Мотивированное решение изготовлено 2 февраля 2022 г.
Дело № 2-66/2022
УИД 83RS0001-01-2021-001868-13
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 25 января 2022 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Майнусове П.З.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании невыплаченного денежного содержания на период ежегодного трудового отпуска, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, средств материального стимулирования,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании невыплаченного денежного содержания на период ежегодного трудового отпуска, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, средств материального стимулирования.
Требования мотивирует тем, что работает в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с 7 июня 2002 г. Указывает, что при получении денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 1 ноября 2021 г. ею было установлено, что при исчислении указанной выплаты ответчиком было допущено нарушение ее прав на выплату денежного содержания, а именно средства материального стимулирования, разовые премии при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном трудовом отпуске за период с 2014 года по настоящее время. Указывает, что с учетом действующих норм права, регулирующих порядок исчисления денежного содержания государственных служащих средства материального стимулирования и разовые премии входят в фонд оплаты труда и подлежат учету при расчете среднего заработка на оплату отпуска и временной нетрудоспособности. Также указывает, что наниматель необоснованно не начислял на средства материального стимулирования районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера. Кроме того, на основании приказов от 18.08.2021 и от 22.10.2021 ей неправомерно не выплачены средства материального стимулирования.
Окончательно просит взыскать с ответчика недоплату денежного содержания на период ежемесячного трудового отпуска исчисленное в заниженном размере за период с 2014 г. по 15.11.2021 по причине не включения средств материального стимулирования и премий с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 612 843 рублей 94 копеек, недоплату районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера не начисленные на средства материального стимулирования и премий, выплаченных в период с 2014 г. по 15.11.2021 в размере 2 395 946 рублей 13 копеек, средства материального стимулирования, неправомерно не выплаченные на основании приказов от 18.08.2021 и от 22.10.2021 в размере 134 233 рублей 75 копеек.
Истец в судебном заседании требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также полагала срок на обращение в суд не пропущенным, поскольку о нарушении своего права узнала только в ноябре 2021 года от увольнявшегося сотрудника.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласился, указав, что истцом пропущен срок исковой давности. Также полагает, что средства материального стимулирования не входят в фонд оплаты труда, в связи с чем не должны учитываться при расчете при оплате отпускных и периода временной нетрудоспособности государственного служащего. Также в расчет указанных сумм не подлежат включению разовые премии. Начисление районного коэффициента и северной надбавки на указанные суммы, действующими нормами права не предусмотрено.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлен, что с 7 июня 2002 г. ФИО2 проходила государственную гражданскую службу в МИФНС №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в том числе с 10 ноября 2020 г. в должности старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №1.
16 ноября 2021 г. ФИО2 уволена с государственной гражданской службы.
Истцом заявлены требования о взыскании недоплаты денежного содержания на период ежемесячного трудового отпуска исчисленное в заниженном размере за период с 2014 г. по 15.11.2021 по причине не включения средств материального стимулирования и премий с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 612 843 рублей 94 копеек, недоплату районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера не начисленные на средства материального стимулирования и премий, выплаченных в период с 2014 г. по 15.11.2021 в размере 2 395 946 рублей 13 копеек.
Из личной карточки истца следует, что в период с 28.04.2014 по 30.04.2014; с 05.05.2014 по 05.05.2014; с 02.06.2014 по 25.06.2014; с 26.06.2014 по 01.07.2014; с 02.07.2014 по 04.07.2014; с 08.09.2014 по 14.09.2014; с 15.09.2014 по 30.09.2014; с 12.01.2015 по 25.01.2015; с 12.05.2015 по 27.05.2015; с 28.05.2015 по 01.06.2015; с 02.06.2015 по 07.06.2015; с 08.06.2015 по 18.06.2015; с 20.03.2017 по 29.03.2017; с 29.10.2018 по 02.11.2018; с 11.02.2019 по 19.02.2019; с 20.02.2019 по 22.02.2019; с 04.03.2019 по 05.03.2019; с 18.03.2019 по 22.03.2019; с 29.04.2019 по 03.05.2019; с 04.05.2019 по 10.05.2019; с 11.05.2019 по 17.05.2019; с 18.07.2019 по 02.09.2019; с 31.12.2019 по 31.12.2019; с 10.01.2020 по 10.01.2020; с 12.05.2020 по 15.05.2020; с 25.05.2020 по 11.06.2020; с 13.06.2020 по 26.06.2020; с 03.08.2020 по 28.08.2020; с 02.11.2020 по 06.11.2020; 22.04.2021 по 10.05.2021; с 12.07.2021 по 15.08.2021 и с 01.11.2021 по 16.11.2021 ФИО2 находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ч.17 ст.70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.
Статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии с ч.10 ст.46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оспариваемые истцом суммы в части недоплаты содержания за период нахождения в отпуске подлежали выплате не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска. Согласно представленным расчетным листам начисление и выплата указанных сумм производилась в соответствии с указанными требованиями закона.
Таким образом, о нарушении права на выплату денежного содержания в период отпуска истец должен был узнать не позднее чем за 10 календарных дней до предоставления очередного ежегодного оплачиваемого отпуска.
При таких обстоятельствах, учитывая факт обращения в суд 15.11.2021 и в комиссию по трудовым спорам 12.11.2021 суд приходит к выводу о пропуске истцом срока на обращение в суд по требованиям о взыскании недоплаченного денежного содержания на период отпуска за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках до 12.11.2020.
В свою очередь срок на обращение в суд по взысканию указанных сумм за период с 22.04.2021 по 10.05.2021; с 12.07.2021 по 15.08.2021 и с 01.11.2021 по 16.11.2021 истцом не пропущен.
По тем же основаниям суд приходит к выводу о пропуске истцом срока на обращение в суд по требованиям срока недоплату районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера не начисленные на средства материального стимулирования и премий выплаченных истцу до 12.11.2020.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока суду не представлено, на такие обстоятельства ФИО2 не ссылается.
Несостоятельной является ссылка истца на то, что о нарушении ее прав ей стало известно только в ноябре 2021 года от увольнявшегося сотрудника, а также незнании о нарушении ее прав.
ФИО2 с учетом заключенного с ней служебного контракта, должностного регламента обязана знать Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе в части денежного содержания государственного служащего. Кроме того, имея необходимое образование и опыт работы в МИФНС, имела возможность и должна была узнать о предполагаемом нарушении своего права в дни, когда ей причитались соответствующие выплаты, но не были произведены ответчиком, однако мер ко взысканию недоначисленных сумм в установленный законом срок не принимала, объективных причин, препятствующих обращению за защитой нарушенного права истцом не приведено.
При этом, состав и размер выплат доводился до сотрудников ответчика посредством выдачи расчетных листов, в связи с чем истец имел возможность самостоятельно рассчитать причитающиеся ему в каждый период суммы.
Обращений в органы прокуратуры или трудовую инспекцию со стороны истца до обращения в суд не поступало.
В соответствии с ч.2 ст.152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке.
В силу ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая, что срок на обращение в суд по указанным требованиям истцом пропущен, о чем заявлено представителем ответчика, доказательств наличия уважительных причин суду не представлено, в удовлетворении таких требований должно быть отказано.
В остальной части требований срок на обращение в суд истцом не пропущен.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 указанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных ФИО2 требований о составе ее денежного содержания для исчисления отпускных выплат относится определение правовой природы произведенных ей инспекцией выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, указанные разъяснения подлежат учету судом.
Согласно п.6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Таким образом, с учетом применения срока давности на обращение в суд при определении размера подлежавших выплате к отпуску денежных сумм должны учитываться фактически выплаты государственному служащему за предшествовавший каждому отпуску (с 22.04.2021 по 10.05.2021; с 12.07.2021 по 15.08.2021 и с 01.11.2021 по 16.11.2021) календарный год.
Согласно приказам ответчика от 24.04.2020, от 24.04.2020, от 04.06.2020, от 09.07.2020, от 09.07.2020, от 31.08.2020, от 28.09.2020, от 28.09.2020, от 14.10.2020, от 21.12.2020, от 21.12.2020, от 08.04.2021, от 22.04.2021, от 22.04.2021, от 06.05.2021, от 23.06.2021, от 23.07.2021, от 23.07.2021, от 18.08.2021, от 28.09.2021, от 22.10.2021 государственным служащим МИФНС №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу произведена выплата средств материального стимулирования.
Как следует из расчетных листов истцу в апреле 2020 года начислены и выплачены средства материального стимулирования в размере 45 868 рублей 45 копеек, в июне 2020 года – 51 185 рублей, в июле 2020 года – 31 546 рублей 82 копейки, в августе 2020 года – 37 300 рублей 79 копеек, в сентябре 2020 года – 14 845 рублей 51 копейка, в октябре 2020 года – 34914 рублей 45 копеек, в ноябре 2020 года – 40 343 рубля 71 копейка, в декабре 2021 года – 21 147 рублей 90 копеек, в феврале 2021 года – 26 212 рублей 41 копейка, в апреле 2021 года 27 161 рубль 40 копеек и 17 753 рубля 84 копейки, в мае 2021 года – 64 593 рубля 59 копеек, в июне 2021 года – 64 593 рубля 59 копеек, в июле 2021 года – 24 771 рубль 83 копейки, в августе 2021 года – 15 225 рублей, в сентябре 2021 года – 31 975 рублей 83 копейки, в октябре 2021 года – 20 300 рублей.
Выплата материального стимулирования произведена без учета районных коэффициентов, надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не включена при расчете денежного содержания на период отпуска истца, что сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что с учетом вышеизложенных норм права, письма Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 указанные суммы подлежали учету при расчете денежного содержания истца на период отпусков (с 22.04.2021 по 10.05.2021; с 12.07.2021 по 15.08.2021 и с 01.11.2021 по 16.11.2021), в связи с чем недоплаченные денежные средства за указанные периоды подлежат взысканию с ответчика.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для включения указанных сумм в расчет содержания государственного служащего противоречит вышеназванным нормам права.
При этом в силу ст.ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки указанным нормам права ответчиком не представлено доказательств того, что выплаченные суммы не подлежат включению в денежное содержание государственного служащего. При этом судом ответчику в целях определения правовой природы выплат предлагалось представить документы, послужившие основанием для выплаты материального стимулирования, в том числе соответствующие акты УФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, сведения о Постановлениях Правительства Российской Федерации, на основании которых произведены указанные выплаты, однако в судебное заседание такие доказательства представлены не были, в связи с чем суд, с учетом положений ч.1 ст.68 ГПК РФ, обосновывает свои выводы объяснениями истца, указавшего что выплаченное ей материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим указом Постановлений Правительства Российской Федерации.
При расчете недоплаченных денежных средств, подлежащих взысканию в пользу истца, суд исходит из расчетов, представленных ответчиком, за спорные периоды, в соответствии с которыми за период отпуска с 22.04.2021 по 10.05.2021 недоплаченная сумма с учетом всех сумм материального стимулирования составила 14 667 рублей 77 копеек, за период отпуска с 12.07.2021 по 15.08.2021 – 37 868 рублей 25 копеек, за период отпуска с 01.11.2021 по 16.11.2021 – 13 807 рублей 05 копеек, а всего 66 343 рубля 07 копеек.
Указанный расчет судом проверен и признается арифметически правильным. Расчет соответствует требованиям Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Представленный истцом расчет в указанной части указанным требованиям не соответствует, поскольку в него необоснованно включены, в том числе, суммы разовых премий, а также районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера.
Несостоятельными являются доводы истца о начислении на средства материального стимулирования районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера.
Пункт 4 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих начисление указанных компенсационных выплат на средства материального стимулирования государственных служащих, на что также указано в Письме Минфина России от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7».
Приказы о выплате средств материального стимулирования также не содержат в себе положений о начислении указанных выплат.
Несостоятельной является ссылка на необоснованное исключение при расчете денежного содержания на период отпуска районного коэффициента, процентной надбавки, начисленных на премию за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, а так же не начисление указанных надбавок и коэффициента на суммы премий.
Из представленных приказов о премировании работников, выплаты по которым начислены и произведены за 12 месяцев до отпуска истца, следует факт выплаты, в том числе истцу, премий за спорный период за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, в связи с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на МИФНС №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Согласно представленным приказам, расчетным листам, расшифровкам расчета премий ее выплата произведена истцу с учетом районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера. Также указанные суммы учтены при расчете денежного содержания в период отпусков ФИО2, что следует из представленных ответчиком расчетов оплаты отпуска истцу.
Учитывая, что при расчете содержания на период отпуска ответчиком учтены суммы премий, рассчитанных с учетом районного коэффициента, процентной надбавки, оснований для повторного начисления районного коэффициента, процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не имеется.
Таким образом, действия ответчика в указанной части соответствуют требованиям пунктов 2, 4 и 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, положению о премировании, действующему у ответчика.
Разрешая требования истца о взыскании недоплаченных средств материального стимулирования, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что приказами от 18.08.2021 №2.1.1-03-65дсп и от 22.10.2021 №2.1.1-03/76дсп в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о выделении в 2021 году дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленных фондов оплаты труда истцу установлена выплата средств материального стимулирования в размере 15 225 рублей и 20300 рублей соответственно.
Как полагает истец, установление таких выплат в размере отличном от размера средств материального стимулирования другим государственным служащим является незаконным.
Вместе с тем, истец не учитывает, что право перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, федеральный законодатель закрепил за представителем нанимателя, которым в силу пункта 2 статьи 1 поименованного выше закона является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 51), что также разъяснено в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482.
При таких обстоятельствах, учитывая, что исключительным правом на перераспределение оспариваемых выплат обладает представитель нанимателя, принимающий решение на основе эффективности профессиональной служебной деятельности служащего, его личного вклада, оснований для признания действий ответчика при распределении средств материального стимулирования не законными не имеется.
Доказательств наличия дискриминации истца при распределении средств материального стимулирования суду не представлено.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению частично, а с ответчика в пользу ФИО2 подлежат взысканию недоплаченные суммы содержания государственного служащего на период отпуска (в связи с не включением в расчет средств материального стимулирования) за период отпуска с 22.04.2021 по 10.05.2021 в размере 14 667 рублей 77 копеек, за период отпуска с 12.07.2021 по 15.08.2021 – 37 868 рублей 25 копеек, за период отпуска с 01.11.2021 по 16.11.2021 – 13 807 рублей 05 копеек, а всего 66 343 рубля 07 копеек. В удовлетворении остальной части требований ФИО2 должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании невыплаченного денежного содержания на период ежегодного трудового отпуска, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, средств материального стимулирования – удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу ФИО2 денежные средства в размере 66 343 рубля (Шестьдесят шесть тысяч триста сорок три рубля) 07 копеек.
В удовлетворении остальной части требований ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий подпись В.В.Распопин