ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1126/2021 от 22.07.2021 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело № 2-1126/2021

УИД 43RS0017-01-2021-001463-22

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 22 июля 2021 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области

в составе председательствующего судьи Аксеновой Е.Г.,

при секретаре Мурашкиной А.В.,

с участием помощника прокурора - ФИО3, представителя Администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» по доверенности – ФИО4 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1126/2021 по исковому заявлению Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» о возложении обязанности ликвидировать свалку,

установил:

Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, с иском к администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» о возложении обязанности ликвидировать свалку.

Определением судьи в порядке подготовки дела к судебному разбирательству от <дата> в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - сдт. «Сирена» в лице председателя ФИО2

Определением судьи от <дата> в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено – Управление Ростреестра по Кировской области.

В обоснование иска указано, что городской прокуратурой в деятельности администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой выявлены нарушения закона. В ходе проведенной проверки установлено, что вблизи <адрес> обнаружена свалка строительных отходов объемом порядка 1-2 куб.м. Содержание вышеуказанного земельного участка осуществляется администрацией МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» <адрес>. Указанная свалка является несанкционированной и не отвечает требованиям, установленным для мест размещения отходов, в том числе, СанПиН 2.1.3684-21. Согласно п.п. 10 и п.п. 13 ст. 8 Устава муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области, принятого решением Кирово-Чепецкой районной Думы Кировской области от 28.12.2010 № 58/777, к вопроса местного значения района относятся: организация мероприятий по охране окружающей в границах муниципального образования; участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Городской прокуратурой <дата> в адрес главы администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» Кировской области вносилось представление, которое рассмотрено и не удовлетворено, нарушения закона не устранены до настоящего времени. Просит суд, обязать МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в русле <адрес>

В судебном заседании помощник Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО3 поддержала исковые требования к ответчику - администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области», указала, что до настоящего времени несанкционированная свалка администрацией не ликвидирована не смотря на то, что площадь свалки небольшая. Также суду пояснила, что свалка находится на земельном участке с кадастровым номером ***, право собственности, на который не зарегистрировано, границы данного земельного участка не установлены, данная территория не относится к сдт. «Сирена» так, как территория садоводства разграничивается по линии электропередач, а мусор находится на тропке рядом с водоемом. Небольшая часть отходов переходит на кадастровый квартал ***

Представитель ответчика - администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» по доверенности ФИО4 с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, указав, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие администрации района в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО), а обнаруженная несанкционированная свалка состоит, в том числе, из строительных отходов, которые не могут быть отнесены к категории ТКО, также указал, что на земельный участок, на котором большей частью находится несанкционированная свалка, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Суду подтвердил, что свалка до настоящего времени не ликвидирована. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представители третьих лиц - Министерства охраны окружающей среды Кировской области, садоводческого товарищества «***» и Управления Росреестра по Кировской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 51 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Закрепление в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения муниципального района, в том числе, вопроса участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов - предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Аналогичные положения закреплены и в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В п. п. 10, 13 ст. 8 Устава муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области, принятого решение Кирово-Чепецкой районной Думы Кировской области от 28.12.2010 № 58/777 (ред. от 21.11.2018) также закреплено, что к вопросам местного значения района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района.

Согласно ч. 1 и ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ земли общего пользования входят в состав земель населенных пунктов.

В соответствии со ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) земельными участками общего пользования являются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящие­ся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> Кировскому межрайонному природоохранному прокурору передано обращение гражданки ФИО5 с просьбой принять меры по ликвидации свалки, находящейся вблизи <адрес>, к обращению были приложены фотографии свалки, копии которых также имеются в материалах дела.

<дата> КОГБУ «Кировским областным природоохранным центром» был проведен осмотр береговой *** в ходе которого обнаружен земельный участок, который использовался для ведения садоводства. На участке в непосредственной близости от поймы <адрес> расположена постройка (баня). По имеющейся в министерстве окружающей среды Кировской области информации, территория находится на земельном участке с кадастровым номером ***. Указанный земельный участок находится в низменной местности, вследствие чего грунт (земля) имеет высокую влажность, о чем составлена соответствующая справка *** обследования территории.

<дата> в ответ на обращение ФИО5 Министерство окружающей среды <адрес> указало, что в сдт. «***» <адрес> на земельном участке с кадастровым кварталом *** обнаружено место несанкционированного размещения отходов в русле р. ***. В связи с тем, что установить лицо, причастное к организации указанной выше свалки, не представилось возможным, материалы обследования территории направлены в администрацию Кирово-Чепецкого района для принятия мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов.

<дата> Министерство окружающей среды Кировской области направило в адрес главы Кирово-Чепецкого района Кировской области информацию о необходимости принятия мер по ликвидации вышеуказанной свалки в срок до <дата>.

<дата> в адрес главы Кирово-Чепецкого района Кировской области из Министерства окружающей среды <адрес> поступил запрос на предоставление информации о принятых мерах по ликвидации свалки в русле р. *** на территории сдт. «***» <адрес> так, как в установленный срок (до <дата>) информация о принятых мерах не поступала.

В своем ответе от <дата> администрация <адрес> указала, что при комиссионном обследовании <дата> территории сдт. «***» несанкционированных свалок не обнаружено.

<дата> Министерство окружающей среды Кировской области обратилось в адрес Кирово-Чепецкого городского прокурора с просьбой принять меры прокурорского реагирования по факту обнаружения <дата> на территории <адрес> свалки отходов объемом порядка 1-2 куб.м. также указали, что в <дата> при повторном выезде и осмотре было установлено, что на свалку дополнительно привезли строительный мусор (крупные камни-валуны, грунт). Дополнительно указали, что непосредственно на территории сдт. «***» несанкционированных свалок не обнаружено.

<дата> заместителя Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО6 принято решение о проведении проверки в МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области».

В ходе прокурорской проверки исполнения администрацией Кирово-Чепецкого муниципального района Кировской области законодательства об отходах производства и потребления, было установлено, что на земельном участке, расположенном вблизи <адрес> организовано несанкционированное размещение отходов производства, которое нарушает требования законодательства РФ.

Несанкционированная свалка находится на земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., адрес местоположения земельного участка: <адрес>, границы которого, как видно из выписки из ЕГРН от <дата>, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведениях о правах на него отсутствуют, то есть площадь, и местоположение данного земельного участка являются условными.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером *** в ЕГРН отсутствуют, что подтверждается уведомлением Росреестра по Кировской области от <дата>.

<дата> в адрес главы администрации Кирово-Чепецкого муниципального района Кировской области направлено представление об устранении имеющихся нарушений законодательства об отходах производства и потребления, а именно о принятии мер по устранению несанкционированной свалки.

В ответе на представление от <дата> главой администрации Кирово-Чепецкого муниципального района Кировской области было указано, что в связи с погодными условиями (устоявшимся снежным покровом на земельных участках, снегопадами, метелями), выявить свалку строительных отходов 1-2 куб.м., расположенную вблизи <адрес> и определить собственника земельного участка не представляется возможным. Указанная работа будет проведена после схода снега и установления положительной температуры окружающего воздуха.

Однако надлежащим мер по устранению несанкционированной свалки до настоящего времени предпринято не было, как видно, из акта осмотра участка территории от <дата> в русле ручья, протекающего <адрес>», с правой стороны на земле находится свалка строительного мусора, а именно фрагменты и куски бетона с арматурой и фрагментами тротуарной плитки, также в русле ручья находятся 6 полимерных мешков объемом 1000 л., наполненных аналогичным строительным мусором. Общий объем обнаруженного строительного мусора составляет 20-25 м.куб., на момент осмотра основная часть мусора покрыта травой. При сверке осмотренного участка местности с данными справочника Росреестра установлено, что свалка мусора находится в части земельного участка в кадастровом квартале ***. При проведении осмотра присутствовал помощник прокурора и представители администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» также не отрицал, что свалка до настоящего времени не ликвидирована.

Таким образом, в соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ судом установлено, что несанкционированная свалка расположена вблизи <адрес> на земельном участке, находящегося в границах МО «Кирово-Чепецкого муниципального района Кировской области», право собственности на который не зарегистрировано.

Учитывая, что в судебном заседании было установлено, что на земельном участке, находящемся в границах МО «Кирово-Чепецкого муниципального района Кировской области» имеется несанкционированная свалка отходов, которая не отвечает требованиям, уставленным для мест размещения отходов, принимая во внимание, что вопросы по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района относятся к вопросам местного значения Кирово-Чепецкого муниципального района, а на администрацию МО «Кирово-Чепецкого муниципального района Кировской области», являющегося исполнительным органом муниципального образования, непосредственно возложены данные функции, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что несанкционированная свалка, в том числе, состоит из строительных отходов, в связи с чем, администрация не обязана проводить мероприятия по её ликвидации, судом не принимаются так, как видно из представленных фотоматериалов, данная свалка состоит не только из строительного мусора, кроме того, какого-либо лица (физического или юридического), ответственного за выброс строительного мусора в неустановленном и не оборудованном для этого месте, не установлено, а нахождение несанкционированной свалки на землях общего пользования нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При указанных обстоятельствах, с учетом приведенных норм материального права, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования Кирово-Чепецкого муниципального района нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, находит требования Кирово-Чепецкого городского прокурора к администрации МО «Кирово-Чепецкого муниципального района Кировской области» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Кирово-Чепецкого городского прокурора – удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную вблизи <адрес>

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Председательствующий судья Е.Г. Аксенова

В окончательной форме решение изготовлено 27.07.2021.

Решение30.07.2021