ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1124/2014 от 23.09.2014 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1124/2014 копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2014 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Л.В.Рязанцевой,

с участием истца Б.М.М., его представителя М.А.А.,

представителя ответчика П.А.В.,

при секретаре Калениченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьве гражданское дело по заявлению Б.М.М. к Администрации города Лысьвы Пермского края о признании незаконным постановления главы администрации г.Лысьвы и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Б.М.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации г.Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ , которым ему отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения индивидуального гаража» на разрешенное «для размещения офисного здания делового и коммерческого назначения».

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с разрешенным видом использования «для размещения индивидуального гаража» в <адрес>, площадью 31 кв.м, кадастровый № . ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> с заявлением об изменении параметров разрешенного строительства, площадью 31 кв.м. для изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения индивидуального гаража» на «для размещения офисного здания делового и коммерческого назначения». По результатам проведенных публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по градостроительной деятельности при администрации <адрес> рекомендовала Главе администрации не изменять параметры разрешенного строительства для изменения вида, поскольку гараж, расположенный на спорном земельном участке не является отдельно стоящим зданием и является составной частью гаражного массива. Главой администрации ему было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства капитального объекта для земельного участка, площадью 31 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Считает постановление главы администрации незаконным, поскольку каких-либо нарушений прав третьих лиц при изменении вида разрешенного использования земельного участка не установлено, требования законодательства им выполнены, все необходимые документы представлены. Данный отказ нарушает его права, как собственника недвижимого имущества и земельного участка.

В судебном заседании Б.М.М. и его представитель М.А.А. на требованиях настаивали по доводам, в нем изложенным.

Представитель администрации г.Лысьвы П.А.В. в судебном заседании возражала относительно доводов заявителя. Пояснила, что гараж, расположенный на спорном земельном участке, представляет собой не индивидуальное строение, а несколько объединенных между собой боксов с общими стенами, проездами и т.п., эксплуатация которых производится в соответствии с нормами и правилами, и изменение параметров разрешенного строительства для изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения индивидуального гаража» на разрешенное «для размещения офисного здания делового и коммерческого назначения» в гаражном массиве будет нарушать требования, установленные СНИП II-60-75*, и противоречить Правилам землепользования и застройки г.Лысьва. Считает решение главы администрации г.Лысьвы об отказе заявителю в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства капитального объекта для земельного участка, площадью 31 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> законным и обоснованным, в удовлетворении требований просит отказать.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению заявления Б.М.М. и признанию постановления главы лысьвенского городского округа незаконным.

Как установлено судом, Б.М.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 31 кв.м., расположенного в <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8,9). Данный земельный участок расположен в жилой зоне, относится к землям населенных пунктов, разрешенный вид использования: для размещения индивидуального гаража. Гараж, расположенный на данном земельном участке, принадлежит заявителю (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ Б.М.М. обратился к главе администрации г.Лысьвы с заявлением об изменении параметров разрешенного строительства для изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения индивидуального гаража» на разрешенное «для размещения офисного здания делового и коммерческого назначения» (л.д.15).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по вопросам градостроительной деятельности на территории ЛГО. Главе администрации г.Лысьвы рекомендовано не изменять параметры разрешенного строительства для изменения вида использования земельного участка на «для размещения офисного здания делового и коммерческого назначения», поскольку гараж, расположенный на спорном земельном участке не является отдельно стоящим зданием и является составной частью гаражного массива (л.д.11-14).

Постановлением главы Лысьвенского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ , Б.М.М. отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства капитального объекта для земельного участка, площадью 31 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.10).

В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.258 ГПК РФ основанием для удовлетворения такого заявления является установление судом факта нарушения прав гражданина незаконными действиями органов власти или их должностных лиц.

Каких-либо нарушений действующего законодательства, а также прав и интересов заявителя и иных лиц судом не установлено.

Так, в соответствии со ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

В соответствии с правилами землепользования и застройки г.Лысьвы( от ДД.ММ.ГГГГ.), вопросы об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции подлежат обсуждению на публичных слушаниях.

В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

В соответствии со ст.39 Градостроительного кодекса РФ:

1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

5. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

6. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

7. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из приведенных выше норм не следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с потребностями собственника такого участка является обязанностью главы местной администрации, а потому решение данного вопроса относится к его усмотрению.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки администрации <адрес> (ПЗЗ), гараж, принадлежащий Б.М.М., расположен в общественно-деловой зоне (ОД-1). Данная зона выделена для обеспечения строительства и реконструкции объектов капитального строительства с широким спектром видов использования (ст.58 ПЗЗ). Среди видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне ОД-1 отсутствует такой вид использования как наземные гаражи-стоянки либо массив гаражей (индивидуальные гаражи). Данное обстоятельство связано с тем, что разрешенный вид использования земельного участка для размещения индивидуального гаража в гаражном массиве по адресу: <адрес>.

Согласно ст.41 ПЗЗ г.Лысьва до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений субъекты градостроительных отношений, регулируемых настоящими Правилами, руководствуются требованиями законодательства, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу РФ.

Статьей 84 ПЗЗ установлены ограничения, установленные в зонах с особыми условиями использования территорий по санитарно-гигиеническим и экологическим факторам.

Так, размещение наземных гаражей-стоянок допускается только на территории промышленных и коммунально-складских зон. Размещение и проектирование наземных гаражей-стоянок необходимо выполнять в соответствии с действующими СанПиН.

Согласно «СП 113.13330.2012. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*» (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011) гаражами являются здания и сооружения, предназначенные для хранения, ремонта и технического обслуживания автомобилей, хранение автомобилей боксового типа – это хранение автомобилей в отдельных боксах, выезд из которых осуществляется непосредственно наружу или на внутренний проезд. В надземных автостоянках закрытого типа при хранении автомобилей в боксах следует предусматривать для выделения мест хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, обособленные боксы, перегородки между боксами с пределом огнестойкости R 45, класс пожарной опасности К0 (п. 5.2.6).

Гаражи для хранения автомобилей, принадлежащих гражданам, следует размещать в микрорайонах и жилых районах на специально выделенных участках с организацией выездов из них на улицы и дороги местного значения или на магистральные улицы районного значения. Вокруг участков гаражей следует предусматривать полосы зеленых насаждений шириной не менее 10 м. При размещении гаражей для хранения автомобилей следует соблюдать расстояния до жилых домов и общественных зданий, установленные «СНиП II-60-75*. Часть II. Нормы проектирования. Глава 60. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» (утв. Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ в ред. От ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п.10.4 СНиП II-60-75* гаражи для хранения автомобилей, принадлежащих гражданам, следует размещать из расчета пешеходной доступности не более 800 метров, а в условиях реконструкции крупнейших и крупных городов – не более 1500 метров. Наименьшие расстояния до въездов в гаражи и выездов из них следует принимать: от проезжей части перекрестков магистральных улиц – 100 метров, улиц местного значения – 20 метров, от остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта – 30 метров (п.10.6).

Как пояснила в судебном заседании представитель органа местного самоуправления, при принятии оспариваемого решения об отказе Б.М.М. в изменении условно разрешенного вида использования земельного участка Главой местной администрации были учтены рекомендации Комиссии, а также принято во внимание то, что гараж, расположенный на спорном земельном участке, представляет собой не индивидуальное строение, а несколько объединенных между собой боксов с общими стенами, проездами и т.п., эксплуатация которых производится в соответствии с нормами и правилами. Данное обстоятельство подтверждается Выкопировкой из ПЗЗ (л.д.44,45).

Кроме того, изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения индивидуального гаража» на разрешенное «для размещения офисного здания делового и коммерческого назначения» не согласовано с Отделом архитектуры и градостроительства в <адрес>. Какого-либо бизнес-плана, проекта, заключения о необходимости строительства в данном районе офисного здания, суду также не представлено. Не представлено также и данных о том, что строительство нового объекта, в данном случае офисного здания, не будет нарушать права и законные интересы третьих лиц – пользователей (собственников) соседних гаражей, поскольку гараж, расположенный на спорном земельном участке, представляет собой не индивидуально расположенное строение, а объект, имеющий общие несущие конструкции с соседними объектами капитального строительства.

По смыслу ст. 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное право лица, однако применительно к рассматриваемому делу данный признак отсутствует. Изначально, вступая в правоотношения по использованию земельного участка, Б.М.М. знал о виде его разрешенного использовании – для размещения индивидуального гаража, в этих целях он его принимал во владение. Общим принципом реализации гражданских прав по правилам ст. 9 ГК РФ является их осуществление по своему усмотрению и в своем интересе (с соблюдением прав и законных интересов других лиц). Применительно к реализации прав, связанных с землепользованием, данное положение закреплено в ст. 43 Земельного кодекса РФ. При заключении договора купли-продажи объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, заявитель имел возможность определиться с объемом своих прав по использованию испрашиваемого им земельного участка; поскольку он изначально согласился на использование земельного участка с разрешенным видом - для размещения индивидуального гаража, постольку отказ в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования не свидетельствует о нарушении его прав.

При таком положении нет оснований считать, что у главы администрации г.Лысьва возникла безусловная обязанность по изменению вида разрешенного использования спорного земельного участка.

Таким образом, принимая решение об отказе Б.М.М. в изменении параметров разрешенного строительства для изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения индивидуального гаража» на разрешенное «для размещения офисного здания делового и коммерческого назначения» Глава местной администрации действовал в соответствии с законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Б.М.М. в удовлетворении заявления об отмене постановления главы администрации г.Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись: Л.В.Рязанцева

Копия верна: Судья: