Дело № 2-1124/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2020 года г. Керчь
Керченский городской суд в составе:
председательствующего – судьи Лапина С.Д.,
при секретаре – Игнатенко Л.А.,
с участием истца – ФИО2,
представителя ответчика ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Керчи гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» о понуждении произвести перерасчет стоимости услуг теплоснабжения, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора Управляющая компания «Марат», Управляющая компания «Авентин», -
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением (дополненным требованиями в ред. от 07.07.2020 года) к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» (далее ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго») о понуждении произвести перерасчет стоимости услуг теплоснабжения за период с ноября 2015 по декабрь 2019 гг.
Требования мотивированы тем, что истец проживает в общежитии по адресу: <адрес>, <адрес> и является потребителем коммунальных услуг теплоснабжения, предоставляемых ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго». По мнению истца, услуги теплоснабжения представляются ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» ненадлежащего качества, отопление в помещениях истца отсутствует. Кроме того, ответчиком при расчете стоимости предоставляемых истцу услуг теплоснабжения исчисление производится исходя из ошибочных данных о площади занимаемых истцом помещений. Так же, ответчиком при определении стоимости предоставляемых услуг используются недостоверные требования об общей площади общежития по <адрес> в <адрес>. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд за защитой нарушенного права.
В процессе производства по делу на основании протокольных определений к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Управляющая компания «Марат» и Управляющая компания «Авентин».
Истец ФИО2 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований. Дополнительно пояснила, что она проживает на 5-ом этаже общежития по адресу: <адрес>, <адрес> В качестве основания для обращения в суд с заявленными требованиями указала на то, что услуги теплоснабжения представляются ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» ненадлежащего качества, поскольку давление во внутридомовой системе отопления является недостаточным для отопления верхних этажей общежития, в том числе, и помещений истца.
Представитель ответчика ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что в общежитии по адресу: <адрес>, с декабря 2018 года установлен прибор учета тепловой энергии, как следствие, расчет стоимости предоставляемых услуг производится по данным прибора учета. Что касается требований ФИО2 о проведении перерасчета стоимости предоставляемых услуг за период с ноября 2015 по апрель 2017 гг. просила применить последствия пропуска истцом сроков исковой давности. В части требований о проведении перерасчета в связи с использованием недостоверных требований об общей площади общежития по <адрес> в <адрес>, возражала, поскольку данные сведения представлены управляющей компанией.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора Управляющая компания «Марат» и Управляющая компания «Авентин» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщены.
Изучив доводы искового заявления, дополнительного искового заявления, выслушав пояснения истца, возражения представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы рассматриваемого гражданского дела №2-1124/2020, обозрев видеозапись представленную истцом, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Частями 1, 5 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии с преамбулой Закона РФ "О защите прав потребителей" потребителем является гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статья 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" возлагает на исполнителя обязанность предоставить потребителю услугу, соответствующую по качеству требованиям, предусмотренным законом или в установленном порядке.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию.
В соответствии с п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО2 зарегистрирована и проживает в общежитии по адресу: <адрес>, <адрес> и является потребителем услуг теплоснабжения, предоставляемых ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго».
Общежитие по <адрес> в <адрес>, в котором расположены помещения, где проживает ФИО2, является многоквартирным, оборудовано общедомовым прибором учета, и оснащено системой центрального отопления и горячего водоснабжения, начисление платы за отопление производится на основании данных прибора учета.
Договор на предоставление услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению между истцом и ответчиком не заключен, однако у ответчика возникли обязательства по оплате за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на основании конклюдентных действий, т.е. в связи с фактическим потреблением тепловой энергии на основании следующего.
Из материалов дела также следует, что ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» является энергоснабжающей организацией, осуществляет поставку тепловой энергии, необходимой для отопления общежития по <адрес> в <адрес>. Следовательно, граждане, проживающие в доме и использующие теплоэнергию для бытовых нужд, становятся абонентом энергоснабжающей организации вне зависимости от наличия между ними прямого письменного договора.
В силу п. 1 ст. 542 Гражданского кодекса РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
Требования к качеству коммунальных услуг определены в приложении 1 к Правилам предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, и заключаются в том, что услуга отопления должна обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже + 18° C (в угловых комнатах - + 20° C) и определенный уровень давления во внутридомовой системе отопления.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 98 вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, предусмотрено уменьшение размера платы за коммунальную услугу за расчетный период вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты в случае предоставления в расчетном периоде потребителю или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Разделом X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, определен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в том числе, порядок проведения проверки заявления потребителя о ненадлежащем качестве услуги, а также фиксация результатов проверки соответствующим актом, составленным с участием представителя исполнителя, представителя управляющей компании, других заинтересованных лиц.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд принимает в качестве доказательств по делу в подтверждение заявленных истцом требований:
- копию акта «Об отсутствии коммунальной услуги в виде отопления в жилом помещении и помещениях общего пользования» от 19.11.2019 года, из содержания которого следует, что в системе низкое давление;
- копию акта «Об отсутствии коммунальной услуги в виде отопления в жилом помещении и помещениях общего пользования» от 30.11.2019 года, из содержания которого следует, что тепловой источник подается с низкой температурой и слабым давлением в трубах;
- копию акта «О предоставлении некачественной коммунальной услуги в виде отопления» от 12.11.2019 года, из содержания которого следует, что теплоноситель поступает в дом с низким давлением;
- копию акта «О предоставлении некачественной коммунальной услуги в виде отопления» от 14.11.2019 года, из содержания которого следует, что теплоноситель поступает в дом с низким давлением;
- копию акта «О предоставлении некачественной коммунальной услуги в виде отопления» от 20.11.2019 года, из содержания которого следует, что теплоноситель поступает в дом с низким давлением.
Указанными выше актами, составленными в установленном порядке, подтверждено, что качество тепловой энергии, поставлявшейся истцу, являлось ненадлежащим, поскольку из-за низкого давления во внутридомовой теплосистеме, горячая вода до верхнего этаже, где расположены комнаты истца, не поступала, в результате чего температурный режим в жилом помещении не соответствовал установленным нормам.
Доказательств, достоверно подтверждающих иные причины такого несоответствия, опровергающих основанный на соответствующей ст. 67 ГПК РФ оценке доказательств вывод суда о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанности по поставке тепловой энергии в помещение истца, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» вопреки ст. 56 ГПК РФ не представило, против назначения по делу судебной экспертизы представитель возражал.
Довод представителя ответчика о том, что ненадлежащий температурный режим в помещении истца явился следствием конструктивных недостатков дома, ничем не подтвержден.
Кроме того, ссылка представителя ответчика на наличие общедомового прибора учета поставляемой тепловой энергии правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку данное техническое средство лишь фиксирует давление, с которым теплоноситель подается во внутридомовую систему, и не опровергает доводы истца о недостаточности давления для обогрева помещений на верхних этажах.
В силу п. 112 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным: а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов; б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества; в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил; г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Однако, ни одно из этих обстоятельств не подтверждено ответчиком. Показания прибора учета, зафиксированные в соответствующем журнале за ноябрь-декабрь 2019 года не могут, сами по себе, служить подтверждением возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества.
Именно 19.12.2019 года ООО Управляющая компания «Марат» проведены ремонтных работы, после чего подача тепла в квартиры восстановлена, претензий от жильцов нет, что подтверждается соответствующим актом от 19.12.2019 года.
Пояснениями допрошенных свидетелей, выводы суда не опровергаются. Так, и свидетель ФИО5 и свидетель ФИО6 пояснили, что проживают в общежитии по <адрес> в <адрес>. По их мнению, услуги теплоснабжения ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» предоставляются низкого качества, однако, не исключили в качестве причины - неполадки во внутридомовых теплосетях. Неоднократно жильцы дома писали коллективные обращения в государственные органы, однако ничего не меняется. Зимой температура в жилых помещениях не превышает 18 градусов, приходится использовать электрические обогреватели.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность произвести истцу перерасчет стоимости услуг теплоснабжения ненадлежащего качества за период с 12 ноября 2019 по 19 декабря 2019 гг. в пределах заявленных истцом требований.
Вместе с тем, согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Таким образом, возможность защиты нарушенного права связана с соблюдением лицом, чье право нарушено, в данном случае ФИО2, установленного 3-х годичного срока на обращение в суд.
С настоящим иском ФИО2 обратилась в суд 27 апреля 2020 года, т.е. с пропуском 3-х годичного срока исковой давности по требованиям о понуждении произвести перерасчет за период с ноября 2015 по март 2017 гг.
В своих письменных возражениях на иск ответчик настаивал на применении судом последствий пропуска истицей сроков исковой давности.
В силу ст. 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности является основанием к отказу в иске.
Сторона истца суду не заявляла ходатайства о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока на обращение в суд и такие обстоятельства судебным рассмотрением не установлены.
При таких обстоятельствах, требования ФИО2 в данной части подлежат оставлению без удовлетворения.
Требования о проведении перерасчета стоимости услуг теплоснабжения, исходя из общей площади занимаемых истцом помещений, так же не подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком производится расчет исходя из данных о площадях в лицевом счете №, иных данных о площади занимаемых помещений ФИО2 в адрес ответчика не представила.
Не подлежат удовлетворению и требования истца о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет с мая 2017 по апрель 2020 гг. исходя из общей площади дома 5796,71 кв.м., поскольку допустимых доказательств в подтверждение данных доводов ФИО2 не представлено. В свою очередь ответчиком производится расчет исходя из данных о жилой площади дома и площади общих мест пользования (5753,90 кв.м.), представленных ответчику управляющей компанией МУП «ЖилсервисКерчь».
При таких обстоятельствах требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 названного Кодекса.
Принимая во внимание, что истец освобожден от уплаты госпошлины при обращении суд с заявленными требованиями, положения части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости взыскания госпошлины в размере 300 руб. с ответчика в доход государства, как за требования имущественного характера подлежащего оценке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
р е ш и л:
Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.
Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» произвести ФИО2 перерасчет стоимости услуг теплоснабжения ненадлежащего качества за период с 12 ноября 2019 по 19 декабря 2019 гг.
ФИО2 в удовлетворении требований о понуждении произвести перерасчет за период с ноября 2015 по март 2017 гг. – отказать, за пропуском сроков исковой давности.
ФИО2 в удовлетворении остальной части требований - отказать.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в доход местного бюджета расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья С.Д.Лапин
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2020 года.
Судья С.Д.Лапин