ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1123/2024 от 07.02.2024 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-1123/2024

67RS0002-01-2023-006818-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 февраля 2024 года г. Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего судьи Лялиной О.Н.,

при секретаре Ловейкиной Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркова А.В. к АО «Тинькофф Банк» о возложении обязанности, взыскании денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Марков А.В. обратился в суд с иском к АО «Тинькофф Банк» (далее – Банк), в котором просит запретить ответчику обрабатывать и передавать третьим лицам контакты его (истца) адресной книги в мобильном устройстве, аудио- и видеофайлы любого формата, хранящиеся на его мобильном устройстве, текстовые документы, содержащие любые сведения о нем, о его близких, деловые контакты; возложить на ответчика обязанность уничтожить полученные контакты его адресной книги в мобильном устройстве, аудио- и видеофайлы любого формата, хранящиеся на его мобильном устройстве, текстовые документы, содержащие любые сведения о нем, о его близких, деловые контакты; взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

В обоснование заявленных требований указал на то, что между ним и АО «Тинькофф Банк» 04.06.2015 заключен договор банковского счета, во исполнение условий которого открыт соответствующий счет. Ответчиком в одностороннем порядке ему навязано пользовательское соглашение «Политика конфиденциальности» по всем имеющимся приложениям в мобильном телефоне: Тинькофф Бизнес, Тинькофф Инвестиции, Тинькофф Банк. Он был лишен возможности получить доступ к своим счетам, пока им не была принята «Политика конфиденциальности» Банка. Предоставление его согласия осуществляется через заранее установленную ответчиком форму путем проставления галочки в графе «Согласен с условиями Политики конфиденциальности». Полагал, что данная модель получения согласия ограничивает его права как пользователя, как субъекта персональных данных, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ввиду того, что совершение субъектом соответствующих действий в приложении, на сайте (создание личного кабинета) обусловлено необходимостью подписания «Политики конфиденциальности», то есть, по сути, дачи согласия на обработку персональных данных. В силу явного неравенства его статуса, как пользователя, и Банка отсутствуют основания полагать о даче им добровольного согласия.

По условиям раздела 1 «Политики конфиденциальности» Банк получает информацию о его контактных данных (телефонная или адресная книга, контакты в мобильном устройстве) без какого-то отдельного согласия. Ответчик в ходе телефонного разговора пояснил, что контакты в мобильном устройстве необходимы Банку, так как владельцы данных контактов могут быть клиентами Банка. Далее он (истец) возразил ответчику, а также в устной форме запретил доступ к контактам в своем мобильном устройстве.

Согласно разделу 2 «Политики конфиденциальности» Банк вправе предоставлять информацию пользователей своим аффилированным лицам, а также партнерам и иным компаниям, связанным с Банком. Банк вправе предоставлять пользователям информацию о других пользователях с целью дополнительного функционала сервисов Банка. Указанная информация ограничена данными, необходимыми для достижения цели ее предоставления и не содержит персональные данные и банковскую тайну пользователя. Банком могут предоставляться обобщенные обезличенные данные пользователей сервисов Банка партнерам (например, с целью проведения статистических и иных исследований).

Вместе с тем, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. В свою очередь, недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

В судебном заседании истец Марков А.Л. требования иска поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить. Пояснил, что само возможное использование Банком аудио- и видеофайлов, фотографий, иных документов, хранящихся на его мобильном устройстве, является нарушением персональных данных; конкретных фактов использования Банком спорной персональной информации, передачи ее третьим лицам не привел.

Представитель ответчика АО «Тинькофф Банк», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не представил.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В силу ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

На основании пунктов 2 и 3 статьи 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

В силу п. 1 ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

В соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Из материалов дела усматривается, что 04.06.2015 между Банком и Марковым А.Л. (далее - Клиент) заключен договор расчетной карты (далее - Договор).

Составными частями заключенного между сторонами Договора являются Заявление-анкета, подписанная Клиентом, Тарифы по тарифному плану и Условия комплексного банковского обслуживания. В Заявлении-анкете содержится согласие Маркова А.Л. на обработку его персональных данных, указанных в данном заявлении, а также обработку иных его персональных данных, полученных в результате их обработки, в целях: создания информационных баз данных Банка; предложения продуктов и услуг Банка и его партнеров, в том числе рекламы; заключения и исполнения договоров, где Марков А.Л. является стороной, выгодоприобретателем либо поручителем; предоставления информации третьим лицам, которые осуществляют деятельность по возврату просроченной задолженности; в целях страхования жизни, здоровья, имущества и иного страхования с правом предоставления данных соответствующим страховым компаниям, включая АО "Тинькофф Страхование". Указанное согласие дано на 15 лет и может быть отозвано по письменному заявлению. В случае отзыва согласия обработка персональных данных должна быть прекращена Банком и/или третьими лицами при условии расторжения Договора и полного погашения задолженности по Договору в срок не позднее одного года с даты прекращения действия Договора.

Своей подписью в Заявлении-анкете Марков А.Л. подтвердил, что ознакомлен и согласен с действующими Условиями комплексного банковского обслуживания (со всеми приложениями), размещенными в сети Интернет на странице www.tincoff.ru; понимает их и в случае заключения Договора обязуется соблюдать.

В целях использования мобильных приложений Тинькофф Бизнес, Тинькофф Инвестиции, Тинькофф Банк Марковым А.Л. дано согласие на использование «Политики конфиденциальности» Банка.

Согласно положениям «Политики конфиденциальности» получение доступа к использованию Сервисов Банка означает безоговорочное согласие Пользователя с «Политикой конфиденциальности». Сервисы Банка включают в себя мобильное приложение Банка, Интернет-Банк, а также сервисы, размещенные на www.tincoff.ru, позволяющие Пользователям осуществлять взаимодействие с Банком в рамках заключенных договоров банковского обслуживания и/или иных договоров, а также без заключения таковых, а равно взаимодействие с партнерами Банка в рамках заключенных между Пользователями и такими партнерами договорами, включая обмен информацией и совершение отдельных операций через Интернет или специальное приложение мобильного устройства (смартфона, планшета и т.п.), а также систему электронных платежей, позволяющую пользователям мобильных устройств производить оплату услуг, осуществлять денежные переводы между физическими лицами через социальные сети и совершать покупки в Интернете.

Банком обеспечивается безопасность персональной информации, получаемой от Пользователей Сервисом Банка. «Политика конфиденциальности» разработана с целью указания перечня данных, которые могут быть запрошены у Пользователей Сервисов Банка, а также способов обработки Банком и иными лицами таких данных. В «Политике конфиденциальности» указаны цели, для которых может запрашиваться или разглашаться персональная информация Пользователей.

В «Политике конфиденциальности» под информацией Пользователя понимается: персональная информация, которую Пользователь самостоятельно предоставляет Банку при создании учетной записи, регистрации, а также в процессе использования Сервисов Банка (ФИО, пол, адрес электронной почты, номер телефона и пр.), а также информация, загружаемая Пользователем с использованием Сервисов Банка, в том числе в виде файлов и изображений.

При использовании Сервисов Банка может быть запрошена и получена следующая информация, в частности: информация о Пользователе. При создании учетной записи и/или регистрации Банком запрашивается информация о Пользователе, например, ФИО, пол, дата рождения, адрес проживания, а также реквизиты банковской карты или иного электронного средства платежа. Банком также может быть запрошена дополнительная информация. При отдельном согласии Пользователя Банком может быть получена информация о контактных данных Пользователя (телефонная и/или адресная книга, контакты в мобильном устройстве).

При использовании информации Пользователей Банк руководствуется «Политикой конфиденциальности», Положением о защите персональных данных клиентов Банка при их обработке, а также законодательством Российской Федерации.

Банк вправе предоставлять Пользователям информацию о других Пользователях с целью предоставления дополнительного функционала Сервисов Банка. Указанная информация ограничена данными, необходимыми для достижения цели ее предоставления и не содержит персональные данные и банковскую тайну Пользователя.

Банком не предоставляется информация Пользователей компаниям и частным лицам, не связанным с Банком, за исключением ряда случаев, в том числе в случае, если Пользователь дал на это свое согласие; Банком запрашивается согласие Пользователя. Пользователь с любое время может отозвать данное согласие.

Сбор любых данных Пользователей осуществляется Банком при наличия согласия Пользователя за исключением случаев, когда обработка данных в соответствии с действующим законодательством возможна без согласия Пользователей.

Указанное согласие дано на 15 лет и может быть отозвано по письменному заявлению. В случае отзыва согласия обработка персональных данных должна быть прекращена Банком и/или третьими лицами при условии расторжения Договора и полного погашения задолженности по Договору в срок не позднее одного года с даты прекращения действия Договора.

В соответствии с п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме.

В соответствии с ч. 1, ч. 7 ст. 5 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 9 Закона о персональных данных согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 2, 3.1, 4, 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случаях, когда обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта); обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

На основании ст. 17 Закона о персональных данных, если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о персональных данных моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

В силу ч. 5 ст. 21 Закона о персональных данных в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных оператор обязан прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4 - 1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.

В соответствии ч. 4 ст. 7 упомянутого Федерального закона документы, содержащие сведения, указанные в настоящей статье, и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом. К подобного рода сведениям закон относит - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При изложенных обстоятельствах, исходя из того, что Марков А.Л. пользуется услугами АО «Тинькофф Банк» путем использования банковского счета для финансовых операций, суд приходит к выводу, что ответчик действует в соответствии с положениями Закона о персональных данных, позволяющего производить и продолжать обработку персональных данных в период действия договора о банковском счете и в течение 5 лет после прекращения договорных отношений, в связи с чем суд полагает, что АО «Тинькофф Банк» не были нарушены права истца при использовании и дальнейшей обработке персональных данных истца: фамилия, имя, отчество, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.

Разрешая требования о запрете Банку обрабатывать и передавать третьим лицам контакты адресной книги истца в мобильном устройстве, аудио- и видеофайлы любого формата, хранящиеся на его мобильном устройстве, текстовые документы, содержащие любые сведения о нем, о его близких, деловые контакты и возложении на ответчика обязанность уничтожить полученные сведения, суд исходит из следующего.

Как разъяснено в п. 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.

Проанализировав положения «Политики конфиденциальности», согласие с которой является условием получения доступа к использованию мобильных приложений Банка, иных Сервисов Банка, суд приходит к выводу, что «Политика конфиденциальности» не содержит условий, нарушающих явно выраженный законодательный запрет ограничения прав истца как потребителя.

«Политика конфиденциальности» не нарушает прав истца, в том числе и на свободный доступ к услугам; сбор любых данных пользователя осуществляется Банком при наличии согласия пользователя, за исключением случаев, когда обработка данных возможна без получения такого согласия в соответствии с действующим законодательством.

«Политика конфиденциальности» содержит положения, не позволяющие Банку произвольно или без согласия пользователя собирать, обрабатывать, передавать соответствующие данные.

Более того, в «Политике конфиденциальности» указано на то, что все полученные от пользователей данные обрабатываются Банком без участия третьих лиц, а под информацией Пользователя понимается персональная информация, которую Пользователь самостоятельно предоставляет Банку, а также информация, которую сам Пользователь загружает с использованием Сервисов Банка, в том числе в виде файлов и изображений.

Информация о контактных данных Пользователя (телефонная и/или адресатная книга, контакты в мобильном устройстве) могут быть запрошены Банком при отдельном данном согласии Пользователя.

Предметом доказывания в рассматриваемом споре являются факты незаконных действий Банка, в результате которых истцу причинен моральный вред, факт причинения истцу морального вреда и наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и действиями (бездействием) ответчика.

Вместе с тем, Марковым А.Л. не представлены доказательства, что ответчиком использовались, обрабатывались и передавать третьим лицам контакты адресной книги истца в мобильном устройстве, аудио- и видеофайлы любого формата, хранящиеся на его мобильном устройстве, текстовые документы, содержащие любые сведения об истце, о его близких, деловые контакты, как фактически, так и без согласия и соответствующего волеизъявления истца, а также для иных целей, нежели тех, которые требуются для использования Сервисов Банка, мобильных приложений и установлены «Политикой конфиденциальности».

В материалах дела отсутствуют доказательства совершения ответчиком противоправных действий, влекущих ответственность в виде денежной компенсации морального вреда, а также возложения обязанности уничтожить полученные контакты адресной книги истца в мобильном устройстве, аудио- и видеофайлы любого формата, хранящиеся на его мобильном устройстве, текстовые документы, содержащие любые сведения о нем, о его близких, деловые контакты.

Доводы истца, заявленные в обоснование исковых требований, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли; суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Маркова А.В. к АО «Тинькофф Банк» о возложении обязанности, взыскании денежной компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.Н. Лялина

<данные изъяты>

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД 67RS0002-01-2023-006818-92 Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-1123/2024

Решение принято в окончательной форме 14.02.2024