Дело № 2-11257/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2016 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Гречко Е.С.,
при секретаре Поповой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-11257/2016 по иску прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к Общественно-государственному объединению «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» города Ростова-на-Дону об обязании провести паспортизацию объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону в период с 05.10.2016 г. по 02.11.2016 г. проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего соблюдение прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанной категории граждан общедоступности социальной инфраструктуры.
Проведенной проверкой установлено, что Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» в нарушение Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Приказа Минспорта России от 24.08.2015 г. № 825 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи», до настоящего времени не проведена паспортизация объекта социальной инфраструктуры, состоящего из здания дома физической культуры, спортивно-игрового комплекса, плавательного бассейна «Волна», расположенного по адресу: <адрес>, что не позволяет в надлежащей мере обеспечить доступность объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильной группы населения.
Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» города Ростова-на-Дону не составило паспорт объектов социальной инфраструктуры, в связи с чем нарушаются интересы инвалидов и маломобильной группы населения на доступную среду и не проведены работы по проектированию работ, требующихся для адаптации объекта.
На основании изложенного, прокурор просит суд обязать Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» города Ростова-на-Дону провести паспортизацию объекта социальной инфраструктуры, а именно: объекта Ростовской региональной организации Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», состоящее из здания дома физической культуры, спортивно-игрового комплекса, плавательного бассейна «Волна», расположенного по адресу: <адрес>.
Истец уполномоченного представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом.
Дел в отсутствие не явившегося истца рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.
В судебное заседание явилась представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований, однако пояснила, что единовременно устранить нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Как следует из пункта 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минспорта России от 24.08.2015 г. № 825 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи» руководители объектов, предоставляющих услуги в сфере физической культуры и спорта (далее - услуги), обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников:
условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым них услугам;
возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;
возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью сотрудников, предоставляющих услуги;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
допуск на объекты собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами;
оснащение объектов специальным спортивным инвентарем и оборудованием для занятия инвалидами физической культурой и спортом с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности;
обеспечение инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом в специализированных группах с учетом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности;
наличие сотрудников, подготовленных для проведения занятий по физической культуре и спорту с инвалидами.
Согласно пункту 4 вышеуказанного приказа Минспорта оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и услуг осуществляется Минспортом России и органами исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, с использованием следующих показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг (далее - показатели):
доля спортивных сооружений, соответствующих требованиям по обеспечению условий их доступности для инвалидов, от общего количества спортивных сооружений;
доля вновь введенных в эксплуатацию с 1 июля 2016 года спортивных сооружений, полностью соответствующих требованиям доступности объектов и услуг для инвалидов, в которых предоставляются услуги населению, от общего количества вновь вводимых спортивных сооружений;
доля существующих спортивных сооружений, которые в результате проведения капитального ремонта, реконструкции, модернизации, после 1 июля 2016 года полностью соответствуют требованиям доступности объектов и услуг для инвалидов, от общего количества спортивных сооружений, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию;
доля спортивных сооружений, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по зданию и (при необходимости по территории объекта), в том числе имеются:
выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов;
сменные кресла-коляски;
адаптированные лифты (при необходимости и технической возможности);
поручни;
пандусы;
подъемные платформы (аппарели) (при необходимости и технической возможности);
раздвижные двери;
доступные входные группы;
доступные санитарно-гигиенические помещения;
достаточная ширина дверных проемов, лестничных маршей, площадок;
доля сотрудников, проводящих занятия по физической культуре и спорту с инвалидами, от общего количества сотрудников, проводящих занятия по физической культуре и спорту;
доля сотрудников, прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, от общего количества работающих сотрудников;
доля сотрудников, предоставляющих услуги, на которых возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг, от общего количества сотрудников, предоставляющих данные услуги населению;
доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
доля детей-инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
доля учреждений, предоставляющих услуги в сфере физической культуры и спорта для инвалидов от общего количества учреждений, предоставляющих услуги в сфере физической культуры и спорта.
Пунктом 7 приказа Минспорта предусмотрено, что руководители объектов, предоставляющих услуги, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее - обследование и паспортизация, паспорт соответственно).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кировского района г.Ростова-на-Дону в период с 05.10.2016 г. по 02.11.2016 г. проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего соблюдение прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанной категории граждан общедоступности социальной инфраструктуры.
Проведенной проверкой установлено, что Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» в нарушение Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Приказа Минспорта России от 24.08.2015 г. № 825 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи», до настоящего времени не проведена паспортизация объекта социальной инфраструктуры, состоящего из здания дома физической культуры, спортивно-игрового комплекса, плавательного бассейна «Волна», расположенного по адресу: <адрес>, что не позволяет в надлежащей мере обеспечить доступность объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильной группы населения.
Согласно пункту 8 приказа Минспорта паспорт должен содержать следующие разделы:
а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;
б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка;
в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка;
г) предлагаемые управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимым для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, при составлении паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры производится анализ доступности объекта для инвалидов и маломобильной группы населения и объем необходимых работ для адаптации объекта.
В нарушение вышеуказанных положений законодательства Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» города Ростова-на-Дону не составило паспорт объектов социальной инфраструктуры, в связи с чем нарушаются интересы инвалидов и маломобильной группы населения на доступную среду и не проведены работы по проектированию работ, требующихся для адаптации объекта.
На основании совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что требования истца основаны на требованиях закона, доказаны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к Общественно-государственному объединению «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» города Ростова-на-Дону об обязании провести паспортизацию объекта удовлетворить.
Обязать Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» города Ростова-на-Дону провести паспортизацию объекта социальной инфраструктуры, а именно: объекта Ростовской региональной организации Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», состоящего из здания дома физической культуры, спортивно-игрового комплекса, плавательного бассейна «Волна», расположенного по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.С. Гречко
В окончательной форме решение изготовлено 26 декабря 2016 г.