№ 2-1125
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кочубеевское 25 октября 2018 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Корниенко А.В.,
с участием представителя истца и ответчика по встречному иску ФИО1 действующей на основании доверенности от 24 мая 2018 года,
ответчика и истца по встречному иску ФИО2,
представителя ФИО2 – адвоката Зайко Г.А. ордер № С 049814 от 04.07.2018 года адвокатская контора № 2 Кочубеевского района Ставропольского края,
представителя третьего лица филиала № 6 ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ФИО3, действующей по довоеренности,
при секретаре судебного заседания Безрядиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края к ФИО2 о взыскании суммы переплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, по встречному иску ФИО2 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком и признании законным получение ею ежемесячного пособия по уходу за ребенком до уходу за ребенком до достижения ребенком полутора лет,
У С Т А Н О В И Л:
Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании суммы переплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, ФИО2 обратилась со встречным иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком и признании законным получение ею ежемесячного пособия по уходу за ребенком до уходу за ребенком до достижения ребенком полутора лет,
В обоснование требований истец и ответчик по встречному иску УТСЗН в иске указал, что согласно поданному заявлению в УТСЗН администрации Кочубеевского муниципального района от 01.11.2016 года ФИО2 с 01 ноября 2016 года являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет на ребенка ФИО13. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно ст.18 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81 «О государственных пособиях граждан, имеющим детей» получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
Срок, в течение которого получатель пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.
Согласно п.83 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
В случае если в текущем месяце наступают обстоятельства, влекущие прекращение выплаты ежемесячных пособий (смерть ребенка, устройство получателя пособия на работу и др.), но выплата пособия за текущий месяц уже произведена, излишне выплаченное пособие за данный месяц не удерживается.
Суммы пособий, излишне выплаченные получателям вследствие сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.
Согласно п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком.
В соответствии с пунктом 45.раздела VI. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п.п.39 - 59)Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года №1012 н:
«а) лицам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 39 настоящего Порядка, - по месту работы, службы»
В соответствии с пунктом 43.раздела VI. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п.п.39 - 59) Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года №1012 н: 43. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
Согласно ч.3 ст.256 ТК РФ по заявлению женщины или лиц, указанных в части второй статьи 256 ТК РФ, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.»
В личном деле получателя имеется справка о заработной плате предоставленная ФИО2 30 января 2018 года, которая была представлена в целях предоставления государственной услуги пособия на ребенка, по которой прослеживается устройство на работу с августа месяца 2017 года в УФПС Ставропольского края - филиал ФГУП «Почта России» Невинномысский почтамт. Сумма переплат пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период сентябрь - декабрь 2017 года составила 24525, 48(двадцать четыре тысячи пятьсот двадцать пять рублей 48 копеек), за январь 2018 года - 6131, 37 (шесть тысяч сто тридцать один рубль 37 копеек).
Управление обязано выплачивать ФИО2 пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет до её устройства на работу. После трудоустройства выплачивать ФИО2 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет должен работодатель.
В стадии досудебного порядка рассмотрения спора, ответчик был лично предупрежден о сложившейся ситуации и о необходимости возврата денежных средств. От добровольного возврата денежных средств ответчик отказался. Так же в адрес ответчика направлялись ответы на обращения с разъяснением от 15.03.2018 года, 10.05.2018 года, уведомление о прекращении выплаты от 08.02.2018 года, досудебная претензия от 26.03.2018 года № 1100 была вручена ей лично в руки с разъяснениями размера выплаты и основания сложившейся переплаты.
Ответчик не погасил сумму переплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и не представил уполномоченному органу документ, подтверждающий факт оплаты.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая), лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Просит взыскать с ФИО2 в бюджет Ставропольского края сумму неосновательного обогащения в виде переплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с сентября 2017 года по январь 2018 года в размере 30656 рубля 85 копеек.
Ответчик и истец по встречному иску ФИО2 в своём иске указала, что она имеет гарантированное законом право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 01.02.2018 года выплаты прекращены.
В соответствии с п.2 ст.11.1 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»-
На момент рождения дочери ФИО4ДД.ММ.ГГГГ р. она нигде не работала, в соответствии с законом была застрахована, следовательно, начала получать пособие (по аналогии права ушла в декретный отпуск до 16.03.2018 года через УТСЗН).
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в её случае сохраняется.
Согласно ст.18 ФЗ «О государственных пособиях гражданам имеющим детей» - получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
Согласно ст.19 того же закона - излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Обстоятельства, влекущие изменение размеров государственных пособий, или прекращение их выплаты в моем случае не наступило. Излишне выплаченных сумм я не получала.
Переплаты пособия не было, таковая могла возникнуть не ранее 17.03.2018 года - достижения ребенком 1,5 лет.
В её адрес со стороны ответчика поступало требование о возмещении суммы переплаты, данное требование противоречит выше названным нормам закона.
Источником выплат в её ситуации всех случаях является Министерство финансов Ставропольского края. Прекращение выплат ответчиком нарушает права и законные интересы ребенка. Таким образом ответчик должен выплатить ей выше названное пособие с 01.02.2017 года по 16.03.2018 года в сумме 9197 рублей.
В судебном заседании представители истца и ответчика по встречному иску ФИО1 и ФИО5 подтвердили изложенные в иске обстоятельства, просили взыскать с ФИО2 в пользу Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края сумму неосновательного обогащения в виде переплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с сентября 2017 года по январь 2018 года в размере 30656 рубля 85 копеек. В удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 просили отказать, поскольку они необоснованны и противоречат закону. Согласно поданному заявлению в Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее - Управление) от 01.11.2016 года ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> АССР, с 01 ноября 2016 являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на ребенка ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты. В случае если в текущем месяце наступают обстоятельства, влекущие прекращение выплаты ежемесячных пособий (смерть ребенка, устройство получателя пособия на работу и др.), но выплата пособия за текущий месяц уже произведена, оснований для удержания излишне выплаченного пособия за данный месяц не имеется. В этом случае у получателей пособия право на получение ежемесячных пособий прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. В личном деле получателя имеется справка о заработной плате предоставленная ФИО2 30 января 2018 года, которая была представлена в целях предоставления государственной услуги пособия на ребенка, по которой прослеживается устройство на работу с августа месяца 2017 года в УФПС Ставропольского края - филиал ФГУП «Почта России» Невинномысский почтамт. Сумма переплат пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период сентябрь - декабрь 2017 года составила 24525, 48 рублей, за январь 2018 года - 6131, 37 (шесть тысяч сто тридцать один рубль 37 копеек). Управление обязано выплачивать ФИО2 пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет до её устройства на работу. После трудоустройства, при наличии оснований, выплачивать ФИО2 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет должен работодатель.
В судебном заседании ответчик и истец по встречному иску ФИО2 просила в удовлетворении требований УТСЗН к ней о взыскании 30656 рубля 85 копеек отказать, подтвердила изложенные во встречном иске обстоятельства и просила взыскать с УТСЗН в её пользу пособие за период с 01.02.2017 года по 16.03.2018 года в сумме 9197 рублей.
В судебном заседании представитель ФИО2 – адвокат Зайко Г.А. просил в удовлетворении исковых требований УТСЗН о взыскании 30656 рубля 85 копеек отказать. Пояснил, что 27.07.2015 года ФИО2 было назначено пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Она была отправлена в отпуск УТСЗН что подтверждается имеющимся в деле заявлением. С момента рождение дочери ФИО2ДД.ММ.ГГГГ р. и до исполнения ей 1,5 лет ежедневно, непрерывно и постоянно ФИО2 осуществляла уход за ребенком находясь в отпуске по уходу за ребенком.
С 04.08.2017 года ФИО2 устроилась на работу с неполным рабочим временем продолжая осуществлять уход за ребенком, что подтверждается справкой №10.1.16.2.7.2/25 от 02.07.2018 г. При этом с 04.08.2017 г. по 16.03.2018 г. в виду сложной семейной ситуацией, тяжелым материальным положением и младенческим возрастом дочери ФИО2, последняя постоянно находилась при ФИО2, в том числе в период нахождения на рабочем месте. На рабочем месте в свободные минуты времени ФИО2 кормила, переодевала, ухаживала за дочерью. В моменты еёзанятости непрерывно наблюдала за дочерью, она ходила и игралась на её рабочем месте, спала в детской коляске, другие лица в данный период уход за дочерью не осуществляли, ей никто не помогал. 17.03.2018 г. по наступлении 1,5 лет её дочь была принята в детский сад, а соответственно она вышла на полную ставку. При этом в период с 04.08.2017 г. по 16.03.2018 г. и до настоящего времени пособий по уходу за ребенком от работодателя она не получала, все предусмотренные законом выплаты и взносы произведены её работодателем. Указанное подтверждается справками №47 от 27.07.2018 г., № 10 от 02.07.2018 г., № 652 от 04.07.2018 г. и № 321 от 24.07.2018 г.
Согласно позиции истца с момента выхода на работу она перестала осуществлять уход за ребенком, что противоречит действительности.
Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
Срок, в течение которого получатель пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком направлено исключительно на оказание поддержки семье, воспитывающей малолетнего ребенка. Это подтверждается, в частности, тем, что в силу части третьей статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком женщина или иное лицо, осуществляющее уход за ребенком, может работать на условиях неполного рабочего времени
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (часть 2 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Названное законоположение, направленное на защиту интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой на условиях неполного рабочего времени,
Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, вправе получать со дня рождения ребенка либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). При этом, поскольку одновременное предоставление матери отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком исключается, на основании ее заявления производится замена послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком (пункт 52 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года\1012н).
Такое регулирование, предоставляющее матерям в послеродовой период право выбора наиболее выгодного для них вида обеспечения направлено на защиту интересов этой категории получателей пособий.
Таким образом в сложившейся ситуации для защиты наших прав также необходимо установление факта ухода ФИО2 за ребенком ФИО4ДД.ММ.ГГГГ р. до исполнения ей 1,5 лет. в соответствии со ст.13,14,17.2 ФЗ от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей»
Просит установить юридический факт ухода ФИО2 за ребенком ФИО4ДД.ММ.ГГГГ р. <...> в период с 04.08.2017 г. по 16.03.2018 г.
- признать за ФИО2 22.06.1985 г. р. право на ежемесячное пособие по уходу за ФИО4ДД.ММ.ГГГГ р. выплачиваемое лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет;
- признать законным получение ФИО2 22.06.1985 г. р. ежемесячного пособия по уходу за ФИО4ДД.ММ.ГГГГ р. выплачиваемого лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет через УТСЗН администрации Кочубеевского муниципального района.
- обязать УТСЗН администрации Кочубеевского муниципального района выплатить ФИО2 пособие с 01.02.2018 г. по 16.03.2018 г. в сумме 9197 рублей.
Представитель третьего лица филиала № 6 ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ФИО3 в судебном заседании пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставлено матерям и иным лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (не работающим). Ежемесячное пособие по уходу за ребенком указанной категории граждан назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку возраста полутора лет.
В соответствии со ст.17.2 закона № 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.
Частью 2 ст.14 закона № 81-ФЗ предусмотрено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, устанавливаемое до достижения ребенком возраста полутора лет, сохраняется в том случае, если получатель пособия работает на условиях неполного рабочего времени или на дому (для лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком). Ст.256 Трудового кодекса Российской Федерации также указывает на аналогичную возможность: по заявлению женщины, фактически осуществляющей уход за ребенком, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Ст.93 ТК РФ предусмотрено, что по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя.
Желание женщины осуществлять работу на условиях неполного времени, находясь в отпуске по уходу за ребенком, должно быть отражено в соответствующем заявлении, на основании которого работодателем ей устанавливается режим работы на условиях неполного рабочего времени. При этом при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Для выплаты пособия по уходу за ребенком предполагается наличие изменений условий работы физических лиц, осуществляющих уход за ребенком, и оплаты их труда в виде утраты заработка, что и является основанием для предоставления данной категории лиц мер государственной социальной поддержки. В связи с этим работодатели, осуществляя выплату данного пособия в указанных случаях, должны иметь возможность подтвердить Фонду социального страхования Российской Федерации факты наличия реальных трудовых отношений с сотрудниками, находящимися в отпуске по уходу за ребенком, установления для них режима неполного рабочего времени, оплаты труда пропорционально отработанному времени. Иное может стать основанием для отказа в возмещении им за счет средств ФСС РФ средств, выплаченных на пособия по уходу за ребенком.
Получатели государственных пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
В соответствии с ч.2 ст.19 закона № 81-ФЗ излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Вина получателя будет признана в том случае, когда получатель предоставил в органы социальной защиты документы с заведомо ложными сведениями или скрывает данные, влияющие на право назначения пособия или его размер. Если выплата пособия прекращена (как в случае с ответчиком), то сумма переплаты взыскивается в судебном порядке.
Из представленного искового заявления следует, что получателем пособия ФИО2 от органов социальной защиты населения скрыт факт ее трудоустройства в У ФПС СК — филиал ФГУП «Почта России» Невинномысский почтамт.
Как следует из встречного искового заявления ФИО2, в августе месяце 2017 она трудоустроилась на 0,9 ставки, каких либо пособий на новом месте не получала. Отсюда следует, что при устройстве на работу к вышеназванному работодателю ею не написано соответствующее заявление, на основании которого работодателем установлен режим работы на условиях неполного рабочего времени, документально не оформлен перевод работника на режим неполного рабочего времени, не издан приказ об установлении режима работы на условиях неполного рабочего времени и отсутствует дополнительное соглашение к трудовому договору. Кроме того, 0,9 ставки не может квалифицироваться как неполное рабочее время, так как уменьшение продолжительности рабочего дня на 1 час не позволяет работнику фактически осуществлять уход за ребенком в полном объеме.
Считает, что исковые требования УТСЗН администрации Кочубеевского муниципального района к ФИО2 о взыскании суммы переплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 30656,85 рублей, правомерны.
Третье лицо – представитель Невинномысского почтамта УФПС Ставропольского филиал ФГУП «Почта России» в судебное заседание не явился, в своих письменных пояснениях указал, что ФИО2 является сотрудником почтамта с 04 августа 2017 года по настоящее время. Осуществляет трудовую деятельность по профессии почтальона 3 класса сельского отделения почтовой связи Надзорное на 0.9 ставки. При оформлении на работу, сотрудник предъявила пакет документов, а именно: паспорт, СНИЛС, ИНН, трудовую книжку, а также свидетельство о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Соответственно, на момент оформления на работу ребенку сотрудника было 11 месяцев.
УТСЗН обязано выплачивать ФИО2 пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет до её устройства на работу. После трудоустройства выплачивать ФИО2 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет должен работодатель при условии подачи заявления об оформлении сотруднику отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет. ФИО2 была лично предупреждена, что она обязана написать заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет, однако сотрудник проигнорировала данное предупреждение.
16 марта 2018 года ребенку ФИО2 исполнилось 1 год 6 месяцев и соответственно с 17 марта 2018 года и по настоящее время сотрудник переведена на полную ставку 1.0 ед. На протяжении всего периода работы сотрудник не воспользовалась возможностью правильно оформить документы по получении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет, а именно не заполнила заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
Таким образом, по наличию документов предоставленных сотрудником ФИО2 работодателю, полагают, что сотрудник не нуждалась в оформлении отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет и получать ежемесячное пособие на ребенка не нуждалась.
Третье лицо – представитель Министерства финансов Ставропольского края в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания был надлежащим образом извещен, о причине своей неявки суд не уведомил.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся сторон.
Выслушав представителей истца и ответчика по встречному иску – ФИО6, ФИО5, ответчика и истца по встречному иску ФИО2, представителя ФИО2 – ФИО7, представителя третьего лица филиала № 6 ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - ФИО3, изучив материалы гражданского дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.1, ст.7, ст.18, ст.19).
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»:
«Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
Срок, в течение которого получатель пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца».
В соответствии с пунктом 83 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года №1012 н:
«83.Получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
В случае, если в текущем месяце наступают обстоятельства, влекущие прекращение выплаты ежемесячных пособий (смерть ребенка, устройство получателя пособия на работу и др.), но выплата пособия за текущий месяц уже произведена, оснований для удержания излишне выплаченного пособия за данный месяц не имеется.
В этом случае у получателей пособия право на получение ежемесячных пособий прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства».
В соответствии с пунктом 85 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года №1012 н:
«85. Суммы пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке».
В соответствии с подпунктом а) пункта 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года №1012 н:
39. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:
а) матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком».
В соответствии с пунктом 45.раздела VI. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п.п.39 - 59) Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года №1012 н:
«а) лицам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 39 настоящего Порядка, - по месту работы, службы»
В соответствии с пунктом 43.раздела VI. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п.п.39 - 59)Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года №1012 н:
«43. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
Согласно ч. 3 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины или лиц, указанных в части второй статьи 256 ТК РФ, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.»
В соответствии с ч. 1 ст. 93 ТК РФ по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок.
Согласно поданному заявлению в Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 01.11.2016 года ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> АССР, с 01 ноября 2016 являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на ребенка ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справки о заработной плате ФИО2 от 30 января 2018 года, она работала с августа месяца 2017 года в УФПС Ставропольского края - филиал ФГУП «Почта России» Невинномысский почтамт.
Сумма переплат пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период сентябрь - декабрь 2017 года составила 24525, 48 рублей, за январь 2018 года - 6131, 37 рублей.
Управление обязано выплачивать ФИО2 пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет до её устройства на работу. После трудоустройства, при наличии оснований выплачивать ФИО2 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет должен работодатель.
ФИО2 была лично предупреждена о сложившейся ситуации и о необходимости возврата денежных средств. От добровольного возврата денежных средств она отказалась. В адрес ответчика направлялись ответы на обращения с разъяснением от 15.03.2018 года, 10.05.2018 года, уведомление о прекращении выплаты от 08.02.2018 года, досудебная претензия от 26.03.2018 года № 1100 была вручена ей лично в руки с разъяснениями размера выплаты и основания сложившейся переплаты.
Получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты. В случае если в текущем месяце наступают обстоятельства, влекущие прекращение выплаты ежемесячных пособий (смерть ребенка, устройство получателя пособия на работу и др.), но выплата пособия за текущий месяц уже произведена, оснований для удержания излишне выплаченного пособия за данный месяц не имеется. В этом случае у получателей пособия право на получение ежемесячных пособий прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Желание женщины осуществлять работу на условиях неполного времени, находясь в отпуске по уходу за ребенком, должно быть отражено в соответствующем заявлении, на основании которого работодателем ей устанавливается режим работы на условиях неполного рабочего времени. При этом при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Для выплаты пособия по уходу за ребенком предполагается наличие изменений условий работы физических лиц, осуществляющих уход за ребенком, и оплаты их труда в виде утраты заработка, что и является основанием для предоставления данной категории лиц мер государственной социальной поддержки. В связи с этим работодатели, осуществляя выплату данного пособия в указанных случаях, должны иметь возможность подтвердить Фонду социального страхования Российской Федерации факты наличия реальных трудовых отношений с сотрудниками, находящимися в отпуске по уходу за ребенком, установления для них режима неполного рабочего времени, оплаты труда пропорционально отработанному времени. Иное может стать основанием для отказа в возмещении им за счет средств ФСС РФ средств, выплаченных на пособия по уходу за ребенком.
Получатели государственных пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
Как следует из материалов дела, ФИО2 в августе месяце 2017 трудоустроилась на 0,9 ставки, каких-либо пособий на новом месте не получала. Отсюда следует, что при устройстве на работу к вышеназванному работодателю ею не написано соответствующее заявление, на основании которого работодателем установлен режим работы на условиях неполного рабочего времени, документально не оформлен перевод работника на режим неполного рабочего времени, не издан приказ об установлении режима работы на условиях неполного рабочего времени и отсутствует дополнительное соглашение к трудовому договору. Кроме того, 0,9 ставки не может квалифицироваться как неполное рабочее время, так как уменьшение продолжительности рабочего дня на 1 час не позволяет работнику фактически осуществлять уход за ребенком в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно ст.1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
В связи с чем, суд считает, что доводы УТСЗН администрации Кочубеевского муниципального района обоснованны и подлежат удовлетворению. Встречные требования ФИО2 суд считает не подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ФИО2 в пользу Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края сумму неосновательного обогащения в виде переплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с сентября 2017 года по январь 2018 года в размере 30656 рубля 85 копеек (тридцать тысяч шестьсот пятьдесят шесть рублей 85 копеек).
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края об установлении юридического факта ухода ФИО2 за ребенком ФИО4ДД.ММ.ГГГГ р. <...> в период с 04.08.2017 г. по 16.03.2018 года, признании за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ р. право на ежемесячное пособие по уходу за ФИО4ДД.ММ.ГГГГ р. выплачиваемое лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет, признании законным получение ФИО2 ежемесячного пособия по уходу за ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения выплачиваемого лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет через УТСЗН администрации Кочубеевского муниципального района, об обязании УТСЗН администрации Кочубеевского муниципального района выплатить ФИО2 пособие с 01.02.2018 г. по 16.03.2018 г. в сумме 9197 рублей - отказать.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2018 года и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца.
Судья А.В. Корниенко