ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1124/2013 от 21.05.2013 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 21 мая 2013 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2013 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Бохолдиной Е.Г.

при секретаре Романюк С.О.

с участием

представителей ответчика Ластовского А.В, Буракова О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1124/2013 по иску Кандалакшского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Кандалакшский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее ФГКУ Росгранстрой») об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указав, что Кандалакшской транспортной прокуратурой во исполнение задания Северо-Западной транспортной прокуратуры в январе - феврале 2013 проведена проверка соблюдения ФГКУ Росгранстрой действующего законодательства при обустройстве пунктов пропуска через государственную границу РФ, расположенных на территории Мурманской области.

В ходе проверки было установлено, что на основании Решения Совета Министров РСФСР от 17.10.1990 № 1757-рс открыт морской грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ «Кандалакша» (далее ММП Кандалакша) расположенный по адресу: ***. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20.11.2008 № 1724-р МПП Кандалакша включен в Перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ.

На МПП Кандалакша государственными органами осуществляется таможенный, пограничный, санитарно - карантинный, ветеринарный, карантинный - фитосанитарный и государственный портовый контроль.

На основании договора безвозмездной передачи основных средств от 01.01.2012 б/н, заключенного между собственником помещений - ООО «Кандалакшский морской торговый порт» и ФКГУ Росгранстрой в лице Мурманского филиала и в целях обеспечения осуществления пограничного и иных видов контроля Мурманский филиал ФГКУ Росгранстрой осуществляет пользование помещениями и имуществом на МПП Кандалакша расположенным по адресу: ***, здание механической мастерской, первый этаж. Вместе с тем помещения МПП Кандалакша по адресу: ***, здание механической мастерской, первый этаж в нарушение норм и правил пожарной безопасности не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации. Отсутствие на МПП Кандалакша действующей системы автоматической пожарной сигнализации нарушает права неопределенного круга лиц (работников органов государственного контроля, работающих на территории МПП Кандалакша, работников обслуживающих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в пределах МПП Кандалакша, лиц, которые перемещаются через пункт пропуска) на защиту их жизни и здоровья, гарантированных ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации, а также жизненно важные интересы указанной категории лиц на наличие состояния защищенности от пожаров и их последствий.

В связи с чем просит суд обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в срок до 01.07.2014 года обеспечить установку на морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу РФ «Кандалакша» в помещении по адресу: ***, здание механической мастерской, первый этаж систему автоматической пожарной сигнализации в соответствии с действующими нормами и правилами в сфере пожарной безопасности.

В последующем истцом были уточнены требования, просит суд обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в срок до 31.12.2013 года обеспечить установку на морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу РФ «Кандалакша» в помещении по адресу: ***, здание механической мастерской, первый этаж в помещениях общей площадью *** кв.м, указанных в приложении № 1 к договору безвозмездной передачи основных средств от 01.01.2012 года систему автоматической пожарной сигнализации в соответствии с действующими нормами и правилами в сфере пожарной безопасности.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, указав, что объект, переданный по договору безвозмездной передачи основных средств от 01.01.2012 года в пользование ФГКУ Росгранстрой, является только частью первого этажа здания механической мастерской, принадлежащего на праве собственности ООО «Кандалакшский морской торговый порт». Общая площадь здания - *** кв.м. Общая площадь объекта, переданного по договору - *** кв.м, что составляет менее 10 процентов от общей площади здания. Частичная установка автоматической пожарной сигнализации на объекте, при отсутствии ее в остальных частях здания будет являться нарушением норм пожарной безопасности. В связи с этим, считают, что, так как собственником здания механической мастерской является ООО «Кандалакшский морской торговый порт», то обязанность по установке автоматической пожарной сигнализации, как во всем здании, так и в помещениях, переданных Мурманскому филиалу ФГКУ Росгранстрой по договору должна быть возложена на собственника здания.

Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представил письменный отзыв из которого следует, что поддерживает заявленные исковые требования.

Представитель третьего лица ООО «Кандалакшский морской торговый порт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, исковые требования поддерживает.

Представитель третьего лица Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв, из которого следует, что требования прокурора не поддерживает.

Суд, выслушав представителей ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Из указанных положений закона не следует, что в случае, если нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор лишен возможности обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров.

Настоящий иск заявлен прокурором в рамках ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц: как работников органов государственного контроля, работающих на территории МПП Кандалакша, так и иных лиц, работников обслуживающих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в пределах МПП Кандалакша, лиц которые перемещаются через пункт пропуска, на защиту их жизни и здоровья, гарантированных ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации, а также жизненно важные интересы указанной категории лиц на наличие состояния защищенности от пожаров и их последствий.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Данный Федеральный закон регулирует отношения в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии со ст. 38 указанного закона ответственность за обеспечение требований пожарной безопасности, в том числе несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.

Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечивается, в том числе путем устройства систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации).

Статьей 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ предусмотрено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

Нормы и правила проектирования автоматических установок пожарной сигнализации содержатся в Своде правил «Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175.

Требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения автоматическими установками пожарной сигнализации содержаться в НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315.

Согласно п. 9 таблицы 1 норм пожарной безопасности (НПБ 110-03) здания общественного и административно-бытового обеспечения подлежат обязательному оборудованию автоматической пожарной сигнализацией.

В пункте 4 НПБ 110-03 указано, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.

В пункте 14 таблицы 3 пункт 38 НПБ 110-03 указано, что подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией помещения административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные независимо от площади.

Кандалакшской транспортной прокуратурой во исполнение задания Северо-Западной транспортной прокуратуры в январе - феврале 2013 проведена проверка соблюдения ФГКУ Росгранстрой действующего законодательства при обустройстве пунктов пропуска через государственную границу РФ, расположенных на территории Мурманской области.

Как следует из материалов дела на основании Решения Совета Министров РСФСР от 17.10.1990 № 1757-рс открыт морской грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ «Кандалакша», расположенный по адресу: ***. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20.11.2008 № 1724-р МПП Кандалакша включен в Перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ. На МПП Кандалакша государственными органами осуществляется таможенный, пограничный, санитарно - карантинный, ветеринарный, карантинный - фитосанитарный и государственный портовый контроль.

На основании договора безвозмездной передачи основных средств от 01.01.2012 б/н, заключенного между собственником помещений - ООО «Кандалакшский морской торговый порт» и ФКГУ Росгранстрой в лице Мурманского филиала и в целях обеспечения осуществления пограничного и иных видов контроля Мурманский филиал ФГКУ Росгранстрой осуществляет пользование помещениями и имуществом на МПП Кандалакша расположенным по адресу: ***, здание механической мастерской, первый этаж, площадью 247,4 кв.м.

В соответствии с п.3.3.3 указанного договора принимающая сторона - ФКГУ Росгранстрой в лице Мурманского филиала обязана оплачивать коммунальные и эксплуатационные услуги, нести расходы по содержанию объектов, в том числе и инженерных сетей.

Согласно п. 3.4.1 договора ФКГУ Росгранстрой в лице Мурманского филиала вправе производить за счет целевого бюджетного финансирования улучшения объектов, в соответствии с п. 3.4.4 заключать от имени Российской Федерации со специализированными организациями договоры на техническое содержание и обслуживание объектов, предоставление коммунальных и иных требуемых услуг, а также выполнение необходимых работ.

Таким образом исходя из условий договора и Правил пожарной безопасности именно пользователь (ответчик) имущества обязан за счет собственных средств обеспечить необходимую пожарную безопасность на объектах, выполнять все требования по обеспечению пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является ФКГУ Росгранстрой.

Актом комиссионного осмотра морского пункта пропуска через государственную границу РФ «Кандалакша» от 26 февраля 2013 года проведенного заместителем Кандалакшского транспортного прокурора с привлечением специалиста заместителя начальника Отдела надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области выявлено отсутствие системы автоматической пожарной сигнализации предусмотренной требованиями п.4, п. 14 табл.3 п.38 НПБ 110-03 и иных вышеуказанных норм в помещениях МПП Кандалакша по адресу: ***, здание механической мастерской, первый этаж, площадью *** кв.м.

Данные обстоятельства ответчиком оспорены не были, доказательств обратного представлено не было.

Исходя из установленной законом обязанности руководителей, должностных лиц, организаций соблюдать при осуществлении организацией деятельности требования законодательства о пожарной безопасности, суд находит исковые требования о возложении на ответчика соответствующих обязанностей обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что частичная установка автоматической пожарной сигнализации на объекте, при отсутствии ее в остальных частях здания будет являться нарушением норм пожарной безопасности, основаны на ошибочном толковании норм права и не могут служить основанием для отказа в иске.

В соответствии с п. 5.6.5 постановления Правительства РФ от 01.11.2007 № 734 «О федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ» Росграница осуществляет обеспечение функционирования пунктов пропуска, включая их оборудование и техническое оснащение.

Согласно п. 5.20 данного постановления Росграница осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

Приказом Росграницы от 26.03.2009 № 44 ФГКУ «Росгранстрой» определено заказчиком - застройщиком по проектированию, строительству, реконструкции, оборудованию, техническому оснащению зданий, помещений, сооружений, транспортной и инженерной инфраструктур, информационных и телекоммуникационных систем, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

ФГКУ Росгранстрой в силу положений устава, утвержденного приказом Росграницы от 04.02.2009 № 6 (размещенного на официальном сайте ФГКУ Росгранстрой), предназначен для обеспечения выполнения функций, в том числе по техническому оснащению зданий, строений, помещений пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Росграница в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит до Дирекции лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету Дирекции, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Дирекции.

В силу п. 3.2.1 Устава Дирекция выполняет функции государственного заказчика при организации размещения государственного заказа на право включения государственных контрактов на выполнение работ на закупку и поставку материально-технических ресурсов.

Согласно п. 3.2.4. Дирекция в целях реализации предмета деятельности выполняет за счет средств федерального бюджета обеспечение эксплуатации и обслуживания объектов государственной границы, закрепленных в оперативном управлении Дирекции; обеспечение материально - технического снабжения для эксплуатации зданий и сооружений в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

В соответствии с п. 9.1 Устава Дирекция имеет филиалы, в том числе Мурманский филиал ФГКУ Росгранстрой, который в силу п. 9.6. Устава не является юридическим лицом.

Мурманский филиал ФГКУ Росгранстрой осуществляет свою деятельность и располагается по адресу: *** и осуществляет свою деятельность на основании Положения о филиале, утвержденного приказом ФГКУ Росгранстрой от 06.07.2009 № 16-Ф.

В соответствии с п. 2.1 Положения целями и предметом деятельности Мурманского филиала является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ, мест пересечения государственной границы РФ, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы РФ.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание необходимость выполнения ряда определенных мероприятий, в целях реального исполнения решения суд находит срок выполнения мероприятий до 01.07.2014 года разумным и достаточным.

Учитывая изложенное, суд находит уточненные в судебном заседании исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствие со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика следует взыскать госпошлину в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Кандалакшского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в срок до 01.07.2014 года обеспечить установку на морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу РФ «Кандалакша» в помещении по адресу: ***, здание механической мастерской первый этаж (в помещениях общей площадью *** кв.м, указанных в приложении № 1 к договору безвозмездной передачи основных средств от 01.01.2012 года заключенного между ООО «Кандалакшский морской торговый порт» и ФКГУ Росгранстрой) систему автоматической пожарной сигнализации в соответствии с действующими нормами и правилами в сфере пожарной безопасности.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» госпошлину в доход муниципального образования город Мурманск в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманской областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в месячный срок со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Е.Г.Бохолдина