Мотивированное решение
изготовлено 29 января 2016 года
Дело № 2-1126/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2016 года город Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Седякиной И.В., при секретаре Кудлай Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПОО «Народный Контроль» в интересах истца Тихоновой а с к Приморскому отделению Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк России» о защите прав потребителей,
установил:
ПОО «Народный Контроль» в интересах истца Тихоновой а с обратилась в суд с исковым заявлением к Приморскому отделению Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк России» о защите прав потребителей, указав, что ответчик заблокировал банковскую карту №, которая ранее была выдана на имя истицы, в результате чего истица длительное время не может воспользоваться своими денежными средствами в сумме <...> руб. дата ответчик направил истице уведомление о расторжении договоров банковского счета, включая и спорный счет, однако только дата ответчик после неоднократных обращений выдал истице с ее банковской карты денежные средства в сумме <...> руб. Остаток в размере <...> руб. возвращен не был.
Просит взыскать с ответчика в пользу истца остаток на счете в размере <...> руб., неустойку за неисполнение требований о снятии блокировки со счета по дата<...> руб., неустойку за неисполнение требований в части возврата остатка по счету по дата в сумме <...> руб., компенсацию морального вреда <...> руб., штраф.
В судебное заседание истец и представитель ПОО «Народный контроль» не явились, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, представила письменный отзыв.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В силу ст. 858 ГК РФ ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства,
находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
Право на приостановление и на отказ от выполнения операции по распоряжению клиента предусмотрено Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Положениями ст. 7 указанного Федерального закона закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок предоставления информации в уполномоченный орган.
Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «О легализации» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основания полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основание полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При этом из указанной нормы следует, что она не устанавливает перечень сведений, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений.
В соответствии с п. 11 ст. 7 указанного закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона.
Таким образом, из указанных требований закона следует, что при реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в п. 2 ст. 7 ФЗ «О легализации» и, соответственно, является основанием для документального фиксирования информации, то банк вправе запросить у клиента предоставления документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций.
В соответствии с пунктом 1.2. Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма №881-8-р от 30.12.2014 г. (далее - Правила №881-8-р от 30.12.2014 г.) - ПВК в целях ПОД/ФТ ПАО Сбербанк разработаны в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ 121), Положением Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», нормативными актами и рекомендациями Банка России, Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), Федеральной службы по финансовым рынкам, а также с учетом рекомендаций, содержащихся в документах FATF (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), Базельского комитета по банковскому надзору и Вольфсбергских принципах, и определяют основные цели, задачи, требования внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В рамках осуществления Банком мероприятий по реализации правил внутреннего контроля, в соответствии с Правилами № 881-8-р от 30.12.2014 г. Банком были выявлены операции по счету банковской карты истицы Visa Gold №, которые имели признаки, указывающие на их необычный характер, а именно признаки, соответствующие коду вида признака 1411, указанному в Приложении № 4 к Правилам № 881-8-р «Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц на банковские счета физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме, либо с их последующим переводом на банковские счета третьих лиц, либо с последующим проведением указанных операций в различных пропорциях в течение нескольких дней».
Так, выпиской по счету № подтверждается, что за период с дата по дата на счет истицы поступили денежные средства в общей сумме свыше <...>. рублей. Поступившие денежные средства списывались со счета в течение нескольких дней с момента поступления.
В отношении данных операций, признанных Банком сомнительными, были сформированы и направлены в уполномоченный орган электронные сообщения (ОЭС) №№.
В соответствии с п. 8.2 Методики выполнения распоряжения клиента о получении наличных денежных средств со счета (вклада), оплаты сберегательных сертификатов и отказа от заключения договора банковского счета (вклада) в случае наличия подозрений в совершении операций по «обналичиванию» денежных средств от 15.10.2013 № 3044, в случае выявления клиентов, операции которых соответствуют признакам, указывающим на необычный характер операций/сделок, направленных на «обналичивание» денежных средств, определенных Приложением 4 Правил № 881-8-р, подразделение финансового мониторинга инициирует блокирование банковских карт, отключение Сбербанк Онл@йн.
Отказ Клиенту, осуществляющему операции, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе, в приеме от него распоряжений о совершении операций по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, предусмотрено также п. 5.9.1 Правил №881-8-р от 30.12.2014 г.
Право Банка приостановить или прекратить действие карты предусмотрено также условиями договора, заключенного с клиентом (п. 2.10 Условий использования международных карт ОАО «Сбербанк России»).
Таким образом, действия Банка по блокированию принадлежащей истицы банковской карты № осуществлены в рамках реализации мероприятий по исполнению требований Федерального закона № 115-ФЗ, являются правомерными и соответствуют рекомендациям, изложенным в Письме Центрального банка Российской Федерации от 27.04.2007 № 60-Т, которым кредитным организациям рекомендовано отказывать клиентам в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания в случае выявления сомнительных операций клиентов.
Поскольку в течение календарного года Банком дважды были приняты решения об отказе в выполнении распоряжений клиента о совершении операций по счету № в сумме <...> руб. от дата и в сумме <...> руб. от дата, в соответствии с п. № ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, Банком принято решение о расторжении договоров банковского счета, заключенных с истцом №, №, №, №, №, №.
В связи с этим, Банком в адрес истца было направлено соответствующее уведомление № от дата.
В данном уведомлении истец в том числе информируется о необходимости возврата денежных средств со счета.
В соответствии с п. 3.10 Условий, возврат остатка денежных средств клиенту осуществляется на основании заявления клиента.
На основании обращения клиента, дата Тихоновой А.С. была осуществлена выдача наличных денежных средств со счета банковской карты № № в сумме <...> руб., что подтверждается представленным истицей чеком.
Доказательств невыдачи Банком денежных средств в сумме <...> руб. со счета истицы на основании ее заявления - материалы дела не содержат.
Согласно ст. 866 ГК РФ банк может быть привлечен к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручение клиента. Однако такое неисполнение должно носить неправомерный характер.
В данном случае, действия Банка по блокировке банковской карты истицы, с помощью которой истице прекращено оказание услуг дистанционного банковского обслуживания -являются правомерными, т.к. Банк действовал в рамках, возложенных на него Законом о противодействии легализации преступных доходов публично-правовых обязанностей по осуществлению контроля за расчетными операциями.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования ПОО «Народный Контроль» в интересах истца Тихоновой а с к Приморскому отделению Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк России» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 29.01.2016 года.
Судья И.В. Седякина