые и гражданско-правовые договоры с работниками. В случае необходимости проведения ремонтных работ жилищным кооперативом заключаются договоры с иными юридическими лицами на проведение необходимых работ, чаще с индивидуальными предпринимателями. 01.09.2020 с ИП ФИО3 заключен договор № ЖК-1 на услуги по содержанию систем отопления, водоснабжения, канализации и автоматики, кроме аварийных работ, на текущий и капитальный ремонт мест общего пользования, уборку мест общего пользования и придомовой территории. При необходимости выполнения срочных (аварийных) работ собственники/наниматели помещений МКД обращаются непосредственно к председателю жилищного кооператива по сотовому телефону. В случае выполнения срочных аварийных работ на водопроводных и канализационных сетях у жилищного кооператива есть договоренность с ФИО12 и ФИО13, которые имеют опыт сантехнических работ, проживают в непосредственной близости и могут в кратчайшие сроки оказать помощь в ликвидации аварии.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО13 пояснил, что им в ЖК «<...>» производятся разовые работы по очистке снега, сантехнике и электрике. Трудовой договор отсутствует, работы обговариваются устно, расчет производится председателем. С ответчиком ФИО3 знаком по работе. Также он приходил к ФИО3, когда был залив соседей. Когда он приехал, была течь из-под гайки. Он попытался ее поднять, она лопнула. Тогда заменили гайку на счетчике и передали показания. С собой пломбы не было, поэтому она была установлена на следующий день. Пломбы хранятся у председателя, которому отправляется фото номера пломбы и показания после установки, затем составляет акт.

Свидетель ФИО14 пояснила, что проживает по адресу: <адрес>, квартира расположена под квартирой, в которой проживает ФИО3 В январе вечером услышала, что течет вода, начала звонить ФИО3 и председателю, в аварийную службу. Поднялись в квартиру ответчика, в ванной была течь. Ущерб не оценивала, он был незначительным. Кто является сантехником в доме, кем составлялся акт, ей не известно.

Вместе с тем, как пояснил представитель истца в судебном заседании 26.08.2021, что не было оспорено стороной ответчика, акт срыва пломбы прибора учета холодной воды от 25.01.2021 до настоящего времени не был передан в МП Зональненского сельского поселения «СКС».

При этом согласно пункту 61 Правил №354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.

Доказательств того, что в спорный период потребитель регулярно передавал показания приборов учета, ответчиком не представлено.

Ответчиком заявлен довод о том, что именно на истце лежит обязанность по проверке приборов учета, которая не была им исполнена.

Действительно, как установлено п. 84 Правил № 354 при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд, за исключением случаев присоединения общих (квартирных) приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета, исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

Вместе с тем в силу действующего законодательства именно на потребителя, в данном случае на ответчика возложена обязанность следить за соблюдением порядка и сроков предоставления показаний приборов индивидуального учета и сроков поверки приборов учета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что проверкой от 26.01.2021 не было подтверждено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, в связи с чем, у истца отсутствовали основания для проведения перерасчета, предусмотренного п. 61 Правил № 354.

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 1 ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

Как указано в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 155 жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Согласно материалам дела срок оплаты за холодное водоснабжение и водоотведение МА Зональненского сельского поселения «СКС» установлен до 25 числа месяца, следующего за расчетным периодом.

С учетом изложенного срок исковой давности не пропущен по платежам, срок которого установлен до 25.04.2018.

Истцом подано исковое заявление в Томский районный суд Томской области 14.04.2021, при этом в период с 19.11.2019 по 29.11.2019, действовал судебный приказ № 2-2221/2019, вынесенный мировым судьей судебного участка № 2 Томского судебного района Томской области, в связи с чем, срок исковой давности за период с 01.03.2018 (срок по которому наступал 25.04.2018) по 28.02.201 не может считаться пропущенным.

Представленные истцом расчеты задолженности по коммунальным платежам судом проверены, признаны арифметически верными, тогда как представленный ответчиком расчет не соответствует положениям Правил № 354 и установленным фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Истцом заявлено требование о взыскании неустойки за период с 26.04.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 28.02.2022 в размере 11 509 рублей 38 копеек.

Проверив представленный расчет неустойки, и учитывая, что в судебном заседании нашел подтверждение факт наличия задолженности за оплату коммунальных услуг со стороны ответчика, требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в указанном размере.

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (часть 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

МП Зональненского сельского поселения «СКС» при подаче иска (при цене иска 93113,77) уплачена государственная пошлина в размере 2 993 рубля, что подтверждается платежным поручением № 372 от 10.09.2019 и платежным поручением № 100 от 08.04.2021.

Исходя из общего размера удовлетворенных требований 49 522 рубля 58 копеек с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1685 рублей 67 копеек.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

Таким образом, МП Зональненского сельского поселения «СКС» из бюджета муниципального образования «Город Томск» подлежит возврату государственная пошлина в размере 1 307 рублей 33 копейки.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Муниципального предприятия Зональненское сельское поселение «Служба коммунального сервиса» к ФИО3 о взыскании задолженности за коммунальные услуги удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу муниципального предприятия Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» задолженность по коммунальным услугам (холодное водоснабжение, водоотведение) за период с 01.03.2018 по 28.02.2021 в размере 38 013 рублей 20 копеек, пени за период с 26.04.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 28.02.2022 в размере 11 509 рублей 38 копеек.

Взыскать с ФИО3 в пользу муниципального предприятия Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» расходы по уплате государственной пошлины в размере 1685 рублей 67 копеек.

Возвратить муниципальному предприятию Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» из бюджета муниципального образования «Город Томск» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 307 (одна тысяча триста семь) рублей 33 копейки, уплаченную при подаче искового заявления согласно платежному поручению № 100 от 08.04.2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Пелипенко А.А.

Мотивированное решение составлено 04.05.2022

Копия верна

Подлинник подшит в гражданском деле № 2-65/2022

Судья Пелипенко А.А.

Секретарь Пятиненко С.А.

УИД 70RS0005-01-2021-001176-68