Дело № 2-1126/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2018 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Склянной Н.Н.,
при секретаре Дуданец А.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Товариществу собственников недвижимости Жилой Комплекс «Дуки 64» о признании незаконно начисленной суммы за оплату электроэнергии, аннулировании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в квитанции на оплату коммунальных услуг от мая 2017 года л/с №... ему была начислена сумма к оплате за электроэнергию с учетом перерасчета по причине выявленного нарушения работы прибора учета в размере 17658 руб.
26.10.2017 года ФИО1 в адрес ответчика была направлена претензия с просьбой аннулировать задолженность как незаконно начисленную, однако 10.11.2017 года ответчиком в этом было отказано.
Ввиду того, что прибор учета электроэнергии установлен не в жилом помещении, а в подъезде, а, следовательно, доступ к прибору учета мог быть осуществлен без присутствия потребителя, истец считает, что ответчиком незаконно начислена сумма оплаты за электроэнергию по квитанции от мая 2017 года л/с №....
На основании вышеизложенного, истец просил суд признать незаконно начисленной ТСН «Жилой Комплекс «Дуки 64» сумму в размере 17658 руб. по квитанции от мая 2017 года л/с №... ФИО1; обязать ответчика аннулировать задолженность как незаконно начисленную по квитанции от мая 2017 года л/с №... ФИО1
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали заявленные требования, просили суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика ТСН «Жилой Комплекс «Дуки 64» по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, указав, что в феврале 2017 года электрический счетчик №... был принудительно заменен товариществом как неисправный, ввиду вмешательства потребителем в его работу. Факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета выразился в повреждении сверхчувствительного магнитного индикатора в результате воздействия на него магнитным полем. В этой связи истцу произведен перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Управление многоквартирным жилым домом, расположенным <адрес>, осуществляет Товарищество собственников недвижимости «Жилой комплекс Дуки 64» (далее - Товарищество), на основании протокола общего собрания № 1/2016-64 от 6 декабря 2016 года и свидетельства о регистрации ТСН в налоговых органах №... от <дата>.
Согласно п. 9. ст. 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений ст. 138, Главы 13 раздела VI ЖК РФ.
В силу п.2 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса.
Поставка электроэнергии в многоквартирный дом <адрес> осуществляется в соответствии с договором энергоснабжения №6045/БГО от 01.12.2016, заключенным ТСН «Жилой комплекс Дуки 64» с ООО «ТЭК-Энерго».
Как установлено судом, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги ТСН «Жилой комплекс Дуки 64» производит самостоятельно.
Начисления платы за электроэнергию собственникам многоквартирного дома <адрес> производятся на основании данных, полученных Товариществом по показаниям приборов учёта электроэнергии, установленных в тамбурах лестничных площадок.
В соответствии с п.80 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 81(11) Постановления предусмотрено, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось истцом, что на лестничной площадке квартир №... и №... многоквартирного дома <адрес> установлена дверь, в связи с чем, свободный доступ к прибору учёта электроэнергии не может быть осуществлен без присутствия потребителя.
Согласно акту ввода в эксплуатацию (поверки, замены) индивидуальных приборов учета коммунальных услуг ТСН «Дуки 64/3» от 19.04.2016г. в квартире <адрес> на приборах учёта, в том числе электрическом счетчике, были установлены индикаторы антимагнитных пломб, собственнику был разъяснен порядок эксплуатации приборов учёта и разъяснена ответственность за содержание, сохранность и целостность приборов учёта и пломб. Данный акт подписан представителем собственника З.А.
По договору цессии от 21.12.2016 года все обязанности и права ТСН «Дуки 64/3», возникшие в период его деятельности, в том числе обязанности по оплате поставленных коммунальных ресурсов в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета и права требования задолженности по оплате коммунальных платежей с квартир, расположенных <адрес>, в размере сложившейся задолженности за период с июня 2015 года по ноябрь 2016 года включительно, а также пени, переданы ТСН Жилой комплекс «Дуки 64».
09 февраля 2017г. при проведении ТСН Жилой комплекс «Дуки 64» проверки состояния приборов учета электроэнергии, в том числе и электросчётчика №..., установленного для квартиры №..., и проведении контроля сохранности индикаторов магнитных пломб был зафиксирован факт несанкционированного вмешательства в работу данного прибора учета, выразившийся в повреждении сверхчувствительного магнитного индикатора, в результате воздействия на него магнитным полем.
В связи с чем, 09.02.2017 года ТСН Жилой комплекс «Дуки 64» был составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, в котором отмечено, что прибор учета электрической энергии для квартиры <адрес> установлен в помещении (закрытом тамбуре коридора), доступ к которому не может быть осуществлен без присутствия потребителя. Несанкционированное вмешательство в работу прибора учета выразилось в повреждении сверхчувствительного магнитного индикатора в результате воздействия на него магнитным полем. От подписания акта собственник отказался.
В тот же день составлен акт ввода в эксплуатацию (поверки, замены) индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, в соответствии с которым заменена антимагнитная пломба прибора учета.
Данные акты посредством почтовой связи были направлены ФИО1 10.02.2018 года.
13.02.2017 года ТСН «ЖК Дуки 64» произведена замена прибора учета электроэнергии, относящегося к квартире <адрес>.
В связи с тем, что прибор учёта электроэнергии установлен в помещении (закрытом тамбуре коридора), доступ к которому не может быть осуществлен без присутствия потребителя, товариществом произведён перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с п. 81(11) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, а именно: перерасчет произведён за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Постановлением Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.06.2013 № 20/3-нэ «О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для потребителей Брянской области» установлены нормативы потребления для жилых помещений, оборудованных газовыми плитами, с учетом дифференциации в зависимости от количества комнат и количества человек, проживающих в жилом помещении.
В квартире, принадлежащей ФИО1 согласно данным поквартирной карточки проживает 4 человека.
Формула для расчёта следующая:
Сумма к оплате = N х кол-во зарегистрир. граждан х тариф х коэфф 10 х кол-во месяцев.
где N = 45кВ на/чел. в месяц (согласно Приказу УГРТ Брянской области №20/3- нэ от 19 июня 2013 г);
кол-во зарегистрированных граждан = 4 чел. (согласно данным поквартирной карточки);
тариф = 3,27 руб/кв (согласно Приказу УГРТ Брянской области № 36/4э от 16.12.2016г);
кол-во месяцев =3
Таким образом, размер оплаты составляет = 17 658,00 руб. (45х4 х 3,27 х 10 х 3 = 17 658,00 руб.).
Судом проверен данный расчет ответчика и признан правильным, составленным в соответствии с требованиями п. 81(11) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Истцом приведенный расчет не оспорен.
Суд находит несостоятельным довод истца о неправомерном применении ответчиком вышеуказанных норм Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 со ссылкой на расположение прибора учета в помещении, доступ к которому является общедоступным.
Собственник квартиры несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Исходя из вышеизложенного, сохранность, целостность и своевременная замена прибора учета электроэнергии является не правом, а обязанностью истца.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным начисления платы коммунальных услуг по электроснабжению ФИО1, в связи с чем не подлежат удовлетворению производные исковые требования об аннулировании задолженности за оплату электроэнергии.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Товариществу собственников недвижимости Жилой Комплекс «Дуки 64» о признании незаконно начисленной суммы за оплату электроэнергии, аннулировании задолженности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Склянная
Резолютивная часть решения суда оглашена 06.04.2018 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 11.04.2018 г.