№2-35/2012гР Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации
Бежецкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Ильиной Г.В.,
при секретаре Лагусевой С.С.,
с участием прокурора Зорина Р.П.,
представителей заинтересованного лица администрации Бежецкого района Морозовой С.И. и Калинюка В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2012 года в г. Бежецк гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону, недействующим с 01 января 2010 года, и неподлежащим применению постановления главы Бежецкого района №230 от 04 мая 2010 года и утвержденного им Порядка предоставления субсидий организациям, осуществляющим микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства Бежецкого района,
у с т а н о в и л:
Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением. Требования мотивированы тем, что постановление главы Бежецкого района №230 от 04.05.2010 года и утвержденный им Порядок предоставления субсидий организациям, осуществляющим микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства Бежецкого района (далее по тексту – Порядок) является незаконным с момента издания и введения в действие, и подлежит отмене по следующим основаниям. Частью 4 ст.7 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Частью 1 ст.78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются организациям на возмещение части затрат по выданным кредитам (в то же время в образцах заявления, уведомления и соглашения, являющихся приложением к Порядку, указано, что субсидия предоставляется на осуществление микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства). Согласно действующему гражданскому законодательству, кредит- это предоставление денежных средств заемщику в размере и на условиях предусмотренных договором, при обязательстве заемщика возвратить полученную денежную сумму и уплатить на неё проценты. Из системного толкования понятия «кредит» усматривается, что затраты по выдаче кредита у организации, осуществляющей микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства не имеется, поскольку выданный кредит подлежит возврату с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами. Возможности возмещения недополученных доходов Порядок не предусматривает вовсе. Механизма определения и подтверждения понесенных затрат по выданным кредитам, которые подлежали бы возмещению, Порядок также не устанавливает. Таким образом, возмещение несуществующих затрат организации, осуществляющей микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, именно по выданным кредитам, из бюджета муниципального образования незаконно. При подобных обстоятельствах такая организация будет иметь дополнительный доход (возвращенный кредит с процентами + субсидия из бюджета). Согласно п.2.4 Порядка целью предоставления субсидий является обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства Бежецкого района к финансовым ресурсам (микрокредитованию), что является нарушением ч.1 ст.78 БК РФ, согласно которой субсидии представляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства Бежецкого района к финансовым ресурсам существуют долгосрочные целевые программы. Таким образом, субсидия не может предоставляться для кредитования, поскольку в отличие от кредита носит безвозвратный характер, кроме того цели, порядок и основания предоставления субсидии и кредита разные. Согласно п.3 ч.2 ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физически лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. В нарушение данной нормы Порядок не регламентирует случаев предоставления субсидии, в результате чего, обеспечивается незаконное предоставление организации, осуществляющей микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, дополнительной обычной финансовой поддержки под видом субсидии, что дает реальную возможность для нецелевого расходования бюджетных средств. Долгосрочная целевая программа «Поддержка развития малого и среднего предпринимательства в Бежецком районе на 2011-2015 годы» и районная целевая программа «Поддержка развития малого и среднего предпринимательства Бежецкого района на 2008-2010 годы» не предусматривают субсидирование организаций, осуществляющих микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно п.2.13 Порядка, субсидии предоставляются в объемах, утвержденных решением Собрания депутатов Бежецкого района о бюджете на текущий финансовый год и плановый период на поддержку развития малого и среднего предпринимательства Бежецкого района. Однако, в данном случае, поддержка оказывается не малому и среднему предпринимательству Бежецкого района, а конкретной организации (незаконно, в форме субсидии), в то время как денежные средства на поддержку организаций, осуществляющих микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, в бюджете Бежецкого района не предусмотрены. По выявленным нарушениям на оспариваемое постановление главы Бежецкого района был принесен протест, который рассмотрен и 02 ноября 2011 года был необоснованно отклонен. Пунктом 2.1 Порядка определено, что субсидии предоставляются организациям, созданным для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления кредитов (организации) субъектам малого и среднего предпринимательства (заемщики). Таким образом, под действие Порядка подпадает неограниченный (неопределенный) круг организаций (банки и иные кредитные организации), которые могут осуществлять микрокредитование (кредитование) субъектов малого и среднего предпринимательства и вправе рассчитывать на законное получение субсидии. Согласно п.2.5.1-2.5.2 Порядка, для получения субсидии необходимо выполнить ряд условий, в частности: процентная ставка за пользование кредитом не должна превышать 2,5% в месяц, а размере одного кредита должен быть не менее 5000 рублей. Такие требования являются вмешательством в деятельность банков и других кредитных организаций, которые могут осуществлять микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органа местного самоуправления. Пунктом 2.5.4.4 Порядка определено, что организация, осуществляющая кредитование, принимает окончательное решение о выдаче кредита заемщику после согласования с администрацией Бежецкого района. Согласно ч.1 ст.819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Статьей 9 ФЗ №395-1 от 02.12.1990г. «О банках и банковской деятельности» и частью 4 ст.3 ФЗ от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации» определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций и кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Согласно ст.29 №395-1 от 02.12.1990г. «О банках и банковской деятельности» процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, в том числе определение величины процентной ставки по кредиту в зависимости от изменения условий, предусмотренных в кредитном договоре, процентные ставки по вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, полномочиями по установлению процентных ставок за пользование кредитом, установлению минимальных размеров кредита, согласованию решений о выдаче кредитов для банков, и других кредитных организаций в целях осуществления микрокредитования (кредитования) субъектов малого и среднего предпринимательства, органы местного самоуправления действующим федеральным законодательством не наделены. В Бежецком районе на основании оспариваемого Порядка субсидиями пользовался Кредитный потребительский кооператив граждан (КПКГ) «Капитал», в то время как согласно ч.2 ст.4 ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив предоставляет своим членам не кредиты, а займы на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком – членом кредитного кооператива (пайщиком). Поскольку в Порядке речь идет именно о кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства, то кредитные потребительские кооперативы не могут подпадать под его действие, так как вправе предоставлять только займы, и не всем субъектам малого и среднего предпринимательства, а только своим членам – физическим лицам. Таким образом, Порядком не регламентированы вопросы участия кредитных потребительских кооперативов в микрофинансировании (финансировании) субъектов малого и среднего предпринимательства, в то время как на практике КПКГ уже осуществлял микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства и незаконно получал субсидию из бюджета Бежецкого района, что подтверждается актом проверки отдельных вопросов использования средств областного бюджета Тверской области в рамках целевой программы «Поддержка развития малого и среднего предпринимательства Бежецкого района на 2008-2010 годы» от 30.09.2011 г. Согласно п.3 постановления главы Бежецкого района №230 от 04 мая 2010 года оно вступает в силу с момента подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года. Таким образом, срок окончания действия самого постановления и утвержденного им Порядка не предусмотрен. Согласно ст.13 ГК РФ нормативный акт, несоответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В силу ч.3 ст.78 БК РФ, п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ №48 от 29.11.2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» Порядок является нормативным правовым актом, поскольку издан управомоченным должностным лицом органа местного самоуправления; направлен на урегулирование общественных отношений непосредственно в сфере микрокредитования (кредитования) субъектов малого и среднего предпринимательства Бежецкого района; распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, рассчитан на неоднократное применение, определен перечень обязательных действий для получения субсидий. Частью 8 ст.47 Устава Бежецкого района Тверской области прямо предусмотрено, что муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер, принимаемые органами местного самоуправления Бежецкого района и должностными лицами местного самоуправления Бежецкого района, подлежат официальному опубликованию в официальном печатном издании – газете «Бежецкая жизнь» в течение 10 дней с момента принятия. В газете «Бежецкая жизнь» №22 от 11.06.2010 года на странице 8 было опубликовано только постановление главы Бежецкого района №230 от 04.05.2010 года, без текста утверждаемого им Порядка, что свидетельствует о нормативности данного документа, в то время как сам текст нормативного правового акта (Порядка) не обнародуется. Согласно информации и.о.главы администрации Бежецкого района Порядок был размещен 07 июля 2010 год только на официальном сайте администрации Бежецкого района. Указанные факты являются нарушением требований Конституции РФ и федерального законодательства, регламентирующего порядок вступления в силу нормативного правового акта. Частью 3 ст.15 Конституции РФ закреплено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Согласно ч.2 ст.47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования), что также закреплено и в Уставе района. Нарушение порядка вступления в силу нормативного правового акта может привести к нарушениям права, свобод законных интересов человека и гражданина (субъектов малого и среднего предпринимательства), гарантированных Конституцией РФ и федеральным законодательством. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта органа местного самоуправления. Просит признать противоречащим закону, недействующим с 01.01.2010 года, и неподлежащим применению постановление главы Бежецкого района №230 от 04.05.2010 г. и утвержденного им Порядка, поскольку указанные нарушения действующего законодательства делают невозможным законное участие различных кредитных организаций в осуществлении микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства Бежецкого района с последующим получением субсидий из районного бюджета, что в конечном итоге отрицательно влияет и будет влиять на реализацию долгосрочных целевых программ по поддержке развития малого и среднего предпринимательства в Бежецком районе.
Из представленных в суд 28 декабря 2011 года и подписанных в тот же день и.о. главы администрации Бежецкого района Обалиной Т.И. возражений на заявление Бежецкого межрайонного прокурора следует, что постановление главы Бежецкого района №230 от 04.05.2010 года издано во исполнение ст.78 БК РФ, определяющей условия предоставления субсидии и во исполнение районной целевой программы «Поддержка развития малого и среднего предпринимательства Бежецкого района на 2008-2010 годы», утвержденная решением Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области №279 от 29 апреля 2008 года. Выводы о незаконности Порядка прокурор обосновывает тем, что оспариваемый Порядок предусматривает предоставление субсидии, которые согласно ст.78 БК РФ предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг кредитным организациям, которые затрат не имеют. Понятие «затраты» является экономическим, регламентируется финансовым, налоговым, бухгалтерским законодательством. Затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов. Согласно главе 25 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, которые подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, внереализационные расходы, прочие расходы. Публично-правовое образование – Бежецкий район, приняв участие в реализации областной программы по поддержке развития малого и среднего предпринимательства в Тверской области путем принятия аналогичной районной программы и осуществляя совместно с администрацией Тверской области софинансирование мероприятий программы, тем самым приняло на себя публичные обязательства (ст.6 БК РФ) по оказанию финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, в том числе и микрокредитование (раздел 3 районной целевой программы). Согласно ст.17 ФЗ от 24.07.2007 года №209-ФЗ (ред. От 01.07.2011г) (О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, организации, которым согласно оспариваемому Порядку предоставляются субсидии во исполнение районной целевой Программы, являются исполнителями обязательств муниципального образования по микрокредитованию субъектов малого и среднего бизнеса. Муниципальным заказчиком по этим обязательствам согласно районной целевой программе является администрация Бежецкого района (паспорт РЦП). В соответствии с ч.3 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч.1 и 2 ст.22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. В соответствии с ч.1 ст.192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поскольку указанный спор затрагивает отношения, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, он подведомствен не суду общей юрисдикции, а арбитражному суду, поэтому администрация Бежецкого района просит производство по делу прекратить с неподведомственностью дела суду общей юрисдикции (л.д.96-98, том 1).
В судебном заседании прокурор Зорин Р.П. исключил требование о признании «не подлежащим применению» в связи с изданием 16 декабря 2011г. постановления об утрате силы оспариваемого постановления №230, поддержал требования о признании постановления №230 и утвержденного им Порядка незаконным и недействующим с 01 января 2010 года. Дополнительно пояснил, что в ходе проверки постановления №230 и утвержденного им Порядка были выявлены нарушения в части бюджетного законодательства, а именно ст.78 Бюджетного Кодекса РФ. По кредитам не имеется никаких затрат, поскольку кредиты возвращаются и дополнительно выплачиваются проценты по кредиту; могут быть затраты по невозвращенным кредитам, но этого в оспариваемом Порядке не прописано. Порядок не устанавливает механизм определения и подтверждения понесенных и подлежащих возмещению затрат по выданным кредитам. Согласно п.2.4 Порядка, целью предоставления субсидий является обеспечение доступа малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам. Это является нарушением ч.1 ст.78 БК РФ, где указано, что субсидии предоставляются с целью возмещения затрат и недополученных доходов. По п.2.6-2.6.6 Порядка нельзя определить, какие затраты понесла организация. По п.2.11 нельзя понять, сколько необходимо возмещать денежных средств, имеются только критерии отбора организаций. Неопубликование нормативно-правового акта влечет его недействительность. Это нарушение Конституции РФ и Устава Бежецкого района, в котором указано, что в течение 10 суток с момента вынесения нормативно-правового акта он публикуется в газете «Бежецкая жизнь». Но в газете «Бежецкая жизнь» нормативно-правовой акт полностью не был опубликован. Поскольку Порядок является нормативно-правовым актом, имеет значительное количество нарушений, недочетов, допускает двоякое толкование различных вопросов, а постановление №230 и утвержденный им Порядок не были должным образом опубликованы в печатных изданиях, они являются незаконными. Администрация Бежецкого района ссылается на то, что Порядок был опубликован на сайте администрации, однако с осени 2011 г. сайт администрации не работает, кроме того, не все имеют доступ к Интернет- ресурсам.
Представитель заинтересованного лица – администрации Бежецкого района Морозова С.И. не признала заявленные требования и пояснила, что в заявлении не указано, какой конкретно норме закона противоречат оспариваемые документы. Вопреки разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в заявлении прокурора нет ссылки на конкретную норму права, которая обладает большей юридической силой. Постановление №230 и Порядок нормативным актом быть не могут. В Порядке имеется 4 раздела, в каждом разделе 50 пунктов, прокурор оспаривает только 6 пунктов, однако просит признать незаконным документ в полном объеме. Однако все пункты Порядка не противоречит, а соответствуют законодательству. Субсидии нужны для того, чтобы организовать работу по микрокредитованию. В оспариваемом Порядке не сказано, что денежные средства будут отданы потребительскому кооперативу «Капитал». В материалах дела имеется протокол областной комиссии на выделение субсидий из областного фонда. Все документы, включая целевую долгосрочную программу, постановление №47па говорят однозначно, что субсидия предоставляется субъектам организации только в пределах своего муниципального образования, на которое выделяется субсидия. Эта программа нужна для субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Условиями предоставления субсидии являются: наличие нормативно-правового акта, наличие программы, необходимые документы- это программа, заявка на участие, пояснительная записка по мероприятиям на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, паспорт мероприятия. Нормативный акт (постановление №230 и Порядок) фактически отменен, это даже не нужно оспаривать, он не действует уже больше года, он не нарушал и не нарушает права и интересы граждан. Порядок предоставления субсидии вообще не является нормативным актом. Постановление №230 от 04.05.2010г. главы Бежецкого района было опубликовано в газете «Бежецкая жизнь». Постановление Пленума Верховного Суда РФ дает разъяснение, а именно: «…учитывая, что целью официального опубликования нормативно-правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с данным нормативным актом всем лицам, права которых он затрагивает, либо обнародование в другом порядке». Постановление №230 и Порядок были официально опубликованы, да и все заинтересованные организации были ознакомлены с оспариваемым постановлением и Порядком. Может быть, сайт администрации с осени 2011г. и не работает, но доказательств того, что он раньше не работал, прокурор не представил.
Представитель заинтересованного лица – администрации Бежецкого района Калинюк В.Д., руководитель правового отдела администрации Бежецкого района, также возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что можно проверить, куда ушли выделенные администрацией деньги, ведь они сдавали отчеты. Кто из сотрудников правового отдела администрации участвовал в разработке оспариваемого прокурором Порядка, он не может сказать; он как руководитель правого отдела должен был завизировать Порядок, почему он не визировал оспариваемые постановление и Порядок, он не помнит. Бежецк небольшой городок, в нем всего десятка два организаций, они не могли не знать про этот Порядок, ведь всем было ясно, по какому вопросу собирается администрация.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования Бежецкого межрайонного прокурора законными и подлежащими удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу и определяя подведомственность данного дела, суд учитывает следующее.
Действительно, ст. 192 АПК РФ устанавливает право арбитражных судов разрешать споры о признании недействующими нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако данное полномочие необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 29 этого Кодекса, в п. 1 которой установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции.
Таким образом, поданное прокурором заявление об оспаривании нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, не может рассматриваться судом общей юрисдикции только в том случае, если федеральным законом дела об оспаривании этого нормативного правового акта прокурором прямо отнесены к компетенции арбитражных судов, поэтому настоящее дело подведомственно суду общей юрисдикции.
В соответствии с ч.4 ст.251 ГПК РФ заявления об оспаривании нормативного правового акта подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26, и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 ГПК РФ. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Кроме того, как указано в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. №48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с п.17 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. №48 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Из представленного Устава муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области следует, что правовую основу местного самоуправления в Бежецком районе составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Устав и законы Тверской области, Устав Бежецкого района, решения, принятые на местных референдумах, иные муниципальные правовые акты (статья 2). Согласно ст.27 Устава Бежецкого района структуру органов местного самоуправления Бежецкого района составляют представительный орган – Собрание депутатов Бежецкого района, глава муниципального образования – глава Бежецкого района. В соответствии со ст.47 Устава в систему муниципальных правовых актов Бежецкого района, в том числе, входят и правовые акты Главы Бежецкого района, постановления и распоряжения администрации Бежецкого района. Глава Бежецкого района в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, федеральным законодательством и законодательством Тверской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации Бежецкого района. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер, принимаемые органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, подлежат официальному опубликованию в официальном печатном издании – газете «Бежецкая жизнь» в течение 10 дней с момента принятия, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законодательством, и если иное не установлено федеральным законодательством (л.д.2-3, 10, 18-19, том 2).
Согласно ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Установлено, что 04 мая 2010 года глава Бежецкого района М.А.Шибанов принял постановление №230, которым утвердил Порядок предоставления субсидий организациям, осуществляющим микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства Бежецкого района; при этом постановление вступает в силу с момента подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года, постановление администрации Бежецкого района от 09 октября 2009 года №474 «О предоставлении субсидий из районного бюджета на реализацию мероприятий по поддержке развития малого и среднего предпринимательства Бежецкого района признается утратившим силу (л.д.101).
Согласно акту проверки отдельных вопросов использования средств областного бюджета Тверской области в рамках целевой программы «Поддержка развития малого и среднего предпринимательства Бежецкого района на 2008-2010 годы» исполняющим обязанности министра Правительства Тверской области, руководителем Министерства финансов Тверской области, главными специалистами - экспертами КРУ Жулановой Л.А., Поляковой Н.И. проведена проверка отдельных вопросов использования средств областного бюджета Тверской области в рамках целевой программы «Поддержка развития малого и среднего предпринимательства Бежецкого района на 2008-2010 годы» в администрации муниципального образования «Бежецкий район» за период с 01 января 2008 года по 01 сентября 2009 года. Из акта проверки следует, что субсидия предоставляется ее получателям безвозмездно. КПКГ «Капитал», который определен в качестве уполномоченного органа МО «Бежецкий район» на реализацию проекта «Микрофинансирование объектов малого предпринимательства» на территории Бежецкого района, займы субъектам малого предпринимательства оказывал только на возвратной и возмездной основе. Уставом Бежецкого района финансирование КПКГ «Капитал» не предусмотрено, следовательно, кооперативу как субъекту малого предпринимательства субсидия не могла быть предоставлена. Статья 78.1 БК РФ, в соответствии с которой субсидии предоставляются некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, предусматривает возможность предоставления субсидий только из федерального бюджета. Предоставление субсидии КПКГ «Капитал» в общей сумме 6000 000 рублей, в том числе средства областного бюджета Тверской области 3900000 рублей, средства районного бюджета в сумме 2100 000 рублей произведено администрацией Бежецкого района в нарушение ст.38 БК РФ, выразившейся в нарушении принципа адресности бюджетных средств, чем допущено нецелевое использование бюджетных средств. Субсидия КПКГ «Капитал» была предоставлена без наличия соглашения с администрацией Бежецкого района, чем нарушено условие предоставления субсидии, определенное п.3.1.1 Порядка предоставления субсидии, утвержденного постановлением администрации Бежецкого района №474 от 09.10.2009 года. Отчеты об исполнении программ утверждены главой Бежецкого района без решения собрания депутатов района, чем нарушено положение п.»г» ст. 5 Положения о бюджетном процессе в Бежецком районе Тверской области №227 от 30.10.2007 года, относящий утверждение отчетов к полномочиям Собрания депутатов Бежецкого района (л.д.84-93, том 1).
В судебном заседании установлено и не отрицается администрацией Бежецкого района, что оспариваемое прокурором постановление №230 от 4 мая 2010г. было опубликовано в официальном источнике – газете «Бежецкая жизнь» только 11 июня 2010 года (л.д.8-24, том 1), то есть более чем через месяц, а не в течение 10 дней, как того требуют Устав муниципального образования и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Порядок же является приложением к указанному постановлению главы Бежецкого района и определяет критерии отбора организаций, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий на поддержку развития малого и среднего предпринимательства Бежецкого района в соответствии с решением Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области от 29 апреля 2008 года №279 «О районной целевой программе «Поддержка развития малого и среднего предпринимательства Бежецкого района на 2008-2010 годы» (л.д.101 оборот-103 оборот, том 1).
Между тем, Порядок направлен на урегулирование общественных отношений непосредственно в сфере микрокредитования (кредитования) субъектов малого и среднего предпринимательства Бежецкого района; распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, рассчитан на неоднократное применение, в нем определен перечень обязательных действий для получения субсидий. Однако сам Порядок, также подлежащий обязательному официальному опубликованию, в установленный срок, как и постановление №230, опубликован не был.
Согласно ст.2 ФЗ «О средствах массовой информации» под средством массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); под периодическим печатным изданием понимается газета, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ст.8 указанного Закона сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
Из сообщения администрации Бежецкого района следует, что указанный Порядок был размещен на официальном сайте администрации Бежецкого района Тверской области в сети «Интернет» 07 июля 2010 года (л.д.79, том 1).
Однако в судебном заседании администрацией Бежецкого района суду не были представлены доказательства того, что официальный сайт администрации Бежецкого района был зарегистрирован в качестве средства массовой информации по правилам, указанным в ФЗ «О средствах массовой информации».
В судебном заседании не установлено, что в оспариваемых документах содержатся сведения, распространение которых ограничено федеральным законодательством, поэтому Постановление главы Бежецкого района №230 от 04 мая 2010 года и Порядок подлежали в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом Бежецкого района официальному опубликованию в газете «Бежецкая жизнь» в течение 10 дней с момента их принятия. Так как указанные документы затрагивают права, свободы и обязанности граждан РФ, данные документы могли вступить в силу только после их официального опубликования. Таким образом, Порядок, который не был официально опубликован ни в одном печатном издании, а на официальном сайте администрации Бежецкого района был размещен только более чем через 2 месяца после принятия (07 июля 2010 года) является незаконным и его положения не могут применяться с 01 января 2010 года.
Суд не может принять во внимание как доказательство ознакомления всех заинтересованных лиц с постановлением №230 и Порядком представленную заинтересованным лицом газету «Бежецкая жизнь» от 19 июля 2009г., в которой председатель комитета по экономике и прогнозированию администрации Бежецкого района Новикова Н.А. разъясняет условия предоставления субсидий. Указанная газетная статья не имеет отношения к оспариваемым документам, поскольку оспариваемые документы были приняты 4 мая 2010г., то есть почти годом позже после выпуска газетной статьи 19 июля 2009г.
Суд учитывает, что администрация Бежецкого района не представила доказательств того, что она обеспечила возможность ознакомления с содержанием оспариваемого Порядка тем лицам, права которых он затрагивает, поэтому приходит к выводу о том, что порядок опубликования нормативного правового акта был нарушен.
Учитывая, что одним из приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации является доступность кредитных ресурсов, в том числе субсидирование развития малого и среднего бизнеса, а также учитывая, что неопубликование в установленном порядке оспариваемого нормативного правого акта делает невозможным законное участие различных кредитных организаций в осуществлении микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства Бежецкого района с последующим получением субсидий из районного бюджета, суд приходит к выводу о том, что Постановление главы Бежецкого района №230 от 04 мая 2010 года и Порядок предоставления субсидий организациям, осуществляющим микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства Бежецкого района следует признать незаконным и недействующим с 01 января 2010 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Бежецкого межрайонного прокурора удовлетворить.
Постановление главы Бежецкого района №230 от 04 мая 2010 года и Порядок предоставления субсидий организациям, осуществляющим микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства Бежецкого района признать незаконным и недействующим с 01 января 2010 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий городской суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16 января 2012 года.
Председательствующий