ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1127/2014 от 19.06.2014 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2014 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Казаркиной И.Ф.,

при секретаре Бабайкиной Е.А.,

с участием представителя истца старшего помощника Шуйского межрайонного прокурора Снигирева А.В., представителя администрации г.о. Шуя по доверенности ФИО1, представителя третьего лица МУ «Управление городского хозяйства» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Шуя о возложении обязанности по паспортизации дороги,

УСТАНОВИЛ:

Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации г. о. Шуя. Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.

Шуйской межрайонной прокуратурой в результате проведенной проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории г.о. Шуя выявлено, что Администрацией г.о. Шуя не проведена паспортизация дороги по ул. 5-й Северной г. Шуя. Полагая, что ответчиком не исполнена возложенная на него законодательством Российской Федерации обязанность по паспортизации дороги, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 6 ст. 13, ч. 9 ст. 6, ч. 11 ст. 5, п. 6 ст. 3, п. 6 ст. 13, ч.ч. 1,2,3 ст. 17, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. п. 4 п. 9 Приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 года №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», п. 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм – ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года №150, ст. 210 Гражданского кодекса РФ, истец просит суд обязать Администрацию г.о. Шуя произвести паспортизацию указанной выше дороги в срок до 31 декабря 2014 года.

В судебном заседании представитель истца старший помощник Шуйского межрайонного прокурора Снигирев А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Суду пояснил, что отсутствие финансирования на данный вид работ не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности. Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что проведение работ по паспортизации дороги может повлечь большие финансовые затраты.

Представитель ответчика Администрации г.о. Шуя ФИО1 возражала в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск. Вместе с тем, отметила, что в случае удовлетворения судом требований истца ответчик просит продлить срок для выполнения паспортизации спорной дороги до 31 декабря 2017 года в связи с тем, что бюджет на текущий 2014 год уже утвержден, кроме того, ранее уже были вынесены судебные решения о возложении на администрацию обязанности по паспортизации дорог.

Представитель третьего лица МУ «Управление городского хозяйства» ФИО2 пояснила суду, что поддерживает возражения администрации г.о. Шуя, также просит в случае удовлетворения требований истца продлить срок для выполнения паспортизации спорной дороги до 31 декабря 2017 года.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены также в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 257-ФЗ), согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с ч. 9 ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ч. 11 ст. 5 вышеуказанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Согласно п. 6 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ч.ч. 1,2,3 ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. В силу ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. п. 4 п. 9 Приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 года №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

На основании п. 1.1. Ведомственных строительных норм – ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружениях, их протяженности техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

В соответствии с п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года №150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из приведенных положений правовых актов, к обязаннстям органов местного самоуправления городского округа относится паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Из материалов дела усматривается и судом установлено.

Постановлением Администрации г.о. Шуя от 11 февраля 2014 года № 183 утвержден Перечень дорог общего пользования местного значения городского округа Шуя, включающий, в том числе, автомобильную дорогу по ул. 5-й Северной г. Шуя. Указанное обстоятельство представителем ответчика в ходе судебного заседания не оспаривалось.

Таким образом, поскольку автомобильная дорога по ул. 5-й Северной г. Шуя протяженностью 1,053 км, является автомобильной дорогой местного значения и расположена в границах городского округа Шуя, Администрация г.о. Шуя должна осуществлять паспортизацию указанной дороги.

Из объяснений представителя ответчика и третьего лица следует, что паспортизация в отношения дороги по ул. 5-й Северной г. Шуя не проводилась.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика Администрации г.о. Шуя ФИО1 о том, что паспортизация дороги не обеспечивает защиту прав неопределенного круга лиц и о том, что у прокурора отсутствует право на обращение в суд с данным иском не могут быть приняты судом во внимание, поскольку технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории городского округа Шуя, в связи с чем прокурор обоснованно предъявил указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Утверждение представителя ответчика Администрации г.о. Шуя ФИО1 о том, что отвлечение средств бюджета города на работы по паспортизации дорог приведет к недостаточности средств, необходимых на проведение иных работ, невыполнение которых действительно может отразиться на безопасности дорожного движения, является голословным и ничем не подтверждено.

Вместе с тем, суд, принимая во внимание факт того, что на текущий 2014 года бюджет муниципального образования Городской округ Шуя утвержден, полагает возможным предоставить ответчику срок для осуществления паспортизации спорной дороги до 31 декабря 2015 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Шуя о возложении обязанности по паспортизации дороги, расположенной по ул. 5-й Северной г. Шуя, идентификационный номер дороги 24411 ОП-МГ-088, протяженностью автомобильной дороги 1,053 км, в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм – ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной 05 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Шуя осуществить паспортизацию дороги, расположенной по ул. 5-й Северной г. Шуя, идентификационный номер дороги 24411 ОП-МГ-088, протяженностью автомобильной дороги 1,053 км, в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм – ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной 05 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, в срок до 31 декабря 2015 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления данного решения в окончательной форме.

Председательствующий: И.Ф. Казаркина

Решение в окончательной форме изготовлено 19 июня 2014 года.

Председательствующий: И.Ф. Казаркина