Дело № 2-1319/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 27 июня 2014 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Т.А. Аганиной,
при секретаре Ю.В. Горяминской,
с участием представителя Прокурора Челябинской области Мурашова А.В.,
представителя третьего лица УФМС России по Челябинской области ФИО1,
представителя ответчика Правительства Челябинской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Челябинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия Правительства Челябинской области незаконным, о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Челябинской области о признании бездействия незаконным, о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой области проверки исполнения законодательства о специальных учреждениях для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, установлен факт ненадлежащего исполнения органами исполнительной власти Челябинской области полномочий в названной сфере правоотношений.
Так, в силу действующих правовых актов иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации либо депортации. До создания в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и введения в эксплуатацию специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации, полиция исполняла обязанности по содержанию указанных лиц в специально отведенных помещениях органов внутренних дел, до ДД.ММ.ГГГГ. При этом, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов подбора и передачи федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции, зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации. Однако, в нарушение приведенных требований федерального законодательства соответствующие здания с прилегающими земельными участками, пригодные для размещения в них специальных учреждений, правительством Челябинской области до настоящего времени не подобраны и не переданы Федеральной миграционной службе России либо ее территориальному органу в субъекте Российской Федерации (УФМС России по области). Предпринятые меры по подбору зданий с прилегающими земельными участками для размещения в них специальных учреждений не дали положительных результатов. Уклонение ответчика от исполнения возложенных законом обязанностей по подбору и передаче федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции необходимых зданий с прилегающими земельными участками в целях размещения специальных учреждений, нарушает права неопределенного круга лиц, в лице иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, депортации, реадмиссии, на пребывание в условиях, отвечающих установленным требованиям.
С учетом уточнения заявленных требований, просил: признать бездействие Правительства Челябинской области в части неосуществления полномочий по подбору и передаче Федеральной миграционной службе в целях размещения специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным; возложить обязанность на Правительство Челябинской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить подбор и передачу федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции, зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям и (или) помещениям, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или депортации", в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии (т. 1 л.д. 97-100).
В судебном заседании представитель Прокурора Челябинской области Мурашов А.В. на уточненных исковых требованиях настаивал.
Представитель третьего лица УФМС России по Челябинской области ФИО1 поддержала исковые требования Прокурора Челябинской области.
Представитель ответчика Правительства Челябинской области ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо ГУМВД РФ по Челябинской области исключен из числа третьих лиц.
Представители третьих лиц Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Главного управления по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области, Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав прокурора отдела Челябинской областной прокуратуры Мурашова А.В., представителя УФМС России по Челябинской области ФИО1,представителя ответчика Правительства Челябинской области ФИО2, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Однако, исходя из положений действующего гражданского процессуального законодательства, данное обращение должно быть обоснованным.
Так, из положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита возможна только в случае реального нарушения прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. То есть выбор способа защиты нарушенного права должен привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Пунктом 9 ст. 31, п. 2 ст. 32.2 и п. 5 ст. 34 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено помещение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации, реадмиссии либо административному выдворению за пределы Российской Федерации в специальные учреждения.
В соответствии с подпунктом 76 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопроса по подбору и передаче федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения сроков передачи полномочий по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации" указанные выше полномочия должны быть осуществлены органами государственной власти субъекта Российской Федерации до 1 апреля 2014 года.
Согласно п.1 ст. 26.12 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта РФ, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что органы государственной власти субъекта РФ вправе передавать имущество субъекта РФ во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании было установлено, что в целях реализации полномочия по подбору и передаче зданий с прилегающими земельными участками принято постановление Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной программе Челябинской области «Капитальное строительство в Челябинской области на 2014-2016 годы» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) (полномочие на принятие указанной государственной программы Правительством Челябинской области предусмотрено ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а также постановление Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечне объектов капитального строительства государственной собственности Челябинской области и собственности муниципальных образований Челябинской области на 2014-2016 годы», в соответствии с которыми на строительство специального учреждения в областном бюджете предусмотрены средства в сумме *** рублей.
Данное постановление Правительства Челябинской области было принято, в связи с тем, что проведенная работа по подбору помещения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации за пределы РФ не дала результатов.
Межведомственной рабочей группой органов исполнительной власти Челябинской области по реализации закона № 115-ФЗ были изучены все возможные варианты зданий и помещений на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к зданиям, и (или) помещениям, предаваемым субъектами РФ в целях размещения специальных учреждений и лиц без гражданства, подлежащих депортации или принудительному выдворению за пределы РФ». Поскольку ни один из рассмотренных вариантов зданий не соответствовал необходимым требованиям, было принято решение о строительстве нового здания площадью не менее 1200 кв.м. в ДД.ММ.ГГГГ. Срок сдачи объекта ДД.ММ.ГГГГ.
В подтверждение отсутствия со стороны Правительства Челябинской области незаконного бездействия, представлены доказательства того, что Правительство Челябинской области предлагало под создание спец.учреждения здания части школы закрытого типа расположенного <адрес>, расположенного <адрес>.
Представлены доказательства того, каким образом решался вопрос по исполнению Правительством Челябинской области требований федерального законодательства.
Так, министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, просчитывало 2 варианта, в их числе были: реконструкция существующего здания (бывшая инфекционная больница) для размещения специального учреждения для содержания иностранных граждан (на 150 человек), либо строительство нового здания вместимостью 150 человек, на участке: <адрес>, двухэтажное здание, площадью 1100 кв.м. без учета площади технического подполья.
Кроме того, решался вопрос о передаче в аренду Челябинской области здания по адресу: <адрес> для временного содержания УФМС России по Челябинской области, до окончания строительства нового здания.
В соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О передаче недвижимого имущества с баланса УМВД России по г. Челябинску на баланс УФМС России по Челябинской области» здание по адресу: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за УФМС России по Челябинской области.
Также, суд учитывает, что в Постановление Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которыми Правительство Челябинской области должно осуществить полномочия по подбору и передаче Федеральной миграционной службе в целях размещения специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 215-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», зданий с прилегающими земельными участками (вместо здания и (или) помещения), соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, дополнительно предъявлены требования к прилегающим к зданиям земельным участкам, а именно:
Прилегающие к зданиям земельные участки должны иметь площадь, позволяющую разместить на этих участках:
а) гараж-стоянку;
б) складские и хозяйственные постройки;
в) мусоросборник;
г) прогулочный двор;
д) ограждение с охранно-тревожной сигнализацией.
Прогулочные дворы должны непосредственно прилегать к зданиям, в которых содержатся иностранные граждане, и иметь отдельный вход в здание специального учреждения.
Данные изменения вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, и в момент рассмотрения данного дела судом Правительство Челябинской области не имело реальной возможности в течение 7 дней (срок вступления в силу) после опубликования данных изменений решить вопрос по подбору и передаче федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, зданий с земельными участками, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к абсолютно твердому выводу о том, что предъявленные прокурором требования являются необоснованными, поскольку в настоящее время действия Правительства Челябинской области не носят и не носили противоправного характера в рассматриваемой части, не нарушают требования закона. Правительство Челябинской области приняло все зависящие от него реальные действия по исполнению федерального законодательства.
Утверждение представителя ответчика о вмешательстве в компетенцию исполнительной власти, основано на ином понимании закона.
Доводы прокурора Челябинской области о нарушении прав иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, в связи с отсутствием специальных учреждений, не основаны на доказательствах. Суду не представлено доказательств, что условия содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации ухудшилось по сравнению с периодом, предшествующим ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (передача и земельного участка), и не представлено доказательств того, что причиной этого явились действие или бездействие Правительства Челябинской области.
Фактически решив вопрос о строительстве нового здания для размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, срок ввода которого ДД.ММ.ГГГГ, Правительство Челябинской области исполнило возложенную на него обязанность по исполнению федерального законодательства.
Таким образом, в судебном заседании не установлено незаконного бездействия Правительства Челябинской области по исполнению федерального законодательства в части исполнения ФЗ № 215-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а поэтому основания для возложения на Правительство Челябинской области обязанности осуществить подбор здания с прилегающим земельным участком, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и передать соответствующе здание с прилегающим земельным участком Федеральной миграционной службе России, в срок до ДД.ММ.ГГГГ суд считает необходимым оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Челябинской области о признании бездействия Правительства Челябинской области в части неосуществления полномочий по подбору и передаче Федеральной миграционной службе в целях размещения специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 215-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, об обязании Правительство Челябинской области осуществить подбор здания с прилегающим земельным участком, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и передать соответствующе здание с прилегающим земельным участком Федеральной миграционной службе России, в срок до ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий п/п Т.А. Аганина
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Т.А. Аганина
Секретарь Ю.В. Горяминская
Решение вступило в законную силу «_____»__________2014 г.
Судья Т.А. Аганина
Секретарь