Дело № 2-1129\2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2020 года | с. Долгодеревенское |
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи | ФИО1 |
при секретаре | ФИО2 |
с участием истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению социальной защиты населения Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области об отмене решений об отказе в назначении пособий, обязании назначить пособия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее УСЗН, ответчик) об отмене решений об отказе в назначении пособий, обязании назначить пособия, просила отменить решение Управления социальной защиты населения Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области: № от 20.02.2020 года "Об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка"; № 20 от 21.02.2020 года "Об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка"; № 21 от 21.02.2020 года "Об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет" и обязать Управление социальной защиты населения Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области назначить выплаты детских пособий ее дочери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения: по праву рождения первым ребенком согласно Федерального закона от 28.12.2017 г. № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", выплаты в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, выплаты в соответствии с законом Челябинской области от 28.ю10ю.2004г. №; 299 -ЗО "О пособии на ребенка".
В обоснование указывает следующее: 15.01.2020 года обратилась с заявлением в УСЗН о продлении детских пособий ее несовершеннолетней дочери ФИО5 ДАТА года рождения. Однако, 10 марта 2020 года в УСЗН получила решение об отказе в продлении детских пособий, обоснованное отсутствием справки о доходах отца ребенка с места его работы и справки о том, что отец ребенка не оформлял детских пособий.
Считает принятые решения необоснованными, поскольку отец ребенка ФИО6, отказался от дочери еще до ее рождения, в жизни и воспитании ребенка не участвует. В браке с отцом ребенка она не состояла и не состоит, общего хозяйства не ведут. Собственными усилиями получить справки с места работы отца ребенка не представляется возможным, поскольку бухгалтерия ООО "Газпром добыча Ямбург" ей отказала. УСЗН также направляло запросы по месту работы отца ребенка в бухгалтерию ООО "Газпром добыча Ямбург", где также был получен отрицательный ответ. На ее просьбу решить проблему возможностями государственной власти ответили отказом. В справке администрации Рощинского сельского поселения о составе семьи ФИО6, не числится, членом ее семьи не является потому требование о предоставлении справки о доходах оцта ребенка является незаконным.
После отложения слушания дела для представления доказательств, в материалы дела от судебного пристава-исполнителя Кировского РОСП УФССП по Республике Башкортостан направлены поступившие из бухгалтерии "Газпром Добыча Ямбург" справки о доходах ФИО6 и сведения о том, что им заявление и документы для назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет ФИО5 ДАТА г.р. в ООО "Газпром Добыча Ямбург" не поступали.
В судебном заседании ФИО3 исковые требования поддержала, пояснила, что она обращалась за содействием в получении информации к отцу ребенка, но он категорически отказался направлять ей какие-либо справки, ей не смогли помочь в получении информации и УСЗН, на запросы которых был направлен отказ в предоставлении информации, тогда она обратилась с жалобой в Управление УФССП по Республике Башкортостан, которые направили запрос в бухгалтерию в ООО "Газпром Добыча Ямбург". После перерыва истец в судебное заседание не явилась, просила закончить рассмотрение дела без своего участия.
Представитель ответчика ФИО4 после ознакомления с поступившими документами, пояснила, что препятствий к назначению пособий не имеется, справки оформлены должным образом, содержат необходимую информацию, указала, что ранее УСЗН самостоятельно направляло запросы в бухгалтерию предприятия, где работает отец ребенка, однако, на запрос о представлении справок о доходах и не назначении пособия по уходу за ребенком были получены отказы со ссылкой на то, что данные сведения содержат персональные данные и не могут быть предоставлены без согласия ФИО6
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в полном объеме, надзорное производство №- по жалобе ФИО3, направленное прокуратурой Сосновского района, суд полагает исковые требования обоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 проживает в АДРЕС, имеет состав семьи - дочь ФИО5, ДАТА года рождения.
Решением Сосновского раойнного суда от 15.10.2019 года удовлетвлрены частично исковые требования ФИО3 к ФИО7
Установлено, что ФИО6, ДАТА года рождения, уроженец <данные изъяты> респ. Башкортостан, гражданин РФ является отцом ФИО5, ДАТА года рождения, уроженки <данные изъяты>, родившейся у ФИО3, ДАТА года рождения, уроженки г<данные изъяты>.
Внесена в запись акта о рождении ФИО5, № от ДАТА в графу отец сведения об отце - ФИО6, ДАТА года рождения, уроженец <данные изъяты>, гражданин РФ.
Взыскано с ФИО6, ДАТА года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, в пользу ФИО3, ДАТА года рождения, алименты на содержание ребенка ФИО5, ДАТА года рождения, уроженки <данные изъяты>, в размере 1/4 части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с ДАТА, до совершеннолетия ребенка или изменения условий.
15.01.2020 года ФИО3 обратилась в УСЗН с заявлением о назначении следующих видов пособий: ежемесячная денежная выплата в случае рождения (усыновления) первого ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, пособие на ребенка.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 418-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона N 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка возникает, в том числе, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. В 2020 году составил 22166 руб.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона N 418-ФЗ предусмотрено, что ежемесячная выплата осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка.
На основании приведенных законоположений, следует, что право на ежемесячную выплату первоначально возникает у женщины, родившей (усыновившей) ребенка, имеющей гражданство Российской Федерации, постоянно проживающей на территории Российской Федерации, и это право может быть реализовано в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка.
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (пункт 6 статьи 1 вышеуказанного Закона).
В соответствии с пунктом 21 данного Порядка расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Закона при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются, в том числе, следующие доходы семьи, полученные в денежной форме: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети (пункт 10 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ.
Среднедушевой доход рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев, за исключением доходов членов семьи, признанных на день подачи заявления безработными. Отсчет указанного 12-месячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении выплаты. При этом учитываются доходы семьи в денежной форме до вычета налогов.
Не берутся в расчет суммы ежемесячных выплат в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребенка; единовременная материальная помощь, выплачиваемая из бюджетных средств и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Среднедушевой доход семьи рассчитывается путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за 12 календарных месяцев на количество членов семьи (ч. 1, 2, 2.1, 2.2, 4, 6, 8 ст. 4 Закона N 418-ФЗ; ч. 3 ст. 3 Закона от 24.04.2020 N 125-ФЗ; п. 12 Методических указаний, утв. Приказом Минтруда России от 24.03.2020 N 151н).
В соответствии со справкой о доходе ФИО3, за период с января 2019 о декабрь 2019 года ей выплачено единовременное пособие при рождении ребенка в размере 19272,95 руб., ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 43558,04, пособие на детей одиноких матерей 7152 руб., областное единовременное пособие при рождении 1-го ребенка 2000 руб., ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка - 117 508,81.
Всего за период с января по декабрь 2019 года ФИО3, получила доход в размере 189 491 руб. 80 коп.
При расчете среднедушевого дохода в состав семьи включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина и несовершеннолетние дети.
Однако не могут быть учтены в составе семьи родители, не состоящие в браке и не проживающие совместно с ребенком, а также супруги родителей, не проживающих совместно с ребенком. Отец ребенка, не состоящий в браке с матерью ребенка и не проживающий совместно, не может быть признан членом семьи матери ребенка.
Суд полагает заслуживающими внимания доводы истца о том, что не подлежит учету доход отца ребенка ФИО6, с которым она в браке не состояла и который никогда совместно с нею и ребенком не проживал, поскольку из представленных в дело доказательств следует, что ФИО6 зарегистрирован по месту жительства и постоянно проживает в другом субъекте Российской Федерации (<данные изъяты>), осуществляет трудовую деятельность также в ином субъекте Российской Федерации, по месту жительства истицы никогда не проживал.
Потому нет никаких оснований считать ФИО6 членом семьи ФИО3 и учитывать его доход при расчете среднедушевого дохода семьи истицы.При таких обстоятельствах решение УСЗН № 20 от 21.02.2020 года "Об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка" является необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Право на получение пособия по уходу за ребенком сохраняется за гражданином при работе во время отпуска дома, а также в условиях неполного рабочего времени.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Как указано в ст. 14 данного Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ, лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленных Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", регулируются Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н (далее - Порядок).
В соответствии с пп. "д" п. 54 Порядка при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет представляется справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия.
В соответствии с п.1 закона Челябинской области № 299-ЗО от 28.10.2004 года "О пособии на ребенка" право на пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей) на каждого рожденного (усыновленного) и совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Челябинской области, установленного в соответствии с законодательством Челябинской области. (в ред. Законов Челябинской области от 28.11.2013 N 598-ЗО, от 11.05.2016 N 343-ЗО).
Пособие на ребенка назначается органом социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок (далее - заявитель), на основании его письменного заявления в соответствии с Положением "О порядке назначения и выплаты пособия на ребенка", утвержденным постановлением № 167-п от 22.12.2004г. Правительства Челябинской области.
В целях реализации Законов Челябинской области "О пособии на ребенка", "О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области", "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Челябинской области", "О ежемесячной денежной выплате, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет", утвержден Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение пособия на ребенка и дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с которым, Заявитель при обращении в орган социальной защиты населения по месту его жительства за назначением пособия на ребенка подтверждает сведения о доходах семьи документами, перечень которых определяется Положением о порядке назначения и выплаты пособия на ребенка, утвержденным Правительством Челябинской области.
Пособие на ребенка назначается родителю (усыновителю) на каждого рожденного, усыновленного и совместно проживающего с ним ребенка в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Челябинской области, установленного в соответствии с законодательством Челябинской области (п. 4 Положения).
Исходя из полученного ФИО3 дохода за период с января по декабрь 2019 года в размере 189 491 руб. 80 коп., среднедушевой доход истицы и совместно с нею проживающего ребенка не превышает величину прожиточного минимума в Челябинской области, установленного в соответствии с законодательством Челябинской области.
В соответствии с пунктом 10 Положения к заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
2) копия свидетельства (свидетельств) о рождении ребенка;
3) копии страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования заявителя и членов его семьи в случае, если заявитель либо члены его семьи являются получателями пенсии и заявитель не представил документы из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащие сведения о размере получаемых пенсий, по собственной инициативе;
4) документы, выданные уполномоченными органами, организациями и предприятиями о регистрации заявителя и ребенка, на которого назначается пособие, а также других членов семьи заявителя по месту жительства (месту пребывания) на территории Челябинской области, подтверждающие их совместное проживание. При отсутствии регистрации у ребенка, на которого назначается пособие, а также у членов семьи заявителя на территории Челябинской области, прилагается акт о фактическом их проживании с заявителем;
5) справка об обучении ребенка (детей) старше шестнадцати лет в общеобразовательной организации;
6) справка из органа социальной защиты населения по месту жительства другого родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), проживающего на территории другого муниципального района (городского округа) Челябинской области, о неполучении им пособия на ребенка;
7) справка о неполучении пособия на ребенка по месту жительства при наличии постоянной регистрации на территории другого субъекта Российской Федерации либо справка о неполучении пособия на ребенка по прежнему месту жительства (для заявителей, прибывших на постоянное место жительства в Челябинскую область);
8) копия акта органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми), а также справка о неполучении денежных средств на содержание детей, переданных под опеку (попечительство) (в случае назначения пособия на ребенка опекуну (попечителю);
9) документы, подтверждающие доход каждого члена семьи за последние три месяца перед обращением, для определения среднедушевого дохода семьи либо документы, подтверждающие отсутствие дохода семьи.
Таким образом, для назначения пособия на ребенка необходимо предоставление справки с места работы (службы) отца, матери (обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не используют отпуск по уходу за ребенком и не получают пособие.
ФИО3 заблаговременно, в декабре 2019 года сообщила УСЗН адрес организации, где работает отец ребенка.
В целях оказания содействия истице специалисты УСЗН дважды направляли запросы (02.12.2019г. и ДАТА) в ООО "Газпром добыча Ямбург" АДРЕС ЯНАО о неполучении отцом ребенка пособия по уходу и справки о размере заработной платы за 12 месяцев, указав, что сведения необходимы для оформления пособия на ребенка, также неоднократно общались с представителями работодателя в телефонном режиме, но в представлении испрашиваемых сведений работодателем было отказано по тем основаниям, что не приложено согласие ФИО6 на использование и обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. № 152-ФЗ "О персональных данных".
Из пояснений истицы следует, что ФИО6 в телефонном разговоре категорически отказался предоставлять ей справки для оформления пособия на ребенка, отцом которого он был признан в судебном порядке.
Таким образом, истца не могла представить документы ввиду явного противодействия отцом ребенка и злоупотреблении им правом.
Только лишь при обращении истицы в Управление ФССП по Республике Башкортостан и направлении запроса в бухгалтерию ООО "Газпром добыча Ямбург" г.Новый Уренгой ЯНАО службой судебных приставов, необходимые документы были в бухгалтерии по месту работы отца ребенка получены.
Согласно справке ООО "Газпром добыча Ямбург" от 17.07.2020 года №, ФИО6 работает в филиале "Газопромысловое управление " ООО "Газпром добыча Ямбург" в должности обходчика линейный 4 разряда с 23.10.2015 года по настоящее время. Заявление и документы для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения) по состоянию на 16.07.2020 года в ООО "Газпром добыча Ямбург" не поступали. Реестр сведений в Филиал № ГУ - регионального отделения ФСС РФ по ЯНАО не направлялся.
Поскольку нормативными правовыми актами Российской Федерации форма справки не установлена, при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком к ее содержанию могут предъявляться лишь требования, установленные пп. "д" п. 54 Порядка, т.е. об использовании или неиспользовании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Учитывая, что ФИО3 при обращении в УСЗН 15.01.2020 года были представлены все документы, кроме справок с места работы отца ребенка, предоставить которые она могла по уважительной причине, суд полагает возможным исковые требований ФИО3 удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 к Управлению социальной защиты населения Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области удовлетворить
Отменить решение Управления социальной защиты населения Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области:
- № от ДАТА "Об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка"
- № от ДАТА "Об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка"
- № от ДАТА "Об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет."
Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по назначению ФИО3 ежемесячной денежной выплаты в случае рождения (усыновления) первого ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также пособия на ребенка в соответствии с поданным ею 15.01.2020 года заявлением.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> ФИО1