Дело № 2-1127/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Сочи 05 октября 2016 г.
Хостинский районный суд г. Сочи
Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Н.А. Волковой
при секретаре С.А. Воробьевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуКозопасовой Л.В. к Администрации г. Сочи, Администрации Хостинского района г. Сочи, МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи», Лебедеву С.А., АНО «Стандарты социального питания» о признании недействительным решения в части, возложении обязанности, признании права и истребовании имущества из чужого незаконного владения
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит, уточнив требования, обязать Администрацию г. Сочи, МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи», АНО «Стандарты социального питания», Лебедева С.А. демонтировать врезки, санитарно-технические приборы и оборудование (санузлы, душевые) дополнительно установленные на инженерные системы тепло-водоснабжения и канализации многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, произведенные в помещениях №№1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 19, 21, 21а, 21б, 23, 23а, 23б, 24, 24а, 24б, 25, 25а, 26, 26а, 27, 27а, 27б, 27в, 27г, 28, 28а, 28б, 29, 29а, 30, 30а, 30б, 31, 31а, 32, 33, 33а, 33в, 33г, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 39а, 39б, 40, 42, 43, 44, 45 цокольного этажа, восстановить на инженерных системах отопления и водоснабжения отключающие вентили в нижней части поэтажных стояков и на трубах, и привести инженерные системы в соответствие с первоначальной проектной документацией и первичной технической инвентаризацией ФГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ». Обязать администрацию г. Сочи, в лице уполномоченных органов, произвести полный технический осмотр и освидетельствование конструкций всего жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, и мониторинг (во времени) изменений, происходящих в них. Признать незаконными и отменить: пункт 13 решения МВК по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и переводу нежилых зданий в жилые, и жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи от 19.03.2014г. (Протокол №2). Постановление администрации г. Сочи от 14.04.2014г. №665 «Об утверждении протокола от 19 марта 2014 года №2 заседания межведомственной комиссии по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и переводу нежилых зданий в жилые, и жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи. Акт приемки завершенных переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах от 20.04.2015г., утвержденный первым заместителем главы администрации Хостинского района г. Сочи. Признать незаконными произведенные переустройство и перепланировку нежилых помещений №№16, 17, 19, 21, 23-45 цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, и обязать администрацию г. Сочи, МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи», АНО «Стандарты социального питания» привести указанные помещения в первоначальный вид. Признать незаконными произведенные Лебедевым С.А. переустройство и перепланировку нежилых помещений №№1, 2, 3, 4, 5 цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха г. Сочи, и обязать Лебедева С.А. привести указанные нежилые помещения в первоначальный вид. Обязать АНО «Стандарты социального питания» и Лебедева С.А. не чинить собственникам жилых помещений многоквартирного дома №46 по ул. Бытха г. Сочи препятствий в пользовании нежилыми помещениями №№1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 19, 21, 23-45 цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, обеспечить беспрепятственный доступ в указанные помещения для эксплуатационного обслуживания и ремонтных работ сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения, расположенных в указанных помещениях, путем передачи уполномоченным лицам ключей от входных дверей, и обязать произвести демонтаж конструкций (подвесных потолков, коробов), закрывающих свободный доступ к коммуникациям многоквартирного жилого дома.Признать помещения №№1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 19, 21, 21а, 21б, 23, 23а, 23б, 24, 24а, 24б, 25, 25а, 26, 26а, 27, 27а, 27б, 27в, 27г, 28, 28а, 28б, 29, 29а, 30, 30а, 30б, 31, 31а, 32, 33, 33а, 33в, 33г, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 39а, 39б, 40, 42, 43, 44, 45 цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома.Истребовать из чужого незаконного владения администрации г. Сочи и АНО «Стандарты социального питания» помещения №№16, 17, 19, 21, 21а, 21б, 23, 23а, 23б, 24, 24а, 24б, 25, 25а, 26, 26а, 27, 27а, 27б, 27в, 27г, 28, 28а, 28б, 29, 29а, 30, 30а, 30б, 31, 31а, 32, 33, 33а, 33в, 33г, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 39а, 39б, 40, 42, 43, 44, 45 цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи. Обязать администрацию г. Сочи и АНО «Стандарты социального питания» освободить указанные помещения. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении права муниципальной собственности города-курорта Сочи на указанные помещения.Истребовать из чужого незаконного владения Лебедева С.А. помещения №№1, 2, 3, 4, 5 цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, ообязать Лебедева С.А. освободить указанные помещения, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении права собственности Лебедева С.А. на указанные помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что она является собственником квартиры № дома №46 по ул. Бытха г. Сочи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.11.2003г, №. В цокольном этаже многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха расположены коммуникации, обеспечивающие потребности всех жильцов дома – собственников квартир, в том числе сети электроснабжения, водопровода, запорные вентили на стояках, канализационные шахты. Ранее в помещениях цокольного этажа дома располагалась вечерняя школа и указанные помещения находились в оперативном управлении Управления образования и науки администрации г. Сочи. Жильцы дома и управляющая компания имели возможность свободного доступа к расположенным в цокольном этаже коммуникациям с целью проведения профилактических и аварийных работ. Распоряжением Главы г. Сочи от 04.05.2007г. №137-р нежилые помещения №№6,7,8,81,10, 22 литер А1 закреплены на праве оперативного управления за МБУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры Хостинского района г. Сочи». Распоряжением Главы г. Сочи от 16.05.2005г. №178-р нежилые помещения №№1-7 закреплены на праве оперативного управления за МБУ ДО Детская художественная школа №3. Часть нежилых помещений цокольного этажа передана по договору от 01.01.1997г. №31 в безвозмездное пользование отделу культуры Хостинского района г. Сочи под «Центр народного творчества». Распоряжением ДИО администрации г. Сочи от 17.08.2012г. №2822-р нежилые помещения №№16,17,19,21, 23-45 закреплены на праве оперативного управления за МАУ «Ресурсная, организационно-методическая площадка города Сочи». Указанные нежилые помещения №№16,17,19,21,23-45 были самовольно реконструированы МАУ «Ресурсная, организационно-методическая площадка города Сочи» в помещения для отдыха с санузлами, душевыми и коридором, то есть фактически переделаны в изолированные жилые помещения. Решением МВК от 19.03.2014г. (Протокол №2) были согласованы выполненные без разрешения на реконструкцию работы по переустройству и перепланировке указанных помещений цокольного этажа.Постановлением администрации г. Сочи от 14.04.2014г. №, протокол №2 заседания МВК был утвержден, и проведенные по реконструкции помещений работы приняты по Акту приемки от 20.04.2014г., утвержденному первым заместителем главы администрации Хостинского района г. Сочи ФИО2. В результате самовольно проведенной без согласования с собственниками жилых помещений дома реконструкции, помещения цокольного этажа в настоящее время представляют из себя комнаты в общежитии, которые периодически заселяются неизвестными им людьми с семьями.Распоряжением ДИО администрации г. Сочи от 28.10.2015г. №1919-р самовольно реконструированные помещения:№№16,21,21а,23,23а,24,24а,28,28а,29,29а,30,30а,31,31а,35,36,38,39,39а – помещения для отдыха;№№21б, 23б, 24б, 25, 26, 26а, 27, 28б, 30б, 37, 39б, 40, 45 – коридор;№№25а, 32, 33, 34, 42, 43 – санузлы;№№27а, 27б, 27в, 27г, 33а, 33в, 33г – душевые;№№17, 19, 44 – подсобные, переданы в оперативное управление МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи».По Договору № купли-продажи объектов нежилого фонда от 01.11.1995г., КУИ г. Сочи передало в собственность ТОО «Научно-технический центр «Искра» нежилые помещения №№ 1-5 литера А1 цокольного этажа дома №46 по ул. Бытха, общей площадью 59,8 кв.м.. Впоследствии, указанные помещения были проданы Лебедеву С.А. по договору купли-продажи, о чем выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права от 08.08.2014г.. Лебедевым С.А. также произведена реконструкция помещений №№1-5 цокольного этажа, в результате которой указанные помещения фактически реконструированы в изолированные квартиры.В связи с многочисленными реконструкциями помещений цокольного этажа, собственники общего имущества многоквартирного жилого дома лишены возможности доступа к общему имуществу многоквартирного жилого дома – коммуникациям холодного и горячего водоснабжения, канализации, энергоснабжения, которые согласно проектной документации расположены в цокольном этаже. Кроме того, ответчиками указанные коммуникации в результате ремонтных работ обшиты строительными материалами, вследствие чего доступ к ним для проведения эксплуатационных и аварийно-технических работ невозможен.Жильцы дома неоднократно обращались с заявлениями о принятии мер по факту нецелевого использования нежилых помещений цокольного этажа и устранения препятствий в пользовании общим имуществом многоквартирного жилого дома, однако, до настоящего времени никаких мер по нашим заявлениям принято не было. В помещениях цокольного этажа дома №46 по ул. Бытха расположены коммуникации, обеспечивающие все квартиры многоквартирного жилого дома холодным и горячим водоснабжением, канализацией, энергоснабжением, т.е. стояки труб, запорные вентили, электропроводка, канализационные шахты и т.д., а следовательно, данные нежилые помещения включаются в состав общего имущества жилого дома. Решением Малого Совета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 29.04.1992г. № «О муниципальной собственности г.Сочи Краснодарского края» многоквартирный жилой дом №46 по ул. Бытха был передан в муниципальную собственность г. Сочи.Однако, спорные нежилые помещения цокольного этажа, как самостоятельные объекты недвижимости, в Перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, включены не были, акты приема-передачи в муниципальную собственность помещений цокольного этажа отсутствуют.Согласно ст. 3 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в первой редакции) собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования.Состав общего имущества в многоквартирном доме определен также в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, согласно подпункту "а" пункта 2 которых в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, в том числе и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.Первая квартира №65 дома №46 по ул. Бытха была приватизирована 10.03.1993г., в силу чего многоквартирный жилой дом с указанного момента утратил статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности, и, следовательно, дальнейшие распоряжения администрацией г. Сочи помещениями цокольного этажа, в том числе государственная регистрации права муниципальной собственности, без учета интересов собственников жилых помещений дома, являются незаконными.Спорные нежилые помещение цокольного этажа не являются самостоятельным объектом права и являются общим долевым имуществом собственников многоквартирного жилого дома, так как требуется постоянный доступ к инженерному оборудованию, обеспечивающему подачу коммунальных услуг во все квартиры жилого дома, для его эксплуатации и контроля; инженерные коммуникации расположены во всех помещениях цокольного этажа, что исключает возможность их самостоятельного использования.Соответственно, и произведенные в помещениях цокольного этажа переустройство и перепланировка, также являются незаконными, нарушающими порядок, предусмотренный ст. ст. 25-26 ЖК РФ, а также нормами Закона Краснодарского края от 15.07.2005 №896-КЗ «О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края», Положением о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домахи многоквартирных домах и перевода нежилых зданий в жилыеи жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи, утв. Постановлением администрации города Сочи от 27.06.2013 №.Своего согласия на переустройство и перепланировку помещений цокольного этажа, являющихся общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома, жильцы дома №46 по ул. Бытхане давали.Следовательно, администрация г. Сочи не вправе была утверждать протокол МВК от 19.03.2014г. №2 о согласовании работ по переустройству и перепланировке помещений цокольного этажа №№№№16,17,19,21, 23-45 закрепленных на праве оперативного управления за МАУ «Ресурсная, организационно-методическая площадка города Сочи», а администрация Хостинского района г. Сочи не вправе была утверждать Акт приемки завершенных работ по переустройству и перепланировке от 20.04.2015г.Кроме того, при проведении и узаканивании перепланировки цокольного этажа дома не были учтены факторы риска для конструкций дома №46, предназначение которого в первую очередь является – многоквартирный жилой дом на 102 квартиры. В 2011г специалистами администрации Хостинского с выездом на место проведено обследование территории дома №46 по улице Бытха. Проверкой установлены оползневые процессы, имеются трещины на отмостках дома с двух сторон, лоток ливневой канализации полностью разрушен оползнем. Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Хостинского района г.Сочи принято решение на основании п.2 «а» классифицировать чрезвычайную ситуацию в указанном районе «локального характера».При проведении перепланировки в цокольном этаже многоквартирного жилого дома были пробиты дополнительные дверные проемы в несущих стенах, что нарушило целостность конструкций дома. Данные работы были сделаны без согласования с проектной организацией, без проведения экспертизы на предмет безопасности проживания. Тем более, что при проектировании дома расчеты на прочность фундамента и цоколя были сделаны на 5 жилых этажей. Но при строительстве было принято решение надстроить дополнительный шестой жилой этаж, что явилось дополнительной нагрузкой на цоколь и фундамент. Данные факты отражены в пояснительной записке к проектным документам.С учетом изложенных обстоятельств, произведенная перепланировка и ослабление несущих стен усугубили и так сложную обстановку и являются угрозой для жизни нескольких сотен людей, проживающих в жилом многоквартирном доме №46.
Представитель администрации города Сочи, администрации Хостинского района города Сочи иск не признал, мотивируя тем, что каких-либо нарушений действующего законодательствапри принятии оспариваемых истцом актов допущено не было. При определении правового режима спорных помещений не имело и не имеет значения наличие в них инженерных коммуникаций, так как они расположены в каждом подвале и сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещения, уже выделенные для самостоятельного использования, не связанные с обслуживанием жилого дома. Нахождение в спорном помещении инженерного оборудования (с учетом использования помещения в течение длительного времени как самостоятельного) не свидетельствует о его вспомогательном значении и предназначении исключительно для обслуживания иных помещений в многоквартирном доме. Наличие в нежилых помещениях коммуникаций не дает оснований автоматически считать такие объекты общей долевой собственностью, если по технической документации они не обладают признаками, характерными для технического подвала, и не являются вспомогательными по отношению к другим помещениям в доме. На основании статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу дома, на которое возникает право, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, в силу прямого указания этой нормы право общей долевой собственности домовладельцев возникает не на любую подвальную часть жилого дома, а лишь на технические подвалы.
Представитель МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи» иск не признал,указывая, чтоотсутствуют правовые основания к его удовлетворению, просит суд учесть, что оспариваемая истцом перепланировка и переустройство МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи» не выполнялась, они в оперативное управление получили спорные помещения именно в том виде, в котором они существуют.
Представитель АНО «Стандарты социального питания» иск не признал, указывая, что спорный помещения с 29.04.1992 находятся в реестре муниципальной собственности на основании решения Малого Совета Краснодарского краевого совета народных депутатов №. С указанного периода времени используются в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Собственник - муниципалитет - непрерывно владеет, пользуется и распоряжается муниципальными помещениями цокольного этажа, передавая их под нужды муниципальных учреждений. Оспариваемая истцом перепланировка и переустройство АНО «Стандарты социального питания» не выполнялась, они в пользование получили спорные помещения 17.05.2016 именно в том виде, в котором они существуют. 16.08.2016 ими с ООО УК «РЭУ-17» заключено соглашение о порядке доступа в принадлежащие им помещения и передан дубликат ключей от входной двери и помещений, находящихся у них в пользовании. Так же они предложили ООО УК «РЭУ-17» заключить договор на выполнение работ по разборке подвесных потолков, установке люков в перекрытиях, однако, ООО УК «РЭУ-17» уклоняется от подписания представленного письменного текста договора.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи просит в иске отказать, обосновывая свою позицию доводами представителя администрации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по образованию и науке администрации г.Сочи просит в иске отказать, обосновывая свою позицию доводами ответчиков по делу, просит суд учесть, что с момента ввода жилого дома в эксплуатацию помещения цокольного этажа никогда не были техническим подвалом, а использовались для размещения учреждений образования или культуры.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Управляющая компания «РЭУ-17» иск оставляет на усмотрение суда, при этом требования об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в нежилые помещения цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи для эксплуатационного обслуживания и ремонтных работ сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения путем передачи ключей от входных дверей, и обязании произвести демонтаж конструкций (подвесных потолков, коробов), закрывающих свободный доступ к коммуникациям, находящимся в цокольном этаже многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, демонтировать врезки, санитарно-технические приборы и оборудование (санузлы, душевые) дополнительно установленные на инженерные системы тепло-водоснабжения и канализации многоквартирного жилого дома, восстановить на инженерных системах отопления и водоснабжения отключающие вентили в нижней части поэтажных стояков и на трубах, и привести инженерные системы в соответствие с первоначальной проектной документацией поддерживает, указывая, что в настоящее время в случае возникновения аварийной ситуации на водоснабжении и теплоснабжении они, как управляющая компания, лишены доступа к коммуникациям.
Лебедев С.А., будучи надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. При том, что ему безусловно известно о рассмотрении настоящего дела в суде, поскольку 18.04.2016 его представитель(т.1 л.д.46) участвовал в подготовке дела к судебному разбирательству, 18.04.2016 получено согласие на СМС-извещение (т.1 л.д.52), о судебном разбирательстве Лебедев С.А., действуя через представителя, извещается посредством СМС-извещения.В силу положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и установленных судом обстоятельств суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МБУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры Хостинского района г. Сочи», третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ликвидационная комиссия МАУ «Ресурсная, организационно-методическая площадка г. Сочи», в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще и суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав экспертов, исследовав материалы дела, считает иск законным и обоснованным в части.
Так, рассматривая требования о признании помещений цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома, об истребовании из чужого незаконного владения помещения цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, о возложении обязанности освободить указанные помещения, об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении права муниципальной собственности города-курорта Сочи и Лебедева С.А. на помещения цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи суд не усматривает оснований к их удовлетворению.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из инвентарного дела на жилой дом №46 по ул.Бытха Хостинского района г.Сочи указанный жилой дом является многоквартирным жилым домом,1981 года постройки, количество этажей 7, из них Литер А 6 этажей и Литер А1 цокольный этаж.
Судом так же бесспорно установлено, что с момента ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию помещения цокольного этажа многоквартирного жилого дома№46 по ул.Бытха Хостинского района г.Сочи использовались в качестве самостоятельного объекта недвижимости в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома,- для размещения различных учреждений.
Указанное обстоятельство не оспаривается истцом, подтверждается материалами дела.
Так, судом установлено, что в соответствии с решением Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 29.04.92 № 192 «О муниципальной собственности г. Сочи Краснодарского края» многоквартирный жилой дом №46 по ул. Бытха передан в муниципальную собственность г. Сочи (т.1 л.д.61)..
С 25.05.1981 указанный жилой дом как объект учета, состоял на балансе МУП г. Сочи «РЭО-17», что подтверждается регистрационным удостоверением №16, инвентаризационной описью основных средств РЭУ-17 на 01.10.93 и договором о закреплении имущества от 01.12.93 №51.(т.1 л.д.81-86, л.д.5 т.1 инвентарного дела).
В цокольном этаже жилого дома №46 по ул.Бытха Хостинского района г.Сочи, согласно инвентарному делу на жилой дом и материалам дела располагались вечерняя общеобразовательная школа №3 (т.1 л.д.62), центр русской культуры отдела культуры Хостинской администрации, МУ культуры г.Сочи «Централизованная клубная система Хостинского района», МУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры Хостинского района г.Сочи, МАУ «Ресурсная, организационно-методическая площадка города Сочи», МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования города Сочи», с 17.05.2016 АНО «Стандарты социального питания» (т.1 л.д.63-71, т.3 л.д.10-27), (л.д.5,99 т.1 инвентарного дела).
Помещения №№1-5 Литер А1 цокольного этажа жилого дома с 01.11.1995 принадлежали на праве собственности «ТОО «Научно-технический центр «Искра» (т.1 л.д.27-30), с 08.08.2014 принадлежат на праве собственности Лебедеву С.А.(гр.дело №2-774/2016 л.д.6).
Таким образом, наличие инженерных коммуникаций и оборудования в цокольном этаже, что подтверждено заключением судебной строительно-технической экспертизы № от 05.08.2016 (т.2 л.д.114-150), не дает оснований автоматически считать этот объект недвижимости общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного жилого дома №46 по ул.Бытха Хостинского района г.Сочи, отвечающим критериям ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, на момент начала реализации гражданами права на приватизацию (1992 год), а как пояснил истец в жилом доме первая квартира была приватизирована в 1993 году, спорные помещения были учтены и сформированы для самостоятельного использования.
Рассматривая требования в части произведенной перепланировки и переустройства помещений цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, находящихся как в муниципальной собственности, так и в собственности Лебедева С.А., суд признает данные требования законными и обоснованными.
Так, в силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенного права является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерацииненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Статья 11 Жилищного кодекса Российской Федерации так же предусматривает, что защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу илипринятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.
Судом бесспорно установлено, что произведенные перепланировка и переустройство помещений цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, находящихся как в муниципальной собственности, так и в собственности Лебедева С.А., нарушают права и охраняемые законом интересы собственников многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, одним из которых ФИО1 и является.
Данный вывод суда основан на следующем.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы № от 05.08.2016 в цокольном этаже производились перепланировки и переустройства, которые заключались в следующем: установлены дополнительные перегородки с дверными проемами, заложены проемы, установлены санитарно-технические приборы (унитазы, раковины), приборы отопления (радиаторы) с прокладкой трубопроводов инженерных систем (т.2 л.д.118).
В силу ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу п.2.1. Положения о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и перевода нежилых зданий в жилыеи жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи, утв. Постановлением администрации города Сочи от 27.06.2013 N 1366 физическое или юридическое лицо (собственник или уполномоченное собственником лицо), выступающее инициатором проведения мероприятий (работ) по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения в жилом доме, расположенном на территории города Сочи, (далее - заявитель) вправе в соответствии с проектом переустраивать и (или) перепланировать за счет собственных средств и в порядке, предусмотренном настоящим Положением, находящиеся в его собственности нежилые помещения.
В указанном Положении прямо предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения в жилом доме, расположенного на территории города Сочи, возможна только в соответствии проектом переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, подготовленным и оформленным в установленном порядке проектной организацией и согласованным с организациями, согласно перечню.
Вместе с темсудом установлено, что ни МАУ «Ресурсная, организационно-методическая площадка города Сочи», выполнившее переустройство и перепланировку в помещениях №№16, 17, 19, 21, 23-45 цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, ни Лебедев С.А., выполнивший переустройство и перепланировку в помещениях №№1-5 цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, данное требование не выполнено.
Не учтено данное требование и администрацией при принятии решения о возможности сохранения перепланировки и переустройства, выполненного МАУ «Ресурсная, организационно-методическая площадка города Сочи».
Более того, несмотря на то, что в указанных помещениях проходят коммуникации и оборудование, обеспечивающие многоквартирный жилой дом холодным, горячим водоснабжением, отоплением, канализированием, электроснабжением согласие собственников помещений многоквартирного жилого дома на переустройство в помещениях цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи получено не было.
Тогда как п.2.2 Положения предусматривает обязательное получение письменного согласия всех собственников помещений в жилом доме, оформленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, если переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения невозможны без присоединения к нему части общего имущества.
При этом, согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы № от 05.08.2016 в перепланированных и переустроенных помещениях цокольного этажа многоквартирного жилого дома № 46 по ул. Бытха г. Сочи имеются инженерные коммуникации и оборудование, обеспечивающие более одного помещения в данном жилом доме, такие как центральной отопление (трубопроводы подающей и обратной системы отопления, отключающая и регулирующая арматура); централизованное водоснабжение холодное и горячее (трубопроводы, счетчики учета водопотребления, отключающая и регулирующая арматура); централизованная канализация (трубопроводы – стояки, лежаки с ревизиями и прочистками); централизованное электроснабжение.
При этом, в помещениях №№ 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 19, 21, 21а, 21б, 23, 23а, 23б, 24, 24а, 24б, 25, 25а, 26, 26а, 27, 27а, 27б, 27в, 27г, 28, 28а, 28б, 29, 29а, 30, 30а, 30б, 31, 31а, 32, 33, 33а, 33в, 33г, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 39а, 39б, 40, 42, 43, 44, 45 инженерные коммуникации располагаются по стенам, потолкам, под подвесным потолком и в коробах, оборудование располагается также на сетях и в исследуемых помещениях.
Так же судом из пояснений эксперта ФИО3 установлено, что на момент дачи экспертом ФИО3 технического заключения от 19.07.2013 (т.1 л.д.94-108), которое положено в основу принятия решения МВК от 19.03.2014 №2, изложенного в п.13 Протокола межведомственной комиссии по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и переводу нежилых зданий в жилые, и жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи, переустройство в нежилых помещениях №№16, 17, 19, 21, 23-45 произведено не было, сантехнические приборы, душевые кабины установлены не были, перенос сетей не осуществлялся.
Так же судом из заключения судебной строительно-технической экспертизы № от 05.08.2016 и заключение в данной части ни одной из сторон не оспорено, установлено, что дополнительно возведенные перегородки в указанных помещениях - создают дополнительную нагрузку на конструкции фундамента жилого дома, а пробитые отверстия под коммуникации отопление, водоснабжения (холодное и горячее), канализацию и вентиляцию в образовавшихся дополнительных помещениях (в том числе душевых) - могут оказывать влияние на целостность несущих конструкций цокольного этажа и в целом на сейсмоустойчивость жилого дома №46 по ул. Бытха г. Сочи, при условии, если отверстия пробивались в бетонных плитах ближе чем на 8-10 см от края (угла) плиты и между арматурой, тем более что стеновые плиты из керамзитобетонных плит (по проекту).Вариант устранения нарушений возможен только после проведении полного технического осмотра и освидетельствования конструкций всего жилого дома и мониторинга (во времени) изменений, происходящих в них. После этого, необходима разработка проектных решений по устранению установленных нарушений целостности конструкций.
При том, что в 2011 году как следует из ответа от 11.03.2011 специалистами администрации Хостинского с выездом на место проведено обследование территории дома №46 по улице Бытха. Проверкой установлены оползневые процессы, имеются трещины на отмостках дома с двух сторон, лоток ливневой канализации полностью разрушен оползнем. Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Хостинского района г.Сочи принято решение на основании п.2 «а» классифицировать чрезвычайную ситуацию в указанном районе «локального характера» (т.3 л.д.32).
Согласно ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
При установленных обстоятельствах суд признает незаконными переустройство и перепланировку нежилых помещений №№16, 17, 19, 21, 23-45 цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, признает недействительными решение, изложенное в пункте 13 Решения МВК по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и переводу нежилых зданий в жилые, ижилых домов в нежилые здания на территории города Сочи, оформленное Протоколом №2 от 19.03.2014г., Постановление администрации г. Сочи от 14.04.2014г. № «Об утверждении протокола от 19 марта 2014 года №2 заседания межведомственной комиссии по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и переводу нежилых зданий в жилые, и жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи. Акт приемки завершенных переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах от 20.04.2015г., утвержденный первым заместителем главы администрации Хостинского района г. Сочи.
Так же признает незаконными переустройство и перепланировку нежилых помещений №№1, 2, 3, 4, 5 цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи (т.1 л.д.22-25) и обязывает Лебедева С.А. привести указанные нежилые помещения в первоначальный вид.
При этом суд учитывает, что произведенная Лебедевым С.А. перепланировка в части монтажа дополнительного дверного проема на основании решения Хостинского районного суда г.Сочи от 11.04.2016, вступившего в законную силу, в рамках настоящего дела не оспаривается.
Так же суд обязывает Администрацию г. Сочи, собственника помещений, МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи», балансодержателя помещений, АНО «Стандарты социального питания»,пользователя помещений, Лебедева С.А. привести принадлежащие им помещения в первоначальный вид, демонтировать врезки, санитарно-технические приборы и оборудование (санузлы, душевые) дополнительно установленные на инженерные системы тепло-водоснабжения и канализации многоквартирного жилого дома №46 по ул. БытхаХостинского района г. Сочи, произведенные в помещениях №№1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 19, 21, 21а, 21б, 23, 23а, 23б, 24, 24а, 24б, 25, 25а, 26, 26а, 27, 27а, 27б, 27в, 27г, 28, 28а, 28б, 29, 29а, 30, 30а, 30б, 31, 31а, 32, 33, 33а, 33в, 33г, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 39а, 39б, 40, 42, 43, 44, 45 цокольного этажа жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, восстановить на инженерных системах отопления и водоснабжения отключающие вентили в нижней части поэтажных стояков и на трубах, и привести инженерные системы в соответствие с первоначальной проектной документацией и первичной технической инвентаризацией ФГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ».
Так же суд обязывает администрацию г. Сочи, в лице уполномоченных органов, произвести полный технический осмотр и освидетельствование конструкций жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, и мониторинг (во времени) изменений, происходящих в них.
Возложение данных обязанностей предусмотрено положениями ст.12, п.1 ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В части требований об обязанияАНО «Стандарты социального питания» и Лебедева С.А. не чинить собственникам жилых помещений многоквартирного дома №46 по ул. Бытха г. Сочи препятствий в пользовании нежилыми помещениями цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, обеспечить беспрепятственный доступ в указанные помещения для эксплуатационного обслуживания и ремонтных работ сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения, расположенных в указанных помещениях, путем передачи уполномоченным лицам ключей от входных дверей, и обязать произвести демонтаж конструкций (подвесных потолков, коробов), закрывающих свободный доступ к коммуникациям многоквартирного жилого дома суд считает данные требования обоснованными в части.
Так, согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы № от 05.08.2016 все магистральные трубопроводы основных инженерных коммуникаций многоквартирного жилого дома № 46 по ул. Бытха г. Сочи - проходят по помещениям цокольного этажа. В настоящее время свободный доступ собственников помещений жилого дома №46 по ул. Бытха г. Сочи и сотрудников аварийных служб к инженерным коммуникациям и оборудованию, находящемуся в помещениях, расположенных в цокольном этаже данного многоквартирного дома не имеется. Для доступа к инженерным коммуникациям и оборудованию для проведения эксплуатационных и аварийных работ – необходимо передать комплект ключей собственникам жилого дома от замков помещений цокольного этажа и от замков на входных дверях в цокольный этаж, а при осмотре, ремонте и замене инженерных коммуникаций необходимо демонтировать подвесные потолки и короба в данных помещениях.
А именно, по мнению суда, и АНО «Стандарты социального питания», пользователь части помещений, и Лебедев С.А., собственник части помещений, обязаны в случае возникновения аварийных ситуаций, ситуаций, связанных с обслуживанием сетей, обеспечить беспрепятственный доступ в указанные помещения для эксплуатационного обслуживания и ремонтных работ сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения, расположенных в указанных помещениях, путем передачи ключей от входных дверей.
Однако, указанный доступ должен быть обеспечен не собственникам помещений многоквартирного жилого дома, как об этом заявлено в иске, а управляющей компании, каковой в силу решения, оформленного протоколом от 05.07.2015 (т.3 л.д.1) является ООО «УК «РЭУ-17», и службам, эксплуатирующим сети.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными переустройство и перепланировку нежилых помещений №№16, 17, 19, 21, 23-45 цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи и обязать администрацию г. Сочи, МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи», АНО «Стандарты социального питания» привести указанные помещения в первоначальный вид.
Признать недействительным решение, изложенное в пункте 13 Решения МВК по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и переводу нежилых зданий в жилые, и жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи, оформленное Протоколом №2 от 19.03.2014г.
Признать недействительным Постановление администрации г. Сочи от 14.04.2014г. № «Об утверждении протокола от 19 марта 2014 года №2 заседания межведомственной комиссии по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и переводу нежилых зданий в жилые, и жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи.
Признать недействительным Акт приемки завершенных переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах от 20.04.2015г., утвержденный первым заместителем главы администрации Хостинского района г. Сочи.
Признать незаконными переустройство и перепланировку нежилых помещений №№1, 2, 3, 4, 5 цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи и обязать Лебедева С.А. привести указанные нежилые помещения в первоначальный вид.
Обязать Администрацию г. Сочи, МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи», АНО «Стандарты социального питания», Лебедева С.А. демонтировать врезки, санитарно-технические приборы и оборудование (санузлы, душевые) дополнительно установленные на инженерные системы тепло-водоснабжения и канализации многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, произведенные в помещениях №№1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 19, 21, 21а, 21б, 23, 23а, 23б, 24, 24а, 24б, 25, 25а, 26, 26а, 27, 27а, 27б, 27в, 27г, 28, 28а, 28б, 29, 29а, 30, 30а, 30б, 31, 31а, 32, 33, 33а, 33в, 33г, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 39а, 39б, 40, 42, 43, 44, 45 цокольного этажа жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, восстановить на инженерных системах отопления и водоснабжения отключающие вентили в нижней части поэтажных стояков и на трубах, и привести инженерные системы в соответствие с первоначальной проектной документацией и первичной технической инвентаризацией ФГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ».
Обязать администрацию г. Сочи, в лице уполномоченных органов, произвести полный технический осмотр и освидетельствование конструкций жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи, и мониторинг (во времени) изменений, происходящих в них.
Обязать АНО «Стандарты социального питания» и Лебедева С.А. обеспечить беспрепятственный доступ в нежилые помещения цокольного этажа многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи для эксплуатационного обслуживания и ремонтных работ сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения путем передачи уполномоченным лицам ключей от входных дверей, и обязать произвести демонтаж конструкций (подвесных потолков, коробов), закрывающих свободный доступ к коммуникациям, находящимся в цокольном этаже многоквартирного жилого дома №46 по ул. Бытха Хостинского района г. Сочи.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Хостинский районный суд г.Сочи.
Председательствующий: Н.А. Волкова
На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО: СУДЬЯ Н.А. ВОЛКОВА