ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1125 от 08.10.2013 Переволоцкого районного суда (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е   №2-1125/2013

Именем Российской Федерации

<адрес> «08» октября 2013 года

<адрес>

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н.,

при секретаре - Кульмурзиновой М.Н.,

с участием: истца - прокурора Переволоцкого района – Курамшина В.З.

представителя ответчика – ООО «ЖКХ» - Д.,

представителя третьего лица ГБУ «Центр занятости населения <адрес>» -

К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно—коммунальное хозяйство» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Переволоцкого района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «ЖКХ» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, указав в заявлении, что Прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения занятости инвалидов проведена проверка в ООО «ЖКХ». Проведенной проверкой установлено, что в ООО «ЖКХ» не исполняются требования действующего законодательства по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ  содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

На основании ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области от 02.11.2004 года № 1526/257-III-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки (в процентах от среднесписочной численности работников организаций численностью свыше 100 человек без учета лиц, работающих по совместительству), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

Размер квот в Оренбургской области установлен ст. 5 указанного закона, согласно которой размер квоты составляет для организаций численностью свыше 100 человек четыре процента. В счет установленной квоты работодатели трудоустраивают инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. Квота считается выполненной, если на все выделенные, созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены граждане, с учетом объемов предложения рабочей силы.

Согласно ст.6 Закона Оренбургской области «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно и по направлениям органов службы занятости населения с учетом рекомендаций бюро медико-социальной экспертизы. Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости населения информацию (сведения) о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, и о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выполнении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест.

Указанные выше положения Закона Оренбургской области «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» предполагают императивное установление размера квоты для работодателей, однако точное количество квотируемых рабочих мест должен определить сам работодатель исходя из среднесписочной численности работников. Определение точного количества квотируемых рабочих мест работодатель производит внутренним распорядительным актом. После чего, сообщает органам занятости о количестве мест, которые он квотирует для лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки. Без точного определения количества квотируемых рабочих мест и не предоставления данных сведений в органы службы занятости, последние не могут контролировать работодателем квоты, а также направлять граждан, из числа лиц особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, к работодателю в счет установленной квоты и информировать данных граждан о наличии рабочих мест, что создает препятствия в реализации гражданами своего права. С учетом этого, работодатель обязан внутренним распорядительным актом устанавливать точное количество квотируемых рабочих мест у себя на предприятии и ежемесячно сообщать в органы службы занятости населения сведения о выполнении квоты для приема на работы граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки.

Согласно информации ГБУ «Центр занятости населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖКХ» не в полном объеме предоставляет квоты для трудоустройства инвалидов.

На предприятии локального правового акта, предусматривающего квоту для приема на работу инвалидов, не имеется. Коллективным договором предприятия такой пункт не предусмотрен.

В ООО «ЖКХ» квотирование рабочих мест предусмотрено Постановлением администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 06.05.2013 года № 579-п «Об установлении квоты на предприятиях и организациях района для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки на 2013 год».

На основании данного постановления квота для приема на работу инвалидов предусмотрена и составляет 2 человека.

Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество работников ООО «ЖКХ» составляет 109 человек, инвалиды отсутствуют.

В соответствии со ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд.

Выделение рабочих мест предполагает вынесение соответствующего решения органа юридического лица, которое должно явиться гарантией исполнения вышеназванного Закона и возможности контроля со стороны государственных органов за соблюдением прав инвалидов.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований в случае защиты социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Любой из трудоспособных инвалидов, проживающий на территории района, каждый инвалид из числа проживающих в стране имеет право реализовать способность к труду, в том числе и путем занятия рабочего места выделенного <адрес> для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в связи с чем и предъявляется прокурором настоящее исковое заявление в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконными действия (бездействие) ООО «ЖКХ» выразившееся в непринятии мер по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Обязать руководство ООО «ЖКХ» в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу определить точное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной законодательством квотой и ежемесячно предоставлять в ГБУ «Центр занятости населения <адрес>» сведения о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов по установленной форме.

В судебном заседании прокурор Переволоцкого района – Курамшин В.З., исковые требования поддержал, обосновал доводами, изложенными в заявлении, просил суд требования удовлетворить.

Представитель ответчика – ООО «ЖКХ» - Д., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора признал в полном объеме, пояснив, что указанные нарушения имеют место, будут в ближайшее время устранены, ими предприняты меры к устранению данных нарушений: издан приказ о внесении изменений в штатное расписание, внесены две штатные единицы контролера для трудоустройства инвалидов. В настоящее время у них имеется одна вакансия, один инвалид у них работает.

Представитель третьего лица ГБУ «Центр занятости населения <адрес>» - К. в судебном заседании поддержала иск прокурора.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что требования прокурора законны и обоснованны, подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что в ООО «ЖКХ» не исполняются требования действующего законодательства по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ  содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

На основании ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области от 02.11.2004 года № 1526/257-III-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки (в процентах от среднесписочной численности работников организаций численностью свыше 100 человек без учета лиц, работающих по совместительству), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

Размер квот в Оренбургской области установлен ст. 5 указанного закона, согласно которой размер квоты составляет для организаций численностью свыше 100 человек четыре процента. В счет установленной квоты работодатели трудоустраивают инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. Квота считается выполненной, если на все выделенные, созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены граждане, с учетом объемов предложения рабочей силы.

Согласно ст.6 Закона Оренбургской области «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно и по направлениям органов службы занятости населения с учетом рекомендаций бюро медико-социальной экспертизы. Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости населения информацию (сведения) о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, и о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выполнении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест.

Указанные выше положения Закона Оренбургской области «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» предполагают императивное установление размера квоты для работодателей, однако точное количество квотируемых рабочих мест должен определить сам работодатель исходя из среднесписочной численности работников. Определение точного количества квотируемых рабочих мест работодатель производит внутренним распорядительным актом. После чего, сообщает органам занятости о количестве мест, которые он квотирует для лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки. Без точного определения количества квотируемых рабочих мест и не предоставления данных сведений в органы службы занятости, последние не могут контролировать работодателем квоты, а также направлять граждан, из числа лиц особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, к работодателю в счет установленной квоты и информировать данных граждан о наличии рабочих мест, что создает препятствия в реализации гражданами своего права. С учетом этого, работодатель обязан внутренним распорядительным актом устанавливать точное количество квотируемых рабочих мест у себя на предприятии и ежемесячно сообщать в органы службы занятости населения сведения о выполнении квоты для приема на работы граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки.

Согласно информации ГБУ «Центр занятости населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖКХ» не в полном объеме предоставляет квоты для трудоустройства инвалидов.

На предприятии локального правового акта, предусматривающего квоту для приема на работу инвалидов, не имеется. Коллективным договором предприятия такой пункт не предусмотрен.

В ООО «ЖКХ» квотирование рабочих мест предусмотрено Постановлением администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 06.05.2013 года № 579-п «Об установлении квоты на предприятиях и организациях района для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки на 2013 год».

На основании данного постановления квота для приема на работу инвалидов предусмотрена и составляет 2 человека.

Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество работников ООО «ЖКХ» составляет 109 человек, инвалиды отсутствуют.

В соответствии со ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд.

Выделение рабочих мест предполагает вынесение соответствующего решения органа юридического лица, которое должно явиться гарантией исполнения вышеназванного Закона и возможности контроля со стороны государственных органов за соблюдением прав инвалидов.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований в случае защиты социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Любой из трудоспособных инвалидов, проживающий на территории района, каждый инвалид из числа проживающих в стране имеет право реализовать способность к труду, в том числе и путем занятия рабочего места выделенного колхозом им. К.Маркса для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в связи с чем и предъявляется прокурором настоящее исковое заявление в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно—коммунальное хозяйство» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по квотированию рабочих мест для трудоустройства, удовлетворить.

Признать незаконными действия (бездействие) Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно—коммунальное хозяйство»  выразившееся в непринятии мер по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Обязать руководство Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно—коммунальное хозяйство»  в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу определить точное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной законодательством квотой и ежемесячно предоставлять в ГБУ «Центр занятости населения <адрес>» сведения о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов по установленной форме.

Об исполнении решения суда известить суд в течение месяца со дня его исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его вынесения через Переволоцкий районный суд.

Судья Чарикова Т.Н.