ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1127/19 от 15.08.2019 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-1127/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«15» августа 2019 года город Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

Председательствующего судьи Степановой Е.А.,

при секретаре Кудрявцевой А.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Центрального района г. Твери Мафенбеер О.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Удомельского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в неисполнении на территории г. Удомля краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 годы, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области № 62-пп от 10 марта 2017 года (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2017 № 458-ПП) в части объектов, запланированных к ремонту на 2018 год, обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ОГРН <***>) в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта кровли многоквартирных домов по следующим адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, а именно: привлечь для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации; заключить с подрядными организациями от своего имени договоры, предусматривающие установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами, контролировать качество и сроки оказания услуг или выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг или работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг или выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме,

установил:

Удомельский межрайонный прокурор обратился в Центральный районный суд города Твери в защиту неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, в котором просил суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении на территории города Удомля краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 г.г., утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп в части объектов, запланированных к ремонту на 2018 год, обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по следующим адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, а именно: привлечь для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации; заключить с подрядными организациями от своего имени договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Удомельской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Тверской области от 07 марта 2019 г. проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части проведения капитального ремонта на территории Удомельского городского округа, в ходе которой установлено, что распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 г. №306-рп создана некоммерческая организация – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области. Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 г. №690 утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тверской области на 2014-2043 г.г. Несмотря на трехлетний период реализации программы, объекты ремонта также распределены по годам. Включенные в программу на 2018 г. дома, расположенные по адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> – не отремонтированы. 10 мая 2018 г. между Фондом и ООО «Неострой» заключен договор подряда №ПСД-042/18, в который включены дома: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, однако данный договор 11 декабря 2018 г. расторгнут, капитальный ремонт в отношении указанных многоквартирных домов до настоящего времени не проведен. Таким образом, ответчиком в нарушение норм жилищного законодательства не выполнены обязательства, предусмотренные ст. 182 ЖК РФ, в частности не обеспечена подготовка задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовка проектной документации на проведение капитального ремонта, не привлечены подрядные организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту вышеуказанных многоквартирных домов. Собственниками помещений в многоквартирных домах за 2018 г. собрано и перечислено 39 360 814 рублей 19 копеек (115,97%). Таким образом, обязанность по уплате взносов исполняется жителями города практически в полном объеме. Между тем, Фонд принятые на себя обязательства не исполняет. Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах, либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирных домов по иным основаниям. Также нарушаются права муниципального образования как собственника жилых помещений.

Определением судьи Центрального районного суда города Твери от 08 апреля 2019 г. исковое заявление принято к производству суда, возбуждено гражданское дело.

Определениями суда от 14 мая 2019 г., занесенными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства Тверской области, Правительство Тверской области.

В ходе производства по делу истец уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении на территории города Удомля краткосрочного плана капитального ремонта на 2017- 2019 г.г., утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп (в редакции от 29.12.2017 № 458-пп), в части объектов, запланированных к ремонту на 2018 г., обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта кровли многоквартирных домов по следующим адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, а именно: привлечь для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации; заключить с подрядными организациями от своего имени договоры, предусматривающие установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами, контролировать качество и сроки оказания услуг или выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг или работ требованиям проектной документации, осуществить приемку оказанных услуг или выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Определением суда от 20 июня 2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, указанные уточненные исковые требования приняты к производству суда, заявление об уточнении иска приобщено к материалам дела.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Центрального района г. Твери Мафенбеер О.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила суд заявленные требования с учетом их уточнения удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных истцом требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, пояснив, что конкурсная процедура в соответствии с законодательством проводится в течение месяца, на наличие (отсутствие) заявок Фонд повлиять не может. Капитальный ремонт любого из видов работ с учетом проведения конкурсной процедуры занимает от 60-90 дней. Требования прокуратуры об обеспечении проведения капитального ремонта в течение 2 месяцев с момента вынесения решения суда является необоснованным и противоречит законодательству Российской Федерации в сфере закупок.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области, извещенный судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, указав, что невозможность определения подрядчика конкурентным способом, либо неисполнение (ненадлежащее исполнение) подрядчиком своих обязательств не может являться подтверждением незаконного бездействия Фонда, просил суд рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, извещенный судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области, извещенный судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, указав, что со стороны ответчика отсутствует бездействие и все его действия направлены на соблюдение действующего законодательства РФ, просил суд рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица администрации Удомельского городского округа, извещенный судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что поддерживает заявленные истцом требования.

Представители третьих лиц ООО «УО Умный дом», ООО «Коммуналсервис», извещенные судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Учитывая надлежащее лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав представителя истца помощника прокурора Центрального района г. Твери Мафенбеер О.В., действующую на основании доверенности, представителя ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 3 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).

В силу ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Частью 1 статьи 180 ЖК РФ установлено, что функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Как следует из материалов дела, собственники многоквартирных домов по адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> самостоятельно на общем собрании собственников не принимали решений о способе формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем постановлением администрации г. Удомли Удомельского района Тверской области от 20.05.2014 №277 «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» орган местного самоуправления, в рамках возложенных на него полномочий, принял решение о формировании фонда капитального ремонта указанных домов на счете регионального оператора.

Доказательств, подтверждающих, что собственниками вышеперечисленных многоквартирных домов был избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете дома, материалы дела не содержат.

В соответствии с частью 2 статьи 178 ЖК РФ, региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28.06.2013 №306 создана некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, определив его в качестве регионального оператора, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Пунктом 2 указанного распоряжения, определено, что основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно ч. 3 ст. 10 закона Тверской области от 28.06.2013 № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: а) в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 настоящего Закона, подготавливает и направляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; б) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждает проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; в) привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; г) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; г-1) обеспечивает установление в порядке, установленном Правительством Тверской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; д) осуществляет приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечивает создание соответствующих комиссий согласно пункту 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации; е) исполняет иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тверской области.

Региональный оператор финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этого фонда капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета Тверской области и (или) местного бюджета (ч. 4 ст. 10 закона Тверской области от 28.06.2013 N 43-ЗО).

Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 г.г.

В целях реализации данной региональной программы в 2017-2019 г.г., постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп утвержден соответствующий краткосрочный план, в который включены многоквартирные жилые дома по следующим адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> со следующими видами работ: по многоквартирным домам: №7А по ул. Автодорожная <...> по ул. Венецианова г. Удомля, №3 по ул. Левитана г. Твери, №17 по ул. Попова г. Удомля, №10 по ул. Энтузиастов г. Удомля, №28 по ул. Энтузиастов г. Удомля, №8 по ул. Энтузиастов г. Удомля – ремонт крыши, по многоквартирному дому №6/3 по ул. Энтузиастов г. Удомля – ремонт крыши и лифтового оборудования.

В нарушение краткосрочного плана, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 № 62-пп, в установленный срок и до момента рассмотрения судом данного гражданского дела, ответчик не обеспечил выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Законность требований Удомельского межрайонного прокурора подтверждается постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 № 62-пп, постановлением администрации г. Удомли Удомельского района Тверской области от 20.05.2014 №277 «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора», а также распоряжениями администрации Удомельского района Тверской области от 31 октября 2016 г. №1039-р «О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>», от 31 октября 2016 г. №1040-р «О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>».

При подготовке дела к судебному разбирательству, определением судьи от 08 апреля 2019 г. ответчику предлагалось представить к судебному заседанию письменные возражения по существу заявленных истцом требований, а также доказательства, подтверждающие указанные возражения.

Однако, ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, в ходе производства по делу не было представлено суду доказательств, опровергающих законность требований Удомельского межрайонного прокурора, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих исполнению краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 г.г., утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 № 62-пп, в части проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов №7А по ул. Автодорожная <...> по ул. Венецианова г. Удомля, №3 по ул. Левитана г. Твери, №17 по ул. Попова г. Удомля, №10 по ул. Энтузиастов г. Удомля, №28 по ул. Энтузиастов г. Удомля, №8 по ул. Энтузиастов г. Удомля, №6/3 по ул. Энтузиастов г. Удомля, судом в ходе производства по делу наличие таких обстоятельств также не установлено.

Как следует из представленных ответчиком документов, 10 мая 2018 г. между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ООО «Неострой» заключен договор №ПСД-042/18 по разработке проектно-сметной документации на оценку технического состояния и проектирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>. Плановая дата выполнения работ по договору была определена сторонами – 07 сентября 2018 г. 11 декабря 2018 г. стороны заключили соглашение о расторжении договора №ПСД-042/18.

31 мая 2019 г. между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ООО «Алстрой» заключен договор №ПС-010/19 на оценку технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Тверской области, в число которых вошли многоквартирные дома №7А по ул. Автодорожная <...> по ул. Венецианова г. Удомля, №3 по ул. Левитана г. Твери, №17 по ул. Попова г. Удомля, №10 по ул. Энтузиастов г. Удомля, №28 по ул. Энтузиастов г. Удомля, №8 по ул. Энтузиастов г. Удомля, №6/3 по ул. Энтузиастов г. Удомля.

Пунктом 8.2. указанного договора стороны определили, что подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты) результатов выполненных работ, обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации третьими лицами (например, управляющей организацией) или в результате форс-мажорных обстоятельств.

В соответствии с пунктом 8.3. договора, гарантийный срок на выполненные строительно-монтажные работы и использованные материалы начинается с даты подписания заказчиком акта приемки выполненных работ и составляет 5 лет.

Если в течение гарантийного срока в результатах выполненных подрядчиком работ проявятся недостатки (дефекты), которые являются следствием ненадлежащего выполнения подрядчиком принятых на себя обязательств, либо результаты работ, после приемки заказчиком, утратят свои свойства и качества гарантийного срока, заказчик и/или управляющая организация вправе потребовать от подрядчика за счет подрядчика устранить недостатки и выполнить восстановительный ремонт. Заказчик или управляющая организация вправе при этом составить рекламационный акт произвольной формы или иной документ, где описываются выявленные недостатки (дефекты) и их причины. Срок начала и окончания работ по устранению недостатков (дефектов) устанавливается заказчиком или управляющей организацией в зависимости от их объема, сложности и срочности проведения (п. 8.4 договора).

Согласно п. 8.10 договора, если подрядчик по требованию заказчика или управляющей организации не устраняет недостатки (дефекты) в результатах работ, выявленные в гарантийный срок, заказчик вправе полностью или частично устранить такие недостатки своими силами или с привлечением третьих лиц за счет подрядчика.

В силу п. 8.11 договора, гарантийный срок на результат выполненных строительно-монтажных работ на объекте продлевается на период устранения недостатков (дефектов).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.

В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Таким образом, обязанность по контролю выполнения краткосрочного плана капитального ремонта на 2017- 2019 годы, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области № 62-пп от 10 марта 2017 года (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2017 № 458-ПП) возложена на ответчика.

Доводы ответчика о том, что Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области заключен договор подряда с подрядной организацией ООО «Неострой», в который вошли вышеперечисленные многоквартирные дома, правового значения не имеют, так как доказательств невозможности проведения работ по капитальному ремонту указанных домов в установленные краткосрочной программой сроки суду не предоставлено.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконным бездействия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в неисполнении на территории г.Удомля краткосрочного плана капитального ремонта на 2017- 2019 годы, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области № 62-пп от 10 марта 2017 года (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2017 № 458-ПП) в части объектов, запланированных к ремонту на 2018 год, возложении обязанности на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ОГРН <***>) обеспечить проведение капитального ремонта кровли многоквартирных домов по следующим адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, а именно: контролировать качество и сроки оказания услуг или выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг или работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг или выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Ввиду заключения 31 мая 2019 г. между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ООО «Алстрой» договора №ПС-010/19 на оценку технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Тверской области, оснований для удовлетворения требований истца к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области об обеспечении проведения капитального ремонта кровли многоквартирных домов в части привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами у суда не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, а также то, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем работ, суд считает возможным установить Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области срок для исполнения возложенной на него обязанности в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения.

Данный срок исполнения решения суда является разумным и реальным, определен с учетом возможностей ответчика исполнить решение суда в пределах установленного срока.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 61.1 и п.2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, взыскивается с ответчика в доход соответствующего бюджета, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Как предусмотрено пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций уплачивается в размере 6000 рублей.

Таким образом, с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

руководствуясь ч. 1 ст. 103, ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Удомельского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в неисполнении на территории г.Удомля краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 годы, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области № 62-пп от 10 марта 2017 года (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2017 № 458-ПП) в части объектов, запланированных к ремонту на 2018 год, обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ОГРН <***>) в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта кровли многоквартирных домов по следующим адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, а именно: привлечь для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации; заключить с подрядными организациями от своего имени договоры, предусматривающие установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами, контролировать качество и сроки оказания услуг или выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг или работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг или выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в неисполнении на территории г.Удомля краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 годы, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области № 62-пп от 10 марта 2017 года (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2017 № 458-ПП) в части объектов, запланированных к ремонту на 2018 год.

Обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ОГРН <***>) в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта кровли многоквартирных домов по следующим адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, а именно: контролировать качество и сроки оказания услуг или выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг или работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг или выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

В удовлетворении остальной части требований Удомельскому межрайонному прокурору к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области отказать.

Взыскать с ответчика в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Е.А. Степанова

Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2019 года.