ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1126/2014 от 03.07.2014 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-1126/2014

РЕШЕНИЕ  Именем Российской Федерации      03 июля 2014 года г.Черногорск

 Черногорский городской суд Республики Хакасия

 в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,

 при секретаре Хохряковой Н.Е.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Черногорска, Комитету по управлению имуществом г.Черногорска о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор г.Черногорска обратился в суд с указанным иском к Администрации г.Черногорска, просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неподаче в Черногорский отдел Управления Росреестра по Республике Хакасия заявления о принятии на учет бесхозяйного электрооборудования (ВЛ-0,4 кВ от ТП 26-03-08 «ИП Ситкин Ф.Н.» до ГБУ РХ «Социальная гостиница», ВЛ-110кВ С-339 от опоры *** через отпаечные опоры № 1-:-*** за минусом 1 м до ПС «Искож» и ВЛ-110кВ С-90/С-340 от опоры *** через отпаечные опоры №1-:-*** за минусом 1 м до ПС «Искож»), возложить на Администрацию г.Черногорска обязанность по собиранию необходимых документов и обращению в Черногорский отдел Управления Росреестра по Республике Хакасия с заявлением о принятии на учет поименованного выше бесхозяйного электрооборудования в срок до 31.12.2014г.

 Исковые требования мотивированы тем, что указанные выше объекты не имеют собственника, иного лица, владеющего ими на законном праве. Данные обстоятельства установлены прокуратурой г.Черногорска в результате проведения проверки по обращению заместителя генерального директора ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» - управляющего ОАО «Хакасэнергосбыт». Согласно информации Администрации г.Черногорска спорные объекты находятся на территории г.Черногорска. По информации ОАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго», ООО «Экопромпуть», ГБУ РХ «Социальная гостиница», индивидуального предпринимателя Ситкина Ф.Н. спорные объекты указанным лицам не принадлежат и ими не обслуживаются. Сведения о собственниках вышеуказанных сетей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Поскольку спорные бесхозяйственные объекты находятся на территории г.Черногорска, бездействие Администрации г.Черногорска свидетельствует о невыполнении обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 225 ГК РФ. Отсутствие собственника электрооборудования приводит к некачественному электроснабжению объектов ЖКХ г.Черногорска, населения г.Черногорска и Усть-Абаканского района.

 Определением Черногорского городского суда от 05.06.2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца привлечены индивидуальный предприниматель Ситкин Ф.Н., ООО «Экопромпуть», ГБУ РХ «Социальная гостиница», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, ОАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго», ОАО «Хакасэнергосбыт», ТУ Росимущества в Республике Хакасия (л.д. 33).

 Определением суда от 26.06.2014 г. по ходатайству прокурора г.Черногорска к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом г.Черногорска (л.д. 56-57).

 В судебном заседании старший помощник прокурора г.Черногорска Цицилина О.А. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

 Представитель ОАО «Хакасэнергосбыт» Сидеев К.В., действующий на основании доверенности, директор ООО «Экопромпуть» Ильянов В.В. в судебном заседании иск прокурора г.Черногорска поддержали.

 Представитель Администрации г.Черногорска Луферчик Ю.А., действующий на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований прокурора г.Черногорска просил отказать, в своих устных объяснениях и письменном отзыве на иск (л.д. 70-71) ссылаясь на то, что прокурором г.Черногорска не представлены доказательства того, что спорные электросети являются обособленными объектами недвижимого имущества. Спорные объекты относятся к движимым вещам, являются частью единых неделимых имущественных комплексов. Прокурором г.Черногорска не представлено доказательств того, что спорные объекты являются бесхозяйными объектами, поскольку по сведениям Комитета по управлению имуществом г.Черногорска данные электролинии принадлежат ЗАО «Черногорский Искож Регенерат». Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе ст. 225 ГК РФ, не содержит прямого предписания, обязывающего орган местного самоуправления обращаться с заявлениями о постановке на учет бесхозяйного имущества. Согласно абзацу второму ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией с использованием спорных электролиний несут организации, к электрическим объектам которых такие объекты присоединены.

 Представитель Комитета по управлению имуществом г.Черногорска Аношкина И.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск также не признала по аналогичным основаниям (л.д. 72-77).

 Представители ОАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго», ТУ Росимущества в Республике Хакасия, ГБУ РХ «Социальная гостиница», Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, индивидуальный предприниматель Ситкин Ф.Н., надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений против иска не высказали (л.д. 44, 48-50).

 Руководствуясь ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Выслушав прокурора, представителей ответчиков, иных участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 Из сообщений ОАО «Хакасэнергосбыт», Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, ОАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго», ООО «Экопромпуть», индивидуального предпринимателя Ситкина Ф.Н., ГБУ РХ «Социальная гостиница» (л.д. 4-7, 12, 21-23) и представленных в материалы дела актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон (л.д. 13-20, 24-31) следует, что объекты электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ от ТП 26-03-08 «ИП Ситкин Ф.Н.» до ГБУ РХ «Социальная гостиница», ВЛ-110кВ С-339 от опоры *** через отпаечные опоры № 1-:-*** за минусом 1 м до ПС «Искож» и ВЛ-110кВ С-90/С-340 от опоры *** через отпаечные опоры №1-:-*** за минусом 1 м до ПС «Искож» в собственности указанных выше лиц не находятся.

 В федеральной собственности и государственной собственности Республики Хакасия спорные объекты также не находятся (л.д. 50, 69).

 Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Республике Хакасия от *** права на указанные выше объекты электросетевого хозяйства в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы (л.д. 9-11).

 По информации Администрации г.Черногорска от *** спорные объекты расположены на территории г.Черногорска (л.д. 8).

 Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

 На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

 В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

 В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

 В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

 Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" одним из принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

 В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

 Доводы представителей ответчиков о том, что спорные объекты не относятся к недвижимы вещам и являются частью единых неделимых имущественных комплексов судом во внимание не принимаются, поскольку объекты электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ от ТП 26-03-08 «ИП Ситкин Ф.Н.» до ГБУ РХ «Социальная гостиница», ВЛ-110кВ С-339 от опоры *** через отпаечные опоры № 1-:-*** за минусом 1 м до ПС «Искож» и ВЛ-110кВ С-90/С-340 от опоры *** через отпаечные опоры №1-:-*** за минусом 1 м до ПС «Искож» прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению не представляется возможным, при этом данные объекты индивидуально определены, отграничены от имущества собственников смежных объектов электросетевого хозяйства, что подтверждается имеющимися в деле актами разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

 В обоснование своих возражений против иска представители Администрации г.Черногорска и Комитета по управлению имуществом г.Черногорска ссылаются на абзац второй ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в соответствии с которым ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены, и ч. 4 ст. 28 названного Федерального закона, которая устанавливает, что при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.

 Однако приведенные положения Федерального закона № 35-ФЗ не подтверждают доводы ответчиков, а свидетельствуют об обоснованности исковых требований прокурора г.Черногорска, поскольку возложение бремени содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены, предусмотрено законом при условии включения в тарифы расходов на содержание таких сетей, что в конечном итоге свидетельствует о возложении данного бремени на потребителей (в том числе граждан), приобретающих (оплачивающих) услуги энергоснабжающих организаций по утвержденным тарифам, включающим в себя и расходы на содержание бесхозяйных сетей.

 В отношении имущества, которое имеет собственника, бремя его содержания статьей 210 ГК РФ возложено именно на собственника.

 Довод представителей ответчиков о том, что прокурором г.Черногорска не представлены доказательства наличия у спорных объектов статуса бесхозяйного имущества, судом во внимание не принимается, поскольку в материалы дела представлены доказательства отсутствия зарегистрированного в установленном порядке права собственности на спорные объекты (уведомления об отсутствии сведений в ЕГРП), а также информация всех заинтересованных лиц об отсутствии у них каких-либо прав на спорное имущество. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

 Доводы ответчиков о принадлежности спорных объектов ЗАО «Черногорский Искож Регенерат» какими-либо доказательствами в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не подтверждены.

 Утверждение ответчиков об отсутствии в действующем законодательстве нормы, обязывающей орган местного самоуправления обращаться с заявлениями о постановке на учет бесхозяйного имущества основано на неправильном толковании норм материального права, поскольку на такую обязанность органа местного самоуправления прямо указано в абзаце первом пункта 3 статьи 225 ГК РФ, пункте 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580).

 Таким образом, поскольку оспариваемое бездействие Администрации г.Черногорска противоречит действующему законодательству Российской Федерации, препятствует реализации Администрацией г.Черногорска решению вопроса электроснабжения населения, суд находит исковые требования прокурора г.Черногорска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В соответствии с п. 2.1.3 Положения о Комитете по управлению имуществом г.Черногорска, утвержденного решением Совета депутатов г.Черногорска от 25.09.2008 г. № 58, функции подготовки документов для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества возложены на Комитет.

 Поскольку возражений относительно срока исполнения решения суда, указанного в исковом заявлении прокурором г.Черногорска (до 31.12.2014 г.), ответчиками не заявлено, суд полагает возможным в этой части с доводами истца согласиться.

 Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

 Иск удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие Администрации г.Черногорска, Комитета по управлению имуществом г.Черногорска, выразившееся в непринятии мер к подаче в Черногорский отдел Управления Росреестра по Республике Хакасия заявления о принятии на учет следующего бесхозяйного электрооборудования: ВЛ-0,4 кВ от ТП 26-03-08 «ИП Ситкин Ф.Н.» до ГБУ РХ «Социальная гостиница», ВЛ-110кВ С-339 от опоры *** через отпаечные опоры № 1-:-*** за минусом 1 м до ПС «Искож» и ВЛ-110кВ С-90/С-340 от опоры *** через отпаечные опоры №1-:-*** за минусом 1 м до ПС «Искож».

 Обязать Комитет по управлению имуществом г.Черногорска в срок до *** подговить необходимые документы и обратиться в Черногорский отдел Управления Росреестра по Республике Хакасия с заявлением о принятии на учет следующего бесхозяйного электрооборудования: ВЛ-0,4 кВ от ТП 26-03-08 «ИП Ситкин Ф.Н.» до ГБУ РХ «Социальная гостиница», ВЛ-110кВ С-339 от опоры *** через отпаечные опоры № 1-:-*** за минусом 1 м до ПС «Искож» и ВЛ-110кВ С-90/С-340 от опоры *** через отпаечные опоры №1-:-*** за минусом 1 м до ПС «Искож»).

 На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий Д.М. Дмитриенко

 Справка: мотивированное решение составлено 08.07.2014 г.

 Судья Д.М. Дмитриенко