Дело №2-1127/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.-к. Анапа 15 июля 2019 г.
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Киндт С.А.,
при секретаре Левиной И.Г.,
с участием:
представителя истца Администрации МО г.-к. Анапа
ФИО1, действующей по доверенности № 103-07-5028/19
от 31.05.2019г.,
ответчиков ФИО2, ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МО г.-к.Анапа к ФИО2, ФИО3 о запрете эксплуатации в коммерческих целях земельного участка и объекта недвижимости на нем,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО г.-к. Анапа обратилась в суд с иском ФИО2, ФИО3 о запрете эксплуатации в коммерческих целях земельного участка и объекта недвижимости на нем, указав, что Управлением муниципального контроля администрации МО г-к Анапа проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: (...), с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», принадлежащего на праве общей долевой собственности (по ?) ФИО2, ФИО3 В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО г-к Анапа, утвержденными решением Совета МО г-к Анапа от 26.12.2013г. №424 «Об утверждении правил землепользования и застройки МО г-к Анапа», указанный земельный участок расположен в зоне смешанной плотной жилой застройки (Ж-СПР). Данная зона предназначена для формирования территории с размещением многоквартирных домов средней этажности, а также индивидуальных жилых домов с рекреационными функциями. Вышеуказанный земельный участок находится в границе зоны затопления природного характера (частично) и в границе II зоны горно-санитарной охраны курорта. В ходе проведения визуального осмотра с использованием сведений публичной кадастровой карты и сведений размещённых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 000, расположено трехэтажное здание, визуально имеющее архитектурно-планировочную структуру гостиничного типа и которое согласно сведениям представленным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», эксплуатируется, как отель «Мама», с номерным фондом 19. Администрация полагает, что своими действиями ответчики нарушают земельное законодательство Российской Федерации, по следующим основаниям. Факт использования земельного участка с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...) не по целевому назначению подтверждается: информацией управления муниципального контроля администрации по результатам визуальной фиксации от 00.00.0000; сведениями, представленными в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому разрешенное использование земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...), относится к наименованию вида разрешенного использования - «для ведения личного подсобного хозяйства» (код 2.2) и данный вид разрешенного использования земельного участка предназначен для размещения жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производства сельскохозяйственной продукции; размещения гаража и иных вспомогательных сооружений; содержания сельскохозяйственных животных. Однако фактическое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования - «гостиничное обслуживание» (код 4.7). Данный вид разрешенного использования земельного участка предназначен для размещения гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилых помещений для временного проживания в них. На основании изложенного следует, что установленный вид разрешенного использования земельного участка (код 2.2) не предусматривает размещение гостиниц. Таким образом, земельный участок, принадлежащий на праве общей долевой собственности ответчикам, используется в нарушение установленного вида разрешенного использования и установленного им принципа целевого использования земельного участка, т.е. с нарушением императивных требований указанных в статьях 42 и 85 ЗК РФ. В силу статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть прекращены, путем пресечения действий, нарушающих право. Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Разрешенное использование земельного участка и построенного объекта капитального строительства ответчиков - «для ведения личного подсобного хозяйства» и «жилой дом» соответственно. Ответчики разрешение на ввод построенного объекта, а также акт разрешающий эксплуатацию отеля «Мама», в администрации не получали. Администрация считает, что у ответчиков нет права эксплуатировать жилой дом в коммерческих целях, в силу приведенных доводов. Осуществление строительства индивидуального жилого дома не предусматривает согласование проектной и иной технической документации в администрации исполнительного органа местного самоуправления, в то время как все строящиеся объекты коммерческого назначения в обязательном порядке должны иметь такие документы. Данное требование закона существует поскольку при осуществлении строительства индивидуального жилого дома застройщик осуществляет работы на свой страх и риск, так как строит индивидуальный дом для личного пользования, в тоже время осуществление строительных работ на любом объекте коммерческого назначения недопустимо без согласованной проектной, разрешительной, технической документации, поскольку создается объект, имеющий общественное значение и предназначенный для эксплуатации неопределенным кругом лиц. Таким образом, присутствие указанных нарушений создает невозможной эксплуатацию жилого дома в коммерческих целях, которая создает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с его возможным разрушением, в виду отсутствия у застройщика подтверждающих документов о соблюдении норм и технических параметров, обязательных для строительства капитальных сооружений коммерческого назначения, отсутствия акта на ввод в эксплуатацию объекта коммерческого назначения, разрешения на перевод помещений индивидуального жилого дома в нежилую категорию, либо в категорию гостиничных помещений для последующего их коммерческого использования. Просит суд запретить ФИО2, ФИО3 и (или) иным лицам эксплуатацию в коммерческих целяхземельного участка с кадастровым номером 000, общейплощадью 850 кв.м, расположенного по адресу: (...) и объекта капитальногостроительства расположенного на нём - трехэтажное здание, с кадастровымномером 000, общей площадью 451,4 кв.м, визуальноимеющее архитектурно-планировочную структуру гостиничного типаи которое согласно сведениям представленным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», эксплуатируется как отель «Мама»с номерным фондом 19, до полного устранения допущенных нарушенийземельного и градостроительного законодательства Российской Федерации,а именно:
1) изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: (...), предусмотренный классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» с существующего «для ведения личного подсобного хозяйства» на новый вид разрешенного использования «гостиничное обслуживание» (код 4.7).
2) изменить параметры объекта недвижимого имущества - жилой дом,с кадастровым номером 000, площадью 451,4 кв.м., этажностью 3, расположенного по адресу: (...) с существующего назначения: «жилой дом» на другое «нежилое», с существующего наименования «жилой дом» на другой «гостиница»;
3) предоставить в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа документы, подтверждающие наличие права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования, позволяющего размещение указанного коммерческого объекта, а также сведения об изменении назначения объектов недвижимости.
Указать в решении, что оно для филиала ФГБУ «ФКГТ Росреестра» в Краснодарском крае является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, для указания в отношении земельного участка земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: (...) вида разрешенного использования - «гостиничное обслуживание».
Указать в решении, что оно для Управления Росреестра по Краснодарскому краю является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: (...) в части вида разрешенного использования - «гостиничное обслуживание».
Указать в решении, что оно для филиала ФГБУ «ФКП Росреестра»в Краснодарском крае является основанием для внесения измененийв государственный кадастр недвижимости, для указания в отношении объектанедвижимого имущества - жилой дом, с кадастровым номером 000, площадью 451,4 кв.м., этажностью 3, расположенногопо адресу: (...), 1назначения: «нежилое» и наименования «гостиница».
Указать в решении, что оно для Управления Росреестрапо Краснодарскому краю является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости, для указания в отношении объекта недвижимого имущества - жилой дом, с кадастровым номером^000, площадью 451,4 кв.м., этажностью 3, расположенногопо адресу: (...): «нежилое» и наименования «гостиница».
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Ответчики ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований администрации МО г-к Анапа, поскольку дом по адресу: (...) является их единственным жильем с 2000 года. В летний период они сдают в наем несколько комнат, сами дом не покидают, поскольку другого жилья не имеют.
Выслушав представителя истца, ответчиков, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В силу пункта 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится, в частности, полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено осуществление земельного контроля, за использованием земель городского округа.
Из положений Федерального закона № 131-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением движимых и недвижимых объектов осуществляется соответствующей администрацией.
Согласно пунктам 8, 10, 11 статьи 1 ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства Российской Федерации основываются на принципах: деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статьям 7 и 42 ЗК РФ правовой режим земель определяется целевым назначением земельного участка, состоящим из двух элементов:
принадлежность земельного участка к определенной категории земель;
принадлежность земельного участка к виду разрешенного использования применительно к соответствующей категории земель. Нарушение одного из указанных элементов влечет нецелевое использование земельного участка и нарушение его правового режима.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Частью 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть прекращены, путем пресечения действий, нарушающих право.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
В пункте 39 статьи 1 ГрК РФ определено, что жилой дом - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
На основании части 2 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно части 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилое помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через 45 (сорок пять) дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 4 статьи 23 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что Управлением муниципального контроля администрации МО г-к Анапа проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: (...), принадлежащего на праве общей долевой собственности (по ?) ФИО2, ФИО3
В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО г-к Анапа, утвержденными решением Совета МО г-к Анапа от 26.12.2013г. №424 «Об утверждении правил землепользования и застройки МО г-к Анапа», указанный земельный участок расположен в зоне смешанной плотной жилой застройки (Ж-СПР). Данная зона предназначена для формирования территории с размещением многоквартирных домов средней этажности, а также индивидуальных жилых домов с рекреационными функциями.
Вышеуказанный земельный участок находится в границе зоны затопления природного характера (частично) и в границе II зоны горно-санитарной охраны курорта.
В ходе проведения визуального осмотра с использованием сведенийпубличной кадастровой карты и сведений размещённых
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 000, расположено трехэтажное здание, визуально имеющее архитектурно-планировочную структуру гостиничного типа и которое согласно сведениям представленным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», эксплуатируется, как отель «Мама», с номерным фондом 19.
Ответчики разрешение на ввод построенного объекта, а также акт разрешающий эксплуатацию отеля «Мама», в администрации не получали.
По сведениям ЕГРН от 25.01.2019 ФИО2, ФИО3 принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? ) земельный участок с кадастровым номером 000, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: (...) с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН от 29.05.2019 указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, гостиничное обслуживание.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений…
Анализируя каждое из представленных доказательств, а также доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит заявленные исковые требования администрации муниципального образования город-курорт Анапа к ФИО2, ФИО3 в части запрета ФИО2 и ФИО3 и (или) иным лицам эксплуатацию в коммерческих целях объекта капитального строительства - трехэтажного здания, с кадастровым номером 000, общей площадью 451,4 кв.м., визуально имеющего архитектурно-планировочную структуру гостиничного типа и которое согласно сведениям представленным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», эксплуатируется как отель «Мама» с номерным фондом 19, до полного устранения допущенных нарушений земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, а именно: изменения параметров объекта недвижимого имущества - жилой дом, с кадастровым номером 000, площадью 451,4 кв.м., этажностью 3, расположенного по адресу: (...) с существующего назначения: «жилой дом» на другое «нежилое», с существующего наименования «жилой дом» на другой «гостиница»; предоставления в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа сведений об изменении назначения объекта недвижимости площадью 451,4 кв.м., этажностью 3, на земельном участке площадью 850 кв.м. с кадастровым номером 000 по адресу: (...). А также указании в решении, что оно является основанием для филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» в Краснодарском крае для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, для указания в отношении объекта недвижимого имущества - жилой дом, с кадастровым номером 000, площадью 451,4 кв.м., этажностью 3, расположенного по адресу: (...) назначения: «нежилое» и наименования «гостиница»; является основанием для Управления Росреестра по Краснодарскому краю для внесения изменений в Единый государственный кадастр недвижимости, для указания в отношении объекта недвижимого имущества - жилой дом, с кадастровым номером 000, площадью 451,4 кв.м., этажностью 3, расположенного по адресу: (...) 1 назначения: «нежилое» и наименования «гостиница», подлежащими удовлетворению, поскольку эксплуатация жилого дома в коммерческих целях создает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с его возможным разрушением, в виду отсутствия у застройщика подтверждающих документов о соблюдении норм и технических параметров, обязательных для строительства капитальных сооружений коммерческого назначения, отсутствия акта на ввод в эксплуатацию объекта коммерческого назначения, разрешения на перевод помещений индивидуального жилого дома в нежилую категорию, либо в категорию гостиничных помещений для последующего их коммерческого использования.
Учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка ответчиков соответствует его фактическому использованию, оснований для удовлетворения исковых требований администрации МО г-к Анапа в части
изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, предусмотренный классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» с существующего «для ведения личного подсобного хозяйства» на новый вид разрешенного использования «гостиничное обслуживание» (код 4.7); предоставления в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа документы, подтверждающие наличие права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования, позволяющего размещение указанного коммерческого объекта, а также сведения об изменении назначения объектов недвижимости; указания в решении, что оно для филиала ФГБУ «ФКГТ Росреестра» в Краснодарском крае является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, для указания в отношении земельного участка земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: (...) вида разрешенного использования - «гостиничное обслуживание»; указания в решении, что оно для Управления Росреестра по Краснодарскому краю является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 000, общей площадью 850 кв.м., расположенного по адресу: (...) в части вида разрешенного использования - «гостиничное обслуживание», не имеется.
С ответчиков ФИО2, ФИО3 подлежит взысканию солидарно госпошлина в доход государства в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
Иск Администрации муниципального образования город-курорт Анапа к ФИО2, ФИО3 о запрете эксплуатации в коммерческих целях земельного участка и объекта недвижимости на нем удовлетворить частично.
Запретить ФИО2 и ФИО3 и (или) иным лицам эксплуатацию в коммерческих целях объекта капитального строительства расположенного на земельном участке площадью 850 кв.м. с кадастровым номером 000 с видом разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, гостиничное обслуживание - трехэтажное здание, с кадастровым номером 000, общей площадью 451,4 кв.м., визуально имеющее архитектурно-планировочную структуру гостиничного типа и которое согласно сведениям представленным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», эксплуатируется как отель «Мама» с номерным фондом 19, до полного устранения допущенных нарушений земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, а именно:
- изменить параметры объекта недвижимого имущества -жилой дом, с кадастровым номером 000, площадью 451,4 кв.м., этажностью 3, расположенного по адресу: (...) с существующего назначения: «жилой дом» на другое «нежилое», с существующего наименования «жилой дом» на другой «гостиница»;
- предоставить в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа сведения об изменение назначения объекта недвижимости площадью 451,4 кв.м., этажностью 3, на земельном участке площадью 850 кв.м. с кадастровым номером 000 по адресу: (...)
Решение суда для филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» в Краснодарском крае является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, для указания в отношении объекта недвижимого имущества -жилой дом, с кадастровым номером 000, площадью 451,4 кв.м., этажностью 3, расположенного по адресу: (...) назначения: «нежилое» и наименования «гостиница».
Решение суда для Управления Росреестра по Краснодарскому краю является основанием для внесения изменений в Единый государственный кадастр недвижимости, для указания в отношении объекта недвижимого имущества - жилой дом, с кадастровым номером 000, площадью 451,4 кв.м., этажностью 3, расположенного по адресу: (...) назначения: «нежилое» и наименования «гостиница».
Взыскать с ФИО2 и ФИО3 солидарно госпошлину в доход государства в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анапский районный суд Краснодарского края
Судья
Анапского районного суда: С.А. Киндт