ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11249/2015 от 28.01.2016 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-995\16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2016 года

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан

в составе:

председательствующего судьи Сарваровой Т.К.,

при секретаре судебного заседания Сунагатовой Э.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Будакова А.Н. к ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа» о взыскании платы за вывоз твердых бытовых отходов, пени, штрафа, компенсации морального вреда, расходов,

УСТАНОВИЛ:

Будаков А.Н. обратился в суд с иском к ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа» о взыскании платы за вывоз твердых бытовых отходов, пени, штрафа, компенсации морального вреда, расходов. В обоснование указал, что он является собственником <адрес> и 1\4 доли <адрес>. Управление многоквартирным домом (МКД) в силу ст. 161 ЖК РФ должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в доме, в решение вопросов пользования указанным имуществом, а так же предоставление коммунальных услуг проживающим в таком доме.

Согласно ст. 5 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям РФ в области обращения с отходами относятся, в том числе установление требований, правил и нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения, в порядке, установленным Правительством РФ.

ООО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфа, РБ»продолжает начислять плату по завышенному нормативу, хотя имеется Определение ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О незаконности установления завышенного норматива на ТБО», которым признан Гост 51617-2000 «ЖКУ» единственным действующим нормативным правовым документом для расчёта с населением за ТБО, и согласно этого Госта отдельные затраты на размещение (утилизацию ТБО) не предусмотрены, так как они входят в затраты по вывозу ТБО и крупногабаритного мусора.

Самостоятельное установление и принудительное навязывание собственникам жилья услуги под видом дополнительных являются превышением должностных полномочий руководством УЖХ Калининского района г.Уфы.

О незаконности установления завышенного норматива накопление ТБО и взимание завышенной платы подтверждено вступившими в законную силу Апелляционным Определением ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ и решением Калининского районного суда г Уфы.

Действиями УЖХ Калининского района города Уфы нарушены его личные права, причинён моральный вред вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующие отношения в обществе защите прав потребителей, которые подлежат компенсации причинителям вреда при наличии его вины, согласно закона РФ «О защите прав потребителей».

На основании ст. 28 закона РФ «О защите прав потребителей» взыскивается неустойка (пеня) за нарушение установленных законом сроков выполнение работ (оказание услуг) из расчёта 3% за день просрочки.

Согласно расчётов, приложенных к настоящему исковому заявлению по вывозу ТБО по <адрес> за 2010 -2014 годы по данным отчётов АО «УЖХ Калининского района ГО г Уфа» должны ему вернуть переплату в сумме 7380,14руб.

На основании ст. 28 закона РФ «О защите прав потребителей» просит взыскать неустойку (пеню) за нарушение установленных законом сроков
выполнения работ ( оказание услуг) из расчёта 3% за день просрочки: 7380,14 *3%*390 дней = 86347,6 рубля

Штраф в размере 50% от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя: 7380,14*05 =3690,07 руб.

Истец просит суд взыскать в его пользу с ответчика:

- необоснованно полученную плату за вывоз твердых бытовых отходов (далее ТБО ) в размере 7380,14 руб;

- пени в размере 86347,6 руб;

- штраф в размере 3690,07 руб;

- компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

- оплату юридических услуг для составление искового заявление 10 000 руб.

- расходы на оплату услуг представителя в суде в размере 10 000 руб.

В судебном заседании истец Будаков А.Н., его представители по устному ходатайству Черненко С.И., Шамсигалиев Р.Ш. исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям изложенном в иске. При этом указали, что факт нарушения прав истца в части необоснованного взимания платы за ТБО подтверждено вступившими в законную силу судебными актами.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа» по доверенности Асадченко Л.Ю. требования не признала, просила в иске отказать, суду представила возражение относительно заявленных требований.

Определением Калининского районного суда г.Уфы от 24.12.2015 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен судебный пристав -исполнитель Калининского РОСП УФССП по РБ.

В судебное заседание судебный пристав -исполнитель Калининского РОСП УФССП по РБ не явился, извещен, суду представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.

В соответствии с Конвенцией от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции».

Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Установлено, что истец Будаков А.Н. является собственником <адрес> 1\4 доли <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д7.8).

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ Обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Калининским районным судом г.Уфы вынесено решение. по которому постановлено:

- признать действия ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа»,
выразившиеся в расходовании платы за содержание и ремонт жилого
помещения на оплату услуг по вывозу твердых бытовых отходов, исходя из
нормы накопления твердых бытовых отходов на 1 человека 1,5 куб.м. в год незаконными.

-Обязать ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа» произвести
Будакову А.Н. перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из нормы накопления твердых бытовых отходов на 1 человека 1 куб.м. в год за 2010-2013г.

- Взыскать с ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа» в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.(л.д.9-11).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 16 июня 2015 года вышеуказанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО УЖХ <адрес> ГО <адрес> без удовлетворения (л.д.12-14).

На основании вступившего в законную силу решения суда ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Калининского РОСП УФССП г.Уфы возбуждено исполнительное производство.

Как следует из исполнительного производства во исполнение постановления о возбуждении исполнительного производства, выданного по вступившему в законную силу решению Калининского районного суда г.Уфы по делу ответчиком в адрес ОАО МУП ЕРКЦ г.Уфы направлено письмо для производства перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения за период 2010-2013 годы по <адрес> в сумме 2666,28 рублей ( из расчета нормы накопления бытовых отходов на 1 человека 1 м3).

В соответствии с положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» полномочия органа местного самоуправления в области обращения с отходами по установлению требований, правил и нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, отсутствуют. Нормативом образования отходов федеральный закон называет количество отходов при производстве единицы продукции, следовательно, такой норматив для отходов потребления, образуемых от жилых благоустроенных домов, не предусмотрен.

Вместе с тем, пунктом 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, установлено, что для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Следовательно, нормы накопления отходов устанавливаются и применяются для определения количества мусоросборников.

Кроме того, п. 4.8 и Приложением А ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия предусмотрены нормы вывоза бытовых отходов, которые носят рекомендательный характер и могут быть установлены в размере, отличном от указанных в таблице, органами местного самоуправления в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1099.

В настоящее время указанные Правила утратили силу в связи с принятием Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, которыми сбор и вывоз бытовых отходов к коммунальным услугам не отнесены.

Действующим законодательством не установлены иные обязательные нормы, используемые при расчете платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов для благоустроенных жилых домов, расчет цены услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты могут быть определены только соглашением между исполнителем и потребителем.

Также уступившими в законную силу судебными актами установлено, что в соответствии с условиями договоров на планово-регулярное транспортирование и размещение отходов производства и потребления, заключенных с МУП «Спецавтрхозяйство по уборке города», объем выполненных работ и плата за вывоз ТБО из жилого сектора определяется, исходя из нормы: накопления отходов на 1 человека в год - 1,5 куб.м.

В соответствие с «ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утв. постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158-ст, норматив накопления твердо-бытовых отходов на 1 человека в год составляет 225 кг(1 куб.м.).

С момента принятия Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 22.05.1998г. полномочия по установлению государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами отнесены к компетенции Российской Федерации.

В соответствии с п.8 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, условия договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. При этом возникшие в результате исполнения такого договора убытки, понесенные потребителем, подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.

Истцом заявлены вышеуказанные исковые требования о взыскании платы за вывоз ТБО за период с 2010-2014 года.

Как указано выше вступившим в законную силу решением суда суд обязал ответчика произвести истцу перерасчет за содержание, ремонт жилого помещения, исходя из нормы накопления твердых бытовых отходов на 1 человека 1 кб.м. в год за 2010-2013 годы.

Согласно материалов исполнительного производства в адрес ОАО МУП ЕРКЦ г.Уфы направлено письмо для производства перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения за период 2010-2013 годы по <адрес> в сумме 2666,28 рублей ( из расчета нормы накопления бытовых отходов на 1 человека 1 м3).

В связи с вышеуказанным требования истца о взыскании платы за ТБО за период начиная с 2010-2013 годы удовлетворению не подлежат.

Однако суд находит требования истца подлежащими удовлетворению о взыскании платы за ТБО за 2014 год в размере 478,62 рублей из расчета:

Тариф на утилизацию с ДД.ММ.ГГГГ 25,28 руб. без НДС;

с 01.07.2014г. 26,84 руб. без НДС за 1мЗ (Пост.. ГК РБ по тарифам от 22.10.2013г.)

Тариф на вывоз ТБО с 01.01.2014г. - 88,50 руб. без НДС за 1 мЗ; с 01.07.2014г. -

100,27 руб. без НДС за 1 мЗ, утвержден Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа от 18.04.2014г.

Итого за период с 01.01.2014г. по 30.06.2014г. -

88,50+25,28=113,78 руб. без НДС за 1 м3 * 18% НДС = 134,26 руб. с НДС за 1 мЗ

Итого за период С 01.07.2014г. по 31.12.2014г. -

100,27+26,84=127,11руб. без НДС за 1мЗ* 18%НДС= 149,99руб. с НДС за 1 мЗ

1,5 мЗ (в год) * 1 чел. *((88,50 руб. без НДС (вывоз ТБО)+25,28 руб. без НДС (утилизация) *18% НДС)*6 мес.+ (100,27 руб. без НДС (вывоз ТБО)+2б,84 (утилизация) *18% НДС)*6 мес)) = 2558,25 руб. с НДС

1,0 мЗ ( в год) * 1 чел. *((88,50 руб. без НДС (вывоз ТБО)+25,28 руб. без НДС (утилизация) *18% НДС)*6 мес.+ (100,27 руб. без НДС (вывоз ТБО)+2б,84 (утилизация) *18% НДС)*6 мес)) = 1705,50 руб. с НДС.

Разница к возврату: 2558,25-1705,50 = 478,62 руб. с НДС.

Истцом также в силу ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение установленных законом сроков выполнения работ (оказания услуг) в сумме 86347,6 рублей.

П.5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Однако суд считает применение к отношениям сторон положений ст. 28 ФЗ Закона «О защите прав потребителей», регламентирующих последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) и сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) невозможно, поскольку действия ответчика не являются тем недостатком работы (услуги), за нарушение сроков выполнения которой может быть взыскана неустойка на основании Закона о защите прав потребителей.

Из разъяснений, содержащихся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Таким образом, при нарушении прав потребителя, установленных законами, причинение морального вреда презюмируется.

С учетом обстоятельств дела, наличия вины ответчика в нарушении прав истца во взимании платы за вывоз ТБО за 2014 год, характера и продолжительности нравственных страданий, а также требований разумности и справедливости, суд определил ко взысканию сумму в размере 500 рублей.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 46 Постановления от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснил, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Исходя из приведенной нормы закона и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ, основанием для взыскания штрафа является неудовлетворение законных требований потребителя в добровольном (то есть во внесудебном) порядке.

Из материалов дела видно, что требования в суд истец предъявил 27.11.2015 года, однако на день рассмотрения дела ответчиком суду не представлены доказательства возмещения истцу ущерба, или не представлены сведения о производстве перерасчета за вывоз ТБО в связи с чем суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца за неудовлетворение требований истца до вынесения судом решения в добровольном порядке.

В связи с чем размер штрафа суд определяет исходя из расчета:

478,62 рублей + 500 рублей * 2 = 489,31 рублей.

Истцом также в силу ст. 98,100 ГПК РФ заявлены требования о взыскании юридических расходов в сумме 10 000 рублей и расходов на представителя 10 000 рублей.

Однако материалы дела не содержат сведения несения истцом таких расходов, не представлен договор оказания юридических услуг, услуг представителя и оплата этих услуг (квитанция), в связи с чем требования в этой части удовлетворению не подлежат.

С ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально части удовлетворенных требований в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Будакова А.Н. к ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа» о взыскании платы за вывоз твердых бытовых отходов, пени, штрафа, компенсации морального вреда, расходов удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа» в пользу Будакова А.Н. плату за вывоз твердых бытовых отходов за 2014 года в сумме 478,62 рублей, компенсацию морального вреда 500 рублей, штраф 489,31 рублей.

В удовлетворении требований Будакова А.Н. к ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа» о взыскании платы за вывоз твердых бытовых отходов за период с 2010-2013 года, пени, расходов отказать.

Взыскать с ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа» в доход местного бюджета государственную пошлину 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения с подачей апелляционной жалобы в суд, принявший решение.

Судья: Т.К.Сарварова