Новоалтайский городской суд Алтайского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Новоалтайский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2 - 1127/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 25 апреля 2011 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
судьи Козловой И.В.,
при секретаре Сумусенковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации Первомайского района
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Первомайского района, выразившееся в уклонении от выдачи ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для выполнения за счет заявителя кадастровых работ и постановки участка на кадастровый учет.
Просил признать незаконным решение администрации Первомайского района от 30.12.10 г. № 714-01/2-16 об отказе в выдачи ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для выполнения за счет заявителя кадастровых работ и постановки земельного участка на кадастровый учет, а также обязать администрацию Первомайского района выдать ему схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте Первомайского района, села Березовка земельного участка площадью около , расположенного АДРЕС.
В обоснование требований указал, что 25.08.2010 обратился в администрацию Первомайского района с просьбой о предоставлении земельного участка площадью около , расположенного АДРЕС (далее по тексту - Участок). Также 25.08.2010 для согласования просьбы о предоставлении указанного земельного участка обратился в администрацию Березовского сельсовета Первомайского района
30.09.2010 на его заявление администрация Первомайского района сообщила, что испрашиваемый земельный участок предоставлен быть не может в связи с согласованием «Схемы территориального планирования Первомайского района», по которой участок будет отнесен к категории земель населенных пунктов для перспективного расширения села Березовка с целью дальнейшей застройки.
03.09.2010 на его заявление администрация Березовского сельсовета Первомайского района сообщила, что испрашиваемый земельный участок предоставлен быть не может, т.к. по генеральному плану с. Березовка идет под строительство жилья.
29.11.2010 на основании п.4 ст.34 Земельного кодекса РФ он повторно обратился в администрацию Первомайского района с просьбой утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка для дальнейшей постановки на кадастровый учет.
30.12.2010 администрация Первомайского района отказала в выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка мотивируя тем, что 28.12.2010 (т.е. после подачи им заявления) утверждена «Схема территориального планирования Первомайского района», в соответствии с которой указанный земельный участок предназначен для расширения с. Березовка с целью дальнейшей застройки территории. Также администрация Первомайского района, отказывая, ссылается на отсутствие согласования с главой Березовского сельсовета.
Считает отказ администрации Первомайского района в утверждении и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка для дальнейшей постановки на кадастровый учет не законным и не обоснованным по следующим основаниям.
Пункт 8 части I статьи 1 Земельного кодекса РФ устанавливает в качестве принципа земельного законодательства деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Испрашиваемый им земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Как на дату подачи заявления, так и по настоящее время акта о переводе данного земельного участка в другую категорию в нет, следовательно, намерение администрации Первомайского района использовать участок для застройки с целью расширения с. Березовка и отказ ему в предоставлении участка по этим основаниям не основаны на законе.
Ч.2 ст. 15 Земельного кодекса РФ закрепляет право граждан на равный доступ приобретению земельных участков. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или в аренду. Ст. 28 ч. 4 Земельного кодекса РФ запрещает отказывать в предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, за исключением указанных этой статье случаев.
Ч.3 ст. 81 Земельного кодекса РФ устанавливает, то гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
Ч.З ст.3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» № 112 - ФЗ от 07.07.2003г. указывает, что земельные, участки, находящиеся в муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельской местности.
П.5 ст.1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. определяет, что принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается, следовательно, проект схемы, сводное заключение на проект «Схемы территориального планирования Первомайского района», устанавливающие дополнительные ограничения по предоставлению участка, являются незаконными.
В соответствии с абз.2 п. 10 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. №137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Закон не ставит право органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками в зависимость от согласования с органами местного самоуправления поселения. В соответствии с п. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления на основании и во исполнение Земельного кодекса федеральных законов в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Следовательно, нормы «Порядка предоставления земельных участков расположенных в границах муниципального образования Первомайский район», утвержденного Решением Первомайского Совета народных депутатов от 30.06.2009г. №63, обязывающие заявителя прилагать к заявлению о выделении земельного участка согласование с главой сельсовета (ч.3 гл. VI Порядка) противоречит Федеральному закону. Следовательно, администрации Первомайского района для предоставления земельного участка согласия администрации Березовского сельсовета не требуется.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Таким образом, ч.3 гл. VI Порядка не подлежит применению.
Ч.З сг.81 Земельного кодекса РФ устанавливает, что гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
Ст. 34 Земельного кодекса РФ устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков.
В п. 3 ст.34 Земельного кодекса РФ указано, что в заявлении о предоставлении земельного участка должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Других требований к содержанию заявления федеральный закон не предусматривает. Как и нет в законе требования о предварительном согласовании заявления с администрацией сельсовета. Поданное мною заявление о предоставлении Участка полностью соответствует требованиям федерального закона.
В п.4 ст.34 Земельного кодекса РФ перечислены действия администрации района при поступлении заявления о предоставлении земельного участка: в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения за счет заявителя кадастровых работ и постановки земельного участка на кадастровый учет.
Оснований для не выполнения администрацией района этих действий закон не предусматривает. Бездействие Администрации Первомайского района по уклонению от выдачи ему схемы расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения за счет заявителя кадастровых работ и постановки участка на кадастровый учет и вынесение администрацией Первомайского района 30.12.10г. № 714-01/2-16 решения об отказе в выдачи ему схемы расположения участка на кадастровом плане нарушают его право на равный и беспрепятственный доступ к приобретению земельных участков, закрепленное в ст.ст. 15, 28 Земельного кодекса РФ.
В письменном отзыве на требования ФИО1 администрация Первомайского района просила в заявлении отказать по следующим основаниям. 25.08.2010, 30.12.2010 ФИО1 обращался в администрацию Первомайского района о предоставлении земельного участка площадью , расположенного АДРЕС в восточном направлении, для ведения личного подсобного хозяйства.
Администрацией района были даны ответы 30.09.2010 исх. № 492-01/2-16, 30.12.2010 исх. № 714-01/2-16, в которых было указано, что испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов и попадает в зону перспективного расширения с. Березовка с целью дальнейшей застройки территории, согласно документу территориального планирования «Схема территориального планирования Первомайского района».
Согласно справке комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района от 21.04.2011 № 225 указанный земельный участок входит в границы МО Березовский сельсовет и находится в государственной собственности, право на которую не разграничено.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ документ территориального планирования является базовым документом, на основе которого осуществляется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документом территориального планирования муниципальных образований является схема территориального планирования муниципальных районов.
Постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 N 178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
Разработка схемы территориального планирования МО Первомайский район началась с 13.10.2008. Проект схемы был согласован в установленном порядке с Управлением лесами Алтайского края, Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.
13.09.2010 г. получено сводное заключение Администрации Алтайского края на проект документа территориального планирования «Схема территориального планирования Первомайского района».
Документ территориального планирования «Схема территориального планирования Первомайского района» утвержден решением Первомайского районного Совета народных депутатов от 28.12.2010 № 136.
В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно п. 10 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Данный принцип корреспондирует принципу деления земель по целевому назначению на категории. Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на предусмотренные указанной нормой материального права категории.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.
При подготовке генерального плана МО Первомайский район было запланировано расширение земель населенных пунктов, т.к. развитие жилищного строительства рассматривается как основная статья дохода в районный бюджет. Поэтому строительство жилья, являясь еще и одним из этапов реализации приоритетного национального проекта «Доступное жилье - гражданам России», всячески поддерживается администрацией района, в соответствии с этим проектируется расширение границ населенных пунктов и строительство нового жилья в 12-ти муниципальных образованиях, из них в Березовском сельсовете - га.
При резервировании земель для развития населенных пунктов, кроме прогнозируемого роста населения, учитывались и следующие моменты: наличие временно регистрирующего населения и населения, никем не учтенного (городские жители, имеющие прописку в городе, но живущие в сельских населенных пунктах), и процесс маятниковой миграции, характерный для района (для данной части населения удобным местом жительства являются населенные пункты, расположенные вблизи городов Новоалтайск и Барнаул, в связи с этим планируется формирование спальных районов пригорода).
На основании утвержденного документа территориального планирования «Схема территориального планирования Первомайский район» в ноябре 2010 г. разработан Проект «Планировка земельного участка под размещение жилой застройки в с. Березовка, Первомайского района, Алтайского края по направлению на восток от восточной черты села на расстоянии 35 м».
Согласно данного Проекта численность проживающих и членов их семей, проживающих на участке составит человек. Структура планировки участка состоит из жилых участков. Проектом разработано инженерное оборудование: водоснабжение - источником водоснабжения является скважина, расположенная на проектируемой территории (участок НОМЕР),система канализации, теплоснабжение - источником служат автономные проектируемые котельные на каждом участке с отопительными котлами, работающими на твердом топливе. Электроснабжение: электроснабжение жилых домов предусматривается от проектируемых ТП неизолированным проводом по ж\б опорам и электрическое освещение (наружное) улиц.
Испрашиваемый ФИО1 земельный участок зарезервирован под размещение жилой застройки с. Березовка Первомайского района. По сведениям администрации Березовского сельсовета в сельсовете находятся заявления на выделение земельного участка для строительства жилья, поданных гражданами, проживающими в с. Березовка. Из них 60% граждан, подпадающих под льготную категорию граждан, которые могут получить земельные участки бесплатно в соответствии с Законом Алтайского края от 16.12.2002 № 88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Согласно ст. 2.1. Закона № 88-ЗС земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются гражданам в границах муниципального района, на территории которых граждане постоянно проживают.
В силу п. 2., п. 2.1. ст. 2.1. Закона право на бесплатное получение земельных участков имеют молодые семьи, многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми, ветераны ВОВ, женщины, родившие и воспитывающие третьего ребенка и др. граждане.
На 01.04.2011 г. в администрации Первомайского района в очереди на улучшение жилищных условий в администрации района состоит семьи, в том числе по Березовскому сельсовету в период с 2007 по 2010 годы в очередь на улучшение жилищных условий встала семья.
ФИО1 не состоит на учете в администрации Первомайского района в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заявитель ранее не использовал и не использует данный земельный участок. До разработки документов территориального планирования МО Первомайский района, МО Березовский сельсовет ФИО1 в администрацию Первомайского района не обращался.
Таким образом, в случае предоставления администрацией района данного земельного участка ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства будет нарушено права и законные интересы граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как, это- единственная возможность у администрации сельсовета расширить границы земель населенного пункта МО Березовский сельсовет под индивидуальную жилищную застройку, а у граждан получить земельные участки. Свободная земля на территории МО Березовский сельсовет отсутствует.
Подавая заявление в порядке ст. 254 ГПК РФ заявитель не указывает, какое конкретно право нарушено, либо какие конкретные свободы ограничены, либо какие конкретные препятствия созданы к осуществлению его прав и свобод, либо какие конкретно незаконные обязанности возложены на заявителя, не представил документы, подтверждающие возникновение каких- либо прав на указанный земельный участок.
В судебном заседании ФИО1 заявление поддержал, кроме того, пояснил, что на протяжении последних 3 лет пытался получить земельный участок сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства вблизи с. Березовка, однако в ходе аукционов другие кандидаты, предлагавшие более высокую цену, приобретали право аренды. На указанный участок претендует, так как он на протяжении 15 лет пустует, зарос бурьяном. Схема территориального планирования утверждена только 28.12.2010, а его заявление о предоставлении участка принято к рассмотрению 03.09.2010, т.е., при отсутствии документа территориального планирования. Генерального плана МО «Березовский сельский совет» на сегодняшний день не существует, указанный земельный участок не включен в его границы, по- прежнему относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Не представлено суду и положение о территориальном планировании. Нормы «Порядка предоставления земельных участков, расположенных в границах муниципального образования Первомайский район», утвержденного решением Первомайского Совета депутатов 30.06.2009 в части согласования предоставления земельного участка с органами местного самоуправления противоречит Федеральному Закону. В представленных суду документах Березовского сельского Совета упоминается другой участок: площадью га без координат расположения или га, но расположенный АДРЕС В распоряжении Березовского сельского Совета имеются и другие свободные участки, в частности, в газете «Первомайский вестник» 12.03.2011 опубликовано объявление о передаче в аренду 10 земельных участков, общей площадью около га на расстоянии от границ Березовского сельского Совета и 23.04.2011 - о проведении публичных слушаний по согласованию использования земельного участка площадью га по АДРЕС, т.е., в черте села. Со слов главы Березовского сельсовета, в 2002 году СПК «А» физическому лицу был предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения непосредственно на границе с. Березовка, граничащий с испрашиваемым им участком. Администрации села Березовка и Первомайского района не желают соблюдать принцип равного доступа граждан к получению земельных участков, а стремятся распределять земельные участки по усмотрению должностных лиц.
Представители администрации Первомайского района ФИО2, ФИО3 просили в заявлении отказать, пояснив, что заявителю 25.08.2010 и 30.12.2010 были даны письменные ответы о том, что земельный участок, который он испрашивает, отнесен к категории земель населенных пунктов, подпадает в зону перспективного расширения села Березовка с целью его дальнейшей застройки на основании схемы территориального планирования. Земли, в состав которых входит испрашиваемый участок, запланированы в зону перспективного расширения села Березовка с 2006 года. Готовились документы для подготовки схемы территориального планирования «МО Первомайский район», подготовка велась с 13.10.2008, проект был согласован. 13.09.2010 составлено сводное заключение Аминистрации Алтайского края на проект территориального планирования «Схема территориального планирования Первомайского района». Земля находится в государственной собственности, так как собственность на нее не разграничена до сих пор. 28.12.2010 документ схемы всего Первомайского района был утвержден на основании решения Первомайского совета депутатов. Сейчас администрацией Первомайского района завершается подготовка генерального плана «МО Березовский сельский совет». ФИО1 было предложено принять участие в аукционах на общих основаниях. Он неоднократно в них участвовал, но не выиграл. Свое заявление ФИО1 не согласовал с местной администрацией. К какой-либо из категории льготников заявитель не относится, преимущественного права на указанный участок не имеет. В случае предоставления ему указанного земельного участка будут нарушены права всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласование заявлений, адресованных гражданами в администрацию Первомайского района, с местными администрациями необходимо, так как Первомайский район большой, в нем имеется 18 сельских советов.
Представитель заинтересованного лица- администрации Березовского сельского Совета Первомайского района ФИО4 просила в заявлении отказать, пояснила, что заявитель ни разу в течение трех лет ее нахождения в должности главы Березовского сельского совета, а также до начала разработки проекта застройки в 2008 году не обращался в Березовский сельский совет, администрацию Березовского сельского совета по вопросу предоставления земельного участка. В случае его обращения, возможно, получил бы это участок. На сегодняшний день земля нужна под застройку: на 01.04.2011 в очереди на предоставление жилья по Березовскому сельскому совету - семья. На этот участок претендовали многие, всем было отказано. Заявитель не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, испрашиваемым участком ранее не пользовался. На настоящее время подал заявления на участие в 8 аукционах по разным земельным участкам, имеет возможность выиграть аукцион на общих основаниях. Других земельных участков, кроме этих 8 лотов, нет. Вся земля сельского совета находится в аренде на 49 лет. У тех, кто землей не пользуется, проводятся процедуры по изъятию земельных участков. В сельском совете подано заявления о выделе земельных участков, из которых 60%- льготники, которым выделение должно быть предоставлено бесплатно в соответствии с Законом Алтайского края № 88 от 16.12.2002 - многодетные семьи, молодые семьи, ветераны, женщины, родившие и воспитывающие третьего ребенка, инвалиды…
Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает в заявлении ФИО1 отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ документ территориального планирования является базовым документом, на основе которого осуществляется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документом территориального планирования муниципальных образований является схема территориального планирования муниципальных районов.
Постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 N 178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
Разработка схемы территориального планирования МО Первомайский район началась с 13.10.2008. Проект схемы был согласован в установленном порядке с Управлением лесами Алтайского края, Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.
13.09.2010 г. получено сводное заключение Администрации Алтайского края на проект документа территориального планирования «Схема территориального планирования Первомайского района».
Документ территориального планирования «Схема территориального планирования Первомайского района» утвержден решением Первомайского районного Совета народных депутатов от 28.12.2010 № 136.
При таких обстоятельствах администрацией Первомайского района ФИО1 обоснованно отказано в его заявлениях от 25.08.2010 и от 29.11.2011 о предоставлении конкретного земельного участка в аренду письмами от 30.09.2010 (л.д. 8) и 30.12.2010 (л.д. 12). В указанных письмах ФИО1 сообщено об утверждении «Схемы территориального планирования Первомайского района» решением Первомайского районного Совета народных депутатов № 136 от 28.12.2010; о предназначении испрашиваемого им участка для расширения села с целью дальнейшей застройки; о подаче им заявления без согласования с главой Березовского сельского совета, что не соответствует порядку предоставления земельных участков, утвержденному решением Первомайского совета народных депутатов № 63 от 30.06.2009.
Названные документы территориального планирования никем не оспорены, являются действующими и подлежащими исполнению.
В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.
В силу п. 13 ч.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Ввиду изложенного не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что «Схема территориального планирования Первомайского района» утверждена после его обращения за предоставлением земельного участка.
Доводы заявителя о наличии других участков для расширения села и его застройки им не доказаны, как и доводы о том, что администрацией Березовского сельского совета представлены суду документы, касающиеся другого земельного участка, а не испрашиваемого им.
На основании утвержденного документа территориального планирования «Схема территориального планирования Первомайский район» в ноябре 2010 г. разработан Проект «Планировка земельного участка под размещение жилой застройки в с. Березовка, Первомайского района, Алтайского края по направлению на восток от восточной черты села на расстоянии 35 м».
Как пояснила представитель Березовского сельского совета, 35 метров - это длина участка, размером га, а не отдаленность его расположения от восточной черты с. Березовка.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Доводы заявителя о незаконности установленного администрацией Первомайского района порядка предоставления земельных участков в соответствии с которым требуется согласование его заявления с администрацией Березовского сельского совета, не состоятельны.
В силу ст. 34 Земельного кодекса РФ, регламентирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством,
органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В силу п.3 главы 6 решения Первомайского районного совета народных депутатов Алтайского края № 63 от 30.06.2009 заинтересованное лицо в получение земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства подает в уполномоченный орган заявление на имя главы администрации района, согласованное главой соответствующего сельсовета. К заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, в случае его отсутствия схема расположения земельного участка, согласованная отделом архитектуры с указанием площади, категории земель, местоположения земельного участка, а также документы, указанные в п. 10 главы 1 настоящего Порядка.
Указанное решение действует, не оспорено, не признано незаконным в установленном порядке. Сама по себе ссылка в ответе администрации Первомайского района на нарушение заявителем установленного в указанном решении порядка предоставления земельных участков не повлияла на правильность принятого решения по заявлению ФИО1, так как предусмотренные законом основания к предоставлению ему указанного земельного участка отсутствовали.
Заслуживают внимания доводы представителей администраций о том, что заявитель не имеет какого-либо преимущественного права на выделение ему указанного земельного участка и имеет возможность получить земельные участки, выставленные на аукцион, в общем порядке.
Так, согласно ст. 2 Закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» № 88-ЗС от 16.12.2002
земельный участок предоставляется бесплатно в собственность граждан в следующих случаях:
1) если на земельном участке расположены находящиеся в собственности граждан индивидуальный жилой дом и (или) индивидуальный гараж, строительство которых завершено, и указанный земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации:
а) на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды для эксплуатации индивидуальных жилых домов, индивидуальных гаражей;
б) на праве аренды для индивидуального гаражного или жилищного строительства, ведения в границах населенного пункта личного подсобного хозяйства;
2) если на земельном участке расположены находящиеся в собственности членов гаражных, гаражно-погребных кооперативов индивидуальный гараж и (или) индивидуальный погреб, и указанный земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации;
3) если на земельном участке расположены индивидуальный жилой дом и (или) индивидуальный гараж, право собственности на которые возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, и на указанный земельный участок не имеется правоустанавливающих документов;
3.1) если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан;
4) для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 2.1 настоящего Закона.
В соответствии с ч.2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.38 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков установлен Постановлением Правительства Российской Федерации № 808 от 11.11.2002 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», в соответствии с которым торги проводятся в форме конкурса в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка.
Суд учитывает, что заявитель не лишен возможности в общем порядке принять участие в торгах на заключение договоров аренды земельных участков, предоставляемых органом местного самоуправления.
Так как основания к предоставлению заявителю указанного земельного участка отсутствуют, решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче схемы расположения участка является правильным.
Другие доводы заявителя не имеют юридического значения.
В соответствии со ст. 258 п.4 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку нарушения прав ФИО1 судом не установлено, в удовлетворении заявления следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 258, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.В. Козлова
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2011