№2-1127/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Буздяк 27 декабря 2017 года
Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сахаутдиновой Г.Т., при секретаре ФИО1, с участием прокурора <адрес> Республики Башкортостан ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства к Администрации сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Совету сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании изготовить электронный документ в формате ХМL (сформированный с использованием ХМL-схем) карты-плана объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой правилами землепользования и застройки, направить его в орган кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Республики Башкортостан обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства к Администрации сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Совету сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании изготовить электронный документ в формате ХМL (сформированный с использованием ХМL – схем) карты-плана объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой правилами землепользования и застройки и направить его в орган кадастрового учета, указывая, что прокуратурой района с участием специалиста главного архитектора <адрес>ФИО3 в соответствии с заданием прокуратуры Республики Башкортостан № года от ДД.ММ.ГГГГ, поручений прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территории за период 2016-2017 годы в сельском поселении <адрес> сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан, в ходе которой вскрыты грубые нарушения законодательства, выразившиеся в непредставлении сведений об объектах землеустройства органом местного самоуправления в орган кадастрового учета. С ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестр» не осуществляет государственный кадастровый учет объектов недвижимости. Действующим в период с 2011 года по настоящее время законодательством императивно установлено, что субъектом, на который возложена обязанность по направлению указанных сведений и документов, является именно представительный орган местного самоуправления, который утверждает своим решением правила землепользования и застройки. Представительным органом местного самоуправления, принявшим Правила землепользования и застройки в сельском поселении, является Совет сельского поселения. Так, решение об утверждении правил землепользования и застройки населенных пунктов территории сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан принятом Советом сельского поселения <адрес> сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ№. В составе указанных правил приняты карта градостроительного зонирования и карта границ с особыми условиями использования территорий по природно-экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Зоны охраны водоемов и зоны ограничений от стационарных, техногенных источников. В ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления разработаны и утверждены карты (планы) объектов землеустройства с определенными координатами характерных точек границ территориальных зон в составе правил землепользования и застройки. Данная карта-план объекта землеустройства изготавливается в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой ПЗЗ, и направляется в форме электронного документа в формате XML (сформированных с использованием XML-схем). Возникновение обязанности по направлению сведений поставлено законом в зависимость от такого юридического факта как утверждение карт (планов) в составе правил землепользования и застройки. Между тем, администрацией сельского поселения <адрес> сельсовет в нарушение ст.32 Федерального закона №218-ФЗ и Правил № не изготовлен электронный документ в формате XML (сформированный с использованием XML-схем) карты-плана объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой ПЗЗ. Как следствие данные сведения Советом сельского поселения <адрес> сельсовет не направлены в форме электронного документа в формате XML (сформированных с использованием XML-схем) в орган кадастрового учета. Невыполнение органами местного самоуправления обязанности по направлению в орган кадастрового учета сведений, предусмотренных законом, образует пробелы в кадастровом учете, нарушает принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. Просит обязать Администрацию сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу изготовить электронный документ в формате XML (сформированный с использованием XML-схем) карты-плана объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой правилами землепользования и застройки, а также обязать Совет сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан после утверждения электронного документа в формате XML (сформированного с использованием XML-схем) карты-плана объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой правилами землепользования и застройки, направить данный документ в орган кадастрового учета в порядке установленном законом.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – глава Администрации СП <адрес> сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан ФИО4 с исковыми требованиями прокурора согласился, при этом пояснил, для устранения нарушений необходимо финансирование и длительное время.
Заслушав мнение сторон, изучив представленные материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Пунктом 20 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен порядок утверждения правил землепользования и застройки, а частью 1 статьи 15 закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ установлена обязанность органа местного самоуправления при принятии ими решений об утверждении правил землепользования и застройки направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №78-ФЗ «О землеустройстве».
В соответствии со ст.32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, после чего данный документ подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет».
Далее, согласно Федеральному закону №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости», сведения вносятся в кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов. В кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно ч.9 ст.22 указанного закона, сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
В соответствии с п.п.33 и 34 Правил № при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в п.п.12, 27, 29, а также в абз.4, 6 и 7 абз.п.30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Документы, предусмотренные абз.4, 6 и 7 п.30 настоящих Правил, предоставляются в форме электронного образа документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса либо должностного лица органа местного самоуправления, в который представлены данные документы.
При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» документы предоставляются на электронных носителях.
Использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Из приведенного правового регулирования межведомственного информационного взаимодействия следует, что в случае принятия органами местного самоуправления решений об утверждении правил землепользования и застройки (при внесении в них изменений) указанные органы должны направлять в орган кадастрового учета необходимые документы для внесения сведений в государственный кадастр.
Непредставление в орган кадастрового учета порядке карты (плана) объектов землеустройства, составленные в результате описания месторасположения границ объектов землеустройства приводит к невозможности ведения достоверного кадастрового учета объектов недвижимости, как следствие предоставление гражданам неполной информации, что нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого на свободное получение информации, то есть права неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что решением главы сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан. ДД.ММ.ГГГГ решением главы сельского поселения <адрес> сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан № «О внесении изменений в решение Совета сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «Правила землепользования и застройки населенных пунктов территории сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» решено внести изменения в указанные Правила; настоящее решение установлено обнародовать на информационных стендах сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и официальном сайте администрации <адрес>
Согласно п.21 ст.3 Устава СП <адрес> сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан, следует, что к вопросам местного значения Сельского поселения относятся в том числе утверждение генеральных планов Сельского поселения, правил землепользования и застройки и.т.д.
Таким образом, интерес неопределенного круга лиц в данном случае выражается в том, что Администрация сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан является органом местного самоуправления и осуществляет свои функции в интересах муниципального образования, то есть граждан, проживающих на его территории.
Неисполнение ответчиком указанного в иске требования, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации недвижимости» нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого на свободное получение информации, то есть права неопределенного круга лиц, исходя из этого суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Кроме того, невыполнение органами местного самоуправления обязанности по направлению в орган кадастрового учета сведений, предусмотренных законом, образует пробелы в кадастровом учете, нарушает принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Согласно п.19 ст. 333.36 НК РФ орган местного самоуправления, выступающий по делу в качестве ответчика, освобождается от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу изготовить электронный документ в формате XML (сформированный с использованием XML – схем) карты-плана объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой правилами землепользования и застройки.
Обязать Совет сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан после утверждения электронного документа в формате XML (сформированного с использованием XML – схем) карты-плана объекта землеустройства в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой правилами землепользования и застройки, направить данный документ в орган кадастрового учета в порядке установленном законом.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня провозглашения через Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья
Благоварского межрайонного суда
Республики Башкортостан: подпись Г.Т.Сахаутдинова
Решение не вступило в законную силу.